О пьянстве

Эту неопубликованную нигде прежде статью Ирины Ратушинской – поэта, правозащитника, православной христианки, вкусившей за стойкость в вере сполна от безбожной власти, – в редакцию портала Православие.Ru прислал ее сын Сергей. Статья написана в форме письма – ее «адресат», по предположению Сергея, «скорее всего отец Андрей Лоргус», но это не суть важно, ибо такая форма – письмо к N… – известный и некогда очень популярный литературный прием высказывания на «горячую тему». И хотя «письмо» написано в 2000 году, проблема пьянства, его причин и возможных способов преодоления этого недуга менее актуальной и «горячей», увы, в наше время не стала.

Дорогой отец Андрей!

Позволю себе и впредь, когда Вам пишу, придерживаться формы «объяснительной записки». Это мне, кроме отражения действительной ситуации (Ваш вопрос – мой ответ), еще и прикрытие: иначе с чего бы мне заниматься рассуждениями на подобную тему, да еще и в письменном виде? Ведь мне, поскольку я в данной области не эксперт, лучше помалкивать, пока не спросят.

Вы спрашиваете, что я думаю о пьянстве как об общей российской проблеме. Я не сомневаюсь, что Вы лично на счет российской исключительности в этой области не заблуждаетесь, но всё же считаю нужным начать с того, что до сих пор не для всех очевидно.

Это не только российская проблема. Такие иллюзии у нас могли быть во времена «железного занавеса», когда вылазка за границу сама по себе уже была привилегией и означала знакомство с парой музеев, несколькими достопримечательностями и вожделенными магазинами уцененного барахла. При таких условиях можно было вернуться из Парижа или Лондона и взахлеб рассказывать, как там все чисто и красиво, а на улицах нет пьяни. Теперь уже можно и присмотреться, в частности увидеть на центральных улицах упомянутых городов тех же бомжей, устроившихся ночевать под самыми прославленными достопримечательностями, можно заглянуть в бедные кварталы, можно расспросить знакомых полицейских, часто ли им приходится разнимать пьяные драки.

Выявляется та же закономерность: пьянство связано с бедностью, во всяком случае статистически. Нищая деревня, хоть наша, хоть латиноамериканская, имеет больше шансов на то, что большинство будет пить «горькую», чем богатый столичный квартал. У тех, кто хоть какие-то деньги имеет, – сплошь и рядом – другие способы «забыться», более дорогостоящие. Но по сути ничем не отличающиеся: и привыкание наступает, и зависимость, и – все дела побоку, кроме любимой «дури», и семьи страдают. Есть, например, люди, которые в реальном мире только кофе пьют и туалетом пользуются, а живут они в интернете: там и общаются, и романы заводят, и воюют, и играют. Намного ли лучше? Все равно в реальном мире они очень скоро лыка не вяжут и с живыми людьми жить уже не умеют. Нам, конечно, свое больнее, но мне представляется важным начать с превентивного возражения застарелому советскому тезису: «Все – люди как люди, а у нас – всё не так. Да и чего у нас, кроме свинства, ожидать можно? Народ такой».

Этот тезис про «русских свиней» – даже не с Гитлера начался. В иных формулировках это и у Ленина есть, и у Жаботинского (Зеев который[1], а не штангист). Он также люб сердцу иного отъехавшего на историческую родину интеллигента или неотъехавшего российского корреспондента – достаточно газеты почитать, хоть израильские, хоть наши. Но нам-то зачем на эту удочку клевать? Нам настойчиво внушают комплекс неполноценности, а к чему он нам нужен? Тем более что он очень часто в основе пьянства и лежит.

Пьянство – это не только российская проблема. А нам настойчиво внушают комплекс неполноценности: мол, «народ такой, не пить не может»

Тут, впрочем, надо сразу разделить пьянство и алкоголизм.

Алкоголизм – это чисто физиологическое явление, ничего общего не имеющее с моральными качествами того или иного человека. Это вроде диабета: при диабете организм не вырабатывает достаточного количества инсулина, а при алкоголизме – достаточного количества фермента «алкогольдегидрогеназа», обращающего алкоголь в сахар. Человек может не пить вообще ничего алкогольного всю жизнь, и тогда он так и не узнает, что был врожденным алкоголиком, потому что этот фермент у него не вырабатывался. А если вздумает пить – окажется в неравном положении с теми, у кого с этим ферментом всё в порядке. Он опьянеет с первой же рюмки, и дальше последствия непредсказуемы. Именно поэтому колонизаторам всех мастей удавалось проводить «пьяный геноцид» некоторых народностей. Именно поэтому человек, имеющий недостаток этого фермента, должен соблюдать полный отказ от алкоголя, если знает про себя, что самая малая доза для него уже опасна. В этом нет ничего постыдного, как нет постыдного для диабетика отказываться от сладкого или для аллергика отказываться от определенной пищи.

Современное слово «аллергия», которое теперь все понимают, вообще очень удобно для расширительного применения. Оно напрочь отметает попытки «демьяновой ухи»: кто же хочет всерьез навредить своему гостю? Мне приходилось видеть, как женщина, желавшая похудеть и не желавшая отказаться от светского общения, успешно оборонялась словом «аллергия» от картошки и от сладкого, будучи в гостях. Она даже и не лгала: действительно, ее организму такая еда не проходила безнаказанно. Так почему же она должна была за столом распространяться о своем обмене веществ и о своей поджелудочной железе для того, чтобы оправдаться за свое воздержание? Слово «аллергия» для нее было палочкой-выручалочкой: и пристойно, и всем понятно, и никого не обидит.

Но еще до того, как это слово стали применять очень часто, мне пришлось видеть достойный пример уклонения от выпивки. Это было в самом начале семидесятых, когда в нашей веселой студенческой компании самыми старшими были Сергей с Ольгой, уже два года как женатые. Сергей – огромный спортивный мужик, Ольга – миниатюрная красавица. Наши «возлияния» – как правило, после очередного выигранного КВН – сводились, по студенческой стипендии, к бутылке сухого вина на десятерых. Но и того Сергею было нельзя. Он так и объяснил раз навсегда:

– Ребята, я с четверть-рюмки разум теряю.

