Не та война

    

Он стоит передо мной – среднего роста крепкий парень 28 лет, с синими от татуировок руками – что-то мне говорит, а сам лихорадочно соображает, соглашаться со мной или нет.

9 лет назад он убил человека, отсидел по полной, недавно вышел и теперь ищет свое место в жизни. И не находит...

Я не знаю, почему он не сделал выводов, что за решетку лучше не попадать, а, напротив, впитал в себя тюремною «романтику». Возможно, сперва был «упущен» родителями, потом слишком уж молодым попал на зону, во вполне определенное окружение... Не знаю. Но сейчас он убежденно говорит мне о «понятиях», о том, что «там» у людей более братские отношения, они лучше знают жизнь и ближе к Богу...

А я вижу одно: он не может оценить – справедливы или несправедливы предъявляемые требования; он занят тем, что оценивает требующего.

Он не может оценить – справедливы или несправедливы предъявляемые требования; он занят тем, что оценивает требующего

Сильный ли человек перед ним стоит? Авторитетный ли? Не уронит ли он себя, подчинившись этому человеку? А если не сильный, то насколько резко на его требования реагировать? Просто осадить? Или оскорбить и унизить?

Передо мной церковница ему объясняла, что поминать на Проскомидии мусульман нельзя. Молоденькая сестра, которая сразу испугалась, стоило «сидельцу» начать повышать голос и нервно сжимать кулаки. Она не поняла, что это просто демонстрация силы, как бывает в животном царстве. А он понял – это не «авторитет». Оскорблять ее не надо, потому что сама ведет себя вежливо, но и слушать тоже не надо. Просто осадить – самое то.

А тут я... Если во мне и мелькнуло опасение перед его кулаками, то было успешно скрыто – в низком альте звучит довольно уверенности, слова падают редко и веско... И парень, сменив свою атаку на тактическое отступление, уходит в глухую оборону.

Я не нападаю, нет... но он – на войне. Только не той, которая против духов злобы поднебесных, а той, где все против всех. И оттого, кстати, крайне неубедительны его рассуждения о братских отношениях в тюрьме – в насколько же враждебной обстановке надо было жить, чтобы приобрести подобное мироощущение?

Я не нападаю, нет... но он – на войне, той, где все против всех

В иных, нетюремных, обществах есть свои, нетюремные, правила – это ему понятно, он неглуп. Но даже там, где он хочет эти правила узнать и исполнить, он сбиваем с толку тем, что транслировать их могут не сильные люди.

Ведь мусульман действительно нельзя поминать на Проскомидии. Нет, это не выдумки. Нет, мы не считаем, что они хуже нас. Да, церковница тоже говорила ему, что мусульмане просто не принадлежат к Церкви... Но он не слышал, потому что подчиняется установке: слабых людей слушать нельзя!

В храме его сдержало переживание особенности места и наша учтивость вкупе с монашеской формой – парень чуток пошумел и ушел. А вот если он в другом общественном месте не согласится с другими справедливыми требованиями? Сценарий ясен: так же начнет «качать права», потом, встретив сопротивление каких-то «лохов», разъярится – и, наконец, легко может переступить черту, за которой Уголовный кодекс останется им очень недоволен... И опять поедет на зону, провожаемый проклятиями пострадавших и мамиными горькими слезами.

***

Терпеливый читатель спросит – а мы-то тут причем? Зачем нам знать психологию зэков?

Ох, да хорошо бы, если б только зэков! Но, пожалуйста, еще наблюдение.

В начале 1990-х моя подруга работала в реанимации. За пару лет через них прошло около сотни пациентов, которые из-за черепно-мозговой травмы находились в бреду. Очень часто в этом своем состоянии они порывались встать и уйти, а медики, естественно, их удерживали. Обычно – просто связав. Но нередко это сопровождалось попытками усмирить больного словами... и знаете что? – из этой сотни она могла вспомнить лишь 4–5 человек, которые из своего бреда слышали именно слова. Остальные слышали лишь угрожающие интонации!

