«Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается». Об этом говорится в открытом обращении, под которым поставили свои подписи председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
Уважаемые представители музейного сообщества!
Святая Троица, письма преп. Андрея Рублева, нач. XV в., ГТГ |
Вами утверждается, что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались. Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, сохранилось до XX века? Ведь большинство этих памятников, среди которых подлинные шедевры изобразительного искусства русского средневековья, до двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия находилось в действующих храмах. Именно оттуда иконы, как правило, насильственно изымались в послереволюционные годы. Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается. Свидетельством тому — многие и многие современные храмы и монастыри.
Вы утверждаете, что икона в музее «не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию», в противовес «церковному поновлению», при котором «творения древних мастеров дополняются современным художником сообразно вкусам заказчика». Случаи подобного безграмотного «поновления», если и случались ранее, то крайне редко. За любые непродуманные действия священникам, ответственным за сохранность икон, неизбежно придется держать ответ перед церковным Священноначалием. На практике древние святыни, перед которыми молились многие поколения верующих, окружены в храмах благоговейным почитанием, и, разумеется, речи об их поновлении в принципе не идет. Кроме того, сам факт нахождения древней иконы в храме не означает невозможности — если необходимо — научной реставрации такого образа. Церковь давно и активно сотрудничает с профессиональными реставраторами, а также занимается подготовкой будущих реставраторов в своих учебных заведениях.
К сожалению, в своих аргументах вы не учитываете главного — икона по своей природе имеет особое сакральное значение и для христиан является своего рода окном в иной, Горний мир.
Представьте себе семейную фотографию, на которой запечатлены несколько поколений одного рода. Для членов этой семьи такое фото представляет особую ценность, поскольку позволяет сохранить в памяти дорогие лица. Для всех остальных ценность фотографии заключается только в ее старине. Нравственно ли изымать из семейного архива такое фото под предлогом того, что оно, как предмет старины, может безвозвратно погибнуть для будущего? А ведь именно так обстоит дело с православными святынями, некогда отнятыми у верующих людей. Для них иконописные изображения чрезвычайно важны и дороги сами по себе.
Икона живет там, где совершается молитва, где она является органичной частью церковного убранства, призванного создавать особую атмосферу, настраивающую душу и сердце человека на общение с Творцом. Пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах противоречит самому замыслу их создателей.
Вы указываете как на нечто недопустимое на изменение стиля церковного убранства в связи с новыми тенденциями в живописи и архитектуре. Между тем, это распространенная общемировая практика. Храмы не всегда возводились как целостные архитектурные сооружения, внешний облик и интерьер которых должны были сохраняться незыблемо. Этот принцип не выдерживается даже в гражданской архитектуре. Религиозное искусство, оставаясь неизменным в главном, подвергалось тем же преобразованиям, что и искусство светское, переходившее от аскетичной простоты раннего средневековья к пышности ренессанса и барокко, а затем к строгим линиям классицизма. Разумеется, эти изменения находили отражение в храмовом убранстве, что является естественным жизненным процессом. Так, например, обстоит дело с большинством европейских культурных достопримечательностей, относящихся к романской и готической эпохам. Другой пример — кафедральный собор в Аахене. Этот храм, являющийся, как известно, местом коронации и усыпальницей Карла Великого, за минувшие века неоднократно перестраивался, и сейчас первоначальный облик отчасти сохранила лишь его центральная часть.
Не можем согласиться с тем, что икона как культурная ценность общедоступна лишь в музее, тогда как в храме ее могут видеть только верующие. Нет никаких ограничений на посещение храмов Русской Православной Церкви представителями других религий и конфессий или неверующими людьми. Любой желающий может посетить православный храм, осмотреть его, ознакомиться с имеющимися в нем иконами и другими предметами церковного искусства. В то же время вам известно, что многие иконы находятся в запасниках музеев, где их годами могут наблюдать только избранные специалисты.
Вы совершенно справедливо утверждаете, что интерес к церковному искусству значителен, и тысячи школьников и студентов ежегодно посещают музеи с целью знакомства с ним. Очевидно, намного логичнее, чтобы они черпали свои знания о религиозном искусстве из первоисточника и видели икону в пространстве храма. Для этого не существует никаких ограничений.
Вы выражаете надежду на то, что в начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться. Русская Православная Церковь целиком разделяет эту надежду и для воплощения ее в жизнь готова к широкому сотрудничеству с музейным сообществом России, которое в нашей Церкви пользуется заслуженным уважением благодаря огромному вкладу музеев в сохранение общего культурного наследия.
