Это нам, наивным, сказал один дядька, на которого мы, было дело, здорово и, как нам казалось, праведно гневались. Ставший во время оно бизнесменом, он почувствовал вкус денег, усвоил соответствующую лексику и образ жизни «успешных». Торговал чем-то, и склад у него был в двух шагах от церкви, на церковной, согласно старым документам, которые мы нашли в архиве, территории.
Свысока смотрел на не умеющих жить людишек, которые со своими проблемами лезут к своему Богу, «а проблемы решать надо самому, здесь и сейчас, – я это и делаю». Главная заповедь у него была, по его же словам, – «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Богатая машина напоказ, демонстрация вечной занятости, «я вас услышал» по телефону – в общем, весь набор «хозяина жизни», умеющего «решать», «разруливать», «расщелкивать». Разумеется, на все намеки, просьбы, даже прошения отдать храму храмово отвечал высокомерным отказом. «А вы к вашему Богу обратитесь. Дойдут до Него ваши просьбы и прошения? Что-то я пока не вижу».
На все намеки, просьбы, даже прошения отдать храму храмово отвечал высокомерным отказом
Мы его, скажу мягко, недолюбливали. Да что там: терпеть не могли. «И не стыдно морде!» – слышалось в притворе. От паперти до низенького еще тогда, начинающего восстанавливаться иконостаса витали идеи социализма, а то и военного коммунизма. С запахом ладана, по мнению священника, никак не сочетающиеся. Странно, но сам священник сохранял полное спокойствие, хоть и вздыхал, когда слышал имя этого занятого-решающего. Нам же, молодым, всё больше становящимся похожими на кананитов, строго напоминал: «Дайте место гневу Божию» (Рим.12, 19).
Через несколько месяцев, может, и через год этот дядька появился в храме совсем с другим выражением лица и даже осанкой – сгорбился, и сильно. О снисходительно-презрительном взгляде и говорить нечего: смотрел с болью и, если можно так сказать, куда-то внутрь. Попросил несколько минут для разговора со священником. Батюшка попросил всех потом молиться о здравии отрока – сына этого мужчины. Что мы, разумеется, и делали. Попал, говорит, в аварию, сейчас в больнице, положение сложное.
В скором времени парень, слава Богу, поправился, хотя и ходил прихрамывая какое-то время. Отец распрямился, взгляд просветлел. И данное, судя по всему, обещание выполнил: без всяких разговоров вернул храму отобранную в годы гонений собственность, больше никаких разговоров на эту тему не было.
В тот закуток, где был его склад, мы с радостью перенесли пресловутый «ящик»
В тот закуток, где был его склад, мы с радостью перенесли пресловутый «ящик», потому что слишком уж много разговоров, звона и шуршаний было, когда этот «ящик» находился в самом храме, мешая молитве и доброй тишине. В этой доброй тишине часто стоял или сидел тот самый дядька-бизнесмен, всерьез и честно пересмотревший свои убеждения. Иногда, правда, брал на себя роль аколуфа: если кто-нибудь входил в церковь и забывал выключить «мобильник» (а они, как известно, всегда трещат во время Херувимской или Евхаристического канона), страшным шепотом убеждал немедленно либо выключить телефон, либо выйти на улицу. Однажды выдал какому-то гражданину в дорогом пиджаке: «Так просто, походя, в рай с ‟мобилой” не въедешь. Убавь фанфары». Прав, мы думаем.