Иерей Василий Писцов: «Тратьте время на воспитание детей»

Вторая часть беседы с иереем Василием Писцовым, клириком Свято-Серафимовского собора города Кирова и миссионером Вятской епархии, посвящена воспитанию детей и миссионерскому служению священника в рамках современной школы.

Часть 1 – «Господь награждает радостью, которую не опишешь»

Слово пастыря в Серафимовском храме Слово пастыря в Серафимовском храме

Доброе соработничество

– Отец Василий, как священник вы большое место отводите миссионерскому служению. В каких делах оно проявляется и почему это важно?

– Святые отцы говорили, что священническое служение состоит из трех наиболее важных частей, которые в той или иной мере в разных сочетаниях, но непременно присутствуют в деятельности каждого священника. Это три дела: служить, учить и управлять. И действительно, совершение богослужений, церковных таинств характерно для всех священников. Управление или административная деятельность тоже имеет место среди целого ряда священнослужителей, которые управляют приходами или, например, являются ответственными за социальное или воинское служение в епархии. И, конечно, то, с чем непосредственно сталкивается каждый священнослужитель, – это учение. Задача священника, по заповеди Христа, – «пойти и научить все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Соответственно, доносить до людей истины христианской веры, принципы христианской жизни, опыт церковной жизни – это очень важная часть священнической жизни.

Довольно долго в школах на первую ступень ставилось интеллектуальное, профессиональное образование, а задача воспитания игнорировалась

Поэтому моя миссионерская деятельность посвящена работе со школьниками, то есть с тем возрастом, когда человек получает начальное или среднее образование, осваивает различные науки, но одновременно должен получать и начальное нравственное воспитание: узнавать о заповедях Божиих, о достойных и недостойных поступках. Эту деятельность я считаю очень важной, потому что на протяжении достаточно долгого времени в школах на первую ступень ставилось именно профессиональное, интеллектуальное образование, а задача воспитания полностью игнорировалась учебным процессом либо выполнялась очень опосредованно, то есть на уроках литературы или истории, когда человек ориентировался на хорошие примеры и пытался им подражать или осуждал примеры негативные. В целом же, прямой задачи воспитания будущих школьников учебная система не ставила.

Сейчас школы, особенно после 2022 года, перестраивают свою деятельность, и задача воспитания в них приобретает одно из ключевых значений. Наша деятельность как священнослужителей помогает осуществить эту воспитательную задачу. Мы выстраиваем доброе соработничество со школой. Хотя я не скажу, что моя деятельность проходит безоблачно.

– Как руководство школ, педагоги, родители откликаются на визит священника в стены школы и общение батюшки с ребятами?

– Могу сказать только за те школы города Кирова, с которыми работаю непосредственно как миссионер. Надо сказать, что каждая школа – это свой отдельный мир. И многое зависит от настроя, душевного состояния человека, ответственного за воспитательный процесс учащихся. Поэтому где-то директор, завуч и учителя воспринимают мою деятельность положительно, очень рады приходу священника в классы, предлагают поводы для просветительских встреч, обсуждают формат их проведения, темы бесед, сами проявляют инициативу, а где-то администрация школы, к сожалению, даже создает некоторую трудность в моей работе, не желая вводить встречи со священником в учебный план.

В любом случае, когда мне приходится работать со школами, я чаще всего стараюсь действовать максимально по-доброму, находя самый живой компромисс с людьми. Конечно, моя миссионерская деятельность сопряжена с дополнительной нагрузкой на школьную программу. Не всегда руководство учебных заведений видит в этом необходимость. Но чаще всего большинство учителей, преподающих дисциплины, которые включают воспитательный компонент, очень рады моему приходу, потому что могут опереться на мои знания или опыт общения с детьми, чтобы получилось чуть глубже раскрыть те предметы, которые они преподают.

– И все же, какие проблемы возникают на пути миссионерства в современной школе?