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества
В.Р. Легойда, председатель Информационного отдела Московского Патриархата
Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря
Уважаемый Алексей! По-вашему, религиозная жизнь и искусство - две вещи несовместные? Икона как элемент религиозной жизни не может одновременно являться произведением искусства? Что и говорить, такая логика ничем не отличается от логики советских идеологов (и, к сожалению, таких здесь немало). Те пытались лишить икону права участвовать в религиозной жизни, а вы столь же яростно - права называться произведением искусства.
Я согласна, что икона - совершенно особый род и место им, конечно, в храме. Но, к сожалению, слишком много случаев, когда музеи передавали, особенно в 90-е годы, иконы в церковь, а потом они всплывали на разных аукционах.
В то же время следует признать, что слишком много спекуляцией сейчас на этом животрепещущем вопросе. Многие специально подогревают его, чтобы обострить и внести в общество разлад и нестроение. Надо договариваться! Хорошо было бы, чтобы, если уж не при каждом храме, то по крайней мере при каждом (!) благочинии существовал специальный отдел по реставрации и изучению русской иконописи. Нельзя допустить не исчезнавение иконы, не прекращение ее изучения, т.к., кроме всего прочего, духовное начало иконы обусловило в дальнейшем и религиозный стержень русского светского искусства и всей отечественной культуры в целом.
"- икона может ИЗМЕНЯТЬСЯ по решению настоятеля Церкви.
- икона, помещённая в особое место хранения, лишается силы Духовной помощи молящимся пред нею.
- икона может полностью утратить своё Духовное Значение.
- настоятелю Церкви может снизойти Побуждение УНИЧТОЖИТЬ икону, или полностью отказаться от нее!"
И еще:
"Изъятие иконы - грех пред БОГОМ, за который неминуемо последует Наказание от БОГА!..."
Многоуважаемые отцы-подписанты "Открытого Обращения", а вам не страшно, что святыни нашей Церкви, сокровища нашей ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ могут попасть в руки к таким вот "благожелателям"?
Икона может быть написана для себя, или подарена получившему все права на нее христианину, также несущему ответственность пред БОГОМ за отношение к иконе.
Только по решению хранителя иконы - Церкви или христианина, она может быть передана музею! Изъятие иконы - грех пред БОГОМ, за который неминуемо последует Наказание от БОГА!...
- икона написана по Благоволению БОГА.
- икона написана по заказу Церкви по необходимости её.
- Церковь является полным хозяином и владельцем иконы.
- икона является помощником служению Церкви БОГУ.
- икона является помощником человеку обратиться к БОГУ и ко Святым, написанным на ней.
- икона только в Церкви обретает силу Духовной помощи и содействует главному назначению ее - Спасению человека от мук вечных.
- икона не является картиной для музея, а является средоточением Духовных Сил для Спасения искренне молящегося пред нею!
- икона может изменяться по решению настоятеля Церкви.
- икона, помещённая в особое место хранения, лишается силы Духовной помощи молящимся пред нею.
- икона может полностью утратить своё Духовное Значение.
- настоятелю Церкви может снизойти Побуждение уничтожить икону, или полностью отказаться от нее!
- икона принадлежит Церкви! И только Церкви.
А монастыри и храмы создавались как дом Божий, а не для превращения их в склады, дома, музеи.
Давайте я приду к Вам в дом и отберу все ценные вещи, все фотографии Ваших предков, все памятные именно Вам вещи, а потом отберу и сам дом. После этого я сожгу половину фотографий, переплавлю золотые украшения в слитки и продам их. А потом открою там музей и скажу что я Вам из оставшегося ничего не отдам, это собственность всего народа (!), да и не сможете Вы сохранить этот музей в таком "великолепном" качестве как я.
Верх кощунства и лицемерия?! Что за наглость то такая коммунистическая?! Да народ жаждет чтобы святыни вернулись к ним, в церкви. Слава Богу, что людей православных становится всё больше. Может сдвинутся с мёртвой точки многие хорошие начинания.
В тему, интервью с Епископом Лонгином, опубликованное в "КП-Саратов" 27 марта 2010 г. Имеющий уши да услышит.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9037&Itemid=4
Пора наконец прекратить поддерживать святотатство большевистских грабежей и атеистического кощунства, святым иконам место именно только в Божьих храмах, где о них позаботится Святой Дух.
Давайте наших умных и красивых женщин и мужчин, быстро портящихся под воздействием окружающей среды, образа и условий нашей тяжелой жизни поместим в музеи, для потомков.
А зачем хранить в музеях "плоды мракобесной культуры" - вообще не понятно. Вон коммунисты были в этом смысле честнее - уничтожали, хоть это и некультурно. В музеях надо хранить астрономические карты ! Вот они - настоящее достижение человечества. А иконы отдать в храмы к "мракобесам", от школьников подальше ;)
Если люди отдавали свои средства на создание храмов, то это должны быть храмы. А не музеи. Пусть новая культурная общественность строит всем миром здания музеев, пусть новые князи выделяют на это средства, если это важно или если этих зданий для музеев не хватает.
