Единство – в папе
В своем развитии европейский Запад в Х веке достиг глубины разложения. Повсюду царили междоусобия, разбой; норманны и венгры своими набегами довершали картину всеобщего хаоса. Однако после 1000 года ситуация стала несколько улучшаться. Апокалиптические ожидания, связанные с этим годом, не оправдались. С XI века в Европе началось потепление, продолжавшееся около двух столетий. В это время Запад испытывал экономический подъем, темпы которого позднее будут превзойдены только в XVIII веке. Вместе с тем старые политические формы распадались. Королевская власть резко ослабла, ее связь с местными магнатами и епископами стала призрачной. К XII веку власть короля приобрела практически домашний характер. Местные вотчинники стали настоящими хозяевами положения. Западная Европа покрылась замками – зримыми воплощениями реальной власти.
Папа Григорий VII |
Именно политическая и экономическая мощь новой церковной организации спровоцировала борьбу между папством и германским императором за инвеституру – право утверждения епископов на имперской территории. В целом империя эту борьбу проиграла. Заключенный в 1122 году в Вормсе конкордат закреплял вассалитет немецких епископов в отношении императора, но поставлялись они Римом. Кроме того, в руках папы оказались монашеские ордена, сформировавшиеся в XI–XIII веках: уже упомянутые клюнийцы, а также бенедиктинцы, цистерцианцы, доминиканцы, францисканцы… Развал традиционной церковной структуры спровоцировал массовые народные религиозные движения, бороться с которыми и были призваны ордена.
Ансельм Кентерберийский |
Последствия нового учения были трагическими. В результате на Западе, в отличие от Востока, так и не сложилось развитое учение о Святом Духе. Вместо обожения (стяжания Духа Святого) латинские мистики учили о «подражании Христу». Вместо единения в Духе создавалось единение в папе. «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 32), – свидетельствовал апостол Павел о союзе Христа и Церкви. Какая тайна оставалась в союзе Церкви с папой? Принцип единой организации брал верх над единым упованием. Внешнее становилось более важным, чем внутреннее.
Новые задачи – новая духовность
Под новые политические задачи было сформулировано и новое учение о мессе. Было переосмыслено само соотношение между духовенством и Божественной службой: если со времен основания Церкви духовный сан и вся церковная иерархия имели литургическую основу и происхождение, то теперь на Западе месса становилась главной привилегией клира. Теперь уже не иерархия существовала для Евхаристии, а сама она совершалась для поддержания и укрепления власти иерархии. Народ перестал быть обязательным участником таинства. Вводилась практика причащения мирян «под одним видом». Появившаяся несколько ранее практика частных месс стала повсеместной: для Евхаристии уже не нужно было собрания всей Церкви. Возникло инструментальное представление о мессе, фактически она стала превращаться в одну из треб. Священник теперь мог по заказу ежедневно служить любое число месс на одном и том же престоле. В политической борьбе с империей папство стало прибегать к интердикту – запрету на совершение таинств в какой-либо местности. Храмы закрывались, больных не соборовали, умерших не отпевали – к ужасу богобоязненного народа, который в своем светском правителе видел источник проклятия и бедствий. Месса превращалось в магическое оружие.
Магическое отношение к мессе приводило к нарочитому противопоставлению «видимого» и «невидимого». Из споров IX–XII веков о том, каким образом происходит претворение хлеба и вина на литургии, родилась западная схоластика – спекулятивное умствование о том, что рассудку недоступно. На Востоке этот вопрос не задавали, исповедуя то, что происходит, и почитая, как произносится на литургии, Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные, Небесные и Животворящие, Страшные Христовы Тайны. По учению Православной Церкви, претворение хлеба и вина происходит таинственно, схождением Святого Духа на приуготовленные дары. По западному же учению, пресуществление, то есть изменение субстанции (сущности) хлеба и вина без изменения их акциденций (видимых свойств), происходило при «установительных словах» священника («Сие есть Тело Мое… Сие есть Кровь Моя…»), то есть его собственной сверхъестественной – по сути магической – властью. А в народном сознании произносимые священником на латыни слова «Hoc est Corpus Meum» («Сие есть Тело Мое») попросту трансформировались в волшебный «фокус-покус».
