Сегодняшний наш собеседник – настоятель Свято-Троицкого монастыря РПЦЗ города Мехико (Мексика) схиархимандрит Нектарий (Хаджи-Петропулос). Он рассказывает о том, как совмещать медицинскую практику и монашеское служение, как политическое убийство влияет на твердость веры.
В гигантском мегаполисе Мехико, где древние ацтекские храмы соседствуют с испанскими католическими соборами, а улицы наполнены шумом и суетой, есть место, где время течет иначе. За неприметной дверью здания в колониальном стиле открывается мир, полный молитвенной тишины, русского богослужебного пения и того особого уклада, что веками хранится в православных монастырях.
За неприметной дверью открывается мир молитвенной тишины, русского богослужебного пения и того особого уклада, что веками хранится в православных монастырях
Здесь, в самом сердце католической Латинской Америки, уже почти 20 лет существует русская православная обитель, чья история – это летопись чудес, выстраданная послушанием и утвержденная верой. Ее настоятель схиархимандрит Нектарий – монах, врач и миссионер – любезно согласился рассказать нам не только о трудностях и испытаниях, но и о той благодатной силе, которая помогает не просто выживать, но и нести свет Евангелия в сложном, а подчас и враждебном мире.
У отца Нектария удивительная судьба. Он родился в 1965-м году в Стамбуле, в православной семье. Его дедушка и бабушка по отцу были греками, родом из Сухуми, а родные его матери – родом из Ирана. Детство будущего схиархимандрита прошло в Стамбуле и Тегеране. Когда мальчику было 12 лет, его семья переехала в Нью-Йорк. Его мать умерла от лейкемии, когда подростку было 14. Перед смертью она поручила сына заботам семейного духовника, епископа Константинопольской Церкви в Мехико. Здесь в возрасте 18 лет юноша принял монашеский постриг с именем Нектарий, в честь святителя Нектария Эгинского. Пытаясь понять волю Божью о себе, он, будучи еще простым монахом, вместе с несколькими другими монахами посетил десятки монастырей на Святой Земле, Греции и Балканах.
Наконец молодой человек сделал свой выбор и в 2005-м году поступил в Свято-Троицкий мужской монастырь РПЦЗ в Джорданвилле, где через некоторое время был рукоположен приснопоминаемым Митрополитом Лавром (Шкурлой) сначала в иеродиаконы, а позже во иеромонахи. После этого отец Нектарий по благословению Митрополита Лавра вернулся в Мексику, чтобы официально открыть двери Свято-Троицкого скита (ныне монастыря) для русскоязычных православных верующих, проживающих на территории этой страны.
Схиархимандрит Нектарий – очень образованный человек. Он имеет несколько академических степеней в области богословия, медицины и истории. Владеет шестью языками. Под стать ему и братия обители. Все они имеют высшее образование и говорят на нескольких языках.
Монастырь послушания: как выжить, имея лишь молитвы и благословение
История создания монастыря – это современная притча о вере, движущей горами. Ее замысел принадлежал Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, блаженнейшему Митрополиту Лавру – человеку, которого отец Нектарий вспоминает с особой теплотой, как святого старца. Осознавая, что содержать в одном из самых дорогих городов мира женатого священника с семьей практически невозможно, владыка благословил создать здесь именно монастырь.
– Наш Митрополит считал, что нет возможности платить женатому священнику, чтобы он приехал в Мексику. Не было средств. Владыка сказал: «Если мы пошлем монахов, они найдут способ выжить и будут обслуживать сакраментальные нужды общины».
Так отец Нектарий получил новое, судьбоносное послушание. Когда он в недоумении спросил, какие же средства будут выделены на столь сложную миссию, ответ владыки был подобен Евангельскому обетованию.
– Я сказал тогда владыке: «О, у нас ничего нет. У нас нет никаких средств. У нас нет работы». А он ответил: «У вас есть наши молитвы. И наше благословение». Митрополит Лавр был святым человеком, да. И, конечно, по его молитвам мы выжили, – с глубоким чувством вспоминает схиархимандрит Нектарий.
Начало было более чем скромным, почти отчаянным.
– В начале у нас никого не было. Никого. Никакой паствы. Не было ничего. Нам пришлось начинать с нуля.
