О нравственном выборе и биохимии

Дискуссия, развернувшаяся вокруг углубленного преподавания психологии в духовных школах, вызвала у меня лишь одну реакцию: я поняла, что есть еще одна тема, в которой я некомпетентна. А также то, что это положение дел не исправят несколько статей в интернете. Но зато появился повод высказаться на созвучную тему.

Не знаю, нужны ли священникам навыки психолога, и не знаю даже, что для духовенства эти навыки предполагают. Но навыки клинического психолога священникам точно не помешали бы. Ситуации, когда человеку нужна медикаментозная помощь, а его кормят разговорами, да еще и такими, которые ему остро противопоказаны, – страшна и сама по себе, но стократ страшна стабильностью своей повторяемости.

Нет-нет, священник не должен выступать в роли психотерапевта. Равно как и эндокринолога или невропатолога. Не только не должен, но и не имеет права, если у него нет специального медицинского образования. Но он должен – просто обязан! – видеть, когда прихожанина пора направлять к докторам.

Вот буквально на днях узнала про одного знакомого, что духовник отправил его «пожить» в монастыре. Человеку давно и остро требуется помощь психотерапевта, он уже зашел в тупик, у него развалилась семья, он потерял работу… а теперь ему еще предстоит испытать всё давление, которое обычно испытывает монастырский житель. Чем это закончится, страшно догадываться.

Например, два года назад один наш горожанин, которому тоже просто требовалась помощь психотерапевта, попал в очень похожую ситуацию. Он остался в монастыре «пожить», выдержал неделю «службы утро-вечер + послушания на полную катушку», перетянулся, вошел в состояние нервного срыва, отправился купить выпивки (как говорят) и по дороге был сбит машиной насмерть.

Священникам особенно необходимо различать, где дело касается нравственного начала, а где – физиологии

Учитывая, что дело происходило в печально известном Среднеуральском монастыре, никто и не задумался, что больного человека просто загубили неправильным отношением. Напротив, все вокруг торжественно воскликнули: «О! вот что значит нарушить благословение старца!»

Но чаще всего вред больному человеку причиняется, конечно, не по злонамеренности, а по обычному невежеству в этом вопросе. На которое священник не имеет права. Почему «младостарцы» так легко угадывают потребности людей с теми же бредовыми расстройствами и так ловко ими манипулируют в своих интересах, а нормальные священники в упор не видят, как болезнь сносит их пасомых на кривые пути?

Нам всем не помешала бы грамотность в этих вопросах, но священникам сугубо необходимо видеть, где дело касается нравственного начала, а где – физиологии, где действует (или бездействует) дух человека, а где – телесный состав, где надо наставлять в добродетели, а где – отправлять к доктору, дабы тот прописал лекарства.

***

У всех, наверное, так бывает, что почитаешь о чем-то и решишь, что понял… А потом столкнешься с этим в жизни, и доходит: насколько же ты мало понимал прежде. Мне, например, казалось, что я понимаю, как воздействуют на человека деструктивные учения. Все-таки богословский институт и лучший преподаватель по сектоведению… Но лишь живое общение с ВИЧ-диссидентами и неопятидесятниками обнаружило: ничего-то я не понимала! Не в смысле: «неправильно», а в смысле «мизерно».

Их надо увидеть глазами и услышать ушами. Надо самому прочувствовать, как это бывает, когда человек смотрит на вас стеклянным взглядом, не слышит голоса совести, не воспринимает доводов ума и любую информацию извращает сообразно своим нелепым установкам.

Схожим образом произошло и с темой психопатологий: четверть века назад в курсе нравственного богословия нам дали представление об этой беде. Помню, отец Владислав Свешников специально подчеркнул, зачем дает нам этот материал: чтобы мы отличали беду человека от его вины. Но, по большому счету, знание это повисло в воздухе и практически не работало, пока несколько лет назад не пришлось столкнуться с подобной бедой нос к носу.

Речь шла о ребенке, который с 11 лет начал вести разгульный образ жизни. Причем настолько разгульный, что подробности невозможно излагать на широкую аудиторию. Для окружающих это выглядело как распущенность – его родителей привлекали к ответственности, ругали, стыдили, осуждали… И лишь через 3 года (!), почти случайно, подросток попал к психотерапевту, и выяснилось, что у него банальное гебоидное расстройство. Были прописаны какие-то пилюльки… и поведение кардинально изменилось. Ну, то есть нормальный подросток с нормальными для 14 лет интересами: уроки делает, рисует, музыку слушает…

Несложно догадаться: ни от плохого воспитания, ни от одержимости (чем верующие склонны объяснять неуправляемое поведение) лекарства не помогают. Если лекарства помогли, значит, мы имеем дело с болезнью.

И тут наконец до меня по-настоящему дошло то, что говорилось в институте: действие болезней может быть похоже на действие страстей. А мы не имеем права путать беду человека с его виной! Хотя бы потому, что разные случаи требуют разной реакции.

***

Самый простой и часто приводимый пример того, как действие нравственного начала можно спутать с действием физиологии, – это пример действия адреналина и норадреналина у разных людей. Хотя выглядит это как действие трусости или храбрости, но речь вообще-то идет о биохимии.

Адреналин – это гормон, и он, грубо говоря, отвечает за то, чтобы человек вовремя испугался и убежал. А норадреналин – это нейромедиатор, и он отвечает за то, чтобы человек, испугавшись, начал искать выход, защищаться. От норадреналина зависит то, что в явно стрессовой ситуации человек может испытывать такие позитивные эмоции, как азарт, удовольствие от риска, радость победы и т.п.

И вот, у разных людей эти вещества вырабатываются в разном количестве, и потому в опасной ситуации разные люди испытывают самые разные ощущения – от исключительно неприятных до эйфорических. Поэтому есть те, для кого экстрим – источник удовольствия.

В наше время это довольно известные вещи, но в постхристианское общество они не проникают с нужными нравственными оценками. А вот в царской армии вопросы биохимии были как раз неизвестны, но зато нравственные акценты расставлялись верно! Понятие храбрости определялось гораздо глубже, чем просто пренебрежение опасностью, и однозначно отличалось и от желания «пощекотать нервы», и от молодечества – показной отваги.

Обычное определение храбрости в те времена гласило, что это «пренебрежение опасностью в пользу веры, царя и Отечества», то есть каких-то высших ценностей. Ведь экстремалы ищут удовольствия, а храбрость проявляется в самоотвержении – вот вам и нравственное содержание вопроса.

***

Возьмем еще пример, чисто из области психиатрии. Человек с легкой формой паранойи в нашем обществе скорее всего никогда не попадет в поле зрения психотерапевта.

Человек с легкой формой паранойи в нашем обществе, увы, скорее всего никогда не попадет в поле зрения психотерапевта

Но это не отменяет того печального факта, что в силу нарушения нейрохимических процессов он воспринимает мир более враждебным, чем тот есть на самом деле. И реагирует на него соответственно!

А непосвященные видят перед собой лишь несдержанного хама и не понимают, что тот просто защищается от опасности. Непосвященные рассудят, что «надо держать себя в руках», и однозначно отнесут решение проблемы к области нравственности.

Но если поведение выходцев из криминальных районов или заключенных еще можно подогнать к теории «дурной привычки» и «распущенности», то что думать о тех, кто вернулся с войны? Они тоже гораздо чаще демонстрируют агрессивное поведение, чем люди, там не бывавшие. Почему им с таким трудом, нередко со специальным лечением, приходится переходить на мирные рельсы? Это могут быть не только порядочные, но и очень самоотверженные люди, которые на войне совершали подвиги, а «на гражданке» становятся источником неприятностей для окружающих.

В обстоянии постоянной и серьезной опасности у них изменился баланс в нейрохимической системе. Кое-кому именно это и спасло жизнь: они были настороже, отовсюду ждали нападения и потому не погибли. А в мирной благополучной жизни у одних людей этот баланс возвращается в подходящее русло, а у других – нет.

Но если баланс способен нарушаться под явными внешними воздействиями, то почему бы ему не нарушиться и без них? Ведь наш материальный состав является частью падшего больного мира: это и само по себе тлетворное воздействие.

И вот, нарушается определенный баланс в нейрохимических процессах, и любая нейтральная интонация может быть воспринята человеком как насмешливая / презрительная / высокомерная, любой жест или мимическое движение – как пренебрежительные или угрожающие.

И в этом может быть много вины человека, а может не быть ее вообще – с первого взгляда нам это не открыто ни на йоту! Более короткое знакомство способно что-то прояснить в этом вопросе, но лишь с правильно подобранным лечением становится хорошо видно: дает ли человек сам пищу своей болезни, борется ли он с тем кривым путем, на который она его склоняет.

При этом порою выясняется, что человек, не зная о своей проблеме и не получая лечения, накопил столько навыков сопротивляться ее проявлениям, что небольшая медикаментозная помощь меняет его, ко всеобщему радостному изумлению, кардинально.

***

Видение отроку Варфоломею. Художник: Михаил Васильевич Нестеров Видение отроку Варфоломею. Художник: Михаил Васильевич Нестеров

Для полноты картины надо, пожалуй, привести еще один пример из области нейрологических нарушений. Кому не известна история преподобного Сергия с его детской неспособностью освоить грамоту. Сейчас все слышали о такой проблеме, как дислексия, но тогда она не была известна. Отрок Варфоломей избавился от нее чудесным образом.

А другой выдающийся деятель нашей истории – митрополит Макарий (Булгаков) – от подобной проблемы избавился после… травмы головы! Был так же, как и преподобный Сергий, неспособен к учебе, так же упрекаем и наказываем. Но однажды какой-то озорник сильно разбил ему камнем голову, а когда рана зажила и мальчик вернулся в школу, выяснилось, что у него открылись превосходные способности к обучению.

Но это – редкость редкостная. Подавляющее же большинство людей с подобными нарушениями просто живут с ними и страдают. Чаще всего это проявляется в том, что из-за нарушений очередности зрительного и/или звукового восприятия они плохо воспринимают значки и символы. А это значит, что они не могут нормально включиться в учебный процесс, у них возникают проблемы с чтением и письмом (реже со счетом) – ведь во всех этих операциях информация передается значками.

При этом прочие познавательные способности у ребенка не только сохранные, но нередко высокие. Что приводит лишь к дополнительным проблемам, потому что родители видят, что ребенок не глуп, что он способный… но учеба у него не идет, и они делают вывод, что он просто ленится, не хочет постараться. В чем его и обвиняют!

У ребенка дислексия, а его обвиняют в том, что он ленится, не хочет постараться!