Святые Христовы Тайны, согласно словам Самого Господа, всегда принимались и вкушались всей Церковью «во оставление грехов» (см.: Мф. 26: 26–28) и не отделимы от самой Церкви и его отдельных членов: Тело и Кровь Христовы, пребывающие в нас, и есть самое непосредственное единство Церкви. Святые Дары почитаются вкушением. В западной практике, наоборот, возникло особое поклонение непотребленным Святым Дарам как зримому свидетельству особой власти и могущества церковной иерархии.
Франциск Ассизский |
Первородный грех рассматривался на Западе не как немощь, ослабление человеческой природы, а как ее мутация, неотъемлемое свойство падшего человека. На почве такого учения о первородном грехе уже в Средние века на Западе возникло (а в XIX веке получило на Западе силу догмата) представление о том, что Пресвятая Богородица не имела на Себе этого греха, ибо иначе Она не могла бы не передать его Своему Сыну. Так складывался догмат о «непорочном зачатии Девы Марии». Иными словами, Ее Рождество провозглашалось более чудесным, чем Рождество Христово. Инаковость тела Христова, его отличие, обособленность от нашего, подчеркивалось использованием на мессе опресноков: закваска считалась символом поврежденности, грешности.
Доктрина искупления заняла то место, которое в древней Церкви и на православном Востоке имело учение об обожении человека как его главном предназначении. Покаяние перестало восприниматься как духовное изменение собственного устроения, оно стало лишь душевным сокрушением над своими слабостями. Духовное подменялось душевным. Упор делался на постоянное осознание неизбывной вины и эмоциональное переживание. Отсюда родилась западная практика медитации, в рамках которой требовалось психологически и физиологически прочувствовать святые Страсти Христовы. Не преуспевшие в психосоматической эквилибристике могли ограничиться самобичеванием. Достигавшие успеха могли сподобиться стигматов. Стоит ли удивляться, что получивший их Франциск Ассизский (1182–1226) перед смертью не понимал, в чем же ему собственно нужно каяться, – он уже не знал за собой никаких грехов и, вероятно, считал, что достиг полноты святости. Позднее посеянный им новый идеал чувственной «безгрешности» дал обильные всходы в католической аскезе.
Исторические последствия
Самой важной политической задачей папского Рима в XI веке было взять под контроль вооруженную силу. С 990-х годов Клюнийская корпорация активно организовывала «соборы примирения» для знати. Посредством Клюни для поддержания мира и порядка на Западе расцветает культ реликвий. В конечном счете было найдено наиболее удобное решение: направить «благородную» уголовную массу на внешнего врага. Папа Николай II (1059–1061) объявил крестовый поход против сицилийских арабов. Папа Григорий VII собирался объявить крестовый поход на Иерусалим, но борьба с императором Генрихом IV отвлекла его. Поход состоялся черед два десятка лет. Папство утверждало идеал «священной войны» и формировало образ «истинного рыцаря». В XI–XII веках появляется традиция освящения оружия на мессе. Духовенство само также вооружалось и принимало активное участие в боевых действиях. Создавались церковные войска, подчиненные папе и местным епископам.
Однако Рим действовал не только страхом и силой. Появление на Западе единого центра привело и к созданию единых политических «правил игры». В их основание было положено писаное право. Уже во второй половине XI века монастырские конгрегации добиваются разрешения земельных споров со светскими магнатами не путем насилия, а на основе писаного права. Безусловно, это было выгодно монастырям, потому что именно они были хранилищами документов и оплотом грамотности. Кроме того, именно там создавались многочисленные фальшивые акты, которые можно было использовать в борьбе. Однако в результате к концу века появилась традиция записывать обычаи и фиксировать повинности, возродился интерес к римскому праву, началось развитие образования среди светских лиц и происходил быстрый рост числа учителей. В 1087 году для изучения законов императора Юстиниана был создан первый в Западной Европе Болонский университет. В XII веке на Западе началось бурное развитие юриспруденции. Понятие закона становилось важнейшим понятием западной цивилизации.
