Аскеза в современной православной семье

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 546 px. Размер файла 162881 b.
 Русский натюрморт. Автор: Кирилл Дацук / datsouk.gallery.ru
Русский натюрморт. Автор: Кирилл Дацук / datsouk.gallery.ru
Архимандрит Иустин (Попович)

часто подчеркивал, что отношение христианина к монашеству свидетельствует о том, насколько православен его образ мыслей: «Характер Православия аскетичен, — говорит он в своей книге “Человек и Богочеловек”. — Этот характер кристаллизуется как образ жизни, проводимый в монастырях и скитах, а далее он, очень естественно, передается благословенным ячейкам прихода и семьи, которые должны жить по возможности аскетично».

Вот, таким образом, две грани жизни Церкви: жизнь монашеская и жизнь семейная. Обе они протекают в определенном сообществе, общности — то есть ты согласен идти вперед по жизни, к конечной цели вместе с определенным человеком, с которым ты разделяешь всю свою жизнь. Обе эти общности встречаются и совершенствуются путем сущностного, всецелого, литургического и таинственного включения их в единое Таинственное Тело Христово — Церковь.

Фундаментальным измерением православной духовности всегда была аскеза. Важнейшим условием познания себя, равно как и Божией воли, в таинственных, личностных отношениях христианина-подвижника с Богом, а также условием причащения освящающей благодати является очищение сердца от страстей, очищение ума от лукавых помыслов и собирание его в сердце. Монахи, благодаря каждодневному правилу личного подвига и общей молитвы, пребывают в постоянном состоянии поста, бдения и славословия Богу; поэтому монашество называется также ангельским образом жизни. Посты же, установленные Церковью, являются главным образом приглашением православной семьи к иному образу жизни — к опыту жизни, всецело обращенной к другому и к Богу.

Святой Григорий Палама, блестящий представитель и защитник святогорского образа жизни, подчеркивал тот факт, что правая вера, как и заблуждение, накладывает отпечаток на тот способ, каким подвизается человек, особенно монах. Неправильный способ подвижничества приводит человека к догматическому отклонению, а богословские заблуждения проявляются в образе жизни. Поэтому отцы-святогорцы всех веков, в особенности святые богословы Григорий Палама, Никодим Святогорец и Паисий Величковский, утверждают, что посредством христианского подвижничества (то есть посредством поста, бдения и молитвы), совершаемого в недрах церковной жизни, человек исцеляется от ран, причиненных ему грехопадением Адама, вновь обретая райское состояние жизни в таинственном единеним со своим Создателем.

Из сказанного с очевидностью следует, что аскеза является для человека необходимостью, а кто полагает, будто может иметь опыт подлинных отношений с Богом без телесного и душевного подвига, тот обманывает себя. Однако мы наблюдаем нарастающую тенденцию к ограничению и умалению роли подвижничества в духовной жизни современной православной семьи: нынешние христиане прибегают к разным хитростям и уловкам — и богословским, и гастрономическим, — чтобы ослабить аскезу или даже «освободиться» от ее обязательности. Эти попытки, кажущиеся на первый взгляд оправданными, есть не что иное, как подслащивание горького вкуса аскезы. Эта горечь, особенно физическая, есть результат грехопадения и онтологического страдания, в котором веками терзается человеческая природа; она является также характерной для начальной стадии духовного восхождения, к которому призван человек. Мы же присутствуем при каком-то взрыве постных рецептов, изобретении новых постных продуктов, таких, как брынза, сыр, колбаса, паштет, — неустанной заботе о том, чтобы поесть как можно вкуснее «постного»!

Таким образом, нам нужны какие-то меры, определяющие соотношение между подвигом и другими аспектами жизни во Христе, которые можно найти в жизни ранней Церкви и советах святых отцов. Исторические исследования показывают, что пост в первые века означал употребление вареных овощей и сухих фруктов. Для чествования определенных праздников, имеющих особый богословский смысл, в IV веке возникает понятия «утешения» — разрешения на елей, вино, рыбу. Живым свидетельством того, как постились первые христиане, доныне служит монашеский устав, и выбирающие монашеский путь сознают, что они являются продолжателями христианского, апостольского и мученического образа жизни.