Дальше – больше: то, что у нас не получается, естественно, крайне редко вызывает желание этим заниматься, и ребенок начинает всячески избегать занятий. От этого конфликты и обвинения в лени только усиливаются. Наконец родители, не справляясь с раздражением, добавляют обвинения еще и в бестолковости…

Под таким ненормальным давлением жизни ребенок выплескивается вспышками агрессии, которые окружающим кажутся совершенно немотивированными. И что удивляться? Взрослые под излишним давлением тоже становятся агрессивными! И нередко тем агрессивней, чем непонятней окружающим причина агрессии.

К чему это может привести, неплохо раскрыто в кинофильме «Звездочки на земле»: тут зритель в какой-то момент понимает, что 9-летний ребенок стоит на грани суицида, затравленный невнимательными, некомпетентными взрослыми.

Почему нарушение, которое не относится к психическим болезням, может приводить человека к неадекватному поведению? Как подобные проблемы действуют?

Представьте, что вас на работе заставили разгружать 200-килограммовые бочки. И не успели вы пристроить на лице ухмылку «что за глупость?», как все ваши сослуживцы, которых вы давно и привычно знаете, начинают преспокойно их поодиночке поднимать и переносить. К вящему вашему ужасу! Вы в замешательстве, а начальник вас поторапливает: «А ты что стоишь?» Потом начинает сердиться, потом кричать… А вы, с одной стороны, понимаете, что это совершенно вам не под силу. Но с другой – вокруг-то все носят!

Это как ночной кошмар, из которого не вырваться, – безмерно дезориентирует и пугает. Неудивительно, что у детей, страдающих непривычными, непонятными для общества расстройствами, нередко появляется характерное выражение лица – сочетание выражений виноватого и вызывающего. Они понимают, что с них требуют непосильное, но понимают и то, что всем вокруг это вполне под силу. «Что происходит?! – мечется ум маленького человека. – Надо ли защищаться от несправедливых требований или снова и снова повторять бессильные попытки?»

Такое давление жизнью и взрослые-то крайне редко понесут без потерь… Неудивительно, что человек не справляется и выплескивается каким-то вызывающим поведением. А потом сникает и погружается в отчаяние.

***

Что же именно в восприятии этой темы нужно относить к вопросам добра и зла?

Возьмем самое первое: критичность к болезни. Почему люди часто отрицают само наличие у них (или близких) душевных расстройств или расстройств, связанных с центральной нервной системой?

Первая причина явно относится к вопросам нравственности, потому что это – гордость. Причем этих болезней стыдятся не самих по себе, а просто потому, что в нашем обществе они – клеймо. Вот в какой-нибудь богемной компании психическое расстройство, напротив, может считаться одним из признаков гениальности, и тогда его не просто легко признают, но и надмеваются им!

Но в целом у нас не так, в целом у нас этих болезней стыдятся. И человек не хочет признать эту проблему в себе или в своих близких (особенно детях и внуках), потому что это задевает его гордость и тщеславие.

Часто человек не хочет признавать болезнь в себе или в своих близких, потому что это задевает его гордость

Вторая причина – невежество. Конечно, если больной разговаривает со стенами, нетрудно понять, что ему надо к доктору. Но при небольших расстройствах всё может выглядеть именно как действие страсти – печали, гнева, блуда, лени и т.д. И людям неподготовленным просто не хватает знаний, чтобы распознать болезнь.

Вопрос: относится ли невежество к теме добра и зла?

Люди не могут знать всего. Большинство не может обладать даже значительными знаниями, потому что не обладает необходимыми для этого способностями. Значит, само по себе невежество не является злом. Оно становится злом тогда, когда отсутствие знаний подвигает человека на зло, а он не старается свое невежество преодолеть.

Пример первый

Допустим, у вас в соседях имеется семейство: папа, мама и ребенок-дошкольник того типа, который обычно называют «неуправляемым». Вы не знаете этих людей, но регулярно становитесь свидетелем того, что их ребенок не слушается родителей и не реагирует на замечания взрослых. Часто кажется, что он делает какие-то вещи всем назло, а чуть что не по его – закатывает истерику. Родители же не только не пытаются «построить» свое чадо, но, напротив, бесконечно ему потакают.

Кто не встречался с такими детьми? Все встречались. Как на них реагировать?

Прочие соседи осуждают «эту семейку» дружно и с жаром. Но вам нельзя – вы уже услышали от Христа: «Не судите!» Вам уже, хочется или не хочется, но надо бороться с осуждением…

Хочется ли?

Если человеку хочется бороться, то даже мельком от кого-то услышанное объяснение того, что такое аутизм, прочно западет в его ум. Утопая, погибая в волнах страсти осуждения, он словно за спасательный круг уцепится за это знание: ура, есть объяснение, которое поможет не осуждать! Объяснение, которое скажет: возможно, ни в ком из фигурантов этой истории вообще нет вины за происходящее, а есть лишь безмерная трагедия жизни в падшем, искаженном, больном мире.

Вы слышали про аутизм – и это поможет вам не осуждать «распущенного» ребенка и его родителей

Да-да, возможно это и не тот случай, и у вас в соседях действительно живут люди, которые демонстративно и сознательно попирают все педагогические правила. Но чаще всего это указывает на то, что они тоже не вполне адекватны! И вы – опять же – не знаете, есть ли в этом их вина.

Если же человек не хочет бороться с осуждением, то хотя бы ему прочитали и целую лекцию, каков механизм таких нарушений, каковы их следствия… Но он выслушает, выпятит губу и решительно отметет это знание фразой: «А я считаю…» – с более или менее продолжительным рассуждением на тему того, что всё зависит от человека и что если бы соседи старались воспитывать детей (как он! или – как его!), то всё у них было бы хорошо.

Пример второй

Парень лет тридцати пришел в храм «поговорить». Он похоронил несколько лет назад маму и запил. От этого начались проблемы в семье – и он запил сильнее. Итог: жена с детьми ушла. Потом вернулась, потому что он просил прощения. Потом опять ушла, потому что он продолжил пить…

– Что мне делать? – вопрошает он с тоской. – Я уже не пью, но мне так плохо, так безысходно – я всем жизнь сломал!

Ни на кого он свою вину не возлагает, и раскаяния в нем вроде бы море… Но оно не дарит облегчения и не отвечает на вопрос: «Что делать?» И это очень характерное сочетание для случаев, когда человеку пора обратиться за помощью к психотерапевту.

– Вы знаете, что такое депрессия? – спрашивает церковнослужитель, с которым идет разговор.

– Ну… унылое настроение?

– Это такое нарушение нейрохимических процессов, при котором человек неприятные ощущения чувствует обостренно, а приятные чувствует слабо или, при сильной депрессии, вообще не чувствует. Звучит не страшно, но в результате давление жизни на него становится нестерпимым, ему плохо, он постоянно всем недоволен – просто потому, что не может испытать довольства. Он нередко теряет надежду на то, что к нему еще может вернуться радость… и не выдерживает – запивает, ссорится, придирается к словам, отчаивается. В вашем случае толчком к нарушению баланса, видимо, послужила смерть дорогого человека.

Ничего обидного ведь не было сказано, верно?

И этот человек ухватился за полученное новое знание, которое подарило ему надежду как-то исправить свою жизнь и загладить боль, причиненную близким. Он тут же пошел к доктору, и лечение дало замечательный эффект.

Но очень многие в точно таких же ситуациях быстренько закругляют разговор, хотя еще пять минут назад их было не оторвать от собеседника, – потому что не хотят этого знания. Оно задевает самолюбие, а самолюбия в них больше, чем желания добра своим близким.

Вот вкратце один горизонт нравственных вопросов этой темы.

***

Другой образуется вокруг темы того, какие вещи зависят от наших волевых усилий, а какие нет. Чаще всего эта путаница возникает в вопросах психических нарушений.

Мы ведь не говорим человеку с гипертонией или язвой, чтобы он взял себя в руки и прекратил болеть? Нет, мы понимаем, что с болезнью так не справишься. Худо-бедно готовы понять и проблемы со щитовидной железой или диабетом… Но вот депрессивному больному запросто заявляем: «Возьми себя в руки, взбодрись! Что ты ноешь?..»

Однако насколько ему желательно «взбодриться», настолько и невозможно: он не может почувствовать радость волевым усилием. И в аннотации к антидепрессантам может быть написано русским по белому: «Состояния, связанные с НЕСПОСОБНОСТЬЮ больного испытывать радость».

В случаях с чисто телесными болезнями вполне нормален вопрос: являются они следствием нашей вины или нет? Вариантов ответа бесконечно много: от тяжелой наследственности, травм и инфекций, в которых вообще нет вины человека, до грубого пренебрежения здоровьем, продиктованного страстями, где вины человека видимо-невидимо.

И точно так же вопрос ставится в случае с психическими нарушениями! У кого-то это тяжкий крест, полученный в силу обстоятельств, то есть исключительно беда, в которой к вопросу нравственности отнесется, пожалуй, лишь способность принять ее как крест – со смирением. А у кого-то это исключительно вина, потому что получена болезнь вследствие нарушения нравственного закона. И между этими крайними точками – бесчисленное множество промежуточных.

Описание того, как человек повреждался психикой, впав в прелесть, – обычное в аскетических творениях святых отцов. Нередко такой человек вообще не имел предрасположенности к психической болезни, но, методично нарушая правила духовной жизни, он спровоцировал ее возникновение и развитие.

А бывали случаи прямо противоположные – когда человек имел предрасположенность к болезни, но своим богоугодным житием, самоотверженностью и трезвением (в святоотеческом смысле слова) обуздывал ее до известных пределов.

Самый яркий пример – святитель Тихон Задонский. Впечатлительный, тонко одаренный человек, он с раннего детства пережил много тяжкой нужды и горестных событий. Известно, что он страдал депрессивным расстройством, хоть мы и не знаем, в какой степени его болезнь была от врожденных причин, а в какой – от тяжелых обстоятельств жизни. Но мы знаем, что он нес этот крест удивительно самоотверженно – не только не перекладывал его на окружающих, как это нередко бывает, но и сам был опорой великому множеству людей. И это во времена до изобретения действенных медицинских препаратов! Просто поразительно!

***

Третий условный горизонт нравственного поиска относится к тому, что некоторые расстройства сами по себе препятствуют решению проблемы более других. Если паранойя выражается в том, что человек воспринимает мир более враждебным и опасным, нежели он есть на самом деле, значит, предложение обратиться к психотерапевту в нашем обществе человек однозначно воспримет не как заботу о нем, а как еще одно проявление враждебности окружающих.

А людей с подобной склонностью вокруг – море. Каждый может вспомнить не одного знакомого, который ни с того ни с сего хамит окружающим, без повода набрасывается на них с обвинениями и грубостями и практически со всеми рано или поздно портит отношения.

А какое распространение имеют разнообразные теории заговоров – даже в православной среде! Сколько передач, новостей, статей, сколько рекламы в интернете начинается со слов «Что от нас скрывают!..» – ведь их востребованность мониторят, и обилие именно таких говорит, что они очень востребованы.