Конечно, никому не хотелось видеть, как Сергей теряет разум на тесной одесской кухне, куда мы все имели доступ только по милосердию хозяев дома. Но, кстати, и Ольга, которой было «можно», откровенно не пила ни капли: из солидарности с мужем. Как вышла замуж, так и разделила с Сергеем его ограничение. У нас, горластого и бесшабашного молодняка, это ничего, кроме почтения, не вызывало. Мы «с выкрутасами» заваривали им особенный, дефицитный, чай, который для них особо и добывали. Благо в то время в Одессе почти всё было дефицитом. Сомнений в мужестве Сергея у нас не возникало: было известно, что он уже трижды проходил на плоту вместе с Ольгой через Черемош, а более зловредного переката на территории тогдашнего СССР просто не существовало. Тем более что среди нас были и альпинисты, и аквалангисты, и негласные (из-за пограничников) рекордсмены по части дальних заплывов, так что такие вещи мы понимать умели.

Ирина Ратушинская Ирина Ратушинская Так у меня в памяти и осталась эта пара: веселые, красивые, сильные люди, не делающие трагедии из пустяков.

С пьянством всё и проще, и сложнее. Проще – потому, что при здоровом организме человеку сколько-то пить можно, и ничего страшного в том нет. Сложнее – потому, что меру все-таки знать надо, а с ней-то возникают проблемы уже чисто психологического порядка.

Паническая перестраховка типа «сухого закона для всех, имеющих совесть», уже испробована жизнью, и нам остается учиться на чужом опыте.

Есть такая международная организация «Моральное перевооружение», как мне известно, действующая и у нас в России. Про нее рассказывать долго, и это отдельная тема. Ее члены принципиально не курят и не пьют и то же другим проповедуют, весьма настойчиво. У нас с мужем появился друг-приятель из этой организации, Майкл (имя я, разумеется, меняю). Милейший человек, он становился агрессивным ханжой, когда видел рюмку или сигарету, и проповедь его уже нельзя было унять никакими силами. К тому же она была крайне недобросовестна по аргументации. В результате обе его дочки – заядлые курильщицы, причем младшая – с четырнадцати лет, когда это действительно опасно для растущей девочки. И только одному Майклу непонятно, почему так получилось.

Мы эти проповеди Майкла принимали, сколько могли, пока на юбилее нашего общего друга не лопнуло терпение у моего мужа. Он сказал:

– Майкл, если бы ты был в Кане Галилейской среди гостей, ты бы Господу нашему указывал обратить всё вино в воду, правда?

Бедный Майкл признал, что правда, а будучи честным протестантом, обратился к соответствующим евангельским текстам и приутих. Это положительно сказалось на его взаимоотношениях с друзьями и семьей, тем более что никто из них, конечно, и без заботы Майкла не спился.

Так вот, если не впадать в ханжество, заведомо результатов не дающее, как провести грань между пьянством и «веселием Руси»?

«Печка», от которой танцевать, мне представляется причиной: почему человек пьет? Заглушить стыд или обиду? Расслабиться после стресса? Порадоваться с друзьями? Или потому, что уж положено выпить и отставать неприлично?

Сколько у меня есть жизненного опыта (очень неполного, потому что в моей собственной семье это никогда проблемой не было), получается так.

С горя – во вред, быстро доводящий до «цепной реакции».

По принуждению – во вред тоже, но не до такой степени: пьющий по принуждению сам от того не в восторге и все усилия прилагает, чтоб не захмелеть. В противоположность первому случаю. Если говорить о привычке, то скорее вырабатывается привычка «не поддаваться», если только принуждение само по себе не ломает человеку характер и не вбивает тот самый комплекс неполноценности. Об этом есть страницы в чудесных мемуарах кавалергарда князя Трубецкого.

С радости и по своей воле – ничего страшного, может быть, и в радость, если «своя воля» ни на каком этапе не подменяется чужой (тогда уже начинается принуждение).

Почему спивается человек, не являющийся алкоголиком? Да потому что это единственный доступный ему способ душевной анестезии. Горбачев это доказал вполне убедительно: воздвиг гонение на спиртное, и люди стали находить невероятные способы «балдеть» без алкоголя. Тут уже всё пошло в ход – от вороньей крови до гуталина. То есть цель – «обалдение». Почему? Что так болит?

Почему человек спивается? Потому что «правды не было и нет». Да и мы сами себя очень не устраиваем

Об этом есть песня Трофима «Мой отец сошел с ума». Там – всесторонне, но ключевая строка, как я понимаю: «Потому что правды не было и нет». Достоевский был уже не первый, кто диагностировал: мы – максималисты. Всё, кроме настоящей правды, нас не устраивает, компромиссы мы не принимаем. И мы сами по той же причине себя в очень серьезной степени не устраиваем. Протестантское самодовольство мы не умеем в себе вырабатывать. И это счастье для нас, но счастье очень трудное, иногда кажущееся неподъемным. Бьет это в первую очередь по мужчинам.

Двадцатый век – первый, кажется, в истории цивилизации – выгнал женщин из домов на поденную работу в массовом порядке. Мы толкуем о повышении жизненного уровня, а на самом деле, если прикинуть, насколько во всем мире увеличился процент семей, где мужчина в одиночку не может прокормить своих домашних, речь идет о беспрецедентном обнищании. Неправильность такого расклада смутно ощущают все. Подавляющее большинство женщин «тянут» и работу, и домашнее хозяйство, и материнские обязанности не потому, что хотят, а потому, что деться некуда. И не успевают, и чувствуют, что не справляются. Рады бы уделить больше внимания детям и мужу – но в сутках 24 часа. Бывают исключения, но не на них же ориентироваться. А для подавляющего большинства мужчин такой расклад – сам по себе травма, причем и винить непонятно кого, кроме себя. Хотя, если разобраться, большинство мужчин поставлено перед уже свершившимся фактом, так что самообвинения им бы можно и поумерить.

Обстоятельства таковы, что мужчина чувствует себя униженным, ведь он не справляется с ролью главы семьи

Еще хуже, если мужчина не может найти работу и женщине приходится зарабатывать на семью, а ей это слишком тяжело. В наше время в России таких ситуаций катастрофически много. Никакие разговоры о равноправии тут делу не помогут – до такой степени мы обманывать себя не умеем и, надеюсь, не научимся. В итоге мужчина чувствует себя кругом виноватым, униженным, да еще вынужденным это скрывать. В том числе порой – и от самого себя, чтобы не терять мужского достоинства. При этом он при всем старании не имеет никакой уверенности, что ему удастся найти прилично оплачиваемую работу. Так что к стыду примешивается еще и страх перед будущим. Вот тут он и может ухватиться за «анестезию». У кого это выпивка, у кого наркотики – лишь бы забыться хоть ненадолго. Если при этом жена еще подливает масла в огонь попреками и нелестными сравнениями с другими, «настоящими мужчинами», дело, мягко говоря, не улучшается. Кстати, делая вид, что всё в порядке, она тоже не улучшает атмосферу: мужчина чувствует, что с ним обращаются то ли как с маленьким, то ли как с невротиком. В общем, проявить мудрость тут нелегко, тем более если женщина заморена и издергана чрезмерными нагрузками.

