Святой на троне

Памяти святого Феодора Иоанновича

Эту статью мы приурочили ко дню рождения святого Феодора 31 мая / 13 июня. Феодор Иоаннович, царь всея Руси и великий князь Московский, правил с 1584 года – 14 лет, до своей кончины 7 января 1598 года. Срок немалый, но его царствование как-то выпало из исторического сознания наших современников. Между тем его опыт управления страной небезынтересен – и в День России уместно вспомнить о нем.

«Ошибка истории»

Феодор Иоаннович, царь всея Руси и великий князь Московский Феодор Иоаннович, царь всея Руси и великий князь Московский В советской школе акценты в отношении личности царя Феодора Иоанновича были расставлены раз и навсегда: «слабоумный», «типичный пример принципиальной нелепости царизма» – ну как можно ставить во главе государства умственно отсталого человека?!

В школе современной, думается, мало что в этом плане изменилось.

А раз так, то что о нем и говорить? «Ошибка истории»… Обозначить даты жизни, намекнуть на умственную неполноценность и резюмировать: «Большинство историков считает, что он был неспособен к государственной деятельности». И двигаться дальше: программа поджимает.

Отложим попытки провести границу между понятиями умственной полноценности и умственной неполноценности; поставим вопрос иначе:

– Может ли умственно отсталый быть святым?

– А почему нет?

– Может ли святой благотворно повлиять на жизнь целого народа?

– О чем вопрос?!

Известный государственный деятель того времени дьяк Иван Тимофеев писал:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии Самим Господом. Просто сказать – он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования».

«Сохранил землю невредимой» – это не фигура речи. По крайней мере один такой случай запомнился современникам со всей возможной конкретностью. Речь о нашествии на Москву Казы-Гирея в 1591 году.

150-тысячное войско татар… испугалось?

Если порыться в литературе по данной теме, легко заметить: в описаниях разгрома татар есть какая-то странная нестыковка, которую авторы упорно игнорируют.

150-тысячная орда крымских и ногайских татар под предводительством хана Казы-Гирея вторглась в Русское царство и спешным маршем двинулась к Москве. Способность такого войска к быстрым переходам вообще не оспаривается, а тут хан не разрешил своим воинам отвлекаться даже на захват «живого товара» – пленников.

Но благодаря неплохо налаженной разведке, а также самопожертвованию заградительного отряда русские войска успели стянуться к Москве и встать под ее стенами гуляй-городом (укрепление, собираемое из обозных телег, специальных щитов и/или подручных средств).

Передовые отряды татар атаковали русские укрепления, но неудачно и к вечеру отступили к главному стану. Ночью к этому стану был послан русский 3-тысячный отряд… и тут вся громадная орда сорвалась с места и кинулась бежать, бросив обоз.

Вся громадная орда сорвалась с места и кинулась бежать, бросив обоз! Почему?

Сакраментальное «не верю» так и рвется… Чего бы им было бежать от такого – в сравнении с ними – отрядика?

Они испугались нападения и стрельбы из пушек! – утверждают авторы.

А мы точно про татарское войско сейчас говорим?

Для людей того времени фраза «татары испугались… и бежали…» была исключительно содержательна. Это институтских барышень XIX века можно было испугать стрельбой. А Крымская и Ногайская орды жили войной и грабежом: они были профессиональными воинами. В данном случае еще и существенно превосходили противника числом – чего бы им было пугаться? Речь ведь не о системах «Град»: что, они тогдашних пушек не видели?

Стреляют? Ну, так надо оценить ситуацию и использовать подходящие тактические приемы.

Пугаться и бежать при таких обстоятельствах было для ордынского войска совсем не естественным развитием хода событий. Но всё же – оно испугалось и бежало.

Царь весь день молился…

В Москве в эти дни царило страшное волнение, доходящее до смятения. Сперва не было уверенности, что поспеют стянуться войска, потом стало очевидно, что их мало. И хотя визг атакующих скорее всего не достигал ушей горожан, но люди и без того знали, что такое татарский погром: всего за 20 лет до того страна пережила набег орды Девлет-Гирея.

И как оно тогда было, тоже все помнили. Войска тоже успели собрать немного, но о нашествии узнали заранее, и укрепления сделали, и план хитроумный разработали… Да только не сработал он: укрепления обошли, защитники города (опричники) оказались несостоятельны, а небольшой пожар превратился поднявшимся яростным ветром в кромешный ад: Москва, город с населением около 100 тысяч, за 3 часа (!) выгорела дотла, жертвы были неисчислимы…

В этот раз первые нападения татар отбили, и с существенным для них уроном. Но это были всего-навсего передовые отряды Казы-Гирея. Настоящего штурма ждали на следующий день, и все в столице были в сильнейшем страхе.

