В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга: «На пути к вечности. Воспоминания духовных чад о периоде жизни отца Иоанна (Крестьянкина) после заключения, с 1955 по 2006 год». Составитель — Татьяна Смирнова.
Основу книги о старце Псково-Печерского монастыря архимандрите Иоанне (Крестьянкине) составляют воспоминания его многолетней духовной дочери Сусанны Валовой, более 50 лет находившейся под его духовным руководством. Ее повествование дополнено свидетельствами людей, сопровождавших пастыря в различных местах его церковного служения.
Жизненный путь отца Иоанна длиною почти в столетие пролег сквозь трагическое время, когда рушились устои былой Руси. Отец Иоанн прошел с Церковью и в Церкви все тяготы, выпавшие на ее долю, стал живым связующим звеном Святой Руси с Русью настоящей. Он показал нам Божий путь в безбожном мире. Многие, очень многие наши современники, изнемогающие на жизненном пути, прикоснулись к Божественной благодати, явленной в старце, и духовно ожили для веры, надежды и любви. А признаки старчества в отце Иоанне начали проявляться в период огненного испытания, когда он, вопреки всем обстоятельствам, явил верность и любовь к Богу и к людям. Отцу Иоанну часто задавали вопрос: «Что самое главное для нас в настоящий исторический период жизни?» И ответ был краток: «Сохранять веру и полное доверие Богу!»
…Арест не был для отца Иоанна неожиданностью. Преподобный Серафим Саровский, в житие которого он погрузился, учась на последнем курсе академии, стал для него и провозвестником предстоящего изменения в жизни, и даже учителем на весь период пребывания в заключении. Преподобный же через пять лет известил его и об освобождении.
Нового узника сразу познакомили с делом и с показаниями против него его собратьев. И реакция отца Иоанна на эту информацию показала состояние его души. К моменту заключения он уже обладал истинным христианским незлобием. На очной ставке бросился целовать собрата, его оклеветавшего, сочувствуя согрешившему. Он знал, какую ношу тот понесет по жизни, да еще и не по своей вине. Того принудили к нужным следствию показаниям угрозами по отношению к его детям. Кратко обозначил для себя узник и манеру поведения в новых условиях и с новыми людьми: «Не верь, не бойся, не проси». Семь лет вне Церкви, среди людей, не знающих и не хотящих знать Бога.
Духовнику отцу Иоанну позднее часто задавали вопрос: «За что мне такие скорби?» Он же отвечал лаконично: «Не за что, а для чего». Смиренно склонял он главу пред обстоятельствами. А позднее своим духовным чадам говорил: «На обстоятельства жизни нашей не роптать надо, а, сохраняя разумное спокойствие, вникнуть в них, чтобы познать, чего хочет от нас Господь, и проходить сквозь них с надеждой на Бога и с преданностью Ему. Не без Господа приходят к нам испытания». Сам же он уже хорошо усвоил, что, кроме как страданиями за Христа, благодать получить невозможно. А позднее послушникам, вопрошающим его о духодвижной молитве, он отвечал: «Для обретения умносердечной молитвы надо еще на кресте повисеть, да не день и не месяц, но сколько Бог даст».
Лагерь для него — это время реального познания Бога. Барак на триста человек, и он, священник, среди людей, чужой им всем, иной, чем все они. Обстоятельства того времени отец Иоанн характеризовал лаконично: «Утром не знаешь, доживешь ли до вечера, а вечером не знаешь, доживешь ли до утра». Но почему так скоро в этой обстановке и эти люди, отвергнувшие общечеловеческие нормы жизни и отверженные обществом, назовут его «наш батя»? Разделяя со всеми общую участь — каторжный труд, жизнь под одной крышей, общую баланду, — он начал молиться. Он молился так, что впоследствии, вспоминая то время, говорил: «Молиться так, как я молился в лагере, в условиях благоденствия невозможно».
Он всю жизнь учился жить Богом и в Боге и научился. И сегодня из вечности для нас звучит голос Батюшки: «Вечность, други наши, не есть упразднение этого века или его отмена; напротив, вечность — это сохранение того, что было здесь, но что преобразилось воскресением и стало пригодным для вечности. В вечную жизнь может войти только то, что живет правдой, добром, красотой».
Содержание
Первая встреча
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Служение в псковском соборе Святой Троицы. 1955–1957
Псков
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Скитания по Рязанской земле. 1957–1967
Ясаково
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Уроки духовной мудрости на пасхальной службе
Разгон причта церкви Троице-Пеленица.
Летово
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Паломничество на Валаам
Из воспоминаний матушки Лии Круглик
Из воспоминаний монахини Марии
Борец
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Некрасовка
Из воспоминаний старосты Никольской церкви в Некрасовке Софии Федотовны Ульянкиной
Из воспоминаний прихожанки церкви святителя Николая в Некрасовке Клавдии Енгалычевой
Из воспоминаний прихожанки Никольского храма в Некрасовке Антонины Черенковой
Из воспоминаний Анны Тимофеевны Циблиновой
Из воспоминаний искусствоведа-реставратора Саввы Ямщикова
Из воспоминаний протоиерея Дамиана Круглика
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Касимов
Из воспоминаний протоиерея Владимира Правдолюбова
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Из воспоминаний Лидии Правдолюбовой
Прощание с миром
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Псково-Печерский монастырь. 1967–2006
Из воспоминаний наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева).
Из воспоминаний митрополита Павла (Пономарева)
Из воспоминаний митрополита Меркурия (Иванова)
Из воспоминаний архимандрита Тавриона (Балова)
Из воспоминаний Сусанны Валовой
Из воспоминаний Геннадия Тимофеева, внука отца Всеволода (Баталина)
Из воспоминаний Александры Белавской
Из воспоминаний Надежды Горюновой
Из воспоминаний Ольги Сокуровой
Из воспоминаний митрополита
Болгарской Церкви Гавриила (Денева)
Послесловие
Благодарная память
Протоиерей Борис Николаевский
Архимандрит Кирилл (Начис)
Протоиерей Виктор Шиповальников
Протоиерей Владимир Правдолюбов
Архимандрит Всеволод (Баталин)