2 июня 2018 года, в день отдания праздника Пятидесятницы, отошла ко Господу монахиня Иулиания (Рахлина), известная постоянным читателям портала Православие.Ru под своим мирским именем – Анастасия. Будучи автором и одновременно штатным редактором нашего сайта, Анастасия принимала участие в создании лучших, наиболее популярных наших публикаций. Год назад Настя заболела раком, и в самом начале 2018-го осуществила самую заветную свою мечту – постриглась в монашество с именем Иулиания. Сегодня, накануне ее погребения, новопреставленную монахиню Иулианию вспоминают близко знавшие ее архиереи.
Отпевание монахини Иулиании состоится 5 июня 2018 года в 10:00 в храме Троицы Живоначальной на Грязех (Москва, Покровка, 13).
«Я потерял друга»
Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский:
– Еще до принятия монашества Анастасия очень полюбила Северный Кавказ. Она много раз приезжала к нам. С радостью участвовала в богослужениях. Просто и очень открыто общалась с людьми.
Часто бывала в Тырныаузе: там, на территории Кабардино-Балкарии, расположен один из самых высокогорных храмов нашей епархии. Написала книгу об убиенном настоятеле храма отце Игоре Розине «В руки, Твои, Господи…». В ее слове, в самой ее светлой и смелой личности многие до сих пор обретают поддержку.
Каждый ее приезд был насыщен таким вдохновением, что даже простая беседа с ней уже вселяла в людей надежду, освобождала от тревог. В нашем сложном регионе в самых опасных его точках уже одно то, что к нам возвращаются наши гости, вселяет в людей силы продолжать жить дома дальше...
Многократно во время своих приездов Анастасия совершала вместе с духовенством и прихожанами наших храмов восхождения в горы, чтобы там, в первозданной чистоте этих поднебесных просторов, соборно всем помолиться и послужить Литургию...
Какой же это проницательный человек! За то относительно краткое время, которое она открывала для себя Северный Кавказ, она смогла настолько воспринять сам дух и усвоить суть жизни верных здесь Христу и остающихся вопреки всему на этой земле православных, так проникнуться местными традициями и изучить их, что ее книга не только в столичной и центральной России, но даже здесь, у нас, для многих стала откровением.
В последние несколько лет мы достаточно много общались. Благодаря ее журналистскому труду можно было донести до широкого читателя какие-то очень сокровенные духовные переживания, которые, не будь ее, я вряд ли бы вообще кому-то доверил. Одно из последних интервью мы записали по итогам моего паломничества на Афон.
Наши встречи мне запомнились как единый, точно не прекращающийся, прямой и очень откровенный разговор о многих и многих проблемах современности, но она всегда умела найти очень чистую по звуку и верную струну: мы много говорили о почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской и о подвиге новомучеников наших дней.
Меня поражало и даже в чем-то воодушевляло ее горячее желание послужить Матери-Церкви и быть со Христом. «Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит» (Пс. 19: 5)...
Мать Иулиания искала причины всего с ней происходящего внутри себя. Это и поднимало ее на высоту подлинно христианского осознания и восприятия скорбей как данного Богом креста. Потому что когда ты полагаешь вину за собой, то и опору ты можешь найти внутри себя, – это твое всецелое доверие Промыслу Божиему, покаяние и стремление изо всех сил до последнего быть со Христом и Его, пострадавшего за нас, искренне благодарить и за свои скорби.
Мать Иулиания – очень честный человек. Белое она называла белым, черное – черным. Она никогда не смешивала краски. Не пыталась размазать грань рассвета и заката. Она наоборот эту разницу всегда подчеркивала. Это был ее поиск веры. Господь ответил именно на ее честность.
Искренность – это самое главное в общении с Богом, как и с самим собой, как и с любым человеком. Это делает нас живыми, вопреки всем диагнозам и собственно нашей смертности.
Помню наш с ней разговор перед постригом. Как она по-настоящему серьезно раскрыла путь и жажду своей души. Она была сосредоточена на поиске правды, которая и заключается-то в том, чтобы честно сказать себе: где ты и кто ты. И не испугаться этого. И начать меняться. Она это смогла: не струсила, не отчаялась, а прошла все заново и сумела остаться сама собой.
В творческой среде и, можно даже сказать, в богемных кругах, к которым она некогда принадлежала, очень популярно такое понятие как «самовыражение». Но самое лучше самовыражение – это быть честным пред Богом и перед самим собой. Не строить из себя нечто эдакое, а посмотреть на себя честно. На это не каждый решается! А это и привело ее к глубокой и искренней вере во Христа.