Все, кроме Федора Ивановича. Он весь день молился, а к ночи сказал приближенным, чтобы они не переживали: завтра врагов не будет. Сказал и пошел спать. А назавтра врагов не было.

Они, знаете ли, испугались…

Святой Феодор и святой Димитрий

Лишь одно омрачило царствование Федора Ивановича – убийство царевича Димитрия.

Вопрос, по чьему же приказу действительно был убит царевич Димитрий, дискуссионный. И решить его на этом свете, думается, не удастся уже никогда. Но удален от двора царевич был с ведома и согласия Федора Ивановича – да.

Однако нет в том ничего злокозненного. Царевич был по сути незаконнорожденным – сын седьмой жены. Федор Иванович же мыслил именно как государственный деятель – ответственности за народ с него никто не снимал, а история полна примерами, когда побочные царевичи/королевичи собирали армии и шатали государства.

Зла царевичу не желали, просто Федор Иванович создал обстановку, при которой царевич не мог считаться претендентом на престол – его имя вычеркнули их всех ектений и поминовений. Семье назначили неплохое содержание и отправили подальше от Москвы.

Мальчик ни в чем случившемся, конечно, не виноват. Вся история его жизни и смерти – пример кротких страданий за грехи родителей. Мальчик свят.

Но и царь Федор Иванович свят. Ибо есть святость от несения неповинных страданий, а есть святость от сознательного подвига жизни.

«Тих, милостив, добр, набожен и весьма кроток»

Впрочем, особое почтение вызывает соображение, что в случае с Федором Ивановичем, как кажется, имеет место и то, и другое. Не только его благочестие – на троне – поражает, но и явное мученичество по жизни.

Не только его благочестие – на троне – поражает, но и явное мученичество по жизни

Феодор осиротел в 3 года. Всю жизнь был болезненным и умер в 40 лет, окончательно ослабев здоровьем. А уж что должна была испытывать эта чистая и милостивая душа в атмосфере царствования Ивана Грозного, даже и представлять страшно.

Страдал с детства от слабых умственных способностей. Страдал от насмешек и попреков за них. Страдал от отца-тирана вообще, и особо страдал, когда тот хотел разлучить его с единственным родным человеком – женой, святой жизни женщиной, между прочим.

Страдал, когда того же потребовало столь почитаемое и любимое им духовенство!

Страдал от того, что не было деток. А когда родилась долго-долгожданная дочь – страдал, схоронив ее через полтора года.

Страдал, страдал…

А что в отзывах современников?

  • «Он тих и милостив»,
  • «очень добр, набожен и весьма кроток»,
  • «царствовал… тихо и праведно, и милостиво, безмятежно»,
  • «кроток, ко всем очень милостив»…

Сколько боли вынесла эта боголюбивая душа – и ничего, НИЧЕГО не переложила на чужие плечи. Одно только слышим: милостив, милостив, добр, кроток, приветлив…

Господи, да разве так бывает?!

Бывает… Только каким же обличением звучит в сердце! После таких житий язык не повернется никого осуждать…