Один из этих сознательно-бессознательных пациентов был доктор физико-математических наук, две – интеллигентного вида старушки, предположительно верующие. Они слышали: «Нельзя вставать, нехорошо, не надо, потерпи, полежи, доктор не разрешил» и т.п. – слышали и подчинялись... А прочие подчинялись лишь яростным ноткам голоса и угрозам, приправленным бранью.

И это те «прочие», которые вышли из спокойного и воспитанного советского времени! Боюсь предположить, что сейчас пропорция будет еще страшнее. Потому что – куда страшнее?

***

Почему человек (разумный!) подчиняется не справедливости требований, а демонстрации силы?

Возможно, нам не хватает знаний, чтобы понять, что требование справедливо? В совсем незнакомой области – может быть, и так. Однако в приведенных выше примерах от людей требовался скорее нравственный выбор – послушаться компетентного человека или нет? А за нравственный выбор ответственно более сердце, чем ум. И в подавляющем большинстве конфликтных ситуаций люди потенциально вполне способны понять справедливость требований.

Почему же этот потенциал не актуализируется?

Причины разные.

Об одной из них – о воспитании в семье – написано так много, что и добавить нечего. Конечно, когда ребенок сталкивается с тем, что требования взрослых не справедливы, а продиктованы прихотями и настроениями, тогда он, бедняга, вообще перестает понимать, что требования могут быть справедливыми!

О том, что проблема неадекватного восприятия чужих требований рождается в тюремной отсидке или иной ситуации долгого враждебного окружения, мы уже упомянули.

Причина может угнездиться и в нарушении нейрохимических процессов – тут уж надо обращаться к психотерапевтам.

Но вот то, о чем говорят редко, – это правильное принятие школьного опыта. Вернее, его отсутствие.

Нет-нет, речь не о том, что педагоги опять что-то там должны, но не делают...

Школа – первое место в жизни человека, где он обязан сотрудничать с чужими взрослыми людьми. И сотрудничать, естественно, с позиции младшего... то есть подчиняясь их требованиям.

Как ты войдешь в Царство Небесное, если не научишься мирно уживаться с самыми разными людьми?

В дальнейшей его жизни это состояние – подчинение требованиям каких-то людей, с которыми он не связан ни родственными узами, ни дружескими – станет делом самым обычным. Поэтому учиться этому искусству сотрудничества жизненно необходимо.

Учитель – старший... Нет, он не всегда прав. Нет, его требования не всегда надо выполнять. Да, именно в решении этих задач человек и учится определять справедливость требований, учится разграничивать сферы ответственности... И еще учится тому, где порою нужно поступиться своей правотой для сохранения мира. А где не нужно. Где речь о короне, которая не свалится, а где – о принципиальных вещах.

Всё это очень и очень ему пригодится. Но подобное понимание редко формулируется даже взрослыми. Мало кто воспринимает ситуацию в школе как нечто, попущенное нам Богом и долженствующее нас чему-то научить.

Незрелый учитель, крикливый, нервный, придирчивый?.. А какие у тебя будут командиры в армии? А начальники? А тести/свекры? Все они будут что-то от тебя требовать и за что-то критиковать. Что ты будешь с ними со всеми делать в этой жизни? Воевать? Расставаться?..

Но самое главное – что ты будешь с ними делать в жизни будущей? Как ты войдешь в Царство Небесное, если не научишься мирно уживаться с самыми разными людьми? Или ты думаешь, что никто из тех, кто раздражает тебя своими требованиями здесь, не войдет туда?