Конечно же, на нее сильно повлияло общение с московским духовенством, братией Сретенского монастыря, где она работала, со священниками храма Святой Троицы на Грязех, где она была прихожанкой. Этими молитвенными и писательскими трудами Господь ей дал обогатить ее внутренний мир. Это стало для нее огромной поддержкой в тех испытаниях, которые ей предстояло претерпеть.
Когда она узнала, что у нее рак, она меня просто изумила. Испросив, как водится, святых молитв, она прислала мне СМС следующего содержания: «Владыка, как правило, после химиотерапии человек теряет силы, а также у него выпадают волосы. Как тогда быть, если Вы благословите постриг?»... Дело в том, что о монашестве мы с ней уже неоднократно говорили ранее. Она стремилась к иночеству. Уверенно к этому шла. Хотела перебраться на Кавказ и подвизаться в одной из женских обителей нашего края...
Задумавшись о выборе имени, я стал молитвенно обращаться прежде всего к святым, так или иначе связанными с местами моего архипастырского служения, и в какой-то момент остро почувствовал созвучие женских судеб и подвига постригаемой и святой княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской – святой, прославленной на смоленской земле. Она, кстати, является помощницей всем, кто проводит монашескую жизнь в миру.
Милостью Божией мы совершили постриг еще перед началом лечения. Я, наверно, никогда еще так сильно не сопереживал постригаемому в проживании им этого события. Было ощущение сродни тому, какое испытываешь в пасхальную ночь! До сих пор помню ее исповедь и ее радость! Пожалуй, эта радость стала одной из самых существенных красок, какими в моей памяти запечатлен образ монахини Иулиании. Радость ее освобождения от тяготящего груза прежних лет, радость ее соединения со Христом в монашеском постриге, радость взятия в руки постригальной свечи, радость ее монашеской молитвы!
А дальше начались очень сложные испытания...
Но мы никогда не видели мать Иулианию унывающей. Она очень многое пережила, перестрадала, но ее радость просто стала тихой, а от того лишь более крепкой.
Когда я совершал постриг, я с ней прощался как с Анастасией. Бог даст, завтра на отпевании проститься, провожая душу в вечность. Что удивительно, сама она никогда не прощалась. Хотя прекрасно понимала всю тяжесть своего состояния. Но никогда в ее глазах не было характерного угасающего безразличия. Ни разу мы от нее не слышали тягостных слов о расставании. Наоборот: тело, безусловно, угасало, но она в последнее время особенно интенсивно, чувствовалось, жила внутренней жизнью. В ней было много жизни. Уже не физической: силы шли на убыль, – но глубоко духовной неизбывности.
В последних разговорах она много говорила о своей маме, которая тоже больна раком, о том, как она переживает о ней, а также о своем сыне. Всю свою жизнь мать Иулиания жертвенно жила ради ближних. Главной ее заботой было: как же она теперь сможет им помогать в таком своем состоянии?... Я верю, что она теперь своей молитвой будет рядом с ними так же, как и раньше.
Этот человек жил и жив служением другим. Когда я приходил к матери Иулиании в палату, она мне рассказывала о своих соседках, которые там тоже лечатся, о медсестрах, заботливо ухаживающих о ней, о врачах, которые «вообще самые замечательные люди на свете»! О ней самой мы говорили совсем немного, больше о тех, кто был вокруг.
В больницах всякое бывает... Но она ни разу ни на кого не пожаловалась. Все для нее были хорошими. Просто лучшими из лучших! Как важно каждому из нас в любых жизненных испытаниях и болезнях помнить этот настрой и не искать виновных.
В последний раз я приехал к матери Иулиании в клинику на память исцеления расслабленного (Ин. 5: 2-9). Мы говорили о том, что Господь уже посылает Ангела возмущать воду...
Монахиня Иулиания очень любила праздник Святой Троицы. В этом тоже есть особый Промысл Божий, что именно в день отдания праздника Святой Троицы Господь призвал ее душу к Себе.
Я потерял друга. Прощаюсь с ней здесь, на земле, но верю, что приобрел ее у Бога.
«Лукавство было ей абсолютно чуждо»
Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанский:
– С монахиней Иулианией (тогда еще Анастасией Рахлиной) Господь свел меня около трех лет назад. Она сама нашла мой адрес, написала, а потом позвонила мне и, со свойственной ей энергией и силой убеждать, буквально заставила написать целый ряд статей для портала Православие.Ru. С ее уходом с работы в Сретенском монастыре и моя деятельность на Православии.Ru застопорилась: не было больше локомотива, который с такой легкостью и так мощно толкал бы вперед длинный состав из моих творческих идей, мыслей, стремлений и планов.
