Деревенская малокомплектная школа как зеркало русского пути

На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, оптимизация образования довершила процесс разрушения деревень и сёл, закрыв огромное количество школ в удалённых деревнях. Семьи с детьми были вынуждены перебираться в райцентры, чтобы не отдавать своих чад на пятидневку. Хотя, признаться, у нас в соседнем сельском поселении есть школа с интернатом, где дети живут 5 дней в неделю, и я лучшего интерната в своей жизни не видела. Там идеально. Однако это не под боком у папы с мамой в любом случае. Есть и неблагополучные семьи, где ребёнка рады отдать в интернат, да и сам он спокойнее себя чувствует там, где нет пьянок, побоев и ругани. И этим способом, кстати, сохраняется семья, не заводятся дела о лишении родительских прав, не создаются комиссии и проч. Тоже, конечно, двоякий вопрос, но в деревнях сейчас вообще всё непросто, и нельзя к ним с городскими мерками подходить. Не укладываются в эти мерки реалии деревенской жизни.

С другой стороны, оставшиеся на плаву сельские школы, рассчитанные на 50–100 учеников, а нынче «обслуживающие» и по 10–20 детей от первого до одиннадцатого класса, создали уникальную возможность индивидуального обучения. Кто преподаёт в них? Учителя с многолетним стажем, мастера своего дела, знающие всех детей с момента их рождения и до появления у них своих собственных детей. Как их кормят? Повар и уборщицы лично вымывают все кастрюли и тарелки, не возьмут себе домой ни ломтика хлеба, ни куска курицы — всё детям, максимально наилучшим способом приготовленное, именно что с любовью. Какие предметы у них? А почти все те же, что и были 20 лет назад, только отменили черчение и астрономию. Станки вот убрали из кабинета труда, но компьютеры поставили. А вот мыть доску, расставлять стулья, копаться в школьном огороде, полоть сорняки, подметать асфальт перед крыльцом – это всё ещё есть, хотя в городе на эту тему могут и вой поднять: «Наших чадушек заставляют рабски трудиться». В деревне недоуменно посмотрят и пренебрежительно пожмут плечами. Как вырастить нормального человека, не приучая его к труду с малолетства? Расскажите мне, я вот не знаю.

Как вырастить нормального человека, не приучая его к труду с малолетства?

В классах учатся от одного до пяти учеников. Пять – уже много. Уже можно работать группами. Уже можно ставить интересные задачи и решать их совместно. Это не я вам тут сейчас придумываю, это я повторяю слова учительницы, которая обрадовалась – внука дети привезли, будет здесь учиться, будет пятым учеником в классе. А в городе был тридцать пятым. Как можно физически уделить внимание каждому ребёнку в классе, если их 35 человек, а урок в первом классе – 35 минут? Расскажите мне, я вот не смогла бы.

Уроки физкультуры и труда объединяются – начальная и средняя школа. Малыши копошатся на своих грядках, старшие ребята играют в волейбол. Потом меняются местами. Праздники готовят все вместе. Задействованы и учителя, и кочегар дядя Миша, и уборщица тётя Нина, и директор лично. Все волнуются, учат роли, прикрепляют ленты к футболкам и вытаскивают с чердаков старые валенки. Каждый праздник – новый, уникальный. Подарки немудрёные, но есть всегда. Ручки, блокноты, воздушные шарики, конфеты, куда же без них. На что смогли, на то и скинулись.

На переменах дети бегают, играют, стоит стол для пинг-понга. Никто не уткнулся в смартфон – а нету связи, нет и телефонов. На смартфоны особо и денег у родителей нет. Исключительный это здесь подарок. Папка привезёт на день рождения, это дорого. Как раньше велосипед или, скажем, конструктор электрический.

Удивительным образом проходит та самая социализация, о которой сейчас модно говорить. Старшие и младшие дети всегда вместе. Кто-то хитрит, кто-то хнычет, кто-то жадничает, кто-то нос сопливый утирает. Вместе. Нет спеси старшеклассников – мол, с малявками связываться – это себя унижать. Дома такие же братья и сёстры. Нет страха малышей перед «этими пятиклашками», которые кажутся здоровенными лбами для первоклассников. И за каждым из учеников следит преподаватель, ведь это не сложно, когда преподавателей всего в два раза меньше, чем учеников.