Опять же – кого-то на подобное поведение и интересы подталкивают страсти, но очень нередко они сигнализируют о вполне определенных нарушениях психики.

И люди с подобным расстройством могут до смерти не узнать, что просто больны. Они будут страдать сами, будут всю жизнь мотать нервы всем вокруг, и скорее всего – чем дальше, тем больше: увы, расстройство склонно прогрессировать. Проблема же, повторимся, в том, что характер нарушения совсем не располагает к доверию. Разорвать этот замкнутый круг и отвести человека к доктору могут лишь люди, которые его любят настолько, что их любовь пробивается через стену его недоверия.

***

Итак, подведем некоторые итоги.

Священнослужитель не способен должным образом осуществлять душепопечение, если он не знает, что действие физиологии может выглядеть как действие страстей, безнравственного начала. Или парадоксальным образом (пример с храбростью) выглядеть как добродетель, но таковою не являться.

Священник имеет возможность помочь в достаточно сложных случаях именно потому, что его авторитет может стоять в чем-то выше авторитета родственников и друзей. И там, где человек не готов послушаться родных и близких, он может прислушаться к мнению священника и начать лечиться. Что, несомненно, принесет пользу и его душе, и окружающим, и обществу в целом.

Наконец, у большинства священников есть возможность выяснить мировоззренческие установки докторов, к которым он собирается направлять людей, и выбрать тех, чье мировоззрение не входит в противоречие с христианскими нравственными нормами.

Кратко говоря, знания в этой области очень важны для пастырского служения.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки
Священник Валерий Духанин
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве:
воспоминания, наблюдения, заметки