– Если классифицировать проблемы, с которыми я сталкивался, самая глобальная, к сожалению, – это административные препятствия со стороны руководства школы. Это важная проблема, которая существует до сих пор в нашей области. Все остальные проблемы легко решаемые, а для разрешения этой проблемы порой приходится плотно работать с руководством образовательных учреждений и находить какие-то компромиссы.

Неравнодушные помощники

– А что помогает на пути миссионерского служения? Может быть, ваши помощники – книги, фильмы?

– Красота храмов, звучный голос церковных колоколов. Помощницей выступает моя старшая дочка Елизавета, которая рисует комиксы. Я иногда показываю их на уроках, когда объясняю те или иные нравственные принципы. Будучи художником, она нарисовала для меня несколько картин, которые я использую при оформлении презентаций. И самыми главными помощниками, конечно же, в этой деятельности, без всяких скидок, являются неравнодушные учителя. Не столь важно, чтобы учитель был религиозным человеком. Самое главное, чтобы он был человеком, болеющим за свое дело, ответственным. Сколько раз я убеждался в том, что, если учитель действительно тянется к своей работе, относится к ней неформально и вкладывает душу в своих учеников, он внутренне нуждается в моей помощи, с большой радостью принимает мою деятельность. Это интересная особенность. Буквально сегодня я провел экскурсию, а привел два класса десятиклассников в Трифонов монастырь учитель истории.

Иерей Василий Писцов проводит экскурсию для учащихся десятых классов Иерей Василий Писцов проводит экскурсию для учащихся десятых классов

– В каком формате проходят встречи с ребятами? Это внеурочные беседы, экскурсии по храмам?..

Важной составляющей миссионерской деятельности священника в школах является участие в родительских собраниях

– Встречи проходят по-разному. В идеале, как мне видится, данная деятельность представляет собой регулярную работу с учителем, преподающим «Основы православной культуры», организацию экскурсий для ребят, которые бы их заинтересовали. Также важной составляющей миссионерской деятельности священника в школах является участие в родительских собраниях с выступлениями. Сейчас серьезнейшая проблема нашей области состоит в том, что многие школы, в которых должны бы преподавать модуль «Основы православной культуры», поскольку он уже выбран родителями учащихся, предлагают все же изучение модуля «Основы светской этики», ради упрощения собственной учебной программы обязуя всех родителей сделать такой выбор. Такую тенденцию, плохую традицию, плохую привычку бывает очень тяжело переломить, и требуется немало сил и трудов, чтобы убедить администрацию в необходимости сохранить для детей реальную возможность изучать собственную русскую православную культуру по выбору их родителей. Не надо заставлять их учить только предмет светской этики.

– И у вас есть возможность быть услышанным на родительских собраниях с выступлениями по данному вопросу?

– Да. По существующему учебному законодательству, сегодня Русская Православная Церковь может направить священнослужителя либо любого своего представителя на родительское собрание для того, чтобы рассказать о ценности и содержании модуля «Основы православной культуры». Задача не склонить родителей к выбору светской этики либо православной культуры. Задача – дать им адекватное понимание, что есть такой выбор: в случае выбора этого предмета ваши дети будут изучать такие-то темы, в случае выбора другого предмета детям будет предложен иной круг вопросов для изучения.

Нравственное воздействие

– Почему родители охотно делают выбор в сторону изучения их детьми модуля «Основы православной культуры»?

– Основное отличие модуля «Основы православной культуры» от «Светской этики» можно увидеть, если взять учебники по этим дисциплинам. Во-первых, «Основы светской этики» стараются не привязывать базовые нравственные качества человека к тем или иным культурным особенностям, то есть эта дисциплина говорит о нравственности как общем опыте человечества и, соответственно, не привязывается к русской православной культуре. Во-вторых, в учебнике по светской этике очень мало понимания того, какова должна быть мотивация поступать по-доброму. Светская этика говорит: поступай по-доброму, употребляй то самое золотое правило нравственности (поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой другие). Но если предмет «Основы православной культуры» все эти базовые нравственные ценности основывает на незыблемых Божиих заповедях, то светской этике постоянно приходится доказывать, почему же я должен быть добрым. Ведь порой опыт нашей жизни показывает, что совсем не обязательно наша доброта приводит к такому же ответу со стороны других людей, нередко нам могут ответить злом. И почему мы должны быть добрыми? Здесь предмет светской этики не дает адекватного ответа, в отличие от «Основ православной культуры», где все требования нравственности основаны на Божиих заповедях.