Здесь всё ещё есть уважение к старшим, и потому замечание, сделанное техничкой, будет выслушано так же, как и замечание директора. Здесь не будут кидать фантики мимо урны, потому что твоя же тётя или мамина подруга намывает полы и убирается. Здесь, если поломался стол, один будет чинить, а пятеро инструменты подавать. Это вот какая-то соборность, может быть, и вынужденная, но она есть, держится. И этим школа и живёт.

Это благо – учить ребёнка в такой начальной школе. Это подарок судьбы

Я постоянно говорю своим городским знакомым: это благо – учить ребёнка в такой начальной школе. Это подарок судьбы. Когда малыша принимают клушки-преподавательницы младших классов, которые следят, чтобы после физкультуры переоделся ребёнок, чтобы покушал суп хорошо в обед, чтобы ручка в портфеле не протекла. И при этом – дают знания, работают на полную катушку, готовят детей к тестам и контрольным, и сдают все, даже довольно слабые ученики.

Но нет, что вы. Нам же нужны кружки, клубы, спортивные секции и занятия с репетиторами. Нам нужно занять ребёнка на 16 часов в сутки, чтобы он вздохнуть не мог. Ведь мы иначе не вырастим из него Успешную Личность. Что это за личность такая, не знаете? Я вот не в курсе. Не видела ни одну. Видела несчастных, закончивших юридические и экономические факультеты и работающие менеджерами по продажам. К бабушке в деревню? Да вы что! Глину месить, коровам хвосты крутить. Нет, наши Ванечка, Гришенька, Оленька и Машенька не для того были рождены. А чтобы стать известными фигуристами, стоматологами, блогерами и директорами. Фактор известности просто переключил тумблер в головах у родителей. Они настолько сами несчастны, что пытаются выпихнуть в счастье своих детей, погружая их на самом-то деле ещё глубже в проблемы.

Ведь первые 4 года школы, скажем по совести, важны не как годы, дающие знания, а как опыт перехода из младенчества в отрочество. Когда ты из-под маминой юбки выглядываешь в большой и довольно агрессивный мир. Когда за твоей спиной больше нет ничьей защиты, и ты сам должен справляться с кучей проблем. Так зачем же на этот стресс накладывать ещё и тонну других? Все эти активные развивающие программы, дополнительное образование и прочее? Нет, безусловно, если у ребёнка есть тяга к музыке-спорту-математике-ботанике, – это надо развивать. Я ни в коем случае с этим спорить не буду. Но, положа руку на сердце, у многих ли детей такая тяга развита настолько чётко в возрасте от 7 до 10 лет? Не у многих, у единиц. Остальным же самая радость – попинать мяч на перемене, полазить на деревья, ободрать коленку, упав с велика, или гулять по улице и песни весёлые горланить. Те же склонности, только в естественной среде.

Все мы смертны, и заслуженные педагоги – в том числе. А новых не найти в деревню

И вот ещё беда. Заканчиваются наши учителя. Все мы смертны, и заслуженные педагоги – в том числе. А новых не найти в деревню. Никакими подъёмными не заманишь. Как только пишешь в вакансии: «печное отопление» в предоставляемом жилье – всё, тишина. Нет у нас желающих отапливаться дровами. Да, безусловно, жизнь деревенская не содержит таких ярких и агрессивных развлечений, как в городе. Здесь пастораль. Рассветы, закаты, пение птиц, мычание коров (пока ещё есть немного). Но ведь пастораль не может не нравиться никому на свете. Неужто не готовы выпускники педучилищ и институтов хотя бы попробовать сюда внедриться? Ведь потребность в них колоссальна. И здесь, повторюсь, совершенно другие отношения. Здесь никто не ездит на майбахах и не ходит в лабутенах (обувь такая модная, если что). Здесь у людей разговоры об урожае картошки и болезнях поросят. Но это хорошие люди. И даже пьянчужки здесь какие-то добрые. Удивительное дело. Те, в ком было сколько-нибудь агрессии, уехали реализовывать её в города. А тут остались мирные люди. Ну, тоже условно, конечно. Но нигде не гладко.

Вот, понимаете. А приехали бы молодые специалисты, например, парень-физкультурник и девушка-англичанка, познакомились бы, поженились, нарожали своих деток. И те бы тоже в школу нашу пошли. А там, глядишь, и ещё, и ещё детей бы напривозили. И новый виток жизни деревенской бы зародился. Не унылой и бездумной, а радостной и смотрящей в светлое будущее.

