Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Бари: православие в городе святого Николая

Город Бари расположен на юго-востоке Италии, примерно в том месте, где на карте начинается «каблук» итальянского «сапога». Название этого города хорошо известно в православном мире, ведь Бари давно стал центром массового паломничества. Именно здесь, в одной из католических базилик, расположенной недалеко от побережья, покоятся мощи известного в русском (и не только) мире святого: святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Тысячи людей —воцерковлённых и только ступающих на путь воцерковления устремляются к святителю, чтобы поведать ему о своих нуждах и попросить о помощи.

Раз в неделю (или чаще) в крипте базилики на мощах святителя Николая служится православная Литургия. Крипта, как правило, полна молящихся. Среди прихожан нередко слышна русская речь, а молитвы совершаются на церковнославянском в те дни, когда служит духовенство Московского патриархата (обычно по четвергам, а с июня по октябрь — и по вторникам). Находясь в крипте и внимая благоговейным песнопениям на знакомом языке, невольно забываешь, что молишься вдали от родных краёв, в южном итальянском городе на побережье Адриатического моря. Чтение акафиста обретает здесь особую проникновенность: ведь мощи святого, восхваляемого в тропарях и кондаках, покоятся совсем рядом, в нескольких метрах от молящихся.

Безусловно, Бари наших дней — это особое место. Это город святителя Николая и многочисленных паломников из бывшего СССР. В нынешнем Бари также находятся несколько православных церквей различных юрисдикций. Примерно в двадцати минутах ходьбы от вокзала, на улице Бенедетто Кроче расположен комплекс патриаршего подворья Московского патриархата — храм, жилые постройки, сад. Здесь, в церкви св.Николая, служит протоиерей Андрей Бойцов (постоянно проживающий в Бари), а в гостиничном корпусе сдаются номера для паломников. Кроме Русской Церкви, в Бари также совершаются богослужения в румынской, греческой и грузинской церквях.

    

Самая многочисленная в городе община — румынская. Румыны давно стали крупнейшей православной диаспорой Апеннинского полуострова. Более того, если говорить о православии в Бари в ракурсе истории новейшего времени (начиная с 1980-х годов), то и здесь румынам принадлежит пальма первенства. Ведь первым православным священником, приехавшим в Бари на постоянное служение, стал румынский иерей—отец Михай Дрига (ранее в город время от времени приезжали греческий священник из Бриндизи и священник Русской Церкви из Болоньи). Даже сейчас румынской общине предоставлено особое право: молиться в католическом храме св.Григория, который находится на той же площади, что и базилика св.Николая, как раз напротив её. Каждое воскресенье в этой церкви звучат слова православной Литургии, уже на протяжении семи лет. Литургию служат также по праздникам, а по четвергам читают акафист св. Николаю. Службы ведёт отец Михай.

Справка. Священник Михай Дрига родился в 1954 году в Румынии. Изучал богословие в Бухарестском университете. Затем последовала учёба в Женеве и, наконец, докторантура в Бари. В священный сан рукоположен в 1980 году, в Румынии. Вначале служил в родной стране, но с марта 1983 года живёт и служит в Бари.

С отцом Михаем я встретился во время одного из своих паломничеств к святому Николаю. Мне, конечно, было интересно и познавательно поговорить с батюшкой, хотя беседа в целом проходила непросто. Сложность нашему разговору придавали богословские разномыслия, особенно в оценке католицизма. С моей точки зрения, католицизм существенно, в корне отличен от православия, как и писал об этом в своём труде «Православное учение о спасении» архиепископ Сергий (Страгородский). У отца Михая другой, более «мягкий», экуменический подход. И когда я спросил батюшку о миссии среди католиков, то получил ожидаемый ответ: «мы занимаемся своей паствой». Под «своей паствой» подразумевались православные иммигранты из Румынии.

Конечно, паства Румынской Церкви в этих краях очень многочисленная. Не случайно новые румынские приходы появляются во многих небольших городах вблизи Бари; закономерно растёт число священнослужителей. Вместе с тем, рассуждая (в контексте моих вопросов) о миссионерстве, батюшка отметил, что у верующих других конфессий есть возможность узнавать о православии— например, в ходе встреч в католических приходах и школах. Католики действительно интересуются православной традицией, но обращаться в истинную веру не спешат.

Есть семьи, которые ходят на наши службы, но продолжают оставаться в лоне Католической Церкви. Думаю, что католиков в целом привлекает православие, так как их церковь становится более секулярной, -- объяснил отец Михай.

