Святой апостол Иоанн Богослов в молчании |
Невьянская икона — явление самобытное и во многом уникальное. Ее, как часть старообрядческого наследия XVIII-XIX веков, а, главное, как интересную веху в истории русского позднего иконописания, необходимо изучать и спасать от забвения. Именно это подчеркивали в своих выступлениях директор музея Андрея Рублева Г.В. Попов, Е.В. Ройзман, директор музея «Невьянская икона» М.П. Боровик и известный искусствовед, член-корреспондент Академии наук Г.И. Вздорнов. Открытие подобной выставки является продолжением отрадной тенденции в отечественном искусствознании, отмеченной возрастающим интересом к русскому церковному искусству позднего времени.
Рассказывая о невьянской иконе и об истории формировании коллекции, М.П. Боровик поблагодарил многих друзей, которые помогали и помогают находить и покупать те иконы, которые когда-то были написаны по заказу богатых старообрядцев горнозаводского Урала. В подтверждении этих слов он вместе с Е.Ройзманом представил всем присутствующим икону, которая с сегодняшнего дня является последним приобретением их музея. В центре иконы изображено Распятие Христово, а вокруг в клеймах сцены мученической смерти апостолов – редкие для невьянской иконописи.
Г.В. Попов и все присутствующие пожелали редкому и исключительному для всей России частному музею процветания и благополучия – ведь именно благодаря его деятельности нам стали известны многие памятники, имена их создателей и заказчиков, факты русской истории и старообрядческой культуры.
Представлено более ста тридцати самобытных и ярких икон — от крошечных по размеру, для экспонирования которых в витрину потребовалось вставить увеличительное стекло, до значительных по своим размерам образов, таких, как «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Преображение Господне». Все они были созданы первоклассными мастерами, работавшими исключительно на заказ, а не на продажу. Многие из икон имеют подпись с датой, что особенно важно для исследователей.
Именно благодаря подписным произведениям стало возможно точно определить время появления «невьянской школы». Ее зарождение связано с активной промышленной колонизацией Урала в первой половине ХVIII века. Самая ранняя известная датированная икона — Богоматерь Египетская — относится к 1734 году. Именно с нее и начинается выставка.
Большинство же представленных икон относятся ко второй половине XVIII — XIX векам. Произведения XVIII века отличаются некоторой сдержанностью в цвете, монохромностью, особым изяществом и тонкостью письма. В XIX веке колорит икон становится более ярким, красочным, используется обильная позолота.
Популярны у невьянских иконописцев были образы Богородицы различных иконографических типов – иконы Божией Матери Казанская, Владимирская, Корсунская, Утоли моя печали, а также образы святителя Николая Чудотворца, архангела Михаила в образе воеводы на коне, святых воинов. На полях икон часто изображены святые, являвшиеся небесными покровителями заказчика иконы и членов его семьи. Многие иконы имеют редко встречающиеся иконографические особенности.
В выставочном зале было шумно – гости делились друг с другом впечатлениями, искусствоведы обсуждали только что сделанные наблюдения, все отмечали высокий художественный уровень представленных произведений.
Открывшаяся в первый день Великого поста, выставка стала настоящим подарком москвичам. Увидеть невьянские иконы можно будет до 9 апреля по адресу станция метро «Площадь Ильича», «Римская», Андроньевская площадь, 10, в стенах Спасо-Андроникова монастыря.