Надо понимать – не умея верно принимать чужие требования, можно воспротивиться не только людям, но и Богу.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО) «Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО)
Николай Валуев
«Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО) «Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО)
Николай Валуев о настоящем отцовстве и настоящей силе
Только любовь может подвигнуть двух людей на жертву.
«Я вечный Твой должник» «Я вечный Твой должник»
Из дневника монаха Фаддея, бывшего разбойника
«Я вечный Твой должник» «Я вечный Твой должник»
Из дневника монаха Фаддея, бывшего разбойника
Эта история произошла в одной из колоний строгого режима: осужденный на 20-летний срок разбойник, заболев раком, пришел ко Господу и, будучи выпущен на свободу умирать, окончил свои дни в монашеском постриге.
«Химик», Саад и «Белый медведь» «Химик», Саад и «Белый медведь»
Истории воцерковления в СИЗО №5
«Химик», Саад и «Белый медведь» «Химик», Саад и «Белый медведь»
Непридуманные истории воцерковления в СИЗО №5
Вдруг Саад говорит: «Вот демон стоит, он пришел». Я беру святую воду, начинаю кропить комнату: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа…» – «Татьяна Павловна, он уходит! Он обиделся».
Комментарии
Александр29 декабря 2023, 10:46
Спаси Господи! Случайно прочёл Вашу статью. Вы объяснили мою жизнь. Как скальпелем.
инокиня Наталья -- Андрею 4 августа 2020, 09:15
Вы,конечно, правы в том,что полезно цитировать святых отцов. Но лично для меня написание материалов на Православие.ру не является основным родом деятельности, поэтому у меня нет заботливо собранных и рассортированных цитат из святоотеческой литературы, потребных для любой темы. И если приходит мысль поговорить о какой-то проблеме, то я не имею возможности сидеть и целенаправленно выискивать цитаты. А насчет сравнения с психоанализом не могу сказать ничего определенного, п.ч. по Вашему краткому комменту не ясно, какое значение Вы в него вкладываете. Для безбожника Фрейда это были просто рефлексы высокоорганизованной материи. А для нас решающим бывает голос совести, и способность его слышать.
Андрей 2 августа 2020, 14:43
Здравствуйте Инокиня Наталья. Тема статьи интересна, эпизоды подобраны колоритные. Очень мало ссылок на Евангелие, ближе к психоанализу. Вопрос поднятый в статье, на мой взгляд, лежит в области духовности и бездуховности. Почему бы не посмотреть, что в таком случае говорят святые отцы Церкви.Мне кажется, как героям статьи так и читателям этой статьи остро не хватает хлеба духовного, а не психоанализа.
инокиня Наталья для Веты16 июня 2020, 20:47
Боюсь, что если тему немного расширить, то она плавно перейдет в ведомство психотерапевтов)))
Вета16 июня 2020, 16:02
Интересная и важная тема поднята! Хотелось бы прочитать статью в два раза больше объёмом. Может, будет продолжение? В церкви тоже видела агрессивно настроенных личностей и не только в церкви, и любопытно, как строится взаимодействие вокруг. Также напомнило нашу с подругой бурную дискуссию про подчинение/неподчинение ПДД пешеходов, переходящих проезжую часть и нац. менталитет. Сейчас тема послушания и разумности перетекла в бытовую ситуацию ношения и не ношения медицинской маски.
Мария Р14 июня 2020, 11:33
Зацепил вопрос автора: "Почему человек разумный подчиняется....демонстрации силы?" К сожалению это проявляется уже у малышей от года и старше. Работаю в детском саду. Слушаются только "сильного" воспитателя. Это совсем не значит, что ты должен орать или быть жестоким. Это значит, что если ты чего-то требуешь, то у детей не должно быть ни малейших сомнений в том, что это должно быть выполнено. Надо убрать игрушки--игрушки будут убраны, надо перестать обижать товарища--тебе не дадут толкаться или драться. Почему ничего нельзя добиться мягкими уговорами? Даже малыши перед мягким воспитателем наглеют. Прискорбно.
инокиня Наталья Иулиании13 июня 2020, 14:53
