Москва, 30 октября 2012 г.
Фото: Владимир Ештокин |
Интерес представляют и другие цифры. Так, среди людей, идентифицирующих себя как православные, только 2% читают утренние и вечерние молитвы, только 4% знают наизусть Символ Веры. Другое важное наблюдение — среди воцерковленных православных доля образованных людей гораздо выше, чем среди невоцерковленных или атеистов.
Открытым для социологов остается вопрос, кого считать православными: тех, кто имеет представление о церковной жизни, тех, кто в принципе соотносит себя с Православной Церковью или всех, кто называет себя православными. По словам руководителя социологической службы «Среда» Алины Багриной, которая выступила ведущей круглого стола «Церковь и общество в России глазами социолога», среди считающих себя православными по-прежнему много людей, которые имеют в виду культурную, а не религиозную идентификацию. Характерны, например, цифры, приведенные ВЦИОМ, согласно которым из 80% православных только 5% читают православные СМИ. Остальные получают информацию из светских источников.
О том, что представляет собой наше общество, рассуждал начальник отдела исследований Института общественного проектирования, социолог Михаил Тарусин. По его словам, невозможно ответить на этот вопрос, не осмыслив, что такое особый русский мир и особая русская цивилизация, не похожая на другие цивилизации. Православная Церковь, подчеркнул Тарусин, сегодня является самым организованным, самым уважаемым и самым осмысленным социальным институтом. В свою очередь, Русский мир, по мнению социолога, стоит на трех основных понятиях: правде Божией, красоте Божьего мира и милосердии. Однако сегодня эти понятия практически исчезли из нашей жизни. Возрождение Русского мира возможно через возрождение Православия, через бережное отношение к своей земле и через укрепление русской культуры, которая представляет собой совершенно особый тип цивилизации. Возрождение Русского мира на сегодня — вопрос выживания нашей цивилизации, заключил Тарусин.