Как уже говорилось, именно юридическая наука со времен Ансельма говорила о человеческой душе. Однако где закон, там и обязанность, а где обязанность, там неизменно заговорят и о правах. В 1119 году Клюни заключило с французским королем договор, предусматривавший взаимные обязательства сторон. С этого времени на подобных условиях во Франции начинают заключаться и договоры сеньоров и их вассалов. По сути это и означало оформление классического западноевропейского феодализма – корпоративного общества, построенного на основе личных взаимных обязательств. Тогда же, в XII веке, Флоренция в интересах папского Рима начала осуществлять первые крупные ростовщические операции. Именно здесь в последующие два века зародились капиталистические отношения.
Рационализм, возведенный Римом в XI веке в религиозный догмат, неизбежно вытекающий из него юридизм (законничество), породивший, в свою очередь, индивидуализм и понятие о частной собственности – именно они стали основными принципами последующего развития Западной Европы. Иными словами, Запад как уникальное и обособленное явление родился вместе с Филиокве. В свое время апостол Павел увещевал галатов, чьи предки пришли в Малую Азию из Европы: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?.. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование… Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 2, 19, 21–27). В те же годы, когда в Риме победила клюнийская традиция, ставившая закон превыше даров Духа Святого, митрополит всея Руси Иларион произнес в Киеве свое «Слово о законе и благодати». Осмысливая слова апостола язычников, святитель говорил: «Так, иудеи тенью и законом оправдывались, но не спасались, христиане же истиною и благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев – оправдание, у христиан же – спасение».
9-й член Никео-Цареградского символа веры гласит: «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Римская Церковь утверждала свое единство через создание жесткой централизованной структуры, новой догматики и идеологии, проклиная и отрицая всех не признающих власти Рима. Уже в 1054 году Константинопольский патриарх был отлучен папой от имени всей Церкви за непризнание Филиокве. Святость, то есть непогрешимость, теперь переносилась с Церкви на папу. Церковь Апостольская превращалась в Церковь Петрову, точнее в Церковь «преемника князя апостолов». Отныне настоящим христианином, по мнению Рима, был только тот, кто был в единстве с папой. Именно он, а не Дух Святой, становился мерилом кафоличности. Так зарождалась новая экклезиологическая ересь. Ее можно было бы назвать клюнийской – по месту появления – или григорианской – по имени папы Григория VII.
Соборная – значит Кафолическая, Вселенская, объемлющая всех. Вплоть до XVI века Римская Церковь обычно именовала себя именно Римской и только в борьбе с протестантами предпочла использовать имя Кафолической (Католической). Заслуживает ли она этого?
Храни вас всех, Бог!
--Прот. Александр Мень никогда не был не только профессором, но и даже преподавателем МДА.
"К ВИТАЛИЮ Я-ЗА . Хорошая манера вмешивать преподобных в споры о богословии ничего не скажешь сразу видно богословски «подкованный» человек . Для справки истина в последней инстанции ..."
Дмитрий, для взвешенного ответа Вам, хотел бы (так сказать, напоследок) услышать, - как Вы понимаете (или не понимаете) обожение человека, то, о котором пишет о. Григорий Палама?
Во-вторых, Вы отличаете "штампы" от фактов? Если здесь есть ложь, то так и надо написать - и опровергнуть ее. Если Вы увидели банальность, но посоветуйте какие-то книги, где лучше написано. Желательно указать выходные данные и конкретные страницы. Тут вот некоторые католики и филокатолики обиделись. Говорят, что всё неправда, не приводя никаких аргументов или приводя какие-то факты из католической реальности последних двух веков, которая не имеет никакого отношения к событиям тысячелетней давности. Они живут в эпоху Второго Ватикана и, вероятно, считают, что она началась 2000 лет назад. Совсем забыли, что Рим проклинал православных за отсутствие филиокве и т.п.
Автор пишет тут не о том, какие католики плохие, а какие искушения были на пути у христиан, в данном случае западных. Неужели это не важно??