Кроме того, невозможно, изучив только светскую этику, понять, допустим, великую русскую литературу, русскую архитектуру, творчество, изобразительное искусство и так далее, которые основаны именно на русской православной культуре. Светская этика (здесь я, возможно, выражусь категорически) очень слабо пересекается с русской культурой. Я даже удивился, что в учебнике по этике нет отдельных глав, посвященных браку и семье, в отличие от учебника по «Основам православной культуры», где этой важнейшей теме посвящены две главы. Светская этика посвящена лишь человеческим взаимоотношениям. Я сообщаю это родителям для того, чтобы они имели возможность выбора. Объясняю им, что ваши дети не станут более религиозными, изучение модуля не сделает их верующими, но окажет определенное нравственное воздействие, и, самое главное, произойдет соприкосновение с нашей культурой. И многие родители с большим удовольствием выбирают этот предмет. И если не происходит какого-то административного давления или сопротивления, то предмет с большим удовольствием запускается, после чего мы уже не бросаем, а поддерживаем учителей – организовываем экскурсии, участие ребят в конкурсах и так далее.

Общение с батюшкой. Миссионерская экскурсия в Трифонов монастырь Общение с батюшкой. Миссионерская экскурсия в Трифонов монастырь

– Насколько важно в рамках работы с учащимися организовать для них экскурсию в храм?

– Конечно, для самих ребят это интересно. Учитывая, что я выступаю в данном случае не столько как священник, но, в первую очередь, как человек, который обладает знаниями о той культурной среде, куда дети попадают, то организую экскурсию с культурологической точки зрения. Рассказываю им о храме, о традициях православной церкви, о храмостроительстве, богослужебной традиции именно как о культурном феномене. Прекрасно понимаю, что в рамках экскурсии или разовой встречи невозможно какое-то глубокое нравственное воздействие.

Нравственное воздействие исходит изнутри души человека. Оно возможно, когда человек подходит к священнику для личного разговора, приходит на исповедь и так далее. Здесь же речь идет о преподавании знания, но мы-то прекрасно помним, что апостол Павел говорил: «Вера идет от знания», – то есть человек, когда не знает о высоких нравственных основаниях, не может осмыслить жизнь через призму Божиих заповедей. А когда человек хотя бы отчасти соприкоснется с духовным миром, бытием Бога, тогда в случае движения его души, его ума и его сердца есть вероятность, что он в своей жизни соприкоснется уже непосредственно с церковной жизнью и ощутит Божию поддержку.

– Насколько современные учителя гуманитарного и естественно-научного профиля сами признают бытие Бога, духовного мира?

– Знаете, моя деятельность связана с большим количеством школ, и я не тешу себя надеждой, что смогу плотно поработать с каждым учителем. Если учителя задают мне какие-то вопросы, я даю им ответы. Но чаще всего они очень рады, когда я просто прихожу, общаюсь со школьниками и делаю их урок более разнообразным. Все-таки я не думаю, что буду настолько интересен, чтобы давать учителю, который прекрасно знает и много лет преподает свой предмет, какие-то советы. Нет, у меня совершенно другая задача – открыть для учеников тот прекрасный, удивительный мир православной культуры, который нас окружает и который лежит в основании как нашей жизни, так и нашей страны, культуры.

– Речь идет именно о знакомстве с православной культурой, а не верой?

В рамках взаимодействия со школой речь идет о знакомстве именно с православной культурой, а не верой

– В рамках взаимодействия со светскими школами – да. Человек может познакомиться с православной верой, в первую очередь, через традиции своей семьи. В школе мы можем научить его культурным, базовым особенностям, объяснить, почему важно жить, руководствуясь духовными законами, заповедями Божиими; объяснить, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. А как реализовать «хорошо» и «плохо» в действиях – эти навыки духовной жизни зависят чаще всего от семьи.