Священник Валерий Духанин
Эти пастыри растворялись в служении, в своей жертве Богу и ближним. Полнейшее забвение себя, простота и подлинность жизни со Христом. И никакого самопиара.
PR-продвижение и психологизация Православия PR-продвижение и психологизация Православия
Александр Щипков
PR-продвижение и психологизация Православия PR-продвижение и психологизация Православия
О задачах религиозных консультантов в рамках греко-протестантских реформ
Александр Щипков
Долгосрочной задачей греко-протестантской «образовательной реформы» является встраивание церковной жизни в сферу секулярной экономики услуг. Это попытка встроить святость в мир потребления.
Как бороться с осенней депрессией? Как бороться с осенней депрессией?
Отвечают пастыри
Как бороться с осенней депрессией? Как бороться с осенней депрессией?
Отвечают пастыри
Осенней депрессии противостоять нужно так, как и любому другому искушению – молитвой. Если грустно на душе, возьми любой акафист – там столько радости!
Комментарии
Елена18 июня 2023, 14:04
Наверное, священник должен уметь заметить заболевания "большой психиатрии": шизофрению, биполярное расстройство, а всякие депрессии, фобии - это субъективно. Мне после 50-минутной беседы поставили диагноз "депрессия", выписали антидепрессанты и транквики, я пропила то, что по первому рецепту получила, и бросила. Мне все пугали: будет срыв, возврат. А не было ничего. Взяла себя в руки и всё. Вам с удовольствием поставят диагноз и будут лечить какой-нибудь психотерапией за 3500 в час.
Алексей 3 сентября 2022, 22:57
Хорошая статья, спаси Господи! Недавно на вопрос духовника "Как дела?" ответил: "Сумбурно. Продолжаю путать бесов с гормонами!" Но он меня не понял. В своём новоначалии совершенно согласен с автором статьи. У нас же трёхсоставная природа, да? Ну и вот! Нужен психолог большинству. И в себе разобраться помочь и в семье.
Юрий13 апреля 2021, 09:32
Спасибо за статью!
инокиня Наталья -- Сергею11 марта 2021, 19:49
... человеку просто плохо - и это не то же самое, что алкоголизм. Одному человеку плохо, и он пьет, а другому плохо, и он терпит. Так ведь и с другими бедами бывает: у одного человека ревматические боли, и он терпит, а у другого боли - и он всем мотает нервы, на всех срывает зло...
инокиня Наталья -- Сергею11 марта 2021, 19:45
Очень часто действие страстей в человеке обусловлено И нарушением в телесном составе. "И" - понимаете? Но это свойственно и другим страстям, не только пьянству. Человек может страдать чревоугодием И от нарушений работы щитовидной железы, например. Есть телесная предрасположенность к какой-то страсти, но есть и работа нашего духа. Или его бездействие(( Не готова рассуждать про описанные Вами нарушения, но многие люди пьют на фоне депрессии. И в наше время никто не мешает им обращаться к докторам... однако, многие ли обращаются? Значит, это вопрос не только какого-то непреодолимого препятствия, а еще и личного желания, верно? Опять же: от нарушений в нейрохимии человеку просто плохо - и это...
Сергей 7 марта 2021, 15:34
Здравствуйте! Вопрос про алкоголизм. В медицине считается, что это хроническое, прогрессирующее заболевание, связанное с нарушением обменных процессов в системе нейромедиаторов (поломка дофаминовых и ГАМК рецепторов) и других веществ. Но в православии это понимается, как проявление греховной страсти чревоугодия. Помогите понять мне так это страсть или все таки химия нашего тела? Почему церковь говорит о том, что пьяницы Царства небесного не наследуют, ведь быть может это всего лишь болезнь, а болезнь это крест.
Алина14 января 2021, 16:34
Спасибо за статью, матушка! Абсолютно согласна, что хорошо бы батюшкам различать духовные недуги и душевные. И с последними посылать к профильным специалистам. А "Звёздочки на земле" - действительно отличный фильм, добрый и полезный!
Марина29 декабря 2020, 14:04
Прекрасная статья о важнейших проблемах! Спасибо! Вся беда в том, что СПЕЦИАЛИСТОВ -психотерапевтов хороших, настоящих, которым можно было бы доверить эту тонкую и очень деликатную проблему мало. Люди просто элементарно боятся, что их "закормят" разрушающими психику препаратами, превратят в "зомби" или в "овоща". Все, что касается мозга, психического здоровья доверить непроверенному чужому человеку страшно. Ответственности никто не несет, а мало ли что.. Вот это - важнейший тормоз для того, чтобы обратиться к врачу-психотерапевту. Родители боятся, что детей запишут в умственноотсталые, неполноценные и т.д.
Елена18 декабря 2020, 20:00
Спасибо за публикацию! Побольше бы таких статей: здравый подход к сложной и наболевшей проблеме.
Инна 7 декабря 2020, 20:29
О, из новостей за 7 декабря по теме: https://pravoslavie.ru/135904.html
Игорь19 ноября 2020, 12:24
Добрый день! Хотелось бы добавить выдержку из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, п. ХI.5: "В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника" в этом документе содержится соборный взгляд нашей Церкви по многим вопросам, касающихся современной жизни людей. Советую всем с ним ознакомиться или хотя бы знать, что он есть. Статья в целом мне кажется соответствует данному документу
Андрей18 ноября 2020, 19:48
Псалом 11, 2 ( http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ps11.htm ), а толкования можно почитать по адресу http://bible.optina.ru/old:ps:011:02 . В особенности то, что говорит свт. Игнатий Брянчанинов.
инокиня Наталья -- Галине18 ноября 2020, 17:26
В книге митр.Иерофея акцент сделан на том, что у психич.недугов есть духовная составляющая, которую современное ему секулярное общество начисто игнорирует. ГАЛИНА, КТО С ЭТИМ СПОРИТ?!! Но это нисколько не отменяет того, что у этих недугов есть и психосоматическая составляющая. И когда священнослужители игнорируют ее - это ничем не лучше. Хотя бы потому, что это указывает на неполноту знания священником православной антропологии. Плохо, когда неправославно мыслящий психотерапевт предлагает ложные нравственные ориентиры - да. Но уйти от такого психотерапевта подскажет совесть. А вот куда уйти от незрелого священника, который не понимает, что движет больным, но смело берется им руководить?
Инокине Наталье17 ноября 2020, 20:08
Спасибо огромное, что отвечали! Если у Вас найдётся время и желание, пожалуйста, прочтите- митрополит Иерофей (Влахос)"Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души." Вот там всё , мне кажется, сказано о том, кто такой священник-пастырь, и каким он предполагается, с основанием и в соответствии с Евангелием и со святоотеческой литературой.
Андрей17 ноября 2020, 06:26
Вот так и получается, что священнослужителю зачастую приходится в той или иной части выполнять работу доктора, то есть несвойственную и отверженную на стадии выбора дороги жизни вместе с прочими мирскими ремёслами. Наверно это ещё одна часть духовной брани, несколько более глубокая и утончённая.
Денис15 ноября 2020, 20:38
Владимир, я полуслепой с рождения своего. Заявите о вере в предсуществование душ или признаете, что зло несправедливо? Невинные страдают за чужие грехи. Нечего писать в стиле "больные всегда сами виноваты в своих болезнях"!
инокиня Наталья -- Галине15 ноября 2020, 18:32
Галина, мiр - это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. А забота о ближнем, продиктованная любомудрием, никак не может быть явлением этого самого мiра. К тому же: что служит альтернативой повышению своих знаний и расширению кругозора? Если человек горит без остатка подвигами веры и иными видами служения ближним - хорошо, если перегружен семьей, службами и требами - тоже можно понять. Но, Вы думаете, священники не убивают время на ерунду? Не смотрят телевизор? Не сидят в интернете? Так неужели не выделить полчаса времени в день, чтобы почитать полезное пособие! А уж в студенческие годы и подавно на пару книг найдется время.
инокиня Наталья -- НН15 ноября 2020, 18:14
Спасибо за спасибо)) Правда, мне не свойственно судить иные эпохи с позиций сегодняшней - в Свято-Тихоновском слишком хорошо преподавали исторические дисциплины. Просто граждане дружно говорят: "ах, какое ужасное обмирщение это ваше знакомство с основами психиатрии... где это видано в истории нашей Церкви?" Вот я и отвечаю: например, здесь.
инокиня Наталья -- Владимиру15 ноября 2020, 18:02
Видите ли, мне пришлось заняться этим вопросом по причине работы в Комиссии по делам несовершеннолетних. Поэтому естественно, что первым делом я столкнулась с психическими расстройствами детей. И Вы удивитесь, сколь много случаев имеет именно врожденное происхождение. Никто не отрицает, что страсти усиливают действие психических болезней, а добродетели в значительной степени способны их действие ослаблять. Но Ваше рассуждение крайне поверхностно, простите уж за прямоту. "Не думайте, что те, на кого упала башня в Силоаме, были самыми грешными во Израиле..." https://pravoslavie.ru/3784.html
И.15 ноября 2020, 16:57
Денис, описанные Вами меры объединяет одно: Вы продолжали искать выход из сложившейся ситуации. Мое дилетантское мнение, рано Вам поставили диагноз "депрессия", врач просто пошел по пути наименьшего сопротивления. И вообще, лекарства способствуют временному послаблению, дают возможность ощутить, что есть другое состояние, стремиться к нему они не заставят. Знаете, водка одна, но кто песни поет, а кто дрыном всех охаживает под ее действием, т.е. позволяют быть себе тем, кем хотят, вроде как извиняющий фактор "не я, а водка". И с лекарством бывают люди, верящие в депрессию так, что и "химию" нейтрализуют своим настроем, доказывая силу недуга, продолжают воспроизводить все симптомы и болеют.
Андрей15 ноября 2020, 10:31
Вот одна из распространённых бед 20 и 21 веков - ожирение. На приготовление вкусных завтрака, обеда и ужина женщина всё равно от пол дня и более потратит. Однако, чаще всего даже догадываться не будет, что и себе самой, и всем кто с нею за одним столом окажется навредит не по мелочи. Прискорбно, но причина этой эпидемии более в неосведомлённости матерей и жён о принципах правильного питания, не говоря уж о травах-приправах как стимуляторах метаболизма. Впрочем и леность бывает тоже, но реже. Почему же светила из докторов не настояли на включение столь важного предмета в обязательный курс средней школы, в отличие от кое-каких полу-медицинских, а на самом деле совершенно непристойных моментов?
Владимиру от Галины15 ноября 2020, 09:44
Спасибо огромное! Вы мои мысли облекли в форму.
Владимир15 ноября 2020, 01:52
Если же говорить о врожденных заболеваниях, то таких, имеющих исключительно телесную природу, случаев довольно мало, в реальности. В отношении же некоторых страстей, приписывание их причин врожденным телесным аномалиям - просто разновидность оправдания греха. Пример - популярная на западе теория о врожденной и неустранимой гормональной природе содомии. Вообще, позиция в которой причина грехов - телесная детерминированность человека, ошибочно принимаемая за греховные проявления человеческой натуры, она материалистическая, исключающая из рассмотрения тот факт, что причиной большинства наших болезней являются именно наши грехи. А не наоборот - то, что мы считаем грехом - просто болезни тела.
Владимир15 ноября 2020, 01:45
Поскольку мы живем в теле - тело всегда дает ответ на процессы, происходящие в нашей душе: уныние рождает депрессию (как биохимический сбой), чрезмерное и регулярное винопитие - алкоголизм (как заместительные процессы в обмене веществ, хроническое нарушение выработки нейромедиаторов и т.д.), распутство - гормональные сбои... Если довести ситуацию до края, то, естественно, потребуется не только духовная, но и телесная помощь, детоксикация организма, восстанавливающая терапия и т.п. Но первично именно духовное лекарство - покаяние, приобщение к Богу. Наркоман не бросит наркотики только благодаря терапии, а антидепрессанты не спасут от причин депрессии.
Андрей14 ноября 2020, 21:47
Быть может подобные мысли высказывались другими комментаторами, но всё же предположу, что поднятая проблема более всего зиждется на некомпетентности или нежелании со стороны медицины. Ведь в наше время "люди в белых халатах" видят человека ещё во утробе матери, не говоря уже о медосмотрах и прочих не имущих числа поводов попасть на приём. Каких только анализов не сдаёт человек, да ещё и с занесением результатов в единые медицинские базы данных, а зачастую так не знает о какой ни будь хворобе, например, гормональном расстройстве. А каждому ли приходскому священнику дано прозревать устроения человеческие? Когда и древние подвижники в Египте или на Афоне не все достигли такого совершенства.