Счастлива та семья, где люди могут честно и спокойно «проговорить» ситуацию. Признать, что она вовсе нехороша, но не нами создана, а мы постараемся из нее выйти и надеемся, что получится. А пока она такая трудная – будем особо беречь друг друга. Потому что тут у женщины искус превратиться в «бензопилу», а у мужчины – начать утверждать свое мужское достоинство за счет других, унижая остальных членов семьи самодурскими выходками (в частности пьяными).

Униженность, конечно, больнее ощущают наиболее ранимые, то есть наиболее гордые люди. Но, поскольку она и объективно есть (мужчина не выполняет своего призвания быть главой семьи, ее кормильцем и защитником), то ощущается всеми как непорядок. Особо нервные просто не могут допустить, чтобы разум воспринял и сформулировал эти сигналы души. Кто поизощреннее – придумает тысячу теорий и оправданий и постарается сам в них поверить. А чтоб лучше удалось – разум частично выключит. Водкой либо чем-нибудь еще. Кто попроще – прямо с водки и начнет.

Кстати, большинство пьющих женщин опять же выпихнуты жизнью «не на женские роли». Вовсе не сахар для женщины жить так уж самостоятельно, без надежи и опоры. Как они ни храбрятся, а это нагрузка болезненная. Ну, некоторые и пытаются быть «как мужики» – то ли себе, то ли другим в отместку. Иногда причины регулярной выпивки вовсе не психологические, например у многих доярок. Тут уже нужно просто заглушить ломоту в теле, особенно в руках. Потому что физические нагрузки непосильные. Можно сколько угодно поздравлять такую женщину с равноправием, ей от этого легче не станет. А от водки станет. Но для изменения этой ситуации нужно переменить всё российское бытие, а это не то, что мы можем сделать прямо сейчас. Так что вернемся к психологическим причинам, с которыми можно хоть что-то поделать, если знать как. Итак, душевная боль оттого, что «всё не так, как надо». И от недовольства собой и от жалости к себе.

Тяжелые, стыдные воспоминания, перенесенные горести становятся в тот же ряд. А что «обезболивание» только ухудшит дело и заведет его в замкнутый круг, быть может, и все понимают, но не у всех есть сила воли от этого отказаться и нести свою боль в полной мере, без передышки.

Православные знают, конечно, что непосильных испытаний не бывает, а бывает бесовское страхование, и не более того. Но, во-первых, и знающих это не так много, а во-вторых, одно дело – теория, а другое дело – практика. На практике попросту делать всё, что можешь, а остальные заботы предоставить Господу – требует еще большей решимости, чем впервые оттолкнуться ногами от дна и поплыть. Причем плавать обучаешься раз навсегда, а в жизни при каждом новом испытании все страхи и уныния начинаются сначала.

Православные знают, как очистить душу от стыда и страха. Но опять же, и на это надо набраться духу. И уж какие только не возникают препятствия по дороге к храму! Сама нарочитость подтасовки этих препятствий могла бы вызвать здоровое подозрение: кому это выгодно? чьи там вылезают рога и копыта?

Размыкание этого замкнутого круга мне видится через предельную честность с самим собой. Есть вещи, которые люди в глаза не скажут, тем более любящие: пощадят. Или будут ожидать, что сам поймешь. Так что тут не на кого, кроме себя, надеяться. Раз уж мы такие правдолюбцы, что у нас от неправды душа болит, то – клин клином: можно и разум от неправды почистить. А то туда понабилось всякой мифологии.

Это, во-первых, сразу снимает преувеличения, порожденные воображением и желанием считать себя больше всех пострадавшим. Понимаешь, сколько страхов, капризов, истерического нетерпения и блажи накручено на действительные проблемы, и перестаешь убеждать себя в полной безысходности ситуации. Во-вторых, это дает представление о разграничении забот: где человеческая, а где Божия. Нечестно, обрисовав себе, к примеру, будущее России самыми черными красками, по этой причине в отчаянии опустить руки и отказаться выполнять самые элементарные житейские обязанности. Даже если кажется, что ни сил, ни воли уже не осталось ни на волос. У такого человека, пока он сил не наберется, забота очень малая: от сих до сих. Человек, способный открыть бутылку, все же может сделать с той же затратой энергии какую-нибудь мелочь – хоть умыться холодной водой, например. Как правило, после этого (при условии полной честности) выясняется, что сил хватает еще на что-нибудь, что всех мировых проблем не решит, но будет маленьким шажком в нужную сторону. После этого обычно приходит «второе дыхание». Я знаю человека, который вполне успешно вышел из запоев, начав мелкие починки в доме. Сейчас он завершает полный ремонт и уже планирует, как бы смастерить недостающую мебель. Постоянной работы пока так и не нашел, но хотя бы вспомнил, что у него золотые руки, и применил их по назначению. И с голоду, кстати, за это время не умерли ни он, ни его семья.

Знаю человека, который вполне успешно вышел из запоев, начав мелкие починки в доме

Об остальном остается только просить Бога, в том числе и о силе воли, и о вере, и о детях, и о решении мировых проблем.

Что делать в такой ситуации неверующим, я не знаю. Ждать помощи от других людей, наверное. На этом месте православному человеку станет, видимо, жутковато: это сколько же народу должно ждать от нас помощи! Что ж, глаза боятся – руки делают. Мы-то хоть знаем, от Кого получаем помощь сами. Ее будет ровно столько, сколько нам в действительности надо. И передышки нам тоже будут даны, и радости – больше, чем мы ожидаем.

Конечно, в счастливой семье (то есть в такой, где люди доброжелательны и честны с собой и друг с другом) вряд ли можно ожидать пьянства «с горя». Где есть честность – там есть и доверие, и маловероятно, что кого-то слишком далеко занесет в мифологию о невыносимости бытия или в обвинительный раж: будет кому отрезвить и вернуть к реальности. (Случайно ли, что в русском языке слово «отрезвить» имеет два значения?)