Кроме того, само законодательство регламентирует нашу деятельность таким образом, чтобы мы в первую очередь говорили именно о культурной составляющей. И в основе предмета ОДНКР, и в основе модуля ОПК лежит именно культурологический подход, потому что самым важным качеством человеческого жития является его свобода, свобода выбора, свобода религиозных воззрений. И действительно, эту свободу мы обязаны уважать, потому что Сам Господь уважает свободу человека.

– Наверное, такой подход оправдан и тем, что в светской школе среди учеников могут быть люди из неверующих семей, представители других религий…

– Да, программа направлена на широкую аудиторию учащихся светских школ. И ситуации могут быть различными. Однажды ко мне обратился один мальчик: «Я, – говорит, – мусульманин. Мне тоже можно находиться у вас на уроке?» Я говорю: «Конечно, посиди, послушай». Он послушал, ему было интересно, он даже работал на уроке, отвечал на вопросы, принимал участие в обсуждении и так далее. Понятно, что речь идет о культурологических, культурных особенностях: роли Православия в становлении Отечества, традициях, праздниках, человеческих ценностях, формируемых посредством православной культуры. Однако все в этом мире взаимосвязано, особенно если это касается вопросов человеческой души. Слово же «культура» в переводе с латинского языка означает «возделанная земля». Так и человек приходит в этот мир как необработанная земля, по ней проходят плугом, ее выпалывают, ее удобряют, и постепенно человек из необработанной, не производящей никакого доброго плода земли становится землей плодоносной.

Выступление иерея Василия Писцова на Свято-Трифоновских чтениях Выступление иерея Василия Писцова на Свято-Трифоновских чтениях

– Выстраиванию духовно-просветительского общения с педагогическим сообществом способствуют такие структуры, как Центр развития образования Кировской области, Информационно-методический центр системы образования города Кирова. В чем проявляется их сотрудничество?

– Ежегодно в рамках Свято-Трифоновских образовательных чтений мы взаимодействуем по самым разным направлениям. Какое-то время я даже преподавал на Курсах переподготовки учителей по направлению «Основы православной культуры», читал один из модулей. Позже вследствие своей занятости, к сожалению, не смог продолжить эти мероприятия, но тем не менее у меня остались самые добрые воспоминания от взаимодействия с сотрудниками Информационно-методического центра и педагогами. Мы с ними подробно общаемся, и они мне очень во многих вопросах помогают, то есть общество в буквальном смысле на государственном уровне способствует тому, чтобы священник общался с представителями образовательных учреждений.

Государство сейчас заботится о воспитательной составляющей подрастающего поколения. В 2022 году пришло важное понимание того, что без глубокого знакомства со своей культурой и ее сохранения, без ее знания мы не сможем сохранить свою национальную идентичность. Поэтому изучение православной культуры – это важная задача для государства, и оно, Слава Богу, оказывает нам в этом вопросе полную поддержку.

Миссионер как сеятель

Иерей Василий Писцов с учащимися 4-го и 7-го классов Иерей Василий Писцов с учащимися 4-го и 7-го классов

– Насколько интересно самим детям знакомство с православной культурой? Насколько они активны на уроках ОПК, встречах со священником?

– В целом, школьникам интересно знакомство с православной культурой, с духовным миром человека. Дети ведь очень разные. К примеру, пришел на экскурсию в храм класс из 30–40 человек… И есть люди, которые задают интересные вопросы, а есть те, которые стоят в задних рядах, молчат и просто ходят, потому что их привели. Восприятие информации, отношение к духовности складывается у всех по-разному, многое зависит от воспитания, характера человека, от знаний.