Комментарии
инокиня Наталья -- Андрею Юрьевичу22 июня 2020, 20:07
1.Речь не о критическом тоне исследования, а о критическом методе, который является неотъемлемой частью ЛЮБОГО научного исследования. 2.Жития не являются сутью Церковной истории; жития - особый жанр назидательного чтения. 3.митр.Макарий - очень почтенный иерарх. 4.То, что беззакония митр.Даниила послужили к святости прп.Максима, не может их оправдывать. 5.Польза, принесенная И.Грозным, не упраздняет им же принесенного в больших количествах вреда. Впрочем, с ним всё очень сложно - мы не знаем, как Господь будет судить человека, чья психика с раннего детства калечилась окружающими самым ужасающим образом. Но и считать его поведение чем-то нормальным, а тем более похвальным - тоже неправильно.
Андрей Юрьевич22 июня 2020, 09:51
инокиня Наталья: "Слово митр.Макария не решающее...его труд во многом еще напоминает жития...он... лишь у истоков критического исследования..." Критический тон исследования, согласитесь, не является критерием объективности. Встречаются и жесткие тексты по отношению к Василию III-му. Из-за развода "не по правилам" над светлым князем иронизировали, в итоге, даже за имя Варлаам перед постригом, не понимая, что значило покровительство приснопамятного Варлаама Хутынского для Василия ещё с раннего детства... "Вступлюсь" и за митр. Макария)) Житие - сама суть церковной истории. Важнее не как было, а во что верим. О непослушном неканонизированном ещё монахе Максиме он писал уже, как уже о святом!
Андрей Юрьевич22 июня 2020, 09:15
инокиня Наталья: "в истории прп.Максима... роль [мтр. Даниила]просто ужасна... А уж какую радость можно увидеть в царствовании И.Грозного, вообще не постигаю..." Приятно, что углы в православной оценке начинают сглаживаться. Мы ведь верим, что всё было Промыслительным? Ужасная роль иерарха Церкви оказалась, в итоге, благостью для укрепления христианской веры святого афонского монаха. А страшный царь Иоанн, оказывается, больше половины своего царствия приносил много пользы России. Чего стоит хотя бы избавление от Орды и строительство великолепного Покровского собора - самого красивого храма Москвы? Опять-таки, биография Иоанна - назидание потомкам: после 30 лет правления разум заболевает.
инокиня Наталья -- Андрею Юрьевичу21 июня 2020, 21:34
Тема развода возникла задолго до самого развода. Сперва ее вымучивали на месте, потом митр.Даниил посылал к Восточным патриархам. Было ясно, что никто не одобрит такого явного беззакония, но Даниил просто оттягивал время, когда ему надо будет при всем честном народе благословить такое дело. И фигура эта в нашей истории крайне неприятная, а уж в истории прп.Максима его роль просто ужасна. Слово митр.Макария не решающее. Это очень почтенный иерарх, но он стоял, по сути, лишь у истоков критического исследования истории Рус.Церкви - его труд во многом еще напоминает жития - естественно, что там немного острых углов. А уж какую радость можно увидеть в царствовании И.Грозного, вообще не постигаю..
Андрей Юрьевич20 июня 2020, 18:10
Инокиня Наталья: "Эта точка зрения свойственна...советской историографии... А дело обстояло гораздо проще - митр.Даниил был достаточно беспринципным карьеристом..." Понимаю, что Вы просто использовали доступный мне язык, но, вообще-то, в Истории русской церкви будущего митр. Макария (Булгакова) времена Василия III-го и митрополита Даниила выглядят несколько иначе)) Ни о каком "карьеризме" иерарха российской церкви даже намеков нет... Если бы мтр. Даниил не благословил вел. князя на развод с бездетной княжной после 20-летнего союза, не было бы у Росси и первого царя - Ивана Грозного... А св. Максима Грека заточили ещё почти за год до того, как возникла тема "развода" вел. князя
инокиня Наталья -- Андрею Юрьевичу20 июня 2020, 12:35
Эта точка зрения свойственна была советской историографии, которая везде искала борьбу классов. А дело обстояло гораздо проще - митр.Даниил был достаточно беспринципным карьеристом, из карьерных соображений готов был благословить великого князя на что угодно, а вот себе лично возражений не терпел. А прп.Максим сперва отказался переводить ему Историю ересей, потом обличил за неслыханный на Руси поступок - благословение развода без уважительной причины. Прочие обличения были, конечно, тоже важны, но погоды уже не сделали - митрополит и так готов был сжить прп.Максима со свету. А Смуты, глядишь и не было бы, если бы митр.Даниил не пошел на греховном поводу у вел.князя Василия))
Андрей Юрьевич19 июня 2020, 21:17
инокиня Наталья: "прп.Максим Грек...пострадал... потому,что обличил Василия III за развод по причине бездетности..." не совсем так)) св. Максим Грек пострадал за то, что не разделял мнение русского митрополита о владении монастырями крепостными крестьянами и землями. Монах с Афона "был против" стяжания... Но суть не в этом. Развод из-за бездетности вел. князя, против всех правил, благословил митрополит Даниил... Воля человека по здравому смыслу - дар Божий. Любые правила при необходимости меняют... Если бы у св. Феодора появился наследник, с Божьей помощью, глядишь, и Смуты не было бы. Но согласен, такой "политический здравый смысл" - не годится для нас, простых смертных.