Максим Исповедник продолжает далее: "Именно так ответили римляне тем, кто их обвинял без причины... Однако, исполняя твою просьбу, я их умолял перевести свойственные им выражения, чтобы избежать ловушек хитрых противников. Однако, поскольку у них принято выражаться и посылать так (соборные послания), я спрашиваю себя, согласятся ли они это сделать. К тому же невозможно, чтобы они смогли точно передать на иностранном языке свою мысль, как на языке родном. То же и у нас. Но то, что они подверглись обвинению, конечно, заставит их об этом позаботиться".
Итак, во-первых, прп. Максим - не за филиокве. Во-вторых, речь идет о формулировке, а не об учении. А учение о филиокве (не просто формулировка!) создано лишь в 11-12 вв. Ансельмом. Товарищ "магистр", Вы типичный латинствующий формалист.
А вот по поводу вашего высказывания что католики ЕРЕТИКИ хочу узнать , откуда такие у вас сведения? Приведите в пример хотя бы одно соборное постановление признанное всеми каноническими церквями ,где католическая церковь названа еретичествующей! Так вот такого постановления просто не существует ! Его нет . И кто после этого лжёт ?
Виталий (не магистр богословия).
Т. е. по вашему апостолы после сошествия св.Духа должны были сидеть на месте, и никуда не идти , «точки» соприкосновения со Христом весь мир нашел бы сам? Тем более наверное ошибался Христос садясь с нечестивыми мытарями и грешниками за один стол., ведь как же он тогда блажен? Заметьте его не звали он сам приходил он искал этих точек соприкосновения и порой не ждал ответной реакции как в случаи с Петром когда тот просил его уйти из дом или жителями Гадарина. Вот поэтому вы и засели в своей Осиповской «догматике» считая всех вокруг грешниками и садомитами , забывая о евангелии , любви и ваобще хоть малейшей готовности к диалогу с другими людьми. Печально .
А насчёт гомосексуализма как вы выражаетесь « садомитов» я могу сказать одно, что не могу судить о том чего не знаю . У людей должен быть шанс на покаяние это раз и осуждать нужно грех а не людей это два . И если такие люди приходят в церковь им должна быть оказана помощь и указан путь к покаянию а не высказаны нападки подобно вашей.
Иван . Простите ничего личного . НО ЧТО ЗА БРЕД ВЫ НЕСЁТЕ!!! Вы вообще читали Максима Исповедника!? И ещё меня обвиняете во лжи. Почитайте его по внимательнее. Отец - это единственное безначальное начало ( ) Сына и Духа; Отец и Сын являются единосущностным источником происхождения ( ) Духа. «В вопросе об исхождении они (римляне) обратились к свидетельствам латинских отцов - а кроме того, разумеется, и к толкованию св. Кирилла Александрийского на Евангелие от Иоанна. Отправляясь от этого, они показали, что не считают Сына Причиной () Духа, ибо знают, что Отец есть единственная Причина Сына и Духа - Одного по рождению, Другого по исхождению (), - и лишь поясняют, что Дух через Сына происходит (), обозначая тем самым единство и неизменность сущности» Письмо к Марину Кипрскому,
И если мягко говоря не разбираетесь в богословии то просто молчите. Если же я не прав то приведите цитаты из св. Максима.
Дмитрию. Опустившись до обмана, Вы в общем-то уже не заслуживаете ответа. Но все же. Процитированное Вами Евангелие говорит об учениках Христовых. А католики как еретики не являются Его учениками. Или, смягчив выражение, не во всем являются Его учениками. Осознав этот факт, доступность статьи Федора может повыситься.
При этом не надо забывать, что у всех без исключения католиков есть прекрасное средство войти в полноту любви с православными - это покаяться и воссоединиться с Православием. Чего искренне им всем и хочется пожелать.
не подскажете, как понимать Вашу нарочитую манеру слово Евангелие писать с маленькой буквы? Или не нарочитую, но очень режет глаза, особенно когда пишет магистр, на тематическом христианском портале, делая при этом резкие заявления о чьей-то некомпетентности.
Кстати, Сергий Радонежский и Серафим Саровский тоже (вместе с прп. Амвросием), как Вы выражаетесь, простые преподобные. Не могли бы Вы прямо и четко сказать, кто говорит истину в последней инстанции? - а то создается впечатление, что прп. Максим Исповедник?