Две самые глупые вещи, которые может сделать миссионер: 1) огорчиться от безуспешности своей проповеди, 2) вдохновиться ее успешностью

Я определил для себя две самые глупые вещи, которые может сделать миссионер в своей жизни: первое – это огорчиться от безуспешности своей проповеди, а второе – вдохновиться успешностью своей проповеди. Оба этих состояния обманчивы. Если ты заметил, что тебе что-то не удалось, и не увидел среди учащихся живого отклика, не факт, что этот живой отклик не произойдет у человека позднее. Возможно, воспоминание о твоем слове сработает где-нибудь дальше в его жизни, просто ты этого не увидишь. Помните, Христос же говорил: вы сажаете, собирать будут другие. Есть другой духовно опасный момент: когда ты вдруг вдохновился тем, какой ты успешный миссионер, как ты успешно рассказал что-то людям, то ты тогда можешь впасть в другую крайность, губительную для нас. Ты можешь начать думать, что именно ты своими словами, своим ораторским мастерством или еще иным талантом приводишь людей к Богу. Ведь это не так. К Богу приводит непосредственно Господь через воздействие на сердце человека, и слова, которые мы доносим до людей, имеют очень опосредованное значение.

Самое лучшее описание деятельности миссии – это притча Христа о сеятеле. Миссионер – он как тот сеятель, который идет и сеет слова истины Божией, слова правды. А на какую землю эти слова падут, какое впечатление они произведут на человеческую жизнь, ему уже неведомо: где-то семя погибнет, а где-то принесет стократный плод. Поэтому надо идти и сеять, как делал сеятель, а дальше уже Сам Господь разберется.

Иерей Василий Писцов с учащимися 2-го класса в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова Иерей Василий Писцов с учащимися 2-го класса в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова

– А что у учащихся находит особенно живой отклик?

– К сожалению, стоит констатировать, что сейчас очень много людей, много молодых семей оказываются достаточно далеки от церковной жизни, они редко приходят с детьми в храм. И, конечно, нередко дети удивляются, даже когда просто попадают в церковь, видят красоту церковного убранства и так далее.

Поэтому, конечно же, от одной экскурсии в храм у большинства учащихся школ возникает много разных впечатлений. Не могу выделить чего-то отдельного, что бы особенно вдохновляло, ведь каждая экскурсия, каждое выступление перед детьми – это и для меня всегда совершенно новый опыт, потому что любой человек – это абсолютно уникальный мир.

Экскурсия для учащихся 10-х классов. В Свято-Успенском кафедральном соборе Экскурсия для учащихся 10-х классов. В Свято-Успенском кафедральном соборе

– Есть темы, которые вы стараетесь не трогать при обсуждении с учащимися до определенного возраста? Например, темы покаяния, перехода души человека в иной мир?

– Таких тем нет. Вообще, я не понимаю, как можно напугать человека словом «покаяние». По-моему, это же абсолютно адекватное состояние души человека. Нет, на мой взгляд, таких тем в деятельности священника нет.

Конечно, важно понимать, что учащихся каждого возраста интересуют разные проблемы. Если, допустим, в 5–6-х классах ты больше говоришь о семейных взаимоотношениях, о послушании учителям, родителям и так далее, то уже в 10–11-х классах разговор чаще идет о межличностных отношениях, самоопределении, ты относишься к ребятам как к взрослым личностям, которые ищут себя в этом мире и сами отвечают за свои поступки. Понимание возрастной психологии, конечно, в этом смысле крайне важно, и священников учат этому в семинариях. И ты те или иные наработки, свои знания из психологии, педагогики применяешь в миссионерской деятельности.

Иерей Василий Писцов с учащимися двух 10-х классов. Миссионерская экскурсия в Трифоновом монастыре Иерей Василий Писцов с учащимися двух 10-х классов. Миссионерская экскурсия в Трифоновом монастыре

«Господь помогает нам всегда»

– Как ребенку научиться просить Бога о помощи, доверять Ему, но в то же время самому стараться добросовестно учиться?