Вы вот верите в такое? Я, между прочим, верю.

Татьяна Иванова

21 августа 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Учитель – это образ жизни Учитель – это образ жизни
Люди дела: Марина Новикова
Учитель – это образ жизни Учитель – это образ жизни
Люди дела: Марина Новикова
Мне вручили ключи от школы и сказали: «Если вы откажетесь от должности директора, мы закроем школу». Это стало бы просто катастрофой! Школа нужна деревне. Тогда у нас учились два ребенка, а сейчас только в 1-м классе – 21 человек.
«Школа должна оставаться живой» «Школа должна оставаться живой»
Владимир Мартышин, директор Ивановской школы
«Школа должна оставаться живой» «Школа должна оставаться живой»
Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте Владимиром Мартышиным
Будут ли сегодняшние первоклашки уметь писать и читать? Что особенно мешает российским учителям «сеять разумное, доброе, вечное»? Как и чем живет знаменитая сельская школа Ивановская-на-Лехте?
Закрытие или возрождение сельской школы? Закрытие или возрождение сельской школы?
Ирина Ушакова
Закрытие или возрождение сельской школы? Закрытие или возрождение сельской школы?
Опыт преподавания в сельских школах Ивановской и Ярославской областей
Ирина Ушакова
Деревня сегодня, как Ноев ковчег, собирает и сохраняет остатки Русского Мiра, неотъемлемая часть которого – сельская школа. Не пора ли этому кораблю выплывать из затона?
Комментарии
Екатерина29 августа 2019, 21:20
АНДРЕЮ Прочитала статью и подумала: про нашу школу. Даже распечатала, чтобы мужу дать почитать. Так что, действительно, есть такие школы. И наша - одна из них. Как бы хотелось, чтобы вера автора (и моя) в то, что возрождение деревни все же начнется оправдалась!Приезжайте, нам нужны учителя! А отопление у нас уже не печное - везде газ! (Ставропольский край, Апанасенковский район, село Белые Копани).
Вероника26 августа 2019, 10:48
Хорошая статья, полезная, полная оптимизма и веры! Спаси Господи!А я вот о чем думаю: у нас в Краснодаре в этом году появился 1 клас "Ш". В моем детстве максимальное количество 1х классов в разных школах заканчивалось на букве " В". То, что сейчас происходит -не поддается никакой логике - огромное количество мигрантов едут из Сибири, Дальнего Востока, с Севера в наш южный город. Местные жители задыхаются от такого количества приезжих - не хватает школ, поликлиник, больниц,транспортное сообщение нарушено из - за пробок, постоянные аварии в электросетях, прорывы канализации... Ну почему бы нашему правительству не подготовить государственную программу развития села?!И не поддержать мигрантов?!
М. Ольга Назарова24 августа 2019, 09:31
Андрею: адрес школы, о которой написана статья: Тверская обл, Торопецкий район, д. Озерец. Автор статьи, Иванова Татьяна - прихожанка нашего Свято -Троицкого Озерецкого храма. Ее дочь в этом году училась в первом классе этой школы , а старший сын учился с 5 по 9 класс, и учился бы там до, но школа из из полной средней превратилась в неполную. Так что Татьяна знает , о чем пишет. Приезжайте к нам в гости, покажем вам все, в том числе и школу. Уже ждем.
Иоанна_23 августа 2019, 11:50
За все блага образования от детей требовалось поклонение коммунистическим идолам. Не знаю, какой честный и трезвомыслящий человек (не говорю "верующий", поскольку в детстве я таких не знала) не испытывал от всего этого тоску и отвращение.
Natalie23 августа 2019, 01:26
HH: Зачем опять хвалить политику Богоборческого государства на православном сайте? Вы думаете Богу та власть была угодна, которая уничтожала храмы и священников? Главное-Бог! А всё остальное -это второстепенное. Жаль, что многие это не понимают. Мои любимые бабушки( уважаемые сельские учительницы) рассказывали, что даже на сельское кладбище им не разрешалось ходить, чтобы убрать могилки. Запрещалось им быть на кладбище на Радоницу и даже на похоронах родственников. Это были 50-60 годы. Слава Богу, что это в прошлом!
андрей22 августа 2019, 18:17
Где эта школа, деревня?В Какой области, я образованию преподаватель и давно хочу уехать в деревню...и радует,что есть такие люди такие школы...
НН21 августа 2019, 21:36