Не могли бы Вы пояснить, почему Вы поддерживаете содомитов? Или Вы не одобряете их любовь? А как же Ваше: "Читаем в евангелии!!!!! Иоанна 13:34-35 ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА !Сия заповедь большая есть".
Христианство не ищет никаких "точек соприкосновения", единственная его цель, Христос, а эти "точки" сами найдутся у тех, кто идет к Нему. Но "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых ..." (Пс. 1, 1).
Виталий (не магистр богословия).
Уважаемый Виталий Я-ЗА
Читаем в евангелии!!!!! Иоанна 13:34-35 ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА !Сия заповедь большая есть…. по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою.
И где скажите эта любовь сейчас, когда выходят подобного рода статьи ?
Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Так говорит Павел , Сейчас так и получается ….я Бенедиктов , а Я Кириллов , А я Осиповский……… не один ли Христос ? Или во имя догматики Осипова вы крестились?
Так что получается что мои домыслы -это домыслы и Христа . И хочется отметить что А.В. Мень являясь авторитетным богословом и профессором МДА имел кардинально противоположные взгляды с Осиповым .
А не компетентность Гайды состоит в том что его «познания в области» учения о св. Духе, эпиклезе и филиокве в католической церкви застряли на уровне семинарских учебников 1го курса и повторюсь - не имеют ничего общего с реальностью.
С уважением Дмитрий (магистр богословия ).
Поклонники Запада всегда остро переживают любой «негатив», касающийся объекта их любви.
"Мягко говоря не компетентная статья не имеющая ничего общего с реальностью , с такой же уверенностью можно обвинить православие в «ЕДИНСТВЕ В ПАТРИАРХЕ» .
...
Цель христианства не искать точки отторжения а точки соприкосновения в любви..."
Дмитрий, не могли бы Вы пояснить степень своей компетентности, указывая на некомпетентность статьи Федора Гайды, кандидат исторических наук (положения которой совершенно согласны с трудами доктора богословия, заслуженного профессора МДА Осипова А.И., участника ряда межхристианских Ассамблей, участника рабочей группы по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства")?
Нет такой цели у христианства - это Ваши домыслы.
Чуть выше комментариев находится статья "Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви"
преп. Амвросия Оптинского, советую ознакомится.
Ну и заодно, князь Мышкин о католиках.
Надеюсь экуменического пыла поубавится.
Насчет совместного моления с инославными, у нас пока действуют соборные правила, вообще-то за это полагается отлучение для мирян и запрещение в служении священникам.
Св. Жан-мари Вианей на равнее со св. Серафимом Саровским говорил о том что цель христианской жизни стяжание Духа Святого. И если рассмотреть его творения подробнее можно раскрыть огромный пласт учения о стяжании святого духа на примерах св. отцов Католической Церкви.
Цель христианства не искать точки отторжения а точки соприкосновения в любви , а мы постоянно заняты выискиванием «гнилых мест» друг у друга в догматике, в каноническом праве и т.д. Думаю стоит пересмотреть мнения и уже перестать публиковать подобные тупые статейки которые не имеют и намёка в себе на дух христианской любви и взаимопонимания.
И кстати говоря хочу заметить , есть некоторые общины в католической церкви которые почитают св.Серафима Саровского , так вот….. Католическая сторона разрешает православным служить у мощей св. Николая в Бари, у св.Царицы Елены в Париже , у тернового венца и т.д. а вот на единственную просьбу католической группы паломников отслужить мессу в Дивеево последовал жесткий отказ со стороны православных . Я думаю это не справедливо.
Во избежание обвинения братьев Католиков хочу заметить я Православный.
Вообще это тема серьёзная, многогранная, и очень жаль, что автор изначала пошёл по пути штампов и пропаганды... Дальше читать, извините, расхотелось... Это не серьёзно.
Особенно интересно изложение последовательного и логического развития процесса изменения, начавшегося отступлением от вероучительной Истины (так сказать, духовной ДНК христианина) и заканчивающегося, в конечном счете, формированием западного либерального человека (заменяющего Совесть законом, сыновство Богу – обезьяноподобием, Благодать Духа - чечевичной похлебкой).