– Когда человек обращается к Богу, Он и так или иначе может помочь. Но понятно, что, если ты выучил один билет, то совершенно не обязательно вытащишь его на экзамене. В нашей жизни нет никаких прямых связей. Господь нам помогает всегда, но исходя из Своего видения. Порой мы думаем, что та или иная помощь нам нужна просто по определению, а Господь, Который видит все условия жизни, знает, что будет впереди и что было тысячу лет назад, может распорядиться иначе. Поэтому наша просьба совсем не обязательно будет исполнена. Мы не можем говорить, что в какой-то момент Бог нас слышит, а в другой – не слышит. Бог нас слышит всегда. Другое дело, что Он слышит не только нашу просьбу, но и видит состояние нашего сердца. И то, как вообще мы обращаемся к Нему. И нужно ли нам то, что мы просим. Мы же иногда выпрашиваем такого на свою голову, что в дальнейшем может против нас самих и обернуться.

Поэтому, когда дети меня спрашивают, поможет ли Бог им на экзаменах, я всегда говорю очень важную вещь: Бог всегда слышит и всегда помогает, но невозможно соединить свою лень или то, что вы не доработали при подготовке к экзамену, с помощью Божией, потому что нельзя одной рукой просить у Бога помощи, а другой рукой лениться, – Господь это все увидит. И, естественно, не то, что не поможет, а еще может и наказать, чтобы научить поступать правильно, достойно. Поэтому так и отвечаю. Бог помогает, но видит всю глубину сердца человека.

– Вы недавно вернулись с Рождественских образовательных чтений. Какие вопросы обсуждали с коллегами из других епархий на тематической секции?

– Как раз подобные темы элемента нравственного воспитания в системе светского образования. Дело в том, что сейчас во многих епархиях по всей России ставится вопрос организации модуля «Основы православной культуры» на самом высоком уровне, как епархиальном, так и государственном. И люди, которые в рамках своей работы и служения взаимодействуют со школами по вопросам преподавания модуля «Основы православной культуры», сейчас, на протяжении уже более чем десятилетия существования этого предмета, наработали огромную методическую учебную базу: это учебники, методические пособия, опыт многих-многих учителей. И поэтому такие встречи, подразумевающие обсуждение актуальных вопросов, обмен опытом для всех участников важны. Причем моя деятельность в этом направлении достаточно молодая, не как у других, ведь многие миссионеры, педагоги и священники десятилетиями занимаются вопросами выстраивания взаимодействия Церкви и школы. У меня пока данной деятельности посвящено два года, и за это время я открыл для себя много нового. Поэтому ездил, чтобы обсудить опыт, понять, как это реализуется в других епархиях.

Человек, осмысливающий поступки,
или
Книги учат думать

– Что вы порекомендуете почитать подросткам и их родителям в преддверии Дня православной книги?

Самая большая проблема сейчас не в том, что люди не знают, какие книги читать, а в том, что и взрослые, и дети перестают читать

– На этот вопрос я бы ответил немножко не по теме. Самая большая проблема сейчас не в том, что люди не знают, какие книги читать. Самая большая проблема в том, что и взрослые, и дети перестают читать. На эту тенденцию повлияло огромное количество быстро доступной информации. Да, я могу быстро посмотреть ролик, узнать о том-то, насладиться этим, то есть без особых интеллектуальных усилий организовать свой досуг. И это приводит к тому, что человек перестал читать.

Люди перестают читать книги, а что за этим следует? А за этим следует, что человек перестает мыслить, осмысливать, в том числе и свои поступки. Для христианина это самое страшное – перестать давать анализ содеянному. Это то, к чему нас склоняет дьявол-искуситель, потому что хочет, чтобы мы делали что-то просто потому, что все так делают, потому что это модно, потому что популярно и так далее, не отдавая себе отчета в своих поступках. А внимательное чтение останавливает бег человеческих развлечений и запускает движение человеческой мысли к осмыслению собственных деяний. И для нас, священников, которые стараются донести до людей истины христианской веры, вдумчивое чтение хороших книг является подспорьем, основанием для проповеди, потому что мы, когда проповедуем, говорим: «Задумайтесь, достойно ли, правильно ли мы поступаем?» И в этом смысле парадоксально, что книги являются спасением из этого постоянного бега развлечений, потому что они учат думать. Начинает человек думать, начинает осмыслять свою жизнь – начинает задумываться о своей душе и исправлять свои поступки. А там уже и до нравственных, религиозных оснований остается всего лишь полшажочка.