А у нас в сельской школе, начиная с 5кл, были А,Б,В классы до выпускного, а выпускных 1 или 2 по 35-40 человек! И учили так, что в ВУЗы поступали все, кто хотел, и не знали, кто такие репетиторы. Секции спортивные, кружки, праздники, соревнования, олимпиады - это само собой разумелось, бесплатно! по-другому и быть не могло. Это было нормально! Это была политика государственная... Это кровожадная советская власть угнетала народ ещё со школы, приучала учиться, трудиться, жить по совести. А сейчас все свободны, как от обязанности, так и от ответственности.
Степан21 августа 2019, 13:47
Максимальная занятость в кружках и секциях - вынужденная мера,в городе времени не должно у ребёнка оставаться на глупости. Иначе, до греха недалеко. Секции и кружки - труд ребёнка в городе.
Екатерина21 августа 2019, 13:09
Про мнимую успешность - согласна абсолютно! А вот про то, как переехать из города в деревню... Знаю массу женщин, девушек, которые мечтали бы о таком переезде, но боятся. Кто их упрекнет? Да, они росли в городе, в комфорте, они не знают деревню. Что им делать? Где гарантия, что там будет их ждать парень-физрук, с которым можно семью создать? Да просто хоть кто-то, кто поможет печь растопить... Вот и мечтают, сидя в офисе с педобразованием. Нужна системная работа по привлечению таких кадров, нужна им помощь, нужно, чтобы они знали, что приедут и не останутся с поленом в руках у нерастопленной печки. и не угорят в первую же ночь.
Виктория21 августа 2019, 12:03
Я с теплом вспоминаю свою родную школу на 120 учеников. Нас в классе было 9-11 человек. И так же, как пишет Татьяна, все друг друга знали. И уроки не выучить не получалось, потому что спрос был каждый день с каждого. Жаль, что моим детям такого не светит... И я разделяю точку зрения про непомерную внешкольную нагрузку в виде кружков и секций. По-моему, это больше во вред, чем во благо. Дочка пойдет на следующий год в школу и я никуда не записывать не собираюсь. Если только сама, по своей инициативе будет очень проситься.
Ольга21 августа 2019, 10:30
Из писем старца Иоанна (Крестьянкина):"Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни. Господь один везде, и в Орле, и в Дивееве...Так что живите с Р. дома, в богоспасаемом граде Орле" и "А что выдумывать-то в деревню ехать? В деревне-то что-рай? Да если там и не московская Гоморра, а нечто более приличное, но приедет туда все тот же Р., всё с теми же болезнями и неумением жить в Боге? А значит мечтательный Ваш "рай" станет адом.Я знаю людей, которые живут в Москве, и она для них, если не рай, то преддверие его. Они живут верой деятельной, живой, и никакие "чудеса" новой Москвы их не трогают. Святые с ними, и святыни московские укрепляют дух".
Катерина21 августа 2019, 09:42
Татьяна, огромное спасибо Вам за статью! Я согласна на 100%!!! Сама постоянно думаю о глупом страхе за детей, что не станут в деревне Успешными Личностями)))а сама и мои друзья, якобы успешные, работаем по 12 часов в офисах мегаполиса, просиживаем свою жизнь за компьютерным экраном без воздуха и движения. Деньги эфемерны, их еле хватает на оплату кредита за хрущевку на пятом этаже, и уже поздно рожать и воспитывать, а все виноваты идиотские стереотипы Успешности. Мои подруги, выбравшие успешную офисную карьеру, многие не вышли даже замуж, не говоря о детях, а уже под сорок....вот и сидим успешно на антидепрессантах да раз в год летаем на море...
Ольга21 августа 2019, 09:37
Умилительно написала Татьяна. Но далеко не везде так. Напишу про сельскую школу в N, где тоже было макс.5 учеников. Несмотря на малое количество детей и инд.подход-высшее образование у выпускников-исключение. Те, кто поступали и уезжали-попадали из деревни в совсем непохожую жизнь, начиная с "общаги". Из-за ограничения по тексту подробнее расписывать не буду, но думаю и так понятно, про вырвавшихся от "родоков" чад. Травля слабых в школе есть, но учителя нередко делают вид, что не в курсе. Увы. В городе ребенка все же занимают секциями не только ради того, чтобы вырастить "звезду", а просто, чтобы не болтался без дела. Праздность, как известно, мать всех пороков. И в деревне - не исключение.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×