Сретение. Клеймо иконы «Симеон Богоприимец». Середина – третья четверть XIX века
Небесные врата отверзаются
На следующий день после Сретения отмечается память святого Симеона Богоприимца. Велика его слава.
Вспомним величайших пророков: Илию, который слышал Бога лишь в «гласе хлада тонка», Моисея, который увидел Его сзади, Исаии, который увидел Господа Саваофа на престоле. Ни один из них не мог коснуться Его.
Симеон же принимает на руки Того, Кто сотворил Вселенную. Это действительно встреча Ветхого и Нового Заветов. И с этого времени небесные врата отверзаются, и вот уже каждый из нас может увидеть то, чего не видели древние цари и пророки, и услышать то, чего не слышали они (ср.: Лк. 10: 24.)
«Я хочу увидеть Господа Саваофа»
Представим, что однажды в православный храм зашел человек и объявил:
– Я хочу разделить славу древних пророков. Я хочу увидеть лицом к лицу Царя, Господа Саваофа.
Его выслушали, кивнули и ответили:
– Литургия завтра в 8:30. Исповедь в 8:00.
Человек изумленно воскликнул:
– И всё?
И всё.
«Тот, кто чистосердечно исповедался в своих грехах с твердой решимостью не возвращаться к ним, – тот омыл свою душу и может дерзновенно приступить к Чаше Господней», – говорит святитель Феофан.
Одной капли Крови Христа на Голгофе достаточно, чтобы омыть весь ад. Одной слезы Божией Матери на Голгофе достаточно, чтобы освятить весь мир[1].
Симеон только увидел Спасителя. Мы – принимаем Его в себя, соединяемся с Ним. А тот, кто соединяется со Спасителем, – спасен. Лишь бы только сохранить верность. Лишь бы не заставить Его покинуть наши сердца.
«Пребудьте во мне, и Я в вас» (Ин. 15: 4).
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви».
Симеон только увидел Спасителя. Мы – принимаем Его в себя, соединяемся с Ним
Мы уже усыновлены Богу в Таинстве Крещения. Мы теснейшим образом соединяемся с ним в Таинстве Причащения.
Сохраним усыновление, сохраним единение. И тогда одна Встреча – здесь, на земле – перейдет в другую. В Вечности.
Время Первого пришествия
На этой неделе удивительным образом переплетаются две темы: радостное переживание встречи со Христом (попразднство Сретения) и напряженное ожидание Его Второго пришествия (Неделя о Страшном Суде).
Один мой знакомый ребенок как-то воскликнул:
– Ух, святым-то хорошо! Они уже не боятся Страшного Суда, ждут себе спокойно и радуются.
Его слова заставили меня задуматься.
Текст «Откровения» святого Иоанна Богослова заключается призывом: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» А мы трепещем Страшного дня Судного. И как не трепетать? Если в тот день захочется к горам обратиться: падите на нас, укройте!
Но и другие мысли приходят тотчас на ум. Отчего так боимся мы этой Встречи? Может быть, ключ в евангельском тексте, положенном в Неделю о Страшном Суде?
«Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35–40).
Один современный священник как-то на проповеди сказал:
– Если мы при жизни любили Христа и соблюдали Его слово, что же нам Его бояться?
Если мы при жизни любили Христа и соблюдали Его слово, что же нам Его бояться?
Ведь приходит Тот Самый Господь, Которого мы здесь кормили, навещали, одевали. И тогда становится понятно. Вся трагедия наша – в нелюбви. В той бедности, узости и серости, которые так безраздельно поглотили наши сердца и жизни, что Богу и в Своем Лице, и в лице наших ближних просто не остается места.
Мы сами вытесняем Его. Мы закрываемся от Него – так уж привыкли. Потому и поднимется однажды при конце времен вопль: «Горы, укройте нас, мы так привыкли, мы не можем Его видеть».
Страшно.
Но давайте вспомним и ободримся: мы все еще живем во времена Первого пришествия. И на каждой литургии Младенец Христос в доверчивости любви выходит навстречу нам. Чтобы и наши глаза, как глаза древнего старца, увидели наше Спасение.
«Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша (в тот страшный день) не постыдятся» (Пс. 33: 5).