Да и при выпивке «на радостях» в таких семьях есть обычно условный знак или слово: пора, мол, остановиться. Его, как правило, и хватает, если люди действительно доверяют друг другу.

Если доверия нет – тогда, конечно, хуже. Но разобраться, почему нет и как сделать так, чтоб было, – опять же можно, только начиная с честности перед собой. И с доброжелательности к себе же: в конце концов, какое мы имеем право себя губить? С какой стати нам не желать себе добра? И какие к этому препятствия, кроме лицемерия, которое, опять-таки, нечестность?

Я больше пишу про пьянство людей семейных. Оно и понятно: по ним неустроенность нашей российской жизни сильнее бьет и вызывает большую панику. Да и дети страдают, а их страдания добавляют болезненности в ситуацию. Одному человеку много ли надо? И ответственность меньше: только за себя (до поры до времени). Соответственно, и груз этой ответственности вряд ли может показаться совершенно непосильным.

Одиночество – иллюзия: не остается человек один. Никогда

Но если человек один, может, он страдает как раз от одиночества? Может, именно в одиночку и пьет? Или с тоски – с кем попало? Это, я думаю, отдельная тема, очень важная: иллюзия одиночества. Потому что это (и тут уж я могу утверждать как эксперт, имеющий богатый и долгий опыт одиночных камер) именно иллюзия. Не остается человек один. Никогда. Если он физически один, без других людей – за ним особый присмотр Отца и особая поддержка. Если он одинок среди людей – это временно. Пока устанавливаются или восстанавливаются отношения с Отцом. Не может быть одиночества у человека, который молится словами «Отче наш», понимая, что значат эти слова. А понимание приобретаемо, и это совсем нетрудно. Оно для нас уже другими наработано давным-давно.

Я вижу нашу российскую проблему пьянства составной частью проблемы общемировой: неуверенность, стыд и страх заставляют людей искать забытья самыми разнообразными способами. Все эти способы рано или поздно влекут за собой дополнительные неуверенность, стыд и страх. Наркотики, «улеты в астрал», оглушение специальной, на то и созданной музыкой, виртуальное баловство, что только не… Появилось уже и слово «трудоголик», тоже из этой серии.

Но – своя рубашка ближе к телу – опасность поголовно стать «трудоголиками» пока России не грозит. Думаю, впрочем, что и опасности поголовно спиться тоже нет. А есть проблема – немалая, но для каждого отдельного взрослого вполне решаемая. Неразрешимых проблем перед нами Господь не ставит.

Нам так не хватает знания о победителях недуга и описаний того, как удалась эта победа

А если говорить о помощи других людей – то вот какой помощи, мне кажется, не хватает: знания о победителях. И радости за них, и надежды для остальных. В конце концов, любая проблема, грех или искушение – это еще и старт для победы! Осознание – самое начало боя, первая попытка дать отпор. Но, в конце-то концов, наше призвание – победа. С Божией помощью, но и с полным нашим участием.

Вот об этом, кажется мне, мы как-то позабываем, а откуда тогда возьмется веселье и упорство в бою? И вдохновение, и уверенность, что МЫ – МОЖЕМ? Если человек одолел «зеленого змия», он не просто спасся бегством, он – победитель. Ему есть что рассказать, как старому солдату. Он знает, как это делать. То же самое относится и к одолению других грехов. Конечно, грехи достаточно мерзки сами по себе, так что вряд ли можно ждать мемуаров на темы «Как я перестал воровать деньги у родителей» или «Как я перестала сплетничать», подписанных именами и фамилиями. Но это и не надо.

Тут скорее можно ждать, чтобы духовный отец с опытом, никоим образом не разглашая тайну исповеди, рассказал, как это делали некие люди, кому удавалось. На ситуативных, а не личных примерах. Возможно, совместно с врачами и психологами, используя еще и их опыт. С разбором, как в военных учебниках разбирают выигранные битвы. И подбодрил бы, и напомнил, что покаяние вовсе не обязывает к постоянно подавленному настроению и унынию – много ли с ними навоюешь? Учебников по тактике и стратегии для мирян явно не хватает. И, мне кажется, они нужны: именно в применении к нашему времени и нашей непростой ситуации. А то ведь получается, что установку «не пьянствуй» – задали, а КАК от этого избавиться – недоучили. В этот вакуум лезут всякие шарлатаны и оккультная шпана с предложениями закодировать, заговорить, излечить по фотографии и так далее.

А хорошо бы, чтоб не было вакуума.