Важное значение в этой связи имеет для нас и позиция святого Никодима Святогорца, исключительного знатока литургической жизни и проблем, связанных с уставом. Этот отец в связи с изданием «Пидалиона» (книги, содержащей каноны, по которым строится жизнь Церкви во всех ее аспектах) заметил, что действующий устав в Рождественский пост не делает разрешения на рыбу по вторникам и четвергам, а только по субботам и воскресеньям, но он видел местные обычаи, которые делают такое послабление и в эти дни. Также и в период от Пасхи до Пятидесятницы, согласно канонам, разрешается вкушать рыбу не в каждую среду и пятницу, а только в среду Преполовения Пятидесятницы и среду отдания Пасхи. Вывод этого мудрого отца таков, что мера, в какой мы призваны жить во Христе, — это мера, установленная канонами и всей традицией, однако те, кому не удается дотянуть до нее ввиду различных слабостей, могут вкушать рыбу по местному обычаю, с благословения духовника или епископа.

Другой аспект духовной жизни, совершенно выпадающий из поля зрения в наши дни, — это то, что православные превратились в каких-то «воскресных христиан»: литургическое участие христианина свелось к его присутствию на Божественной Литургии в воскресный день. Эта практика — нечто характерное для наших дней, и по-человечески ее, казалось бы, можно оправдать, но если проанализировать ее внимательнее, то мы увидим, что она специфична для протестантского образа мыслей.

У первых христиан, и не только у них, но и вплоть до Х века, литургическое участие было намного более интенсивным. Как клирик не может служить Божественную Литургию, если он не служил накануне вечерню, так и мирянин не поймет своего участия в домостроительстве Божием, не поняв и не пережив того, что читается за вечерней и утреней. Не случайно эти два фундаментальных богослужения исторически упоминаются, начиная еще с первых веков христианства.

В завершение, думаю, нам нужно вернуться к простоте вообще, включая и то, как мы постимся, — к практической простоте в приготовлении постной пищи. О том, как преодолеть первоначальные трудности, проистекающие из сопротивления естества, приученного к разнообразным сладостям жизни, мы найдем достаточно советов у современных великих духовников. Завершу упоминанием о двух из них. Авва Анфим Святогорец из скита Святой Анны говорил, что горечь, доставляемая постом и воздержанием вообще, услаждается как можно более частым произнесением в сердце молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А знаменитый старец Ефрем Катунакский, говоря о посте и молитве, всегда советовал своим ученикам следующее: «Следите и за количеством, и за качеством!»

Священник Константин Петраке
Перевел с румынского Родион Шишков

Журнал «Familia Ortodoxă ». 2011. № 23

26 декабря 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Горчаков Александр11 февраля 2014, 16:02
Друзья! А ведь болезни отступают, когда постишься.
Alexandru Sainsus 7 декабря 2013, 23:41
Пост есть не нравственная трансформация через трансформацию физического http://sainsus.com/?p=1741 одно без другого никак! постный майонез, постная колбаса и постный холодец... это все создано для того, что бы отвелчь внимание, отвести от пути, от внутренней работы... с каждым годом, нахожу все более новые грани и смысли в этой аскезе!
людмила22 февраля 2013, 14:53
Точно указано в статье,что в наст время теряется суть вещей.Пост-время усиленного терпения всего.а мы все хотим облегчить для себя это терпениеДавайте терпеть каждый в меру своих сил.Всем нам Божьей помощи в этом
Александр13 января 2012, 12:31
По поводу монастырского устава св.Игнатий (Брянчанинов) писал в письмах, что он (устав) был принят в монастырях находящихся в климатической зоне очень отличающейся от климата средней Росии. И также, что южные фрукты, которые разрешаются в дни строго поста, по калорийности превосходят некоторые виды рыбы, которые в Росии водятся.
Конечно, есть соблазн на основании этих высказываний оправдать свое нежелание поститься. Но надо понимать, что есть две крайности, и впадать в любую из них - душевредно.
В связи с этим приходят на ум высказывания святых отцов о том, что пост - не есть цель, но - средство. И еще случай с Великим преподобным, не помню только, Антонием или другим, когда бес говорил ему, что он (бес) совсем ничего не ест и не спит, а победил его сей преподобный отец смирением.
Прихожанка10 января 2012, 21:42
Да, действительно, пост держать по Уставу не всем современным мирянам под силу. Вообще, постовая диета - дело индивидуальное. У каждого своя мера и очень много зависит от состояния здоровья, возраста людей, социального положения семей и их бытовых условий. Поэтому требовать от других отказаться от какой-либо еды - никто не вправе, человек (семья) только сам может решить для себя: от чего он в силах отказаться, а от чего нет. А вот требовать от мирян исполнять заповеди - это можно и нужно: не красть, не обижать, не лгать, и т.д. а также не судить, не обвинять в лени и не осуждать тех, кто не постится "по-правильному". Это уже ув. Елене хотелось бы напомнить. Как говорили св. Отцы: "Знай себя и будет с тебя". А до чужого поста нам и дела нет, особенно, если свой-то выдержать не можем. А то, что многолетний пост не по силам (а не только дурные мысли), может способствовать развитию болезней, это вещь известная и опытно проверенная не одним человеком. Вообще категоричные суждения, особенно о чужих немощах в посте, часто выдают неофитскую ревность не по разуму и очень маленький опыт собственного поста. Те, кто по-настоящему постится и знает какой это труд, никогда не будут немилосердны к немощам ближних.
Юрий 6 января 2012, 13:31
На Западе пост был намного более ограничен, и тем не менее, Запад оставался православным тясячу лет. Наша практика поста выросла из местной практики (самой разнообразной) на Востоке. И это всего лишь практика, ей незачем сообщать настолько всеобщее значение, прямо таки загонять людей в пост.