НН14 ноября 2020, 12:36
инокиня Наталья, спасибо за внимание. Я попыталась ответить на риторический вопрос только с одной целью - иногда надо подумать, почему так происходило, что было за время, что изменилось с тех пор и почему так не происходит сейчас. Мы имеем обыкновение судить о прошлых событиях с позиций сегодняшнего времени, что в корне неверно. Если бы сейчас в семинариях давали знания в том же диапазоне + современные дисциплины и в необходимом (полном)объёме... хорошо и нужно ли это? А по поводу кройки и шитья - знала архимандрита, который сам делал себе митры. И знаю священника, который переводит службы с церковно-славянского на русский язык, уже томов 7 напереводил... Но это исключения, а не как правило.
Инокине Наталье14 ноября 2020, 11:30
Наталия,мне все же не удается донести суть моих размышлений, но и настаивать на своем я не хочу-это не та тема, которая стоит того. Николай Японский потому и изучал японский, не всем же его изучать (а вдруг пригодится :)).Так же и любой другой пастырь может открывать книги в соответствии с особенностями людей его прихода. Еще раз, я не против книг, я их сама люблю.Я не вижу зачем нужно в общее образования батюшек вкладывать ненужное, на мой опять же взгляд. Мне кажется,"хватит "мир" тащить в умы батюшек":). И мне правда, кажется,если глобально, что церковь не должна подстраиваться под интересы мира, это узкий путь.
инокиня Наталья -- НН13 ноября 2020, 19:02
Вопрос был риторический. Русская Церковь считала необходимым учить семинаристов основам медицины и сельского хозяйства, потому что эти знания помогали пастырям заботиться о пастве. Равным образом св.Николай Японский занимался японским языком и культурой - для заботы о пастве, а свт.Иннокентий Московский вообще чем только не занимался - начиная от переводов и заканчивая кройкой и шитьем - для заботы о пастве. Им этого никто не предписывал, они просто хотели послужить ближним... И они - равноапостольные святые.
Денис12 ноября 2020, 22:16
И., кому-то успешно лечить депрессию помогают неврологи (мне поставили диагноз, выписали таблетки и травы для симптоматического лечения, но не смогли вылечить), кому-то священники (приходская жизнь помогала какое-то время), а кому то кошки (мне милая киса помогает, когда перестала помогать приходская жизнь). Следовало ли мне с самого начала завести кошку? Не знаю. Следует ли иным депрессивным людям заводить кошек вместо посещения врачей и священников? Тем более не знаю, но имейте ввиду в качестве средства, могущего помочь.
НН12 ноября 2020, 21:50
/почему же весь XIX век Русская Церковь старалась ввести в семинариях развернутое преподавание медицинских наук? Развернутое! Анатомия, физиология, терапия, ботаника, фармакология, оказание неотложной медицинской помощи.../- Тут ответ очевиден: храмов на Руси было много, а больниц и вообще медработников -оч мало. Священник в селе был самым грамотным во всех отношениях человеком, включая медицину. Врач - в уездном городе, а больница зачастую - только в губернском, а священник повсякому ближе. Это в СССР было всё наоборот, священник окормлял души, врачи - тело. Знаете, что-то не хочется скатываться в медицине к 19веку...
Галине11 ноября 2020, 18:25
Ну да... интересно, почему же весь XIX век Русская Церковь старалась ввести в семинариях развернутое преподавание медицинских наук? Развернутое! Анатомия, физиология, терапия, ботаника, фармакология, оказание неотложной медицинской помощи... И каждый раз препятствием служила лишь нехватка преподавателей. Тем поколениям пастырей до нашей духовности, видимо, было не дорасти. Поэтому они просто старались сделать для своей паствы всё хорошее, что только можно.
Инокине Наталье11 ноября 2020, 13:32
Под дополнительным образованием имею ввиду-ввод обязательной дисциплины в семинариях. Психология/психиатрия - неважно, и то и другое не профиль священника, а кому-то и вредит. А пару-тройку -десяток книг почитать и на какую тему- это вообще дело батюшки, а не наше.
И.10 ноября 2020, 23:35
А что первично, биохимия или дух?Депрессия не чума, чтобы на тебя чихнули и понеслось. Достаточно продолжительное время развивается до состояния, когда вступает в дело "биохимия" и без медикаментозного лечения не выбраться. Кроме священников у людей всегда были друзья, с которыми говорили по душам. Сейчас из-за курса на атомизацию им приходится все чаще в одиночку "биться", вот и не выдерживают, ломаются. С другой стороны, слишком легко ныне раздают диагнозы и пилюли, "биохимия" на костылях дает временное облегчение, а нерешенные проблемы остаются. Действительно надо носить бремена друг друга, поддерживать и помогать, а не плодить специалистов по каждому поводу, изобретая таблетки "от жизни"
Ирина10 ноября 2020, 22:56
ПРиоткрою секрет как врач - мы врачи тоже страдаем депрессией и неврозами, потому что нагрузка огромная, люди агрессивные как правило. И вот к нам таким невротичным или депрессивным вы и приходите за лечением. Идите лучше сначала к Богу!
инокиня Наталья -- Галине10 ноября 2020, 22:09
Еще раз: о психологии речи нет и не было. С этого начиналась статья.
инокиня Наталья -- Галине10 ноября 2020, 22:02
А где Вы увидели в статье речь о дополнительном ОБРАЗОВАНИИ? Речь идет о ЗНАНИИ. А знания, достаточные для того, чтобы заподозрить неладное с прихожанином, можно почерпнуть из пары книг. Есть литература, адаптированная для тех, кто не получил специального образования, но кому по роду деятельности не помешало бы в этом вопросе ориентироваться. Например, "Детская социальная психиатрия для непсихиатров" обращена ко всем, кто работает с детьми и подростками. Это не самое легкое чтение, да. Но если уж учителя или полицейские из ОДН, движимые чувством ответственности да детей, берутся расширять свой кругозор подобной литературой, то почему священник не может?
Инокине Наталье10 ноября 2020, 18:40
Я понимаю, всё повреждено и всё сложно. Только я не согласна, что отсутствие дисциплин в сфере психологии для будущих пастырей сделает их невеждами. К батюшкам приходят самые разные люди и не только с психологическими проблемами, понимаете, самые разные, как я и писала выше просто страдающие от гормональных расстройств, и универсального батюшку может сделать только сам Господь.(а еще желание и труд, конечно над собой) И вера, в то, что в церковь мы приходим как в дом, в дом Бога в наш дом и там совершается то, что выходит за рамки прагматизма, как бы ни было всё повреждено в мире.
Галина10 ноября 2020, 18:27
ГАЛИНЕ. А при чем тут личное предложение хорошо знакомому пациенту (если врач)/ или духовному чаду (если священник) и получение дополнительного образования?Речь в статье об образовании. Я говорила лишь о том, что не нужно путать род деятельности. и каждый должен максимально быть грамотен в том, где его Бог поставил. И это не безосновательно, человек -слабое существо. Андрей Конанас - мне кажется прямо предупреждение, что священникам надо становится более грамотными в своём деле, а не лезть в чужую сферу. Вот и всё.
Галине10 ноября 2020, 09:12
Галина, а вы представьте ситуации, когда один психотерапевт говорит больному: ваша проблема имеет и духовные корни - обратились бы вы к священнику. А другой говорит больному: не надо вам к священнику ни в коем случае. Какая ситуация выглядит более здравой? К тому же священник не должен предлагать прихожанину лечение, он должен предложить ему обследование. И как раз по теме статьи: обследование у докторов, чье мировоззрение не противно Православию.
инокиня Наталья -- Олегу 9 ноября 2020, 20:51
Вот интересно, а по какому критерию Вы поняли, что имело место отчаяние, а не депрессия? Я еще могла сомневаться в том, что происходит с человеком, пока ему резко и заметно не стало лучше от лечения - таблетки, как Вы понимаете, от страстей не помогают. А вот с чего Вы, даже не видев человека, ничтоже сумняся заявляете, что у него было именно отчаяние?
инокиня Наталья -- Элине 9 ноября 2020, 12:16
Да я и сама дилетант)), просто помимо лекций о.Владислава Свешникова общалась еще на эту тему с лучшими психотерапевтами. Поэтому и статья всё-таки для дилетантов. И заметьте - ее несильно "заминусили", я думала рейтинг к 8 уйдет)) Это значит, что люди, даже не болея сами, всё же пытаются понять неадекватное поведение окружающих, чтобы как минимум их не осуждать. А может быть и посочувствовать... Между прочим, на этот вопрос я вышла так же, как могут выходить и большинство священников - не от любви к абстрактным размышлениям, а по нужде. 7 лет работаю в Комиссии по делам несовершеннолетних; случаи бывают - обрыдаешься..
инокиня Наталья -- Галине 9 ноября 2020, 12:02
Всё так. Просто: 1. если священник хорошо знает святоотеч.литературу, то не сможет не заметить, что вся она кровавыми слезами оплакивает повреждение человеч.естества вследствие грехопадения. Всё искажено, всё разлажено, всё уязвимо для дальнейшего разрушения... ВСЁ, понимаете? Не только дух и тело, но и душа. 2. если священник имеет страх Божий, то имеет и чувство ответственности за души пасомых. И он будет искать все доступные ему пути помощи этим душам. Тут-то как раз и заработает поднятый в статье вопрос - считать ли невежество грехом. Впрочем, если пути познания недоступны священнику по неспособности к учебе - Бог покроет. А если от небрежения и самоуспокоения уже достигнутым, то нет!
Галина 9 ноября 2020, 11:06
Элина, а как Вам кажется отговаривать от лечения, это не то же самое, что предлагать? Ведь это и есть не своя, чужая сфера. И никогда православие не было против врачей и лечения, это скорее, чаще самодеятельность отдельных "пастырей".
Олег 8 ноября 2020, 22:01
инокиня Наталья. Простите, но просто не нужно тащить в Церковь мирское. Кстати, особенно такой мусор, как например психология. Если человек сам, сознательно пришел в Церковь, то пусть лечит душу, как учат Святые отцы. В этом ему и должен помогать священнослужитель (не ломать, а помогать). Как раз ломкой людей и занимается Сергий Романов, обольстившийся по причине своей фамилии. А мирскому-неверующему человеку и сопутствующее лечение - таблетки и т.д. И в "Примере втором" - это сочетание отчаяния и страсти винопития. Именно грех отчаяния, а не грех уныния и уж тем более не "депрессия". Отсюда следует, что не нужно в данном случае этого человека сажать на лечение таблетками.
Галина 8 ноября 2020, 20:50
Инокине Наталье. Ох, может это и глупо, но верю, что духовные "диагнозы" батюшке помогает ставить Господь, если и батюшке и пасомому это правда нужно. А если другие цели у пастыря или подопечного, то и тут всё будет соответственно. Ну невозможно за двумя зайцами, многое под гормональными расстройствами скрывается ... Если батюшка не будет невеждой в том, в чем должен быть осведомлен: духовные чтения, святые отцы и пч и будет искренне стараться заботиться о вверенных ему, верю, что Господь управит всё.
Элина 8 ноября 2020, 20:42
Спасибо, матушка! Напишу как прихожанка и как к.м.н. в области неврологии. Это не статья для дилетантов, ибо рассуждать на тему болезни здоровому человеку без соответствующего образования трудно, и это видно в комментариях. Я бы очень посоветовала эту статью для обсуждения самим священникам, и причем со многими знаками вопроса. Но не все и батюшки готовы заниматься антропологией и погружаться в психиатрию/неврологию. Но вот уж однозначно предостерегла бы не отговаривать от назначенного лечения, как это бывает, к сожалению. Очень трудно человеку, когда и от лечения отговаривают, и сами "рецептов" не дают. И так тяжко, да плюс чувство вины, дескать, веры во мне мало.. Это швах.
инокиня Наталья -- Галине И 8 ноября 2020, 19:57
Да, отличная подборка. Вот и обратите внимание, как старые почтенные авторы их различают. Даль, Ефремова и Ушаков, говоря об унынии, подчеркивают, что это состояние ДУХА. А Ожегов, говоря о депрессии, подчеркивает, что это состояние психики (ДУШИ). И лишь автор нашего времени - Александрова - проводит меж ними параллель, потому что говорит практически о современном жаргоне. "депрессуха"... авторитет какой)))