Искренне Ваша,

Ирина Ратушинская

30 сентября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Про каменщика Володю и беса Про каменщика Володю и беса
Свящ. Александр Дьяченко
Про каменщика Володю и беса Про каменщика Володю и беса
Священник Александр Дьяченко
«Слушай, батюшка, такая у меня проблема, – говорит Володя. – Еще в юности по глупости сделал я себе на плече татуировку: бесенка наколол. И если раньше всё было нормально, то теперь чувствую: он мне мешает…»
Обет трезвости Обет трезвости
Анастасия Горюнова
Обет трезвости Обет трезвости
Анастасия Горюнова
На обет трезвости благословил Юрика отец Димитрий Дудко. «В семью пришла беда, и нужно было за что-то простое зацепиться, держать себя… – говорит Юрик. – А это дает силы – просто тем, что ограничиваешь себя».
Игорь Петров, бывший бездомный: «Все началось с рюмки водки…» (+ВИДЕО) Игорь Петров, бывший бездомный: «Все началось с рюмки водки…» (+ВИДЕО) Игорь Петров, бывший бездомный: «Все началось с рюмки водки…» (+ВИДЕО) «Все началось с рюмки водки…» (+ ВИДЕО)
Беседа с Игорем Петровым, бывшим бездомным
«Я не в себе проблему начал искать, а обиделся на весь окружающий мир», — признается Игорь Петров. С этой обиды и начались его мытарства.
Комментарии
ольга14 октября 2020, 14:30
Пьянство это просто распущенность и отсутствие силы воли. Считала моя первая свекровь. Она так и говорила: "Пить, курить, гулять и обижать жену последнее дело."
Денис11 октября 2020, 06:42
Алла, ещё отмечу, что для изрядного числа подростков на Руси компьютерная зависимость является реальной альтернативой зависимости наркотической. Больше нет СССР с его октябрятами и пионерами, бесплатными творческими кружками и спортивными секциями для детей, подростков. Где у детей, подростков надежда на светлое будущее в реале, когда русский народ вымирает, а остатки делятся на капиталистов, эксплуатируемых ими и тех кто совсем не вписывается в рынок?
Алла 5 октября 2020, 12:36
Руслан, если честно, я ни разу не видела человека с "игровой зависимостью". Не спорю, такие наверное есть, но обычно люди просто тратят больше времени на развлечения, чем это считается нормальным, вот и всё. Если бы они не играли, то просто смотрели бы видосики на ютубе или посты в инсте. Ну или по старинке - телек, лежа на диване. Едва ли они стали бы заниматься какой-то полезной деятельностью. Лично я стараюсь развлекаться чтением, а на игры оставлять небольшое количество времени.
Денис 5 октября 2020, 05:49
Катерина, чрезмерное чтение приводит к ослаблению зрения. Проблема в книгах, книги следует запретить или проблема в чрезмерности и решение в умеренности? Глупо заставлять детей молиться, поститься и читать священные книги, тем более всё их свободное время. Детям хочется играть, есть вкусности, читать интересное по их меркам. При этом детям и так приходится много учиться, с учётом времени на домашние задания их рабочий день сравним по продолжительности с рабочим днём взрослых! Захотят сами молиться, поститься и читать священные книги, по примеру авторитетных для себя взрослых, слава Богу. Нет, значит либо станьте авторитетом для них, либо смиритесь. В противном случае отвратите от Христа.
Руслан, Украина 4 октября 2020, 13:06
Алла, ну, мне 24 года сейчас, но я редко играю в игры, хотя в подростковом возрасте довольно много времени проводил в играх лет до 18. Потом стал играть гораздо реже, как и друзья. Ну, и всё-таки развлечения это хорошо, но зависимость - это плохо. Я видел несколько ребят с реальной игровой зависимостью, они словно в другом мире живут. Даже говорят, что виртуальный мир интереснее реального.
НН 4 октября 2020, 12:48
Денис:/Главное же требовать совершенства христиан вправе только от самого себя/-Да, согласна. /а ближним следует относиться со снисхождением,тем более к детям/-Вопрос сложный,много условий.Напр, если дети плохо ведут себя в храме-к ним можно отнестись снисходительно.А если родители этих детей на каждой службе ВСЕГДА заняты гаджетами(строчат СМСки,смотрят почту,раскладывают пасьянс и тп), оставив своих деток без внимания- с какой стати к ним надо относиться снисходительно? Относились,когда это был первый ребёнок,но когда их трое? А в остальном присоединяюсь к КАТЕРИНЕ. Мы уже все убедились в ваших ухищрениях.Нет смысла доказывать очевидное как тем,кто его видит,так и тем,кто не хочет видеть.
Катерина 3 октября 2020, 20:45
Руслан, Украина 3 октября 2020, 12:28 -- внешнее и внутреннее благополучия не всегда совпадают.
Natalie 3 октября 2020, 20:13
Андрей, очень рада за Вас и за Ваших родных! Слава Богу и Царице Небесной! Божьей помощи Вам и Вашим близким людям!
Катерина 3 октября 2020, 19:43
Денис, чрезмерно играющие в танчики дети, которых я знаю - тупые. При полной сохранности интеллекта они не владеют своим мозгом. Проектировать самолеты под руководством брата Антония для защиты России будут не они. Почему это так объясняют ученые-нейрологи, детско-юношеские психиатры. Можете опять пуститься в словоблудие, объясняя мне, что это не так и вреда никакого нет... съэкономим наше время на этом. Это - так.
Алла 3 октября 2020, 18:02
Руслан, игры - это всего лишь ещё одни способ развлечений. Ладно люди в возрасте, но вам-то странно так рассуждать)
Денис 3 октября 2020, 18:01
НН, среди компьютерных игра есть даже православные, к примеру "Устройство храма и "Празднуем Пасху" для детей, "Мытарства" для взрослых. Есть играть обучающие, есть игры развивающие. Запрещать абсолютно все компьютерные игры также глупо, как запрещать чтение в принципе из-за порнухи и чернухи. Главное же требовать совершенства христиан вправе только от самого себя, а ближним следует относиться со снисхождением, тем более к детям. Иначе возненавидят, как слишком требовательного, так и веру его. "Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников". Послание к Римлянам 2:24 https://bible.by/verse/52/2/24
Руслан, Украина 3 октября 2020, 12:28
С интересом читаю комментарии и удивлён. Я всегда думал, что в большинстве постоянно в комп.игры постоянно играют те, у кого не лады с работой/семьёй, у кого уныние и неудачи. А оказывается и члены вполне благополучных семей, у которых всё в порядке в жизни попадают в игровую зависимость.
Денис 3 октября 2020, 05:55