Всевозможные бремена неудобоносимые просто требуют от обычного верующего смотреть на низ сквозь пальцы, как на выдумки ревнителей. И в конце концов лучше просто ходить на литургию в воскресенье, чем не делать ничего. А, чтобы отстали ревнители, то можно ограничиться трехдневным постом раз в год перед причастием, лишь бы отстали.
Владимир 6 января 2012, 02:24
Слава Богу, что у нас есть пост! Самое главное в посте, как говорят наши Святые Отцы, это рассуждение и "золотая середина" или "Царский путь". Но важно конечно, чтобы чревоугодие и нерадение не прикрывалось личиной рассуждения или телесной слабости. Низкий поклон, Вам, Дорогие! Спаси Вас Бог! С Наступающим Рождеством Христовым! Какая Великая Радость и Счастье, что мы Православные!
Елена 5 января 2012, 15:13
Статья отличная!!!
Мы опять пытаемся оправдать себя в своих слабостях,то мы "болеем",то у нас "времени нет",то пятое,то десятое,то майонез "постный" едим)))))А болячки от неправильного питания и дурных мыслей.У нас не времени нет,у нас лень есть.И надо честно признаться себе в этом.Бог нас на сквозь видит.А сатана уже не знает, как нас отвести подальше от Бога.Люди войну прожила на кореньях и воде, и здоровее нас были.
Ястала держать рождественский пост чувствовала себя прекрасно,я просто летала и на душе было спокойно, и так хорошо.Но в один день я соблазнилась и съела молочную кашу))))и нашла тысячу оправданий себе и что я ребенка кормлю грудью(сыну 1,8)и он сам все прекрасно ест,и что главное-это душа и т.д.и т.п. Но потом у меня начались дни обжорств,я не знала что делать.Я съедала все))))я перестала молиться,читать библию и упражнениями заниматься.Стала грубить близким.Сегодня 3-ий день,когда я перестала объедаться.У меня были силы держать пост как нужно,но я поддалась сластолюбию.Вот так вот.Я считаю,что пост нужно держать,если позволяет здоровье.Не надо поддаваться слабостям.Теперь так жалко упущенного.Во время поста ты меняешься и это так здорово.

Галина 4 января 2012, 19:51
Денис,Святые Отцы наставляли,что если человек не понимает,слова молитвы,зато бесы хорошо понимают...Так что не унывайте,Вы не понимаете,а бесы все понимают и убегают.А со временем все больше и больше будем понимать.Надо с Божией помощью стараться. И еще заметила,чем больше молюсь в Церкви тем радостнее и легче переносится "телесный" пост.Верно,что пост не диета, иначе святыми были бы все коровы (Св.Иоанн Домаскин),но также заметила,когда масла или рыбы до сыта поем страсти "закипают".Да.Искусство из искусств христианская жизь. ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ всех с наступающим РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ !Пресвятая Богородица,Спаси нас.
р.Б.Галина
Наталия29 декабря 2011, 23:59
Здравствуйте! Разрешите присоединиться к полемике о посте. Я думаю, что Пост - это подвиг. Просто у каждого свои подвиги. Не будет подвига - не будет Героя.
Maria29 декабря 2011, 21:34
"О. Артемий Владимиров говорил прекрасную меру поста- вкушать нужно столько, чтобы после еды хотелось молиться."