инокиня Наталья -- Галине 8 ноября 2020, 12:17 8 ноября 2020, 19:47
Нет, Галина, священник гораздо более, чем просто свидетель. Священник - пастырь. А пастырь должен заботиться о пастве. И, конечно, он должен знать, что действие болезней может быть похоже на действие страстей. Иначе как же он поставит диагнозы духовного плана? Щитовидная железа у человека барахлит, или чревоугодие его борет? Чревоугодие - страсть, явление духовное, а болезнь щитовидки - явление соматическое. Если священник не будет хотя бы догадываться, что внешние их проявления могут быть похожи, он обязательно ошибется в постановке духовных диагнозов. И именно об этом статья, да.
инокиня Наталья -- Галине И 8 ноября 2020, 19:35
Даже не представляю,чем Вы меня тут могли оскорбить. А по сути вопроса "где вы прочитали": 7 нояб.18:14 Вы рассуждаете о том,от чего бывает депрессия. От 6 нояб.16:51 ставите знак равенства меж унынием и депрессией,и говорите,что развитие они получают от того,что с ними не борются. И с чего Вы решили, что я сужу свт.Тихона? Его пример я Вам привела в ответ на 6 нояб.09:17, где Вы говорите, что исцелились верой и верностью Богу. Думаете, у свт.Тихона их было меньше Вашего? Всё это и есть безответственные заявления. Как тут уже многократно подчеркивали - из-за неправильного отношения к психическим болезням люди доходят до суицида! Это не шутки, не повод поговорить - это вопросы жизни и смерти.
Елена Киев 8 ноября 2020, 19:15
Галина И. Вы , по всей видимости,не встречали человека. у которого депрессия. Унываю и я время от времени,но знаю. как можно выйти из этого состояния и от чего человек унывает. Частая исповедь и Причащение прекрасно помогают от уныния. Депрессия это совсем другое. Человек может сидеть в одной позе часами, он не реагирует на окружающих, или реагирует с агрессией. С ним общаться очень трудно на определенной стадии депрессии. Поведение не предсказуемо. Различать хорошо бы, чтобы не усугубить состояние человека.
Наталья 8 ноября 2020, 16:22
Галина И. 8 ноября 2020, 13:50. Депрессия в том смысле, в котором о ней говорится в статье - это сугубо медицинский термин в сфере психиатрии. То есть болезнь, требующая медикаментозного лечения. Вы же приводите ссылки на толковые словари и словарь синонимов, которые не являются научными медицинскими источниками. Депрессия как психическое заболевание и уныние как духовный недуг имеют разную природу, источники и требуют разного врачевания. Никто не мешает верующему человеку при медикаментозном лечении депрессии прибегать ещё и к церковным Таинствам. Зря вы обиделись на матушку, она написала вам корректно и по делу. И меня извините. Депрессия, в отличие от уныния, не является грехом.
Галина И. 8 ноября 2020, 13:50
Простите, дополню свой сегод-й коммент."Депрессия не является синонимом уныния; депрессия - болезнь". Авторитетные источники. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля: "Унывать - грустить безнадежно, падать духом, отчаиваться, терять всякую бодрость и надежду, не находить ни в чем утешения". Словарь русского языка Ожегова: "ДЕПРЕССИЯ-1.Угнетенное, подавленное психическое состояние". Толковый словарь Ефремовой, Толковый словарь Ушакова, Малый академический словарь и др. :"УНЫНИЕ - мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль". Словарь синонимов русского языка. Практический справочник Александровой: "депрессия 1. см. уныние.2. см. упадок. депрессуха см. уныние". И др.
Елена Киев 8 ноября 2020, 12:21
Полностью согласна с автором статьи. Спаси Вас Бог, матушка Наталья! Хочу добавить, что не только батюшкам необходимо иметь понятие о признаках заболевания, но и тем , кто стоит на лавке в храме. Мой печальный опыт общения с человеком ,который страдал биполярным аффективным расстройством (маниакально-депрессивным психозом),тому подтверждение.
Галина 8 ноября 2020, 12:17
Инокине Наталии. Наталия, я не спорю о том, как точно. Мне показалось, что как раз точно что-то утверждать пока рано. Но предполагать болезнь у исповедующегося для священника вообще странно. Он- свидетель, не более. И "диагнозы" его могут быть лишь духовного плана,на мой взгляд. А при больной щитовидной железе, например, многие люди себя ведут, как психически нездоровые. Есть тряска + агрессия (можно отнести к раздражительности и пч грехам)+ истощение или наоборот апатия (к лени) , полное беЗдействие, заторможенность и ожирение (как чревоугодие), а человек просто болен, гипер/гипо функция щитовидной железы. Но тогда может батюшке и мед.обрз нужно?Исповедь-таинство, там Бог руководит.
Галина И.- инокине Наталье 8 ноября 2020, 11:18
Матушка, где вы прочитали в моих комментариях "об источниках душевных заболеваний"? Ни слова нет, только о спасительном воздействии Божьей благодати и недостатке любви между нами- на основе Божьего Слова. Это азы Православия и Священного Писания, кот. является источником русской духовности, и "заявления" по нему не могут быть "безответственными". Даже странно. Или вы тоже считаете, что "этот народ невежда, проклят он"? А словарный состав рус. языка изучается в школе в 6-м кл., здесь не нужно быть лингвистом. Кстати, какое-то образование я имею, но Задорного, тем более свт. Тихона, судить не смею. Это ваша прерогатива. Простите, что посмела вам возразить и этим так оскорбила вас. До свидания.
Денис 8 ноября 2020, 10:54
Депрессия не та болезнь, когда один способ исцеления не помог, перейду к другому. Депрессия доводит даже до самоубийства, а воскрешение мертвых вне сил человеческих. Да и на Страшном Суде у самоубийц мало уважительных причин для оправдания. Так, если человек горделиво чудесного исцеления ждал, помощь врачей отвергая, то будет ли он оправдан за самоубийство на Страшном Суде?
Денис 8 ноября 2020, 10:47
инокиня Наталья, спаси Бог за плодотворную дискуссию в комментариях!
Ирина 7 ноября 2020, 22:05
Странное чувство после прочитанного. Люди Бога забыли. «Перестаньте делать зло. Научитесь делать добро»(. Книга пророка Исаии. ). Возлюби Бога всем сердцем, всей крепостью и всем разумением и возлюби ближнего, как самого себя. У нас настолько развито самолюбие, самомнение, самовозвышение, самовосхваление, самочиние, самовластие, чрезмерная любовь к комфорту и благополучию, что Следствие нарушений всех духовных законов, как то: психосоматических болезни конечно может облегчить психотерапевт. Временно. А вот духовные повреждения лечатся не наскоком к священнику, мол плохо и что делать. Это должна быть кропотливая работа и священника и больного. Бог смотрит в сердце. И только Он может помочь.
инокиня Наталья -- Галине И 7 ноября 2020, 21:47
Вы лингвист? Это хорошо и почтенно. А когда дилетанты, вроде Задорнова, делают в лингвистике громкие заявления - это плохо и глупо. Но если Вы беретесь рассуждать об источниках душевных заболеваний, не имея специального образования, то это тоже обязательно выльется в безответственные заявления. Депрессия может быть как от внешних обстоятельств и воздействий - экзогенная - так и от внутренних - эндогенная, обусловленная исключительно сбоем в нейрохимических процессах - и как таковая крайне мало зависит от усилий человека. Депрессия не является синонимом уныния; депрессия - болезнь. Эти слова не являются даже кальками, они - о разном. По крайней мере, в святоотеческом понимании слова уныние.
НН 7 ноября 2020, 21:19
Наталия Ростова, Вы правы, всё неоднозначно. Знала священника, которому и говорить ничего не надо. Было даже так- стукнет ладонью по лбу или в темечко- и мозги на место встают, или сразу телефон врача даст, а мог и сам позвонить, попросить принять. И на приходе внимательный священник довольно быстро распознаёт "пограничников". А по повоу выздоровления- может быть 50 на 50: таблетки попили, священник, сам человек помолился, глядишь, и лучше стало. Уныние может навсегда уйти, а депрессия - вряд ли... Через несколько лет вернуться может, все уже подзабыли, а она, зараза, раз - и накроет. В общем, "Хозяин- барин - хочет живёт, хочет - удавится". Простите, убеждение никакими доводами не сдвинешь.
Галина И. 7 ноября 2020, 18:53
Олег 6 ноября 2020, 19:27. Олег, вы же знаете, что словарный состав русского языка богат и динамичен, он постоянно меняется. В комментариях уже говорили об этом. Большой пласт в лексике- это слова, заимствованные из других языков. Часть из них- профессионализмы (как н., "депрессия"). Синонимы - слова, разные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению. Отличаются они оттенками лексических значений, напр., депрессия - уныние- тоска- хандра. Кстати, старославянизмы, церковнославянизмы в совр. рус. языке также относят к заимствованным словам. Возможно, будущие потомки с трудом будут понимать наш язык, а болезни получат другие названия. Все старо, как мир.
Галина И.- инокине Наталье 7 ноября 2020, 18:14
Моя логика основана на Библии. И Ап. Павел имел попущение от Бога - «жало в плоти», но он призывал не унывать. А ребенок неполных 4-х лет, больной депрессией, не исповедуется перед священником, и это другая тема. Депрессия - болезнь №1 нашего страдающего мира, она не только от внешних обстоятельств, но и от отсутствия рядом добрых самарянинов. Это и наш грех. Без опытного психиатра не обойтись, но каждый ли, решивший «шагнуть в окно», побежит сначала к врачу или к священнику? Как возродить любовь в мире, в наших сердцах? «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною,кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа" (Маяк).Быть Павлом или Каиафой?
Наталия Ростова 7 ноября 2020, 15:59
И вот ещё что.Сейчас модно стало обращаться к психологам. А если у человека нет денег? И живёт он от ЗП до ЗП,подсчитывая эти копейки, что тогда? Правильно сказала Татьяна...На своём примере расскажу. После того, как меня сбила машина, я стала очень плохо спать. В итоге, раздражительность и невроз. Плюс в голове обстоятельства того дня (а что было бы, если бы...осталась бы дома и ничего не произошло бы, и другие навязчивые мысли.) На психолога денег нет. Пошла к обычному психиатру в поликлинику. В итоге, он выписал по рецепту таблы от которых, я ходила и балдела, улыбаясь всем, как Гуимплен. Хорошо ума хватило прекратить их принимать. В общем, не всё так однозначно. А исцелилась я - в Храме.
Наталия Ростова 7 ноября 2020, 15:42
НН, я полагаю, что любой думающий человек, прочитав мои строки и так поймёт, ЧТО я имела ввиду. Конечно же, мысль не в том, чтобы священник предлагал человеку пришедшему к нему на исповедь, сразу бежать в аптеку. Всем и так понятно, что лекарства назначает врач. Моя мысль заключается в том, что человеку, которого батюшка не знает, заявить "А не посетить ли Вам, доктора?", такое предложение тоже может навредить. /Священник только может настоятельно посоветовать обратиться к врачу/ Это только после неоднократных бесед, на которых у батюшек,конечно же, нет времени. Объясните мне, как вот так сразу, на глаз определить, что у человека есть проблемы, психические, психологические? Вряд ли, сможете.
инокиня Наталья -- Татьяне 7 ноября 2020, 02:37 7 ноября 2020, 14:35
Возможно, у Вас был какой-то негативный опыт, тогда я Вам сочувствую. Но в целом Вы пишите о том, чего не знаете. Я знаю людей, которые по 15 лет пьют антидепрессанты, и доза все эти годы не меняется. А если зависимость от лекарств сравнивать с наркотической зависимостью, тогда надо признать зависимыми и гипертоников, и диабетиков, и людей с расстройствами щитовидной железы... и множество других больных, которым просто постоянно нужны лекарства.
Денис 7 ноября 2020, 09:47
Инокиня Наталья, благодарю за трезвомыслие и стремление помочь ближним!
Виталий 7 ноября 2020, 03:37
Спасибо за статью. Мне было очень интересно и душеполезно её прочитать. Каплю, но добавило, любви к окружающим меня людям. Картинка мира стала ещё чуть-чуть полнее. С удовольствием почитаю новые статьи.
Татьяна 7 ноября 2020, 02:37