Антоний, верно. К тому же отмечу, что по-христиански требовать совершенства от себя, а не от других. От других можно защищаться, если ведут себя агрессивно. Можно полицейским стать, чтобы людей к исполнению действующего законодательства побуждать. Можно пойти в законодатели ради совершенствования законов. Проповеднику же очень важно быть близким к совершенству самому и при этом так, чтобы чувствовалась радость такой жизни. Мрачные угрюмцы и угрюмицы, что кривят губы даже при виде игры парней, пацанов в виртуальные танчики или просмотре девочками, девушками детских мультиков про волшебных лошадок вряд ли больше привлекут к православию, чем оттолкнут.
Катерина 3 октября 2020, 00:27
"Я чувствую его со-боль с моей болью. Почему это так редко встречается?"-- вероятно, это не вопрос у Вас, Сергей, а восклицание, но напишу мое субъективное мнение-ответ. Потому что "Как крикнешь в лес, такое и эхо". В комментариях православных так часто встречается это требовательное ожидание от окружающих непременной любви к себе, и практически исключения задаются вопросом - а как я могу поделиться хотя бы намеками на эту евангельскую любовь к ближнему к другим. Потребительское отношение. Вы не исключение , и у Вас расстановка "его любовь - моя боль". Почему бы для разнообразия не наоборот?
НН 2 октября 2020, 23:10
И ещё. Я тоже знаю спившегося священника.Ему ни в коем случае нельзя было потреблять Святые Дары,но он об этом никому не говорил и выполнял всё положенное.А была у него как раз зависимость и диабет.Результат плачевен.Алкоголику с зависимостью никогда нелязя забывать что он алкоголик и поэтому ему ни капли в рот брать нельзя! Ни при каких обстоятельствах и ни в каких компаниях. Ремиссия может длится всю оставшуюся жизнь,несмотря на стаж алкоголизма.Молиться и поститься за нас могут,и молятся,но всё равно больше всех должны это делать сами! Сами себя тащить-толкать. Не перекладывать на священников,родственников-они только нам в помощь. Господу всё возможно,а Он помогает тому,кто сам делает.
НН 2 октября 2020, 22:43
Денис:/Увлечения близких,если они не однозначно вредные лучше хоть немного разделать ради себя,них и мира в семье/- Согласна, но то-то и оно,что вредные. АНТОНИЙ, пока так,но мне почему-то кажется,что всё ещё впереди. Эта опасность незаметна внешне. Алкаша сразу видно, особенно если он занимает ДОЛЖНОСТЬ,а вот игроманы и тп незаметны,но что они могут наворотить,привыкнув,что ВСЁ происходит виртуально,т.е, не чувствуя реальности? Помнится,был у нас любитель гаджетов на должности. СЕРГЕЙ,да,Любовь наша оскудела,но никакая Любовь не вывезет человека без ЕГО решимости. Мотивация должна быть внутри человека,а не предложена-показана-навязана извне.Увы,диабет у священника-беда,но не все спиваются.
Катерина 2 октября 2020, 22:38
Андрей, рада за Вас, Божьей Вам Помощи.
Сергей 2 октября 2020, 20:13
НН 2 октября 2020, 15:25 Да я собственно не о своей страсти и не только про пьянку.Естественно, что каждый сам выплывает. Но вот читая Антония Сурожского, я чувствую, что я ( даже после его смерти) ему не безразличен. Я чувствую его со-боль с моей болью. Почему это так редко встречается? советы про пост и молитву? А мы умеем молиться? А не лицемерно поститься? Поэтому и не работает. Я молюсь и о прекрасном священнике, который спился и умер. Сложно всё...Любви очень мало.....везде.А советов "грамотных" - пропасть.
Антоний 2 октября 2020, 20:12
Дорогая сестра НН, "а зомби с гаджетами всё больше" - "зомби с гаджетами" не представляют угрозы для добропорядочных граждан, в отличие от нетрезвых нарушителей общественного порядка. В этом огромная разница, если смотреть на ситуацию глазами добросовестного человека.
Денис 2 октября 2020, 19:00
НН, а это дочь знакомой предлагала мужу вместе с ним в танчики поиграть, детей для игры позвать? Увлечения близких, если они не однозначно вредные лучше хоть немного разделать ради себя, них и мира в семье.
НН 2 октября 2020, 15:25
Сергей:/Это задача постоянной работы Церкви-поиск путей борьбы со злом,в каждый исторический момент.А этим никто не занимается/-Борьба с недугом-дело прежде всего человека,желающего победить болезнь,или распущенность.Духовные болезни побеждаются"постом и молитвой". В пост могут входить и физнагрузки,а не только воздержание от пищи.Напр, захотелось вам водки выпить,а вместо этого- поклоны,дрова поколол или пробежался.А если недуг медицинский-то и лечение медикаментозное+ профилактика. Как диабет не валечишь только благословением и выполнением рекомендаций священника,так и алкогольную зависимость(не путать с распущенностью).Хорошо,когда одно лечение дополняет другое.Но главное-ваша решимость.
Андрей 2 октября 2020, 14:05
В "завязке" уже 9,5 лет. Стаж употребления был лет 15 - 20. Перепробывал все, ничто не помогало. Случайно узнал об обществе Анонимных Алкоголиков. Там я обрел трезвость. Через некоторое время я воцерковился и обрел опору в жизни. Так, что мой путь ко Христу лежал через это общество. Сей час я узнал, что для верующих людей есть православное общество трезвенников. У каждого свой путь но мне кажется, что неверующему человеку трудно будет сразу же принять догму о Боге которая априори присутствует в обществе православных трезвенников. Но в любом случае не сдаваться. Я перед тем как узнать об "АА" 5 лет молился Христу о даровании пути истинного и Он дал мене. Помогай всем Господи. Жив Господь.
Иоанна_ 2 октября 2020, 12:44
Сергей 30 сентября 2020, 14:00 Сергей, а вы спросите священника на исповеди: "Как МНЕ победить страсть винопития?" Но есть правило: если спрашиваешь совета у священника - должен выполнить. В Церкви накоплен огромный опыт борьбы со страстями, и каждый найдёт то, что ему поможет, при условии, что есть решимость и желание бороться. Только проблема в том, что в глубине души мы любим свои страсти и не хотим с ними расставаться.
Катерина 1 октября 2020, 20:45
Моя подруга развелась тоже из-за компьютерных игр и увлечения музыкой он-лайн. Экс все искал чего то музыкальное. Записывал. На нее и детей ему было до лампы.
НН 1 октября 2020, 15:54
Вячеслав 1окт,08:32, У моей знакомой дочь замужем за игроком в "танчики". Но зять женат вовсе не на своей жене,а на команде игроков,чемпионатах по этой комп игре. Дочек он любит, но они его жутко раздражают, воспитыать их ему некогда, с женой практически не видятся, живя в одной квартире. Когда он сидит за компом в своём кабинете(а это происходит ВСЕГДА), беспокоить его никому не позволено, вплоть до рукоприкладства. Однажды дочь знакомой попыталась с ним развестись, но уговорили родственники с его стороны, полностью взяли на себя и обеспечение семьи, и зарубежный отдых, и воспитание внучек(им дед- отец). Думаю,этот зять ни один такой. Развода нет,но и семьи нет-кажимость. То есть-оба хуже.
