Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Без «белых» и «красных»

"История – это политика, развернутая в будущее", – сегодня стало актуальным именно такое толкование известного афоризма. Общественное согласие, сложившееся в России в последние годы, нуждается в подкреплении убедительными образцами нашего исторического опыта, обобщении его уроков.

    

К таким выводам мы пришли по итогам Общероссийского Исторического собрания и встречи его участников с Президентом России. Эти события пришлись на трагическую дату в истории России – на 22 июня, 75-ю годовщину начала Великой Отечественной войны. Выступая в тот же день в Госдуме, В.В. Путин провел прямые параллели между этой датой и сегодняшними угрозами национальной безопасности России. Эта трезвая и откровенная оценка и задала тон нашей встрече, по результатам которой сложилось качественно новое понимание задач истории – как "основы национального мировоззрения", как созидательной идеологии.

Сегодняшние задачи – это не просто "противостояние фальсификациям". Это переход от обороны к наступлению на историческом фронте "гибридной войны": формирование и активное продвижение в обществе собственного честного и созидательного понимания истории. Чтобы, как выразился Президент, "не жить прошлым бесконечно… а задавать правильные ориентиры развития".

* * *

Наступление на историческом фронте. Какие у нас есть к нему предпосылки?

Есть. И очень хорошие.

Самая главная из них – это то, что у нас установилось общественное согласие в отношении собственной истории. Это согласие выражается очень просто и зримо – в "Бессмертном полке". Исторический смысл "Бессмертного полка" в том, что современное поколение не просто чтит память великих предков, а принимает их свершения за образец и по этому образцу – берет на себя ответственность за будущее.

То, что общественное согласие установилось вокруг Дня Победы, справедливо и естественно: Великая Отечественная и поколение победителей канонизированы обществом – это то святое, что вообще не подлежит никакому обсуждению. Естественный принцип неделимости и непрерывности нашей истории, о котором мы долго говорим, – уже принят и скреплен священным Днем Победы.

Нам, историческому сообществу, не нужно ни к чему принуждать общество, не нужно ему ничего вдалбливать. Надо просто встроиться в уже существующий – во многом интуитивный – общественный консенсус. Укрепить его достоверным научным знанием, убедительным просвещенческим словом, ярким публицистическим образом, качественным фильмом, красивым памятником.

* * *

Каковы бесспорные истины общественного согласия, которые должно поддержать историческое сообщество? Выделю две – важнейших, на мой взгляд.

Во-первых, цельность истории. Общество не дробит Россию на куски, не противопоставляет друг другу признаки разных ее эпох – древнерусской и императорской, советской и современной.

Ему не так-то сложно соответствовать. Вспомните, кто постарше, чему нас учит даже марксистско-ленинская наука при всей ее идеологической субъективности? Правильно: она рассматривает и изучает монархию и феодализм, буржуазную демократию и капитализм как естественные для конкретного времени этапы развития общества, экономики и государства. У нас тем более нет оснований осуждать нашу историю – будем гордиться ею, изучать её, извлекать из неё уроки в проектировании будущего.

Во-вторых, равное уважение к историческим личностям. У нас сложная история, и действующие лица в ней непростые. У любого из них можно найти какие-то не очень похвальные качества и деяния. Но если, не замалчивая что-то неприглядное, не искажая исторических фактов и традиционных нравственных ценностей, мы можем сказать о том или ином историческом деятеле доброе слово, – это надо обязательно сделать.

Приведу самый очевидный пример. Мы знаем, какие ошибки и преступления допустил в своей деятельности И. Сталин, знаем о массовых незаконных репрессиях. Его за это осудила даже коммунистическая партия. И никто не хочет возврата к таким методам "правосудия". Тем не менее, мы считаем, что все дискуссии о Сталине как главе государства и в каком-то смысле символе эпохи надо перенести из сектантской плоскости в научную; перестать "бороться" с призраком давно умершего человека; думать о том, какой положительный опыт можно извлечь из модернизации и "большого советского скачка" и не допустить при этом столь чудовищных жертв. Я писал об этом ровно год назад – когда РВИО открывало подо Ржевом дом-музей, где останавливался Верховный во время выезда на фронт, – не изменил мнения и сегодня.

* * *

Таким образом, "план наступления" для исторического сообщества вырисовывается сам собой.

Первое. Совершенствовать и внедрять в школьную практику историко-культурный стандарт, разработанный по поручению Президента.

Второе. Целесообразно также расширить его за счет единого канона истории народов России – что крайне актуально в нашей многонациональной стране. Поддерживать минобр в идее внесения отечественной истории в список обязательных выпускных школьных экзаменов. Эти предложения весной были одобрены на съезде "Единой России".

Третье и главное. У нас хорошая историческая наука. Она знает ответы на большинство вопросов, которые волнуют сегодня общество. С ответами, с достоверными знаниями, с пропагандой, в конце концов, мы должны идти в "научпоп", в публицистику, в прессу. Сейчас на этих площадках численный перевес у наших оппонентов, дилетантов, сектантов и просто жуликов – их надо выдавить оттуда. Только так, по законам популярных жанров, языком ярких фактов, понятных образов и корректных обобщений, можно донести историческое знание до широких кругов аудитории, до каждого гражданина.

Предстоящее 100-летие Русской Революции – это естественный повод и даже настоятельная необходимость, основываясь на ее уроках, примирить "красных", "белых" и любых других "разноцветных" не то чтобы друг с другом, а с интересами исторической России. Она у нас у всех одна.

Задача важная и очевидная. То, что она озвучена на самом высоком государственном уровне именно 22 июня – это даже символично. Потому что главный закон русской истории гласит: любое 22 июня мы должны заканчивать 9 мая.

P.S. Должен сказать слова признательности и благодарности своим коллегам по Российскому военно-историческому обществу (РВИО), нашим друзьям и партнерам. Даже не за то, что без их организационных усилий был бы невозможен сам факт первого Общероссийского исторического собрания. А за их повседневную подвижническую работу: новые памятники и мемориалы, музеи и выставки, книги, поисковые работы на местах боев Великой Отечественной, военно-исторические лагеря для школьников, документальные и художественные фильмы, – без этой работы у нас просто не было бы предмета для разговора с Президентом.

Рейтинг: 8.2 Голосов: 57 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Николай 1 июля 2016, 10:25
"Общественное согласие"? Устанавливать памятную доску в Питере союзнику Гитлера Маннергейму? Такими действиями людей только разозлишь, потому что многие семни ещё понмят и немцев и их пособников. Кем бы человек не был, если он перешел на сторону тех, кто хотел нас уничтожить, это враг. И тут не будет примирения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×