po-moemy etim vce skasano
Татьяна129 декабря 2011, 20:33
А вот что говорит Св. Писание о посте: "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, ... раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... Когда ты...перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме,..и будет Господь вождём твоим всегда..." (Ис.58,1-11) - на первое место выходит внутренний труд сердца; а ограничения в еде (очень индивидуальны у мирян по своим силам и условиям жизни)являются лишь средством, чтобы труд этот был успешным.
Думать больше о Боге и ближнем, а не о еде. Аскетические подвиги сами по себе не приводят к стяжанию Святого Духа. Прп. Макарий Великий об этом пишет: «если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все подвиги должны совершаться ради плодов.» (Духовные беседы. стр.349).
Павел29 декабря 2011, 19:27
Что не говорите, а едим мы все таки много
Татьяна 129 декабря 2011, 19:09
Ольга, спасибо за совет потерпеть, правда мой стаж в Церкви уже 12 лет, немного больше, чем у Вас. Терпеть в первые три года, как ни странно, было легче, а с каждым годом всё труднее. Со временем организм "набирает" очевидно нехватку некоторых веществ и "выдаёт" её неожиданными и серьёзными болячками. Так что я согласна с другой Татьяной, что для мирян нужны другие постовые пищевые правила. Думаю, что пост для нас касаться должен больше развлечений - ТВ и подобного. Спасибо Екатерине за рецепты. Но заметьте, что все Ваши рецепты предполагают именно готовку, причём не на один час. А если в семье трое разновозрастных детей, неверующий и непостящийся муж, который не хочет сидеть на этих овощнокашных диетах и жена, разрывающаяся между работой и многообразными домашними "послушаниями", которые нужно успеть выполнить за пару вечерних часов? Что делать? Конечно, сначала стараешься как-то изворачиваться, чтобы всем угодить и пост ещё самой соблюсти, но силы не безмерны, и потом уже просто ешь, что в холодильнике найдётся и голову не морочишь - и это, я думаю, - больший пост: равнодушие и неразборчивость в еде. Съел и забыл, что именно ел. А ещё, мир в семье - это тоже больший пост, чем все овощные диеты.
Денис29 декабря 2011, 16:26
Спасибо за статью. Она помогает ориентироваться в современном мире.
При этом, хочу прокомментировать следующее место из этой статьи и попросить Вас и других посетителей сайта оставить свои комментарии. Итак, вот это место: "...так и мирянин не поймет своего участия в домостроительстве Божием, не поняв и не пережив того, что читается за вечерней и утреней...". Мне кажется что большая часть мирян (которые ходят на вечерние богослужения) итак ничего не понимают из того что читается, т.к. во-первых, во многих храмах плохо слышно. Но самое главное не это. Хуже другое - ничего не понятно т.к. читается на старославянском языке. Кто из современных людей его знает?
Примечание: у нас небольшой приход (со слышимостью все в порядке), поэтому после одной из вечерних служб я спросил у прихожан о чем читалось сегодня? Большая часть людей не знала, потому, что не поняла. Для нас чтение в храме священных книг - это скорее обряд, а не способ передачи знаний. Увы! Если бы не дополнительное обсуждение этих книг с настоятелем храма и чтение специальных толкований, то они так и оставались бы не понятными.
Заранее благодарен за обратную связь! Помогай вам Господь!
Валентина29 декабря 2011, 09:44
Статья очень умная и простая. Слава Богу, что я с православными!
Людмила29 декабря 2011, 02:12
Очень своевременная статья! Действительно, для меня первая неделя Великого Поста (без масла) - самая сладкая, радостная, ожидаемая. Потом, когда пощусь остальные недели до Страстной с маслом, уже нет этой легкости. Не говорю уже о Рождественском и Петровском постах, которые провожу с рыбой. Не уверена, что в режиме работы смогла бы выдержать их так же строго, как и Великий. К сожалению, улавливаю это чувство в себе: воспринимаю постное время как традицию, которой следую, но плодов духовных не обретаю. Прочитала все отклики на эту статью и... со всеми согласна! Наверное, все проходят эти этапы: ревностного и строгого неофитства, потом - всевозможных утешений, а потом - скучания по строгости. В конце концов каждому определять золотую середину придется.