Тут много говорится, что священник может навредить. А врач не может навредить? Психиатры ставят диагнозы на глаз. Если ты бодр, работаешь, они скажут,что скрытая депрессия. Из всех больниц, только в психиатрич. без проблем попасть, потому что у них нехватка пациентов. Принимать таблетки,означает убить здоровье, меняется сильно гормональный фон, превратиться в сонную муху на несколько лет. А потом дозу надо всегда увеличивать, люди сидят на них как на наркотиках. Да, священникам надо быть осторожными, но в другом- что они благословляют на такое лечение. Потому что люди к ним прислушиваются. Легко благословить чужого человека на такую химическую "помощь",а если это твоя дочь, например.
Валентин 7 ноября 2020, 01:41
Матушка, спасибо огромное за статью! Дорогие комментаторы, не согласные с автором. Пожалуйста, почитайте побольше про то, как работает мозг и что именно нарушается при разных психических расстройтвах. Конечно, там океан неизвестного, но есть вещи, в которых мы уверенны так же как в том как лечить аппендицит. Неправильное понимание в этом вопросе может буквально стоить жизни - когда человек с психическим заболеванием, не получив помощь, совершает самоубийство. Пожалуйста, не берите греха на душу. Кто-нибудь почитает такие комментарии и решит, что к психиатру обращаться не стоит. А потом будет поздно.
НН 6 ноября 2020, 22:11
Наталия Ростова:/А священнику надо очень хорошо знать своего прихожанина, чтоб советовать ему лечиться таблетками/- Священник только может настоятельно посоветовать обратиться к врачу, а как и чем лечиться- не дело священника. Если даже священник имеет медицинское образование, он имеет право назначать лечение только в том случае, если где-то официально работает(частная практика, или районная поликлиника, допустим) и обязательно выписать рецепт. Только так. А дело прихожанина последовать совету или дальше упираться и считать себя здоровым человеком, "долбать" и дальше священника и весь приход своими нескончаемыми исповедями, а близких обвинять в черствости, нелюбви и во всех своих невзгодах.
Олег 6 ноября 2020, 21:49
Простите меня НН и Ольга, я не могу ответить, там всё сложно.
Денис 6 ноября 2020, 20:37
Наталия Ростова, после смерти матери действительно пошёл а сельхоз работы и это немного помогло, немного помогали и таблетки, но до сих пор по прошествии 21-ого года с половиною горько от разлуки с матерью.
инокиня Наталья -- Галине И. 6 ноября 2020, 16:51 6 ноября 2020, 20:00
Всё бы ничего, но куда в этой схеме вместить ребенка неполных 4-х лет, больного депрессией? У него-то она явно не от того, что он с ней не боролся. А просто от того, в данном случае, что мама бросила...
инокиня Наталья -- Галине И. 6 ноября 2020, 09:17 6 ноября 2020, 19:52
Следуя Вашей логике, надо признать, что святитель Тихон Задонский был маловерующим человеком? Он-то не "успокоился" - так до самой смерти и болел...
инокиня Наталья -- Марине К 6 ноября 2020, 15:07 6 ноября 2020, 19:49
Не надо путать способность ставить диагнозы и способность предположить его существование.
ИН 6 ноября 2020, 19:39
Олег 6 ноября 2020, 07:48 Какая ерунда! Во времена святителя Тихона Задонского просто употребляли термин ипохондрия вместо депрессия. Суть от этого не меняется: это именно болезнь. И не надо путать болезни и страсти. Статья-то именно об этом.
инокиня Наталья -- Сергею 5 ноября 2020, 21:15 6 ноября 2020, 19:34
Объясните это маленькому ребенку с аутизмом. Или даже с обычной дислексией.
инокиня Наталья -- Ирине 5 ноября 2020, 16:17 6 ноября 2020, 19:29
Статья была написана полтора года назад, просто руки не доходили ее отточить. С пандемией никак не связана. Я даже и не подозревала, что сейчас много критики в адрес священства связано с пандемией.
Олег 6 ноября 2020, 19:27
Галина И. (6 ноября 2020, 16:51). Отлично! Отсюда напрашивается вопрос: зачем же тогда нужно было вводить в употребление это ложное понятие, если есть уже например уныние?
инокиня Наталья -- Татьяне 5 ноября 2020, 15:22 6 ноября 2020, 19:26
В статье не говорится о психологии. Клинический психолог - это МЕДИЦИНСКИЙ психолог, который определяет - имеет ли место психическая болезнь, и надо ли отправлять человека к психотерапевту.
инокиня Наталья -- Людмиле 5 ноября 2020, 14:43 6 ноября 2020, 19:23
То, что Вы сказали ("а над душой работы нет") как раз относится к духовной проблеме. Не вполне понятно, кто благословил столь часто причащаться мирскому семейному человеку, который, к тому же, совершенно не умеет хранить после Причастия мир. Возможно, сперва надо решить этот вопрос, а уж потом думать - нужен вам психотерапевт или нет.
Наталия Ростова 6 ноября 2020, 19:13
НН./ Депрессии бывают БЕЗ причины. Люди со стороны не понимают, почему человек страдает, часто принимают за блажь./ Я понимаю о чём Вы говорите. Только в моём окружении, я таких людей не встречала. По-крайней мере, из тех с кем дружу. Ну а если приятельские отношения или поверхностные, то кто ж признается, вот так сразу в своей проблеме. Люди у нас скрытные, таков менталитет. Мы не как американцы...улыбаться первому встречному не будем. И уж душу выворачивать наизнанку, у нас как-то не принято. Порой и близкие, не всё знают...А священнику надо очень хорошо знать своего прихожанина, чтоб советовать ему лечиться таблетками...
инокиня Наталья -- Галине 5 ноября 2020, 13:51 6 ноября 2020, 19:12
Священник не должен ставить диагноз. Но если он не понимает, что перед ним психически больной человек, то может очень сильно ему навредить. Потому что священник не только свидетель, но и наставник.
инокиня Наталья -- Сергею 5 ноября 2020, 11:39 6 ноября 2020, 19:08
Нет, Сергей - навыки клинического психолога как раз предполагают умение распознавать, имеет ли место психическое нарушение или нет. Причем, в отличии от психологии, которая, действительно, не является наукой, клиническая психология - наука, со всеми причитающимися науке атрибутами. В частности - с математически просчитанными положениями.
инокиня Наталья -- Наталие 5 ноября 2020, 11:11 6 ноября 2020, 19:02
Одни процессы в душе человека зависят от духа - то есть, от нравственного выбора, а другие зависят от процессов в телесном составе. Психотерапевт оказывает помощь там, где из-за нарушений телесного состава страдает та часть души, которая от них зависит. Это могут быть и эмоции, и познавательные способности, и многое другое. Отрицать эти вещи можно лишь от невежества в вопросах православной антропологии.
инокиня Наталья -- Наталие 5 ноября 2020, 11:08 6 ноября 2020, 18:51
Вы спутали психиатрию и психологию. Психиатрия - почтенная область науки, со всеми ее обязательными атрибутами, в том числе опытно доказанными положениями.
Галина И. 6 ноября 2020, 16:51
Простите. Слово "депрессия" является заимствованным из франц.-лат.-го языков и стало употребляться в рус. языке с конца XIXв. в области психиатрии. Синонимами этого слова являются уныние и тоска. Уныние считается св. отцами смертным грехом, но оно свойственно обычной человеческой природе,т.е. всем. Тут не надо напрягаться в своей мнимой ультрадуховности. В уныние впадали великие библейские святые- Иов, Исаия (38:14),Иеремия, Иоиль, царь Давид и др. Господь укреплял их, а пророку Илии, просившему в пустыне у Бога смерти себе, послал Ангела с пищей и водой (3 Цар.19:4-6). Когда с уныньем не борешься, оно приобретает тяжелые формы и является угрозой жизни человеку. Здесь необходимо мед.лечение.
НН 6 ноября 2020, 16:28
Наталия Ростова, Галина И, Уныние и депрессия внешне очень похожи, очень близко сталкивалась и с одним, и с другим. Уныние -1 грех, депрессия - диагноз, 2болезнь (напр, алкоголизм бывает от 1распущенности, а бывает от 2неактивности какого-то фермента; первые лечатся духовно, вторые - нет, нужна медицинская помощь, и оч хорошо, когда и духовная тоже оказывается). Скорее всего, и Галина И, и знакомая Наталии Ростовой впали в уныние. Дерпрессии бывают БЕЗ причины. Люди со стороны не понимают, почему человек страдает, часто принимают за блажь. А в описанных случаях есть очень весомая причина, тут ясно, почему человеку плохо. Марина К, психотерапия здесь вообще "сбоку припека", психиатрия это.
Марина К 6 ноября 2020, 15:07
"Кратко говоря, знания в этой области очень важны для пастырского служения" Важны знания в этой области для священника. НО получить знания в какой либо области наук можно лишь путем многолетнего (не менее 4 лет) обучения именно в данной специализации. Стать грамотным психотерапевтом можно лишь в медицинском ВУЗе. А нахвататься верхушек в области "психологии" можно в интернете листая безграмотные примитивные статьи и презентации или изучить дисциплину "психология" в курсе общеобразовательных дисциплин в духовном заведении. И после этого калечить души и тела у аналоя. Не возможно подготовить в семинарии и академии "специалиста" 2 в одном! Психотерапевт и священник в одном учебном заведении!
НН 6 ноября 2020, 14:13
Олег:/Оптинские старцы хоть где-нибудь употребляли слово депрессия?/- Можно, и я задам Вам вопрос: а Оптинские старцы и их современники употребляли слово антибиотики? Вот слово и болезнь-чахотка-они точно употребляли, и знали, что болезнь эта смертельная, а что она лечится антибиотиками- не знали, а мб, и не предполагали, что антибиотики изобретут. И станут они обычным доступным лекарством. Наука и медицина развиваются, Вам грамотный православный врач скажет, что не все болезни от неверия в Бога и от грехов болящего человека.А вот к чему(не почему!) даны эти болезни- каждый должен ответить сам, по своему духовному состоянию. И будет ли лечиться медикаментозно... Или замучает всех близких.
Валентин-83 6 ноября 2020, 14:04
Очень интересная, важная и современная тема. Дай Бог нашим пастырям терпения, любви и разумения вести чад Божих в Царство Небесное. Всем кто страдает дипрессией или как брат Олег пишет ложным понятием (разумея наверно уныние) желаю преодолеть ее силой Божией которая есть в каждом верующем христианине! Конечно мы потомки Адама согрешившего, болезни (расстройства гормональные в т.ч.) и смерть это неизбежность наша, НО! Христос Был,Есть и Будет! и Он посреди нас! Не осуждайте друг-друга!
Ольга 6 ноября 2020, 13:53
Олег (6 ноября 2020, 07:48), Оптинские старцы не только слово "депрессия" не употребляли, но и такие слова, как "шизофрения, невроз, диабет, стенокардия, гипертония и пр.". Наверное потому, что они врачами не были, да и в медицине того времени другая терминология использовалась. Это не значит, что люди не страдали этими болезнями. Например, многие современные врачи считают, что Гоголь умер от тяжелой депрессии, которую пытались лечить совершенно неадекватными способами, а Гончаров в образе Обломова описал вовсе не лентяя и лежебоку, а человека, больного апатической депрессией.
Татьяна 6 ноября 2020, 11:47
У нас в городе главный врач психиатрической больницы выбросился из окна насмерть год назад. Вот вам и знания!!! Вот вам и психиатрия клиническая!!!
Галина И. 6 ноября 2020, 09:17
После смерти любимого мужа, с кот. я прожила 45 лет, я впала в глубокую депрессию. Мир потемнел, радость ушла. Назначенные врачом антидепрессанты не пила, постепенно успокоилась с помощью Божией. Прошло 3 года. И я могу сказать: есть в нашей жизни две вещи, которые творят чудеса, - это вера в Бога и верность Богу. В этом все. "Когда, предвидя близкую разлуку, Душа болит уныньем и тоской, Я говорю тебе, сжимая руки:"Христос с тобой!" И если грусть, печаль и огорченье Твоей владеют робкою душой, Тогда тебе твержу я в утешенье: "Христос с тобой!" Любя, надеясь, кротко и смиренно, Свершай, о друг, ты этот путь земной И веруй, что всегда и неизменно Христос с тобой!" (князь К.К.Романов, в сокр.).
Наталия Ростова 6 ноября 2020, 08:44
Женщина потихоньку сходила с ума. И чтоб однажды не выйти за хлебом в окошко, вышла в подъезд с ведром воды и шваброй. И стала мыть все этажи от 9-го до 1-го. Все эти загаженные лестничные проёмы, которые сами жильцы с неохотой мыли. Поначалу соседи сочувственно на неё смотрели, видимо думая, что бедняжка всё таки тронулась умом. Потом перестали обращать внимание. А к 40 дням поминовения своего сына, его мать окончательно пришла в себя. Боль, конечно, осталась и никуда не исчезнет, но желание закончить свою жизнь добровольно - исчезло. И даже пришло долгожданное успокоение. Знаю эту историю из первых уст...И всем желаю душевного равновесия и мира, в гармонии с самим собой и с окружающими...
Наталия Ростова 6 ноября 2020, 08:36