Монастырь был устроен в заброшенном частном доме, который много лет стоял пустым. Отец Нектарий получил государственную лицензию на реставрацию этого исторического здания и вместе с братией своими силами привел его в порядок.
– Мы восстановили этот дом – с условием, что мы его отреставрируем, но мы же и будем использовать его.
Так, по молитвам Митрополита Лавра и неимоверным трудом насельников, в сердце католической страны зародилась русская православная обитель.
«Монастырь поддерживает программы»: труды во спасение
Уникальность мексиканской обители заключается в ее абсолютной самодостаточности. Вопреки традиционной модели, она существует не на пожертвования благотворителей, а на заработки самой братии. Все монахи, включая настоятеля, работают в миру на полную ставку.
– Все отцы работают полный рабочий день. Да. И вся наша зарплата идет просто на оплату аренды. Потому что аренда этого места очень, очень, очень дорогая, – объясняет отец Нектарий.
Все доходы от светской работы идут на аренду, содержание храма и обширную социальную деятельность
Сам он – практикующий врач-психиатр, профессор, работающий в частной больнице и ведущий онлайн-занятия для студентов из Испании, что заставляет его вставать в 3 часа ночи. Среди братии есть отец Арсений – единственный православный иконописец в Латинской Америке, а также журналист. Отец Христофор – преподаватель языков, философ с ученой степенью. Все они – высокообразованные люди, свободно говорящие на нескольких языках, всецело посвятившие свои профессиональные таланты и знания служению Церкви и пастве.
Этот принцип стал краеугольным камнем их бытия. Все доходы от светской работы идут на аренду, содержание храма и обширную социальную деятельность, которая является не просто приложением, а сутью их миссии в этом городе.
Служение милосердия
Социальное служение этой обители поражает своим размахом, самоотверженностью и готовностью бросать вызов самым мрачным сторонам человеческой природы. Монастырь предоставляет медицинскую и психологическую помощь на русском языке жертвам алкогольной и наркотической зависимости, пострадавшим от бытового насилия, помогает нуждающимся и безработным. За последние 3 года силами монастыря была оказана помощь примерно двум тысячам беженцев из разных стран, оказавшихся в Мексике без средств, крова и надежды.
Социальное служение этой обители поражает самоотверженностью и готовностью бросать вызов самым мрачным сторонам человеческой природы
Но самая тяжелая, болезненная и, увы, регулярная часть их работы – это помощь женщинам-славянкам, вышедшим замуж за мексиканцев через Интернет. «Эти браки в 99% случаев заканчиваются катастрофой», – с болью говорят насельники монастыря.
Через полгода-год совместной жизни, когда уже рождаются дети, первоначальная идиллия оборачивается кошмаром. Женщины становятся жертвами жестокого домашнего насилия, которое особенно обострилось во время пандемии COVID-19.
Мужья часто отбирают у славянских жен паспорта, умышленно не оформляют документы, оставляя их в правовом вакууме, полной зависимости и отчаянии. «Так что у них ничего нет, кроме Церкви». При монастыре работают адвокаты, которые ведут дела этих женщин совершенно бесплатно.
– И обычно мы выигрываем. Да так, что нас очень уважают и любят в общине, потому что мы помогаем многим женщинам.
Чтобы оградить сам монастырь от судебных тяжб и возможных скандалов, отец Никита основал официально зарегистрированную гражданскую ассоциацию, через которую и ведется вся юридическая и правозащитная работа. Это, впрочем, не уберегает его самого от судебных исков со стороны озлобленных мужей, но он принимает это как неизбежную часть своего креста.
Молодых женщин из Восточной Европы обманом привозят в Мексику под видом работы танцовщицами, а затем принуждают к проституции, отбирая паспорта и даже детей
Еще более страшная и опасная грань монастырского служения – помощь жертвам торговли людьми. Молодых женщин из Восточной Европы обманом привозят в Мексику под видом работы танцовщицами, а затем принуждают к проституции, отбирая паспорта и даже детей.
– Если они не делают то, что их просят, они не смогут увидеть своих детей, не говоря уже о том, чтобы получить свои документы обратно.
Поразительно, но сами сутенеры, цинично используя последние крупицы веры в их жертвах, иногда приводят их в церковь.