Почему же "наоборот"? Как раз в тему. Хорошо, что вы поняли, что человек на постоянной основе предъявляет Вам несправедливые требования и не собирается это положение дел менять. А плохо то, что поняли это не сразу. Впрочем, понять влёт с каким человеком имеешь дело, вообще мало кто может.
Иулиания13 июня 2020, 09:42
Интересную тему подняли. Недавно уволилась в никуда из-за руководителя. Поняла быстро, что об меня лечат свою психопатию. Даже удаленка не спасла. Дело в том, что требовать можно по-разному. И рядом с одним руководителем будешь работать годами, а от другого - сбежишь. Как говорил У.Черчилль: авторитет зарабатывается спокойствием. Такая вот ситуация наоборот, если по вашей статье.
Павел З.13 июня 2020, 02:12
На мой взгляд, русский человек вообще устроен так, что подчиняется только воле и приучен к этому с детства - бытовые сложности обязывают. Сильная воля естественным образом может требовать от другого такой же силы воли, чтобы подчиняться ему. Разумному человеку это может показаться из ряда вон выходящим, но в нашей стране с этим необходимо мириться (не здесь ли, не в трудности терпеть это лежит причина влечения русского интеллигента к бегству за границу?). Беда в том, что у нас осталось мало мужиков, а сочетание мужицкого начала и интеллигентности - явление вообще уникальное.
инокиня Наталья -- Наталье12 июня 2020, 16:54
Вопрос ставился не как "можно ли научиться", а, скорее, как "почему люди не учатся". И тут Вы совершенно правы - потеря Евангельских ценностей, конечно, нестерпимо усугубляет проблему.
Наталия11 июня 2020, 22:31
В статье очень верные наблюдения и поднят важный вопрос. Но не совсем поняла следующее. Если школа это место, где учат сотрудничать с позиции младшего, то конечно, младшего она учит оценивать справедливость требований старшего и учит поступаться своей правотой для сохранения мира. Но вначале вроде бы был поднят другой вопрос, а именно, можно ли научить подчиняться справедливости, если она не подкрепляется демонстрацией силы или каких-то других способов влияния, какие есть у тех же начальников, тестей, свекров? Все таки эта способность напрямую связана с ценностями евангельскими.
инокиня Наталья Марине10 июня 2020, 22:06
Так-то оно так, вот только мы отвечаем лишь за себя... за учителя, который ведет себя непедагогично, ответит он сам. А может быть и не ответит - мы же не знаем, почему он себя так ведет. И еще проблема: то, что человек стал совершеннолетней личностью, само по себе не делает его способным верно воспринимать чужое несовершенство. А значит учиться этому надо до того, как станешь совершеннолетним.
Лариса10 июня 2020, 15:44
Хорошо бы ещё научили как уживаться с самыми разными людьми. Это на словах красиво звучит, а поди выживи, сохранив достоинство. А в Царствии Небесном мы все будем другими. Там уже не будет ни направленной на тебя агрессии, ни хищничества, ни лжи, ни клеветы, ни оскорблений, ни обзываний, ни безысходного одиночества, когда главы преклонить негде.
Марина10 июня 2020, 15:32
Ну так крикливый, нервный, придирчивый учитель и есть демонстрация силы над зависимыми людьми, в данном случае незрелыми еще личностями. Наш преподаватель педагогики (это было еще тридцать лет назад) очень любил оценку поведения педагога - НЕ ПЕДАГОГИЧНО. Этим все сказано на мой взгляд. Учитель не имеет право вести себя непедагогично. Свои личные проблемы надо оставить дома, когда идешь к детям. Иначе это не соответствие занимаемой должности, простите. А командиры в армии, начальники на работе это уже немного другое, здесь уже совершеннолетние личности.
Александр10 июня 2020, 12:19
«...А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;...» (Мф. 5:22). О чем говорит нам Иисус? Святые отцы толкуют: «Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или духовной ревности, тот не будет осужден. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения и славы». Господь поощряет нас уважать других. Кто поносит и бесчестит, тот разрушает любовь, а когда любовь разрушена, уничтожаются добродетели. Любовь есть - истинная жертва.
