Москва, 6 декабря 2006 г.
7 декабря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II в Москве пройдет очередное заседание Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии.
Нравственный кризис нашего общества находит отражение и в отечественном здравоохранении. Поэтому Церковь стремится, чтобы профессиональная биомедицинская этика, опирающаяся на христианские нравственные ценности, стала формой защиты врача и пациента от произвольных манипуляций над жизнью и смертью человека.
В связи с этим и был создан Церковно-общественный совет по биомедицинской этике при Московской Патриархии, одной из главных задач которого является отстаивание позиции Церкви о недопустимости использования в медицине эмбриональных стволовых клеток, так как «подобные манипуляции являются разновидностью людоедства».
В состав совета входят представители православных медицинских организаций, священники-врачи, эксперты по отдельным областям медицины.
«Стремительное развитие биотехнологий, - подчеркивалось в патриаршем приветствии участникам Международной конференции "Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике", проходившей в марте в Москве, - ставит ряд вызовов перед традиционным религиозным сознанием. Оценка этого развития с духовно-нравственной точки зрения возможна только при диалоге богословов с медиками и учеными».
Святейший Патриарх считает, что «какие бы перспективы для медицины ни открывал научно-технический прогресс, он не сделает лучше жизнь человека, потерявшего связь с Богом и одержимого идеей бессмертия в нынешнем земном теле».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 года, аргументировано изложили позицию Церкви в вопросе охраны здоровья.
Основы социальной концепции призывают пастырей к соработничеству в сфере медицины: «Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Весьма важно ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и православно ориентированной биомедицинской этики» (гл. 11, 2).
Работа в медицинских коллективах России показала, что, к сожалению, большая часть медицинских работников совершенно незнакома с такой наукой как биоэтика. Хотя наиболее прогрессивная часть медиков хотела бы больше знать о биомедицинских технологиях и их христианской нравственной оценке.
Основы социальной концепции так определяют отношение к новым биомедицинским технологиям: «Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности».
Новой формой деятельности Церкви могло бы стать создание епархиальных медицинских отделов, цель которых - координирование деятельности Церкви в лечебных учреждениях, как среди медиков, так и среди их пациентов, противостояние разрушительному натиску новых биомедицинских технологий и искреннее христианское служение ближним.