Руслан, Украина 1 октября 2020, 15:12
Согласен, что особенно нельзя пить тем людям, которые становятся агрессивными после употребления алкоголя. Один раз видел, как мужчина пьяный размахивал ножом и угрожал прохожим. А про пьяные драки, которые я видел часто я вообще молчу.
Руслан, Украина 1 октября 2020, 13:16
Наталия Ростова, а разве большинство девушек себя по другому ведут сейчас? Девушек, которым деньги не важны и которые готовы идти до конца просто единицы, и за них конкуренция у парней огромная. У меня знакомая, которая исповедуется с 7 лет тоже говорит, что должно быть своё жильё и хорошие деньги, а иначе как в брак вступать? Я общался с многими домашними девушками с семейными ценностями, как заканчивалось я уже писал. У друзей и знакомых в большинстве такая же ситуация. Семья друга стала беженцами в 90-ых, когда он был маленьким. Ютились все в одной квартире. Пытался заработать, потом работу потерял, потом выпивать начал, т.к. с его слов это не жизнь, без денег и жилья семью не создать.
Денис 1 октября 2020, 11:46
Вячеслав, прав. Мне тоже интересно получить со ссылкой на авторитетный источник ответ на вопрос: "А у вас статистика есть, по сотням тысяч семей, которые развалились из-за того, что отец играл в компьютерные игры?"
Денис 1 октября 2020, 11:43
Александр, а вправе ли бабушки запрещать внукам сидеть за компьютером, если отец разрешает? Для мальчиков, тем более для подростков, естественно ориентироваться на старших мужчин в семье: отцов, дедов, дядей... Да и для внучек в норме слово матери весомее слова бабушки. К тому же разумнее запретов предложение положительных альтернатив. Бабушке лучше вкусно пахнущие пирожки приготовить и сказать внуку, что даст их ему, если встанет из-за компьютера и сам к ней на кухню придёт.
Вячеслав 1 октября 2020, 10:24
Ладно, идём дальше, чтобы была эффективна антиалкогольная пропаганда, надо чтобы государство было в этом заинтересовано, а какое государство будет заботиться о своих обычных подданных? Феодальное? Нет, там правят кланы, которым на остальной народ плевать, главное, чтобы подати платили. Капиталистическое? Нет. Там правит капитал, есть возможность получить прибыль-хорошо, спился народец, другой завезем, трудолюбивый. А какой должен быть строй, говорить не буду, сами догадайтесь.
Наталия Ростова 1 октября 2020, 09:09
Я не встречала ещё НИ ОДНОГО человека, у которого вообще нет никаких зависимостей и привязанностей. Ну не будет человек пить и сидеть в комп.играх, так начнёт с одержимостью старинные самовары собирать по всем блошиным рынкам. Женщины, почти все - шопоголики , старики как плюшкины - собирают вещи и попробуй отобрать, чтоб выкинуть. У всех есть зависимости, в той или иной мере. Проблема в том, что если эта зависимость опасна для окружающих, то человеку надо помочь справиться с ней. В остальных неопасных для людей, зависимостях, пусть человек сам разбирается. РУСЛАН, дело не в бедности, а в зависти. Вот почему Ваши девушки так себя ведут. Зачем такая нужна? Предаст при первой возможности...
Вячеслав 1 октября 2020, 08:34
"НН30 сентября 2020, 20:46 Надо вернуть диспансеры, ЛТП для больных и мб общественное..." Полностью согласен, а также считаю необходимым вернуть уголовную ответственность за употребление наркотиков.
Вячеслав 1 октября 2020, 08:32
Александр 30 сентября 2020, 18:43 А у вас статистика есть, по сотням тысяч семей, которые развалились из-за того, что отец играл в компьютерные игры? По моему это чей-то фейк.
Кира30 сентября 2020, 23:58
Спаси, Господи. Пожалуй, лучшая статья на эту тему здесь. Не соглашусь только, что пьют по большей части от бедности, просто бедных больше и пьянство их заметнее. Алкоголизм и пьянство, правда, вещи разные, алкоголизм - болезнь, пьянство, конечно, не редко приводит к нему, но есть люди, которые и от малой дозы пьянеют, такая физиология. И национальные особенности есть, Мухамед запретил мусульманам пить, поскольку и так вспыльчивые аравийцы, выпив, переставали вовсе себя контролировать. Что до русских, по пьянству Россия совсем не на первых местах. А человек с гаджетом также может быть социально опасен, если он за рулем с гаджетом. В пробках многие балуются.
НН30 сентября 2020, 20:46
"как говорит ВОЗ, у коренных малочисленных народов севера в организме отсутствуют ферменты, расщепляющие алкоголь. В связи с этим алкоголь оказывает сильное разрушающее воздействие на головной мозг и быстро формирует алкогольную зависимость". Южане(грузины,итальянцы,греки и др) более устойчивы к алкоголю, мб и потому, что в Грузии, напр, детям дают вино; но есть и другие причины. И диабет бывает не у всех, живущих примерно одинаково, в однаковой среде; и алкоголиками становятся не все бедные, трудно живущие люди. Алкоголизм - болезнь, а государство оставило подверженных этому недугу один на один с болезнью. Надо вернуть диспансеры, ЛТП для больных и мб общественное осуждение для распущенных.
Александр 30 сентября 2020, 18:43
Денис, дорогой, сотни тысяч семей разваливаются от того, что отцы семейств уходят в компьютерные игры и присутствуют дома только телом. Более того - они приучают детей к этой заразе (чтоб им самим не мешали), а у детей всё хуже развивается - они с топором на бабушку кидаются, если она пытается запретить. Так что мы можем с вами до бесконечности об этом говорить, у каждого свой опыт. Ваш опыт горький, согласен. Но это не повод делать глобальный вывод о том, что что-то безопаснее, а что-то нет. С уважением.
Елена Киев30 сентября 2020, 15:04
"Эти люди живут в состоянии хронического стресса и неудивительно, что начинают пить."Руслан, Украина30 сентября 2020, 13:34 Согласна, в "состоянии хронического стресса" и молиться очень тяжело,и в уныние впасть легко.
Марина 30 сентября 2020, 15:03
Прекрасная статья, такой замечательно точный психологический анализ. Спасибо
Денис30 сентября 2020, 14:53
Александр, у меня отец допился до того, что бросил семью ради злодейки с наклейкой. Так и умер рабом Зелёного Змия. Для сравнения, у кого отец бросил семью ради компьютерных игр? Кто так и умер рабом ИИ?!
Я не говорю, что это полезно. Сам в своё время приносил Богу обет отказа от азартных игр из-за чрезмерного вреда их компьютерных вариаций для зрения, да и без лотерейных билетов деньги целее. Однако вы сравниваете не сравнимое по опасности, если у интеллигента смартфон из рук не рвать, то он безопасен для окружающих в отличие от алкаша с бутылкой.
Сергей30 сентября 2020, 14:00