Может с культурной точки зрения это неверно, но я считаю, что у авторов есть права на целевое использование их трудов, особенно если авторы уже умерли. Иконописцы писали иконы для храмов. Зная, что все их труды - временны. Пока икона жива - она должна жить. А ее жизнь - это жизнь в храме.
Каждый костер однажды догорит, но каждый его по своему хранит ;)
И обсуждать тут нечего - верните законному владельцу все отобранное.
Отсутствие гарантий доступности святынь- памятников культуры приведет к конфронтации Церкви с " Обществом", причем, с самой образованной, думающей и активной его частью. Уже сейчас с болью слышу разговоры о "церковниках", которые "дорвались до собственности" , "хотят присвоить всенародное достояние" ... Церковный народ тоже не отстает: "музейщиков" уже и в "иконоборчестве" , в "богоборчестве" обвиняют, и в "хранении награбленного"... Интересно, о каких святынях сейчас шла бы речь, если бы не эти самые "музейщики"? Народ наш церковный слышал, например, о Петре Дмитриевиче Барановском , о том, в какие времена и с каким риском ему пришлось эти самые "памятники" отстаивать ? Мне кажется, нам есть чему поучиться у "музейщиков", ведь благодаря им уцелели и дошли до наших дней многие святыни, являющиеся национальной гордостью России. Несмотря на бодрые заверения официальных представителей Церкви, не просматривается, в условиях нашей бедности, особенно в провинции, повсеместной готовности принять святыни и обеспечить их надлежащее хранение и НАУЧНУЮ реставрацию (а не новодел). Церковно-археологические музеи и древлехранилища еще только начали воссоздаваться...
В конце 19 в., когда школы научной реставрации в России не было, фрески Благовещенского собора Кремля были неудачно открыты, а затем прописаны. В западной галерее собора сегодня можно увидеть два фрагмента стенописи: выявленный реставраторами в 1980-84 гг.сюжет Ветхозаветной Троицы 16 в. и прямо напротив него сюжет Благовещения, написанный маслом в 19в. (в этом месте штукатурка с древней графьей была утеряна в ходе реставрации 19в). Эти два сюжета по стилю представляют собой разительный контраст!
А вот другой пример: в Успенском соборе Кремля есть древнейшая икона Св. Георгия 11 века (по некоторым сведениям 12 века), которая, по мнению историков, принадлежала сыну кн. Андрея Боголюбского Георгию. И открыл эту древнюю живопись в 1934 г. так называемый "музейщик" - реставратор В.О. Кириков.
Стоит ли полагаться на vox populi в этом вопросе в современной России, в которой на 80 лет прервалась связь времен? Убеждена, что россияне, и священнослужители в их числе, сначала должны восполнить утраченные за это время знания, в том числе и по истории культуры. Это должно стать первостепенной задачей. Иначе мы все святыни потеряем безвозвратно! А может быть, в ходе такого проекта по просвещению народа станут ближе позиции "музейщиков" и "церковников"?
Музеефикация старинных древних икон, имеющих высокую художественную ценность, с одной стороны, и ветхих по своему физическому состоянию, с другой, началось не при безбожной советской власти, а намного раньше.
Большинство, если только не все, дошедшие до нас образа по сути своей являются именно списками с оригиналов, не дошедших до нас именно потому, что они не были своевременно помещены в музейные условия хранения. И опять же сакральная ценность этих списков была ничуть не ниже, чем у оригиналов, ибо известно, что воздаяние от образа не столько пропорционально древности образа, сколько вере, с которой к этому образу обращаются.
Что же касается таких явлений как мироточение, росоточение и т.д., то с этими вопросами лучше ознакомится по специальной литературе, с которой авторы обращения должны быть знакомы. Напомню только хрестоматийный случай о том, как благочестивый, но любопытный царь Петр I исследовал одну такую икону и чем это кончилось. Я в своей жизни видел одну очень почитаемую мироточивую икону софринского производства. Само обильное мироточение у меня, как у человека, имеющего естественнонаучное образование, вызвало много вопросов, что, однако, совершенно не помешало мне в очередной раз обратиться с горячей молитвой к Божией Матери о помощи нам грешным.
С другой стороны, я вполне согласен с тезисом авторов обращения о том, что икона живет там, где совершается молитва. Но что мешает совершать молитвы в отделах иконописи в существующих музеях? Я думаю, что работники музеев пошли бы здесь навстречу церкви с превеликим удовольствием, ведь большинство работников этих отделов музеев, как я знаю, люди верующие. Конечно, идеальный в этом плане вариант найден в Третьяковской галерее. Там, где это возможно и, главное, позволяют средства, целесообразно этот опыт использовать. Вполне можно организовать музейные отделы и в крупных монастырях, где для этого есть возможности. Если же просто перенести музейные экспонаты в действующие храмы, как нас призывают, очень скоро мы лишимся икон, составляющих один из предметов нашей национальной гордости. Само же обращение и вся кампания по передаче икон в храмы по моему впечатлению имеет явный налёт борьбы за обладание собственностью, и это плохо.