Впрочем, надо быть объективным: для итальянца обращение в истинную веру — это непростой, почти героический поступок. Как рассказал мне житель Бари, посещающий службы отца Михая, он мог бы перейти в православие, но его удерживают соображения семейного характера. Ближайшие родственники вряд ли одобрят уход из католицизма, а для итальянцев, особенно в южных регионах страны, семейные связи и традиции очень важны. Порой они перевешивают остальное. К тому же экуменизм отдельных священников несколько вредит людям, находящимся в поиске и сомнениях. Звучит резонный вопрос: зачем принимать православие, если православное духовенство порой не видит в этом особого смысла? Ведь гораздо комфортней ничего не менять: посещать православные службы под видом «интересующегося традицией» и оставаться католиком, не создавая лишних проблем в отношениях с родственниками. Правда, от этого «удобства» веет какой-то могильной затхлостью, особенно ощутимой в городе святителя Николая, известного своей ревностью по истинной вере.

С другой стороны, Господь способен творить чудеса, а потому миссия православных, порой не такая явная и видимая, может принести свои плоды. Так, многие румынские (и другие православные) женщины работают в семьях, а итальянцы замечают, как они молятся и соблюдают пост. Даже православные дети способны стать миссионерами, если, конечно, родители привили им верность православию. Например, сын отца Михая учится в Бари в католической школе, но это не мешает ему придерживаться православных традиций. Так, крестное знамение он совершает «по-православному», справа налево. Другие дети это видят и начинают интересоваться. Умение объяснить те видимые различия, что объективно существуют между православием и инославием, становится формой проповеди.

Конечно, не каждый ребёнок (да и взрослый) способен «дать отчёт в своём уповании» и предложить достойный ответ. Но если учесть, что сегодня в Италии живёт около двух миллионов румын (а также православные других национальностей), то вполне можно ожидать, что они привнесут в религиозную жизнь страны немало нового и позитивного. Тем более, далеко не все мигранты (и, в особенности, их дети, рождённые в Италии) планируют возвращаться домой. Значит, потребность в приходах и священниках будет только возрастать, хотя порой священникам в этих землях приходится непросто.

В служении священника в Румынии и Италии немало различий, объясняет отец Михай. Думаю, в Италии нам сложнее. Здесь я не только совершаю службы в своём приходе, но и работаю с иммигрантами. Иногда приходится быть переводчиком, идти в тюрьмы, если наши люди туда попадают. В Италии православный священник-- это ещё и человек, к которому обращаются по вопросам, связанным с иммигрантами.

    

Отец Михай также рассказал мне о перспективах развития православия в Бари. Думается, они неплохие. Бари — один из немногих городов Италии, где румынская община собирается строить свою церковь. Финансирование поступает от румын, проживающих в Италии и от паломников из Румынии. Строительство планируют начать нынешней осенью; предполагается, что в городе появится целый комплекс, включающий в себя храм, библиотеку, воскресную школу, жильё для священника. Очевидно, что появление в городе второго такого комплекса (первый, как я уже упоминал, находится в собственности Московского патриархата) укрепит православное присутствие в этом регионе. И кто знает: может быть, по молитвам святителя Николая, Бари станет своеобразным центром православного возрождения юга Италии и даже юга всей Европы.

Сергей Мудров

Источник: Радонеж

13 октября 2014 г.

Рейтинг: 9.2 Голосов: 43 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Неизвестная Европа. "Венеция и Бари, или Морские разбойники" Неизвестная Европа. "Венеция и Бари, или Морские разбойники"
Исторические хроники оценивают перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари как разбойничье нападение купцов воинов морской республики. Святой Николай издревле считался покровителем мореплавателей, а воинствующим морякам Бари срочно требовался свой небесный патрон. Похищение проходило со всеми полагающимися в такой ситуации атрибутами - разбойничьим сговором, пытками, побегом и даже "конкурирующей организацией" в лице венецианских купцов, которые также хотели владеть мощами святого.
Храм-подворье святителя Николая Чудотворца в Бари сегодня Храм-подворье святителя Николая Чудотворца в Бари сегодня
Протоиерей Владимир Кучумов
Хотелось бы, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли этой традиции – праздновать память святителя Николая у его мощей. Ведь праздник – это в том числе и молитва. Молитва не только о тех людях, которые приезжают в Бари, но и обо всей России. А это очень важно.
Скорый в бедах заступник Скорый в бедах заступник
Татьяна Горбачева
Инициатором строительства русского православного собора в Бари была не только Великая княгиня Елисавета, но и сам император Николай II – ведь святитель Николай был его небесным покровителем. Средства для подворья собирала вся Россия. Возведение православного собора в Бари было связано также с именем известного миссионера, проповедника и новомученика, расстрелянного в 1918 году, – протоиерея Иоанна Восторгова. Благодаря ему удалось приобрести участок земли в Бари.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Сергей Мудров

Новые материалы

Выбор читателей

×