Православный календарьПравославный календарь
Рыцарь Православия
Одно из последних интервью прот. Димитрия Смирнова
У нашей интеллигенции представление о христианстве, как о какой-то патоке сладкой.
«Дедушка»
Памяти митрополита Иоанна (Снычева)
– Это митрополит Иоанн говорит, – услышала я, и владыка назвал меня по имени. Я потеряла дар речи . Как человек, не знающий, кто звонит, мог назвать меня по имени?
О пьянстве
Ирина Ратушинская
Человек спивается, потому что это доступный способ душевной анестезии, когда «все не так, как надо», и он сам себя очень не устраивает. Преодолеть недуг можно, а начать надо – с честности.
«Томосология» Константинопольского Патриархата
Павел Даровский
По томосам об автокефалии прослеживается, как формировалось Фанаром новое учение о Церкви, которое вначале заполняло «бреши» в каноническом праве, потом начало вытеснять его и в результате вступило с ним в противоречие.
«Томосология» Константинопольского Патриархата. Часть 2
Павел Даровский
Терминология, отображающая межцерковные отношения, меняется: сначала КПЦ – и Сестра всем вообще Церквям, и Мать для новых автокефальных, потом она только Мать им. А в итоге – уже Мать всем Церквям без исключения.
Битва за Сретенский. Москва за нами
Протопресвитер Владимир Диваков
Кочетковцы как иезуиты: говорят одно, а делают другое, – я и сам натерпелся.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
О нравственном выборе и биохимии
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Действие болезней может быть похоже на действие страстей. И мы не имеем права путать беду человека с его виной! Хотя бы потому, что разные случаи требуют разной реакции.

Международный семинар «Православие и наука» прошел в московском Татьянинском храме

Москва, 19 сентября 2017 года

В Москве 18 сентября, в храме мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова прошел международный семинар «Православие и наука: история, современность, будущее», посвященный такой вечно актуальной теме как конфликт веры и научного знания, тому, возможно ли согласовать данные науки и научное мировоззрение с христианской религией, или между ними все же лежит сегодня непереходимая пропасть.

Семинар был организован в форме своеобразного диспута, центральным пунктом которого стали два полемично направленных друг против друга выступления (каждое примерно по 45 минут). Первую лекцию под названием «Наука и вера в наше время: вместе или нет?» прочитал математик и доктор физико-математических наук, академик РАН Алексей Николаевич Паршин. Вторую – «Физика и религиозная метафизика в восточно-христианской культуре» – кандидат философских наук, профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. Затем состоялась небольшая публичная дискуссия. Ее модератором выступил кандидат философских наук, руководитель отдела Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН Дмитрий Сапрыкин.

Выступавший первым А.Н. Паршин отметил сначала, что сегодня в российском обществе наблюдается общественный раскол, связанный с отношениями религии и науки между собой. Последний пример подобного рода – острая общественно-научная дискуссия вокруг первой в России диссертации по теологии¸ недавно защищенной протоиереем Павлом Хондзинским, деканом богословского факультета ПСТГУ. Однако в данном случае те резкие возражения и упреки в ненаучности, которые диссертация отца Павла встретила у ряда ученых-биологов, объясняются скорее непониманием ими специфики гуманитарного знания в сравнении со знанием естественнонаучным.

Между тем, по мнению Паршина все же, действительно, многие противоречия между наукой и религией не являются выдуманными, они вполне реальны. Например, вера в творение человека и живых существ Богом (креационизм) противоречит современным эволюционным представлениям, а христианские представления о жизни и развитии человека с момента зачатия противоречат практике современной медицины, в рамках которой человеческий эмбрион можно подвергнуть диагностике генетических дефектов и в случае их наличия уничтожить.

Однако Алексей Николаевич все же считает, что наука и религия, независимо от их отношения друг другу, должны быть включены в единое мировоззрение. Далее в ходе своей лекции он сослался на ряд примеров из истории ряда наук, когда те или иные ученые черпали отдельные идейные мотивы и вдохновение для своего творчества в богословии. Так, например, в книге «Мир как пространство и время» выдающегося русского математика и физика А.А. Фридмана (1888–1925), автора теории расширяющейся Вселенной, видны явные переклички с мыслями блаженного Августина о природе времени из его «Исповеди». А Георг Кантор, создатель теории множеств, читал отцов Церкви, патристику и схоластику. Как сказал историк математики Феликс Клейн в своих «Лекциях по истории развития математики в XX веке», «недаром Георг Кантор, творец теории множеств, учился у схоластиков».

Н.К. Гаврюшин свое выступление начал с мысли, что этот конфликт между верой и наукой проходит сегодня внутри каждого человека. Он высказал себя сторонником той позиции, что наука и религия заняты каждая своим делом, и не стоит их смешивать. Своего рода девизом для своего выступления он избрал слова М.В. Ломоносова, основателя Московского университета: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по Псалтыри можно научиться астрономии или химии».

Как отметил Н.К. Гаврюшин, краеугольные для традиции европейской науки и философии понятия «природа» и «сущность» не употребляются в Новом Завете. В Православии неизмеримо важнее «деятельное уподобление Богу» (Константин Философ). И если в разных науках идет постоянная смена гипотез, в истории культуры эволюционирует само понятие науки, то истина Христова остается одной и той же. Наука стремится к объективному знанию, стремясь как можно больше элиминировать субъективное, но тогда она не может ничего сказать нашему сердцу.

Состоявшийся семинар хорош тем, что, представив разные позиции, многие вопросы отставил открытыми и заставил задуматься над ними слушателей и посетителей мероприятия. Хорошо бы, чтобы традиция таких публичных диспутов с активным участием церковной общественности была продолжена.

Также перед семинаром прошло открытие фотовыставки, посвящённой выдающимся русским учёным из МГУ им. Ломоносова, преимущественно математикам, в жизни и творчестве которых Православие играло большое значение.

Мероприятие было организовано крупнейшей научной институцией Греции ― Национальным исследовательским фондом.

Подготовил Юрий Пущаев

19 сентября 2017 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 62 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×