Вывод по статье - нет здоровых людей, есть недообследованные! :) А если серьёзно...У обычного среднестатистического человека, если печаль, грусть, хандра, через 4 -го суток, не проходят, то уже развивается депрессия. А не проходят почему? Потому что, человек сам пестует и упивается своей печалькой, подбрасывает дровишки в тлеющие угли. Давно известно, что тяжёлый физический труд может избавить человека даже от последствий горя, при условии, что человек сам добровольно занимается физическим трудом, а не через принуждение. Знаю одну женщину, у которой умер сын, в возрасте 19-ти лет. Сын единственный, любимый. Продолжение следует...
Олег 6 ноября 2020, 07:48
Анастасия (5 ноября 2020, 19:44). Уважаемая Анастасия скажите пожалуйста, Оптинские старцы хоть где-нибудь употребляли слово депрессия? Лично я нигде не встречал. Полностью сформировалось это ложное понятие-термин где-то после 30-х годах ХХ века. Оно появилось в процессе того, что человек стал отвергать существование Бога или же отступать от учения Церкви (духовное обмирщение). От смысла жизни - спасения души. Там где наука оказалась безсильна (в области познания души) она стала давать ложные понятия, перемешивая правду с ложью.
Игорь Александрович 6 ноября 2020, 04:32
Антидепрессанты сушат ум и огрубляют сердце. Вернуть всё назад бывает настолько трудно, что даже почти невозможно. Да хранит Вас Бог от этого лютого искушения!
Oles 5 ноября 2020, 23:50
Увы, многие комментаторы не видят разницы между психологией (весьма неоднозначной "наукой") и психиатрией, занимающейся исключительно физической работой мозга как органа. Не знают также о старой монастырской практике различия: ставят перед больным чаши с простой водой, среди которых одна - со святой. Если пьёт из всех - значит, болен физически. Если из той, где святая, не может отпить - проблема духовная. Я не понаслышке знаю, о чём говорю, т.к. имею проблемы с усваиваемостью серотонина, что продуцирует без приёма СИОЗC депрессию. И опытно убедился, что тоска, возникающая из-за грехов, от богооставленности, и депрессия из-за физических нарушений -- совершенно разные вещи.
НН 5 ноября 2020, 22:44
Наталия:/До революции был термин душевнобольной,потому что врачи знали что лечат- душу/. Наталия,Олег, алкоголизм,маниакально-депрессивный психоз(МДП),шизофрения и др. болезни не в душе сидят,а в мозге.Раньше и туберкулёз не могли лечить,пока пеницилин не открыли.Я тоже считаю,что священник должен уметь различать депрессию от уныния и депрессию как психоз,который не от уныния,а грубо говоря,от химических процессов в мозге,и он лечится медикаментозно.Это к психологии вообщене не имеет никакого отношения.Это диагноз, не грех. Мне статья понравилась,считаю,что поднятый вопрос оч важен.По поводу поста мужчин один старый священник говорил,что"пусть в"топку" лучше кусок мяса бросит,чем людей ест".
Сергей 5 ноября 2020, 21:15
Знание в области физиологии действительно важны, и это не оспоримо, но статья вводит в заблуждение первичности души и тела. Если первично тело с его биохимическими процессами, то можно назначить норадреналин содержащий препарат и всё будет в "гармонии". С точки зрения физиологии, для поддержания в норме всех биохимических/жизненных процессов человеку необходимо ~1500 ккал/сут. Многочисленные свидетельства и житие святых (они без ущерба для здоровья во время поста не употребляли еду, а если ели, то ели как бы пробуя её) есть опровержение первенства физиологии/биохимии, но доказательство первенства Духа, и от Него души, а после тела со всеми физиолого-биохимическими процессами.
Денис 5 ноября 2020, 20:05
Олег, депрессия - это диагноз. Мне его профессиональные невропатологи ставили. Помогли же не лекарства, а обзаведение кошкой. Любимая киса наполняет мою душу теплом!
Денис 5 ноября 2020, 20:03
Отличная статья, в своём роде шедевр!
Анастасия 5 ноября 2020, 19:44
Очень правильная статья! Депрессия - это и правда нарушение биохимических процессов в мозге. Я кратко расскажу о своем опыте. Дай Бог, кому-то поможет. У меня было четверо маленьких детей, было тяжело, и тут случился инсульт у мамы, ее парализовало. Мне становилось все тяжелее, все безотраднее,и однажды я посмотрела вниз с балкона. Сделала несколько глубоких вдохов, бросила все и уехала в Оптину на три дня. После Святого Причастия стала искать психиатра, сменила трёх врачей, два антидепрессанта. Через две недели приема лекарства стала видеть свет солнца, ощущать вкус пищи, не сразу, потихоньку. Дорогие мои, депрессия- это страшно!Нужна и духовная помощь, и медицинская! Храни Вас Бог!
Наталья 5 ноября 2020, 16:38
Во многом согласна с автором. Вы подняли нужную и злободневную тему, о которой не очень принято говорить. Опять-таки во многом по причине невежества. Очень важно уметь отделять действительно греховные устремления и поступки человека от психических расстройств, неврозов и проявлений психологических травм. Слава Богу, сейчас все больше об этом говорят священники, вот и вы затронули этот важный вопрос. Зачастую не только депрессия и иные состояния, но и неврозы превратно понимаются как самим страдающим человеком, так и его окружением и препятствуют верному пониманию самого себя и, как следствие, борьбе со страстями и грехами, приходу к покаянию, духовному исцелению.
Ирина 5 ноября 2020, 16:17
На фоне пандемии много критики в сторону священства...
Марина 5 ноября 2020, 15:38
Спаси Господь вас, матушка. Можно много спорить о том, есть депрессия или нет. Медицина это или чисто духовная болезнь... Но практика показывает, что люди пролечившись медикаментозно возвращаются к нормальной здоровой жизни, в том числе и здоровой духовной жизни. И слава Богу, это бывает по совету священника. Слава Богу, что есть священники, которые понимают разницу. Наталии 5 ноября 2020, 11:11 Да, было понятие в медицине - душевнобольной. Только это не одно и то же, что духовно больной. Человек - это дух, душа и тело. Душевные расстройства лечила медицина медицинскими способами. И продолжает лечить. А духовные - это уже не в ее компетенции.
Лариса К. 5 ноября 2020, 15:35
На мой взгляд очень сложный вопрос,неоднозначный. По-моему,отличить духовное от душевного может только человек духовный. А духовных людей крайне мало... Как бы в другую крайность не впасть, всё лечить таблетками и психологами.А таблетки они одно лечат,другое калечат. В любом случае, исповедь и Причастие - это основа основ.Таблетки где-то нужны,но лишь как подпорка,как вспомогательное средство... по немощи нашей...а где-то и не нужны вовсе.
Марина 5 ноября 2020, 15:23
Галине 5 ноября 2020, 13:51 Мне кажется, здесь как раз о том, чтобы священник не спешил с диагнозами... Диагнозы должен ставить врач.
Татьяна 5 ноября 2020, 15:22
Послушайте, а много ли психологи и психиатры помогают наркозависимым людям. Это болезнь души, полная парализация, эмоций нет, ты даже улыбаться не можешь. Так вот, я, имея некогда горький опыт в течении нескольких лет, пока не открыла для себя Евангелие, была одной ногой в могилу. Только слово Божие, только молитва и наше произволение(т.е. решение) даёт плоды. У нас много сейчас всяких специалистов, которые разводя демагогию ещё и навредить способны. Много интересно в статье. Но я считаю, если психолог, то только православный. А для воспитания детей есть прекрасные советы у старца Порфирия Кафсакалеита
Людмила 5 ноября 2020, 14:43
Муж уже в возрасте солидном находится. Часто (почти каждую неделю) причащается. После литургии и причастия приходит домой раздражённым. Разговаривает с чувством пренебрежения, с усмешками отвечает на вопросы.Несколько дней ходит с чувством внутреннего раздражения, придирчив по пустякам.Может это нехватка витаминов? Если часто отказывается человек от молочных и рыбных продуктов (мясо не едим), то может это раздражение и недовольство спровоцировано неправильным отношением к христианской жизни? Пост - причастие, пост - причастие, а над душой работы нет. Как эту болезнь увидит священник, у которого столько забот и прихожан? Как найти православного грамотного психотерапевта?
Галина 5 ноября 2020, 13:51
Всё же здесь, как мне видится, нужно быть осторожным с таким категоричным -"Кратко говоря, знания в этой области очень важны для пастырского служения." Мы приносим исповедь на суд Богу, такой какой нам позволяет наша совесть и уровень духовности, данный опять же Богом здесь и сейчас. Священник- свидетель, не диагност. А тут, предположим, батюшка начнет приглядываться и пытаться поставить по исповеди диагноз?! Все же каждый должен заниматься своим делом. Батюшка молится, помощь Божью призывает, а не стоит думает , кто перед ним и здоров ли ... Разве не так?
Сергей 5 ноября 2020, 11:39
Идея о том, что «навыки клинического психолога священникам точно не помешали бы», нуждается в уточнении, чтобы быть правильной понятой читателем. Вероятно, имеются в виду навыки распознавания возможных проявлений психопатологии. Это относится скорее к сфере компетенции врачей-психотерапевтов и психиатров. «Медикаментозная помощь» – назначение лекарств людям, страдающим психическими расстройствами (психофармакотерапия) – это прерогатива врачей. Психолог, даже клинический, не имеет права назначать лекарства. В целом, хотя психология и психологи упомянуты в начале, но статья посвящена теме, которая касается их лишь косвенно (она отражена в названии).
Наталия 5 ноября 2020, 11:11
Слово психиатрия от греч слов душа и врач. Кто у нас должен быть специалист по душам? Врач, который получил диплом в университете, где отрицают существование души? Пожалуйста, не вводите людей в заблуждение! До революции был термин душевнобольной, потому что врачи знали что лечат- душу
Олег 5 ноября 2020, 11:11
Во "втором примере" - это не депрессия. И в самом первом примере, где человека сбила машина, нет конкретики - что же имеонно произошло с человеком. Но он (пример) почему-то без должного рассмотрения выдается для обоснования претензии. Причем все приведенные примеры, все размытые. И ещё хотелось бы добавить, что понятие депрессия - это ложное понятие.
Наталия 5 ноября 2020, 11:08
Сами врачи говорят, что"психиатрия — это в лучшем случае некая философская идея, некий взгляд на человека. На самом деле психиатрия не является медициной, потому что ни для одного психиатрического заболевания не существует ни одного биологически достоверного теста, который мог бы подтвердить, что у человека именно это заболевание и никакое другое. Даже само название психиатрия, где психи — это душа, поведение. Эмоции — это категории нематериальные. Они вообще не входят в сферу работы любого врача, который основывает свою диагностику на объективных методах исследования. А все, что есть в психиатрии — это некие субъективные идеи тех или иных психитров.
Галина И. 5 ноября 2020, 10:18
Спасибо, матушка. Есть также еще глубокая психологическая проблема с нами, прихожанами Церкви- к счастью, не со всеми. Недавно мне попался в руки журнал "НЕвский БОгослов" № 7, СПб ПДА, ISSN 2218-7790. Год издания не нашла. Меня просто потрясла статья Татьяны Бушмановой, психолога - консультанта медико - психологического центра "Протос". Она называется "В поисках Бога: истории личные и безличные" (с.5-11). Как говорится, не в бровь, а в глаз. Сама до конца разобраться в данной проблеме я не могла. Очень советую найти эту статью (или журнал целиком) и прочитать. Правдиво, емко, красочно и свежо. Еmail:open-nebo@mail.ru
Антонина 5 ноября 2020, 09:13
"Священник имеет возможность помочь в достаточно сложных случаях именно потому что его авторитет может стоять в чем выше авторитета родственников и друзей.там,где человек не готов послушаться..он может прислушаться к мнению священника и начать лечиться."Я бы добавила к слову "лечение" и слово уберечь человека от неправильного поступка/опасных обстоятельств.Нередко прихожанин /семья его не трезво оценивать ситуацию,но со стороны виднее.Если священник невежествен,не духовен,относится к своему призванию как к профессии,то закончиться как у меня,когда слушая совет священников я и дети оказались в большой беде, которую уже не исправишь.На ПАСТЫРЯХ ВЕЛИКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БОЛЬШОЕ ДОВЕРИЕ ЛЮДЕЙ
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×