А то ведь получается, что установку «не пьянствуй» – задали, а КАК от этого избавиться – недоучили. )) Думаю, что это центральная проблема Церкви. В Заповедях обозначено всё зло, но не нет технологий борьбы, таких же всеобщих и глобальных.Это задача постоянной работы Церкви - поиск путей борьбы со злом, в каждый исторический момент. А этим никто не занимается. Часто ли на исповеди вы слышали реальные советы? Священник чаще всего повторяет слова Христа:"Иди и не греши." А как не грешить? Читай св.отцов. Св.Игнатия Брянчанинова, Антония Сурожского. А зачем нужен священник? Исполнять требы и таинства? А они зачем нужны, если большинство топчется на месте или уходит из Храма?
Руслан, Украина30 сентября 2020, 13:41
"Если при этом жена еще подливает масла в огонь попреками и нелестными сравнениями с другими, «настоящими мужчинами», дело, мягко говоря, не улучшается". - У двух моих товарищей из РФ так семьи распались. В первом случае тёща надоумила жену искать себе более обеспеченного, ведь столько мужчин вокруг успешных. Во втором случае там жена захотела комфортной и обеспеченной жизни, а не жизнь с финансовыми проблемами. Причём в обоих случаях парни трудолюбивые. У друзей из моего города были похожие истории, только там были девушки и невесты, а не жены. В отличии от фантазий традиционалистов, в реальности не хотят нынче девушки жить в трудностях и бедности.
Руслан, Украина30 сентября 2020, 13:34
Благодарю автора за статью, где хорошо описаны причины пьянства и алкоголизма. Да, конечно, и люди с деньгами часто балуются вредными вещами, но нужно смотреть правде в глаза... У меня из знакомых на алкоголь подсаживаются как раз те, кто бедный/нищий и при всех усилиях не может вылезти из этого. Они не могут нормально помогать родным, следить за здоровьем, купить жилье, завести семью, съездить на отдых. Эти люди живут в состоянии хронического стресса и неудивительно, что начинают пить. Но у нас всё дальше рассказывают про счастливую бедность, и что чем беднее и труднее живут люди, тем они счастливее.
Руслан, Украина30 сентября 2020, 13:30
Скажу честно, что и сам бывало напивался. Пью крайне редко. Я пил мало, поэтому опьянеть могу быстро. Напился конкретно после того, как не получил работу в одной фирме, потратил кучу усилий, нервов, сил. Это была очередная неудача. Чувствовал полную безысходность и отсутствие перспектив. На средней зарплате у нас сидеть - нищета, невозможность купить жильё, жениться, создать семью, нормально следить за здоровьем и кожей (она у меня очень проблемная и денег на неё я потратил много). Не говоря о том, что у родных тоже уныние, ибо им тоже денег не хватало. И чем больше неудач, тем сильнее уныние. Так что "счастливая бедность" и отсутствие перспектив ни к чему хорошему не приводят.
Андрей30 сентября 2020, 13:19
Милостью Божией я остаюсь трезвым 7 лет и 2 месяца с помощью Программы 12 Шагов Анонимных Алкоголиков.
НН30 сентября 2020, 13:17
Денис:/Да,намного лучше ехать в автобусе с молодыми людьми,погружёнными в свои смартфоны,чем с пьяной компанией/- Только вы одного не учли:пьяных меньше становится(по вашим же словам), а зомби с гаджетами всё больше... ВЯЧЕСЛАВ, Ленин ни при чём, это дань времени в понимании Ирины. А во многом я с ней согласна, постоянно"бить своих чтоб чужие боялись"-приводят к обратным результатам: чужие тоже наших бить начинают,по всем направлениям. Всем интересующимся проблемой алкоголизма рекомендую найти:«Реабилитация и адаптация от алкогольной и наркотической зависимости «Обитель «ТИЛь»(РОО КО «Обитель ТИЛь»), Михаил Федорович Морозов. Консультации в Новоспасском монастыре и д.Дураково Калужской обл.
Иоанна_ 30 сентября 2020, 12:16
Причина пьянства не бедности или богатстве, не в суровых жизненных условиях, а в страстях человеческих: самоугождении, сластолюбии, в желании получить "благодать" здесь и сейчас, без труда. Есть, конечно, и подталкивающие факторы: пьющее окружение, наследственность, низкий жизненный тонус. Но в целом это проблема духовная, проблема личности, а все внешние обстоятельства вторичны: никто ещё не стал алкоголиком вопреки своей воле. Сравнение алкоголизма с диабетом наивно, конечно, равно как и противопоставление алкоголизма пьянству: выпивоха с большой долей вероятности станет алкоголиком, если не остановится, это всего лишь вопрос времени.
Наталья30 сентября 2020, 11:44
Спасибо. Очень умная женщина, глубокие и верные наблюдения и мысли. "А то ведь получается, что установку «не пьянствуй» – задали, а КАК от этого избавиться – недоучили." Вот именно.
Александр 30 сентября 2020, 11:23
Спасибо! Интересный анализ. Жаль, что не затронута целая группа людей, которые пьют и в благополучии - запивают пустоту и бецельность жизни. Они успешны, богаты, но несчастны, ищут удовольствия - сейчас таких много... Денису - автор писала не о том, с кем ВАМ удобнее и безопаснее в автобусе ехать, а о том, что души гибнут и в том, и в другом случае.
Ростислав30 сентября 2020, 09:38
Как точно написано, что нельзя самобичеванием заниматься, оно-то и приводит к самоубийствам, погружению на дно. А всякие представители "свободной" прессы нередко подливают масла в огонь.
Сергей30 сентября 2020, 08:41
Превосходно! Отличная статья, вакуума действительно очень много и не только в этой сфере.
Вячеслав30 сентября 2020, 08:04
Всё хорошо, но где Ленин о русских свиньях писал?
Андрей30 сентября 2020, 02:46
Вечная память Ирине, удивительно, но очень мудрое понимание проблемы "пьянства" - актуальна в нашем 2020 году
Денис30 сентября 2020, 01:23
Автор пишет "Есть, например, люди, которые в реальном мире только кофе пьют и туалетом пользуются, а живут они в интернете: там и общаются, и романы заводят, и воюют, и играют. Намного ли лучше?" Да, намного лучше ехать в автобусе с молодыми людьми, погружёнными в свои смартфоны, чем с пьяной компанией. Рядом с пьяным незнакомцем, тем более с целой компанией алкашей, весь как на иголках!
Денис30 сентября 2020, 01:17
В подзаголовке написано "хотя «письмо» написано в 2000 году, проблема пьянства, его причин и возможных способов преодоления этого недуга менее актуальной и «горячей», увы, в наше время не стала". Однако на практике, слава Богу, проблема пьянства в России стала менее актуальной. Причём на Православие.Ru этому приведены железные доказательства "2009–2019 гг.: самая незаметная и эффективная антиалкогольная кампания в истории России" https://pravoslavie.ru/126771.html
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×