Москва, 21 октября 2003 г.
Крестьянка за прялкой. Картина Зинаиды Серебряковой |
Во вторник экспозиция, где собраны картины и рисунки истинной звезды из плеяды мастеров Серебряного века, открывается в столичной галерее "Дом Нащокина".
Как сообщили РИА "Новости" кураторы проекта, на выставку собрано более 70 произведений Серебряковой из 10 музеев России. В их числе - Русский музей, Третьяковская галерея, Пушкинский музей и Музей семьи Бенуа в Петергофе.
Представлены и собрания Рыбинска, Новосибирска и Нижнего Тагила. Ряд работ Серебряковой, никогда прежде не выставлявшихся, предоставили частные коллекционеры.
Дополнительные штрихи к образу мастера, известного прежде всего картиной "За туалетом. Автопортрет" 1909 года, хранящейся в Третьяковке, добавят семейные фотографии, документы, письма и открытки, а также воспоминания современников.
Классическая ясность и гармония, благородство и изысканность - неотъемлемые черты искусства Серебряковой, участницы творческого объединения "Мир искусства".
За свою долгую жизнь /1884-1967/ художница пережила немало утрат и разочарований, но никогда не изменяла мощному и мажорному собственному стилю.
Дочь скульптора Евгения Лансере, племянница зодчего Леонтия Бенуа, равно как живописца и историка искусств Александра Бенуа, Зинаида Серебрякова принадлежит к знаменитой художественной династии Кавос - Лансере - Бенуа, восходящей к Франции 18-го века.
В молодости она много путешествовала, делая пейзажные этюды; писала великолепные портреты современников, преимущественно творческой интеллигенции, и многофигурные композиции.
Как мастер жанровых сцен с даром монументалиста Серебрякова прославилась в 1910-е годы полотнами "Баня" и "Беление холста". Не случайно ее пригласили к участию в оформлении интерьера Казанского вокзала в Москве - до Октября 1917 года она успела выполнить эскизы 4-х аллегорических панно.
Немало выразительных пейзажей и натюрмортов созданы в имении Нескучное под Курском, а после разгрома родового гнезда и смерти мужа - в Харькове и Петрограде, где Серебрякова в основном работала для театра и делала портреты балерин. Множество раз писала она и лица своих четверых детей - то вместе, то порознь; особенно известен групповой портрет "Карточный домик" трагического для семьи 1918 года.
Так случилось, что со старшими детьми художница разлучится на долгие 40 лет. Лишь в годы оттепели они смогут навестить мать в Париже, куда она эмигрировала в 1924 году; туда же вскоре переехали ее сын Александр и дочь Екатерина Серебрякова-младшая.
До сих пор потомки художницы живут во Франции, и совсем недавно ее имя вновь прогремело в Европе: на одном из аукционов "Сотбис" за рекордную сумму был продан холст Серебряковой "Русская баня".