– О, потому что они очень умны. Они знают, что этим женщинам нужно какое-то облегчение. И бедные женщины молятся, все время умоляют позволить им увидеть своих детей. Так что негодяи приводят бедняжек в церковь, чтобы те могли поплакать, поставить свечи, помолиться, а потом снова уводят.
Именно в эти краткие минуты священники успевают поговорить с несчастными, оценить ситуацию и предложить реальную помощь.
– Это очень сложный вопрос. И мы сталкивались с этим много, много раз... Я стараюсь не слишком разглагольствовать об этой проблеме, потому что это опасно. Но, несмотря на опасность, мы продолжаем помогать.
Это служение сопряжено с риском, однако остановить его – означает предать тех, у кого больше нет никого.
Между келлией и храмом: симбиоз монастырского и приходского бытия
Изначально обитель задумывалась как сугубо монашеская, без прихожан, но Промысл Божий распорядился иначе. Со временем у монастыря появилась своя паства – в основном русскоязычные семьи, оказавшиеся в Мексике. Перед отцом Нектарием встала сложная дилемма: как совместить строгий монастырский устав с нуждами мирян. Он обратился за благословением к своему архиерею.
– Я спросил его: «Владыка, что мне делать? Я имею в виду, что это монастырь, но у нас появилось много прихожан», и владыка ответил: «Я дам благословение, чтобы монастырь служил как приход по выходным и в особые праздники».
Так сложился уникальный гибрид монастыря и прихода, рожденный необходимостью и освященный благословением. По будням – это закрытая обитель с монашеским правилом, тишиной и уединением. Но с наступлением выходных маленькое пространство преображается.
По будням – это закрытая обитель с монашеским правилом, тишиной и уединением. Но с наступлением выходных маленькое пространство преображается
– Вчера здесь праздновали дни рождения некоторых прихожан, около 7 дней рождения. Так что было полно народа... Дети бегают вокруг и кричат. Мы принимаем это, потому что по выходным – это приход.
Чтобы братия не лишалась возможности уединенной молитвы и строгого соблюдения устава, были основаны скиты за городом, в сельской местности. Но основная жизнь, служение и труд сосредоточены здесь, в сердце многомиллионного города, где монастырь стал для многих не просто храмом, а домом молитвы, семьей и последним прибежищем.
Врач и пастырь: на стыке веры и науки
Образование и профессиональный путь отца Нектария уникальны и многослойны: он теолог, врач общей практики и, наконец, судебный психиатр. Эта удивительная многогранность позволяет ему совершать свое служение на самой грани веры и науки, находя точки соприкосновения между медицинским знанием и духовным опытом.
Будучи практикующим психиатром, он постоянно сталкивается со случаями, когда людей, страдающих серьезными психическими расстройствами, такими как шизофрения, считают одержимыми. Католические священники, безуспешно пытавшиеся совершить над ними чин экзорцизма, иногда приглашают его для профессиональной консультации.
Он описывает один из таких случаев с девушкой-подростком, которую все, включая семью, считали одержимой. Многочисленные врачи и психиатрические клиники не могли ей помочь.
– Она знала, что придет священник, который будет изгонять демона. Как только она увидела меня, она побежала прятаться. И я пошел за ней со святой водой и начал читать над ней молитвы из чина Крещения. Девушка начала кричать, но она исцелилась.
Почему же помогло именно его вмешательство?
– Потому что это была шизофрения, но она действительно верила, что она одержима. Так что она верила, что только священник, специализирующийся на изгнании демонов, будет тем, кто поможет ей.
Это был исцеляющий акт веры, изменивший ее сознание, – своего рода «эффект плацебо», но на духовном уровне.
Отец Нектарий твердо убежден, что чудеса исцеления происходят и сегодня, но с апостольских времен изменилось главное – мера веры людей. Он подчеркивает важность правильного, смиренного отношения к болезни и здоровью.
– Я думаю, мы не должны просить об исцелении. Мы должны просить Бога, прежде всего, о принятии. Мы должны просить о терпении и принятии Его воли... Если Он сочтет необходимым исцелить нас физически, мы будем исцелены. Но в любом случае мы будем исцелены духовно.