Особенно умиляют ссылки на самообновление икон в храмах -- мол в музеях они не обновляются, а в храмах обновляются. Это просто маразм и жульничество!
Сколько можно хапать? Хапают храмы, которые являются памятниками архитектуры, портят их, иногда и вовсе они сгорают (привезённая церковь из села Спас-Вежи специально для организации музея при Ипатьевском монастыре), теперь за иконы взялись, которые будут "самообновляться" и по которым, наверняка, будет течь т.н. "миро".
Мракобесие расцветает в России! Астрономию убрали, теперь пытаются ввести закон божий под видом ОПК.
Безумие!
Также можно увидеть, что потемневшие от времени старые иконы, поставленные в церкви, обновляются без участия художников и реставраторов. В Псковском Кремле такое обновление произошло с образом Великомученника и целителя Пантелеимона, который сейчас находится в вернем храме Троицкого собора. Еще 6 лет назад стоя перед иконой нельзя было даже рассмотреть кто на ней изображен, была просто потемневшая доска. Будучи в Пскове проездом минувшей осенью, собственными глазами увидела полностью обновленный образ Великомученника Пантелеимона. Дивно, будто и не было никогда той непроглядной черноты!
Икона - это Образ, и смысл ее бытия - подавать утешение молящимся перед ней. Потому, чтобы не утратился смысл бытия Святой иконы, она должна неотлучно находиться там, где молятся Изображенному на ней. Храм - как раз то место на земле, где люди собираются именно для молитвы. Музеи позволили сохранить иконы в период фактического отсутствия храмов, возможно в этом смысл их бытия. Теперь ситуация видимо изменилась: многие монастыри и храмы действуют, в них служат и молятся. Т.е. снова есть место для надлежащего хранения Святынь, которое и заключается, на мой взгляд, в почитании и прославлении этих Святынь в порядке, установленном Святыми Отцами и бережно хранимом Святой Православной Церковью. Икона как Вера, если не хранить - утратится.
Мы вместе: верующий народ и наша Заступница. А в музее?
"Хорошо бы в разных широко читаемых средствах массовой информации опубликовать ХЛЕСТКО написанные статьи о сохранении церковью тех или иных святынь, о чудесах от святынь (как покойный о.Даниил писал на другие темы). У многих из нас еще вера слаба, чтоб мы СТРАСТНО захотели получить святыни обратно. Мы еще теплохладные, загораемся в ответ на призыв сильных верой. Тогда и молиться за это будем!"
Мне кажется, "хлесткие статьи" и "страстно" хотеть - все это как-то не в тему. Неуместно все это. Как-то очень по-большевистки даже.
Такие словечки только подтверждают опасения, что тема эта внесет еще больший раскол в наше общество, в котором и так нет согласия.
Грустно.
Да, только компромисс.
И еще одно – до последнего времени у нас убивали священников главным образом за проповедь – или по дури. А теперь будут убивать еще и за сокровища, которые стоят баснословных денег.
Добавлю, что я православная христианка и как таковая нисколько не чувствую себя ущемленной, когда обращаюсь с молитвой к Троице Андрея Рублева в Третьяковке.
Мария
На пути к Православию мне трудно найти необходимые слова в поддержку "Открытого обращения...". Осмелюсь передать словами первые эмоции.
"Икона живет там, где совершается молитва,...".
В упомянутом письме представителей музейного сообщества я не нашла ни одного молитвенного слова, что заставляет задуматься о причинах составления этого письма.Весь текст его пронизан страхом и гордыней. Страхом потерять любимую работу и самолюбованием достигнутым профессионализмом. Мое сердце сострадает всем, кто подписал это письмо, оно знает какими горючими слезами покаяния приходится преодолевать эти грехи.
В "Открытом обращении..." не говорится о чуде проявления икон и фресок при сердечных молитвах. Примеров тому известно множество.
Сколько Чудотворных икон в запасниках музея и вывезенных во времена лихолетья заграницу, сокрытых от Россиян!? Сколько бы Россиян могли бы получить исцеления души и тела от них!? Ведь не станем же в Третьяковской галереи делать поклон перед Чудотворным образом, это же не храм Божий, а прикоснуться и вовсе не дадут. Есть в православии понятие намоленные иконы. Иконы должны быть в храме и приносить утешение людям! Это ведь не просто культурный памятник такого-то века...
С уважением, Марина.