Она была бойцом. Про таких Спаситель говорил: «Настоящий израильтянин, в котором нет льсти». Лукавство было ей абсолютно чуждо. При ранимом сердце это свойство личности человека становится для него орудием пытки. С одной стороны бескомпромиссность, с другой – тонкая восприимчивость ко всякому проявлению неправды. Длительное нервное напряжение, постоянный психологический стресс не могут остаться без последствий. Настя заболела раком и сгорела за год. Сейчас она в ангельском чине славит Пресвятую Троицу. Царствие Небесное новопреставленной монахине Иулиании, да упокоит Господь Свою ревностную ученицу в селениях праведных!
«У нее была способность видеть в простоте нечто важное»
Савватий, епископ Тарский и Тюкалинский:
– Анастасия как-то раз брала у меня интервью. Запомнилась как теплый светлый человек. Знаю, что у нее самой была достаточно сложная жизнь, однако когда мы общались, в ней чувствовалось мирное устроение. Господь ей благословил послужить ближнему словом. Безусловно, эта работа принесла пользу и ей самой. Там, где мы соприкасаемся со Словом Божиим, происходит нечто похожее на чудо в Кане Галилейской (Ин. 2: 1-11): вода человеческого слова превращается в драгоценное вино, способное подкрепить сердце и возвеселить его о Боге. То, что мы делаем ради Бога, освящается. Но даже если в слове сосредоточилась вся наша любовь к ближнему, – это тоже уже преображенные слова. Мы читаем не только строки и между строк, следим не только за лексическими значениями произносимого, но и получаем определенный заряд, усваиваем дух пишущего или говорящего.
Многое зависит от того, с каким намерением человек приступает к своему служению. Молится ли перед тем, как открыть клавиатуру своего ноутбука. Известно же, например, что в монастырях очень вкусный хлеб (Анастасия, кстати, брала интервью у просфорника Сретенского монастыря игумена Киприана (Партса), так и назвав материал «Святой хлеб»). Объясняются эти особые вкусовые качества обычно просто: все в монастыре делается с молитвой! Также и тексты в монастыре пишутся с молитвой. Это дает им силу благотворно воздействовать на души и жизни людей.
Мы, верующие люди, даже монахи, не должны сегодня запираться от мира и молчать. Как говорил Паисий Святогорец:
«В старину, если кто-то из благоговейных монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире, то его надо было запереть в башню. Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире. Потому что ранее те, кто управлял, имели в себе Бога, тогда как сейчас многие из тех, кто управляет, в Него не веруют. Сейчас много таких, кто стремится разложить все: семью, молодежь, Церковь. В наши дни интересоваться и беспокоиться за состояние, в котором находится наш народ, – это исповедание, ибо государство воюет против Божественного закона. Законы, которые оно принимает, направлены против закона Бога».
Конечно, здесь речь идет о соглашательстве греческого правительства с навязываемыми грекам античеловечными нормами ЕС. Однако и в нашей стране необходимо вести эту борьбу за семью, молодежь, Церковь. Нужны новые бойцы и мастера слога.
Однако надо осознавать, какая это ответственность – браться за служение словом во времена информационных войн. Тут надо учитывать основы духовной безопасности, быть особо внимательным к экипировке: есть ли у тебя послушание, смирение? Иначе сама по себе высота вверенного тебе дела тебя не спасет. Сказано же: «Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24: 40-41). Надо быть очень осторожными. Людям сегодня очень не хватает слова, причем ни какого-то сверхбогословского, а простого, доходчивого для души. Сам я уже более 20 лет в сане, но иногда разговоришься с прихожанами, скажешь что-то, казалось бы, элементарное, а люди, также десятилетиями ходящие в церковь, точно заново для себя что-то открывают. Это сказывается глубина простых Евангельских истин. У Анастасии Рахлиной, кстати, была способность видеть в простоте нечто важное. «Изводить драгоценное из ничтожного» (см. Иер. 15: 19), – как сказано в Писании. В служении христианина-журналиста, как правило, не надо ничего нового стараться то и дело изобретать. Господь наш Иисус Христос, Бог Слово, уже все сказал. «Где просто, там Ангелов со сто», – говорили святые отцы. Давайте будет подражать Богу, когда пишем или говорим! Тогда и в вечности рядом с Ним окажемся.
Помню, как на одно из последних моих поздравлений, которое я написал Анастасии, разделяя с ней в этом году радость Христова Воскресения, она откликнулась, что уже не Анастасия, а монахиня Иулиания. Слава Богу, сподобил Господь ангельского чина! Упокой, Господи, душу новопреставленной рабы Твоей монахини Иулиании, прости ей вся согрешения вольные и невольные, даруй Царствие Небесное.
Владыке Питириму: может Вы в память о р.Б.Иулиании возобновите "движение своего состава из творческих идей, мыслей и планов".
Упокой, Господи, душу новопроставленной монахини Иулиании! Вечная память и вечный покой!