Кира15 июня 2020, 07:31
Матушка Наталия, спаси Вас, Господи, за статью о святом царе Феодоре Иоанновиче. Уверена, что слабоумие его преувеличено (кстати, больше всего об этом иностранцы твердили), скорее всего, он прослыл таким именно за свой кроткий нрав. Действительно, всё промыслительно: после эпохи Иоанна Грозного именно такой незлобивый правитель и был нужен. И Россию он таки вымолил. И первый Патриарх Московский был избран именно в его правление. А когда пришло время России стать империей, появился царь-реформатор Пётр. Только при всех его успехах у него и ошибки были, главная - отрыв элиты от народа. Да и церковная реформа оказалась не к лучшему. Всё это через 300 лет аукнулось. Но и то - промысел Божий.
инокиня Наталья Марии Р14 июня 2020, 19:30
Поводом для И.Грозного была бездетность,хотя у него вообще было семь пятниц на неделе. Но разлучить не успел - умер. А духовенство пошло на поводу политических происков бояр против Б.Годунова, брата царицы Ирины. Поводом тоже послужила бездетность,хотя это явное нарушение церковных правил - по причине бездетности развод не разрешен. За 60 лет до того прп.Максим Грек очень пострадал именно потому,что обличил Василия III за развод по причине бездетности. Тогда Василия III надавил на митр.Даниила и получил согласие. Результатом беззаконного брака стало рождение И.Грозного - само по себе знаменательно. А тут уже высшее духовенство само предложило царю Феодору развестись - неслыханное беззаконие.
Мария Р14 июня 2020, 13:53
Уважаемый автор, напишите, что произошло с женой царя Федора, разлучили их таки или тнет. И почему духовенство требовало развода.
Мария Р14 июня 2020, 13:51
Очень игтересная статья, спасибо. Действительно, в школе этому не учат. А что касается умственных способностей, то если правитель богоборец, то и при большом уме в стране будет много нестроений. А фигура Петра Первого весьма противоречива. Невозможно смешивать благочестие с грехом и на этой основе строить нечто доброе.
Анастасия14 июня 2020, 12:17
Алла, вы не совсем корректны! Это Август жил в дни земной жизни Христа, а не наоборот!
Владимир14 июня 2020, 11:44
Вообще, к историографии масса вопросов по поводу Федора Иоанновича. Скажем, упорно замалчивается такой фактик: 1595 — окончена Русско-шведская война 1590—1595 годов, по результатам которой России возвращено побережье Балтийского моря (города Ям, Ивангород, Копорье, Корела). Т.е. "в рабочем порядке" без пафоса сделано то, за что потом Петр воевал больше 20 лет. "Не склонен к войне", ага.
Галина14 июня 2020, 11:32
Я думаю так: у Бога ошибок не бывает. И каждый правитель и каждый патриарх под своё время назначен. Иначе и быть не может. Хорошая статья. Ещё раз о том, что не можем здесь праведным судом ни кого судить.
инокиня Наталья -- Алле14 июня 2020, 10:07
Алла, а Вы кому этот вопрос задали? Возможно, Ваш вопрос - это реакция на какой-то Ваш спор с монархистами? Но она не по адресу. Здесь никто не призывает "отдавать" страны неспособным правителям; здесь речь о том, что в силу ряда причин на престоле оказался человек со слабыми способностями... Но он был свят: смирен сердцем, очень милостив и непорочен - и имел дерзновение перед Богом. И Бог послал ему и способных помощников, и благоприятные обстоятельства. Поэтому Федор Иванович справился в чем-то даже лучше людей способных - его царствование было очень благополучным. ОЧЕНЬ БЛАГОПОЛУЧНЫМ, понимаете? И народ оплакивал его едва ли не больше, чем равноапостольных князей Владимира и Ольгу.
Алла13 июня 2020, 19:14
А вы бы сейчас отдали Россию во власть слабоумного? Чтобы он вершил судьбы ядерной державы? А хотели бы, чтобы такой человек правил США, например? Вот то-то же. Человек во главе государства в идеале должен обладать способностями и интеллектом куда выше среднего. В его руках судьбы народов, а то и мира. Мой любимый государь в истории это Август Октавиан. Построил величайшую империю из тех, что знал мир, привел Рим в эпоху наивысшего расцвета. Не зря и Христос родился именно в эпоху его правления. Из отечественных Петр Первый, конечно. Благодаря нему мы стали империей и вершили судьбы Европы, встали на путь просвещения и развития. Да и человек он чрезвычайно интересный.
инокиня Наталья для Лали13 июня 2020, 14:45
История человеческой философии начинается с рассуждения Сократа о том, что каждому понятию должно быть дано определение))
Лали12 июня 2020, 12:25
Прекрасное вИдение вопроса: раскрыть смысл обычного словосочетания... Такое ощущение я испытала в детстве, читая книги Натальи Долининой. Спасибо...
Андрей12 июня 2020, 11:19
Со слабыми умственными способностями в принципе невозможно удержать земное царствование, особенно если речь идёт о России, тем более во времена когда только завершилась эпоха Иоанна Грозного. Историкам то куда интереснее описывать нечто экстремальное, а не тихое и безмолвное житие-бытие великой державы. Полагаю тут уместна аналогия с сопоставлением динамики управления разными типами самолётов, скажем, над некой горной страной.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×