Брюссель, 28 июня 2012 г.
Европейская кампания по популяризации этого документа была начата в здании Европейского парламента в Брюсселе. По словам О. Гиннеса,социолога и инициатора проекта , хартия «предоставляет возможность каждому быть свободным в следовании своей вере и признавать «достоинство различия». Она призвана восполнить собой те лакуны, которые возникли после принятия ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека и не отражающей реальностей, характерных для глобализованного мира XXI века.
Участниками форума было отмечено, что декларация не в состоянии защитить права верующих. Были приведены примеры вопиющих нарушений принципа свободы совести со стороны ряда европейских государств (Дании, Великобритании, Франции, Нидерландов, Шотландии, Норвегии), которые выявляют общую тенденцию к дальнейшему притеснению верующих в общественной и профессиональной жизни. Были упомянуты, в частности, случаи принуждения медицинских работников к совершению абортов и продаже контрацептивов, а священнослужителей и служащих муниципалитетов – к регистрации однополых союзов
Участвовавший во встрече секретарь Представительства
Московского Патриархата при европейских международных
организациях протоиерей Андрей Елисеев заметил, что хартия
в главном своем посыле отвечает современным реалиям и
знаменует собой отход от господствующей секуляристской
модели и раскалывающей общество идеологии прав меньшинств,
облеченных властью принуждения. «Тем не менее,
– сказал отец Андрей, – равноправие и
нерегулируемая свобода всех религиозных организаций и
секуляристских групп, как и в случае со свободным рынком,
не являются панацеей и не гарантируют сами по себе
общественного мира и процветания государства. Требуются
еще механизмы, которые бы обеспечивали определенный
иммунитет складывавшейся веками идентичности народов, без
ущерба, однако, для принципа свободы и достоинства
человеческой личности».
Хартия, таким образом, представляет собой попытку обратить
самое пристальное внимание на проявления нетерпимости в
отношении прав верующих и создать предпосылки для
установления принципа равноправия между верующими и
неверующими в реализации своих убеждений в
«гражданском публичном пространстве».