Приучить ребенка к чтению

– Что делать родителям, чтобы ребенок полюбил читать книги? У вас есть какой-то рецепт?

– Да, конечно, я сам отец четверых детей и сам переживаю, что мои дети не читают так же много, как читал я в детстве. Я сам не могу выполнить тех идеальных пожеланий, которыми мне хочется поделиться. И самый главный мой совет родителям – не покупайте ребенку телефон до 11-го класса. Я имею в виду смартфон с доступом к интернету, на котором можно смотреть фильмы и т.п. Он может иногда использовать ваш телефон, может просить у вас посидеть за компьютером, но своего смартфона у него быть не должно, потому что вы потеряете ребенка в этом телефоне. Да, он будет жаловаться и говорить, что у него нет, а у всех есть – ну и ладно! Скажите, что он будет умным, а остальные глупые. Это, конечно, немножко утрированное видение и, может быть, не совсем корректный совет, но таков мой личный опыт. Я когда-то купил старшей дочке телефон раньше, чем она пошла в 11-й класс, и понял, что это глубокая ошибка. И у меня все дети сейчас прекрасно знают, что раньше последнего класса телефон не получат.

Если раньше мы приходили домой и деградировали перед телевизором, то теперь, с появлением смартфонов, деградируем всё время

Это первый практический совет, потому что телефон сейчас – это не просто средство связи. Это мультимедийный мир внутри нашей жизни, все равно что телевизор, который мы носим с собой постоянно. Если мы раньше просто приходили домой и деградировали на диване перед телевизором, то теперь мы деградируем в течение всего времени, так сказать, нашего сосуществования со смартфоном. Причем если для взрослых это менее критично, потому что они уже понимают опасность этого состояния и, соответственно, могут более критически осмысливать поступающую из телефона в их голову информацию, то ребенок не может критически ее воспринимать. Он просто может потонуть в этом море развлечений и упустить самые важные годы своего взросления, своего обучения. И второе: используйте любую возможность, чтобы приучить ребенка к чтению книг, тратьте на это свое время, сидите и читайте вместе с детьми, увлекайте их интересными рассказами, несмотря на то, что все очень устают, всем очень тяжело. Тратьте время на воспитание детей – это основание не только их достойной жизни, но и нашего личного семейного счастья.

С иереем Василием Писцовым
беседовала Лада Баева

14 февраля 2025 г.

Смотри также
«Господь награждает радостью, которую не опишешь» «Господь награждает радостью, которую не опишешь»
Иерей Василий Писцов
«Господь награждает радостью, которую не опишешь» Иерей Василий Писцов: «Господь награждает радостью, которую не опишешь»
Если вы начинаете свое церковное служение с мыслью о деньгах, то оно сразу же перестает быть служением Богу, людям, а становится служением себе.
«Христианство не доказывается, а показывается» «Христианство не доказывается, а показывается»
Прот. Евгений Старцев
«Христианство не доказывается, а показывается» Протоиерей Евгений Старцев: «Христианство не доказывается, а показывается»
Можно сколько угодно елейным голосом цитировать Слово Божие, но если я сам живу и веду себя не по Евангелию, то что толку в этих звуковых колебаниях?
«Основателем школы был не я, а Бог» «Основателем школы был не я, а Бог»
Люди дела: Сергей Михайлович Мамай
«Основателем школы был не я, а Бог» «Основателем школы был не я, а Бог»
Люди дела: Сергей Михайлович Мамай
Задача учителя – раскрыть все лучшее, что есть в ребенке, ведь в каждом из нас заложена святость.
Комментарии
Елена14 февраля 2025, 12:48
Большое спасибо! Радуюсь каждому слову статьи. Божьей помощи отцу Василию!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×