Он делится и своим личным, глубоко сокровенным опытом чудесного вмешательства. Оказавшись в тяжелейшем физическом и духовном состоянии, исчерпав все земные силы, он отправился в Грецию, «надеясь по крайней мере умереть в стране, где есть афонские монахи». Там, по молитвам преподобномученика Ефрема Нового[1] из Неа-Макри, с которым он ранее не был знаком, произошло чудо. После явления святого во сне мучительная опухоль, диагностированная врачами как рак, бесследно рассосалась. Врачи лишь разводили руками, объясняя это «спонтанной ремиссией».
– Я не могу говорить об этом, потому что это слишком велико и священно: просто чувствовать присутствие Господа. Просто знать, что Он взглянул на меня на одну секунду – Господь взглянул на меня и смилостивился надо мной. Так что это очень велико, очень, очень священно.
Эти слова – не риторическая фигура речи, а свидетельство подлинного, почти невыносимого благоговения перед прикосновением Божественной благодати.
Завет крестного отца: Уроки смирения от епископа Павла
Особое место в жизни отца Нектария занимает память о его духовном отце и крестном – епископе Павле (в миру Франциско де Баллестер-Конвальер; 1927–1984). Это была выдающаяся личность: обращенный из католичества в Прравославие бывший монах-францисканец, ставший первым обращенным в Православие епископом Константинопольской Церкви в Западном полушарии. Он построил величественный православный собор в Мехико и был блестящим лектором, известным далеко за пределами Мексики.
Память о владыке, о его вере и стойкости укрепила отца Нектария и определила его дальнейший путь
Именно владыка Павел привез юного Нектария в Мексику, став для него не только духовным наставником, но и семьей. Его мученическая кончина (он был застрелен при выходе из храма после воскресной литургии, и отец Нектарий был в тот момент рядом с ним) стала тяжелейшим испытанием, переломным моментом в жизни молодого монаха. Но именно память о владыке, о его вере и стойкости укрепила отца Нектария и определила его дальнейший путь.
– Не столько то, что он мне сказал, сколько то, как он вел себя в отношении веры, потому что он был настоящим монахом.
Владыка Павел, вращавшийся в высших кругах общества, имевший славу, власть и поддержку жены президента, вел жизнь предельно простую и аскетичную.
– Его образ жизни был очень простым. Очень, очень аскетичным. И это был пример, который я от него получил. То, как быть смиренным человеком, особенно перед Господом. Это то, что он всегда мне говорил. Ты должен быть смиренным перед Господом. Всегда, в любой момент.
Этот завет смирения, подкрепленный личным примером, отец Нектарий пронес через всю свою жизнь, полную невероятных трудов, скорбей, опасностей и одновременно чудотворной благодати. Сей завет духовного отца стал тем фундаментом, на котором была построена вся пастырская и миссионерская деятельность отца Нектария.
«Россия – это настоящее сокровище, которое хранит нашу веру живой»
Завершая нашу беседу, архимандрит Нектарий попросил передать читателям в России простое, но исполненное глубокого смысла наставление. Он, наблюдающий за Православием извне, с уникальной дистанции, отмечает любопытный феномен: в Латинской Америке растет интерес не просто к Православию, а именно к русской его традиции.
– Люди больше привлекаются к русскому Православию, может быть, потому, что оно очень строгое, очень монашеское... Это означает большую ответственность – быть русским православным, – чем любым другим православным.
Он видит это на Исповеди своих прихожан, которые с детской простотой и серьезностью каются в мельчайших, с точки зрения внешнего наблюдателя, нарушениях устава: «Отец, отец, простите, в пятницу я съел немного сыра»... Или люди скажут: «Я не смог закончить мои вечерние молитвы... Мне жаль, отец».
Именно в этой верности «малым» правилам, в этом трепетном стремлении к точному соблюдению традиции, в строгости устава схиархимандрит Нектарий видит не формализм, а залог сохранения живой и действенной веры.
– Прошу вас, дорогие русские братья, продолжайте делать это. Да. Потому что эта верность – сокровище, которое хранит нашу веру живой... Если вы откажетесь от этих вещей, тогда вы откажетесь от своей веры. Потому что это приближает вас к Богу.
Обитель отца Нектария в сердце Мехико – это живое, дышащее и радостное свидетельство того, как вера, выстраданная в послушании, укрепленная смирением и воплощенная в безграничном, жертвенном милосердии, способна не просто выжить в самых суровых условиях, но и стать светом, теплом и нерушимой надеждой для всего окружающего, подчас очень темного мира.