Александр10 июня 2020, 01:57
Не все статьи этого автора мне нравятся, но эта хорошая. Написано про нас, про меня.
инокиня Наталья Наталье 9 июня 2020, 18:15
Меня простите. Я не работаю с маленькими детьми, только с подростками и их родителями. Статья писалась скорее для родителей и для тех, кто до сих пор не перерос свои школьные обиды. Впрочем, по моему мнению негодный учитель не может сломать психику ребенка, он может ее лишь доломать. Никаких намеков на ад, конечно, нету.
Дарья 9 июня 2020, 13:55
Уважаемая Инокиня Наталья! Я ваш фанат!)) Все ваши статьи читаю с большим интересом и пониманием.
Ирина 9 июня 2020, 12:53
Живу с такими соседями, признающими только силу. Одна семья транслирует такое поведение на всех, по тюремным правилам.
Лариса 9 июня 2020, 08:44
Все верно вроде бы написано...Но архимандрит Кирилл Павлов или преп.Гавриил Самтаврийский увидев такого человека, сказал бы жалейте его, истерзанного и покалеченного грехом. И что нам стоит помолиться о здравии душ плененных и заключенных. Да и в Рай первым вошел раскаявшийся разбойник. А еще Господь Иисус Христос нам сказал, что "первые будут последними, а последние первыми". Так что нам остается жалеть, молиться друг за друга, а самое главное ЛЮБИТЬ...
р.Б. Александр 9 июня 2020, 07:56
Спаси Господи, матушка Наталия! Всё понятно, лаконично и, самое главное - в точку! Господи помилуй!
Андрей 9 июня 2020, 07:06
В Царство Небесное не войдёт ничто нечистое. Никто, преданный мерзости и лжи, войти туда не сможет. А мы призваны - если возможно - жить в мире со всеми людьми вокруг нас.
Наталия Ростова-продолжение 9 июня 2020, 07:03
Матушка пишет - /Надо понимать – не умея верно принимать чужие требования, можно воспротивиться не только людям, но и Богу./. Вот и я так жила, думая, что мне можно списать многие грехи...Я же пострадала...Детей, правда воспитывала так, чтоб ТАМ, СИДЯ НА ОБЛАЧКЕ, МНЕ ЗА НИХ НЕ БЫЛО СТЫДНО...Пока однажды на Украине не грянула гражданская война..Мой одноклассник, военный в запасе,проезжая наш город,заехал ко мне, попрощаться и ляпнул - "Поехали на войну". Он уехал, а я задумалась... И собралась. В рюкзак накидала консервы, сигареты, всё то, что мне казалось может пригодиться на войне...Написала записку маме и детям...Продолжение..
Наталия Ростова 9 июня 2020, 06:50
Как-то я один раз упомянула в одной теме, что меня сбила машина./За пару лет через них прошло около сотни пациентов, которые из-за черепно-мозговой травмы находились в бреду. Очень часто в этом своем состоянии они порывались встать и уйти, а медики, естественно, их удерживали. Обычно – просто связав./... Ну прям, про меня.. Доктор меня, конечно, подлатал и собрал по кусочкам...но вот предупредил, что в будущем может возникнуть то, от чего хочется спрятаться под одеялом. Психологи тоже со мной тогда поработали. Следующие несколько лет, я жила вполне нормально. При всей моей любви к жизни, почему-то, каждый день думала, как о последнем. Продолжение...
Наталья 9 июня 2020, 00:52
"Незрелый учитель, крикливый, нервный, придирчивый?.. А какие у тебя будут командиры в армии?" "Как ты войдешь в Царство Небесное, если не научишься мирно уживаться с самыми разными людьми?" Странные претензии к школьнику. Для того, чтобы задавать подобные вопросы несчастному ребенку, надо на 100% знать всю его жизнь и состояние его психики. Детской, ранимой и хрупкой. С более-менее осознанным жизненным опытом лишь в несколько коротких лет. А вопросы как будто адресованы пожившему воцерковленному взрослому человеку. И еще как бы намек на попадание в ад. И это - ребенку. Крикливый учитель может на всю жизнь "сожрать" психику маленькому человеку. Простите за такое мнение.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×