Самое главное, о чем заставляет задуматься эта статья - качество нашей христианской жизни: ГДЕ следование заповедям Христа, ГДЕ прощение, ГДЕ дела милосердия?! Каждый спросит у себя.
Спасибо автору статьи!
Ирина28 декабря 2011, 17:58
Интересная статья! Мы привыкаем к чрезмерному потреблению пищи, а когда наступает прекрасное время поста, то мы страшимся этого! Но если все время есть разную пищу, но понемногу, с приходом поста будет не так трудно с ограничением.
Еще Ольга28 декабря 2011, 10:56
Татьяне.
Все правильно, и я говорила точно так же... три года назад, когда мы в семье только начинали "приучать" себя к посту. Ух, до чего же есть хотелось, все мысли о еде, и холодно все время, и болезни обострялись почему-то именно во время поста, и непонятно, что готовить...
Но мы не сдались и упорно продолжали себя "мучить".
И представляете, со временем и болезни куда-то делись, и мысли о еде тоже, и выработались навыки приготовления простой и довольно сытной постной еды, и у плиты стою не больше, чем в непостное время, правда!
Может быть, наш опыт и вам поможет? Может быть, осталось чуть-чуть потерпеть?
Всего-всего хорошего всем, и благослови Вас Бог!
Павел28 декабря 2011, 06:54
Вот интересно. И даже немного смешно. Неужто все живут на черноморском побережье? А может вообще в Индии. Там индусы круглый год вегетарианцы. Мяса не едят. Только молочные продукты. Так у них среднегодовая температура 20!
А я, например, живу в Сибири, где-то между Енисеем и Ангарой. И у нас здесь в декабре и январе -40. И что, Богу угодно, чтобы я здесь ради соблюдения поста на одной "траве" ноги протянул? Все православные здесь в лютые морозы, совпадающие, кстати с постом, и мясо, и сало трескают. А будет необходимость - и водочка в дело пойдет. А на одной картошке ты даже до туалета (на свежем воздухе который) не добредешь. Я уж не говорю о том, что еще денежки и в морозы зарабатывать надо.
Зато летом, когда насекомые и жара донимают, и без поста здесь кроме окрошки, грибов, ягод да зелени со скудного огорода ничего и не едят.
Господь, в отличии от животных, человеку разум дал. Им пользоваться нужно пытаться. Всему свое место и свое время.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!
Гость27 декабря 2011, 23:16
А для меня самый лучший пост был, когда скрутило желудок - это Господь вразумлял за жизнь скотскую, за похоти творимые в угоду плоти - за блуд и пр. греховные мерзости. Как только я осознал все свои ошибки, принял решение измениться в лучшую сторону, смирился - принял болезнь как милость Божию, Его помощь мне, так тут же этот вынужденный пост стал необременительным, а желанным и продлился несколько месяцев. Так вот, в рот даже кусочек мяса, сыра и некоторых овощей и фруктов не лез, ел одни кашки на постном масле, фасоль, горох, супчики и хлеб и то понемногу. Вот где было благодатное время для покаяния, чистой молитвы, плача о грехах, духовного трезвения и явной помощи Божией. Зато от своих родичей натерпелся упрёков по поводу поста просто жуть. Так то.
Во всём нужно здравое рассуждение, особенно при держании поста, не нужно гнаться за монахами, святыми отцами по строгости поста - не впадать в прелесть, ношу брать по силам, не наносить вреда своему же здоровью.
Господи, помоги нам немощным!

Человек современный, изнеженный27 декабря 2011, 18:44
"Аскеза является для человека необходимостью" - говорит автор. Согласна. Другой вопрос, что есть аскеза для современного человека? Я вполне могу получать удовольствие от черного хлеба и кипятка, но остаться без горячего душа и электричества - ужас, караул. Для меня любой житель 18 века - аскет в прямом смысле слова. )
Самое важное, не потерять суть - для чего пост вообще. Думать о Боге, молиться, делать добрые дела, как-то пытаться приблизиться к Богу.
Если вернуться к ограничению в еде, то послаблениями в пост не пользуюсь, сбивают только. Здесь я согласна с "Плохим, лукавым постником". )) Пост, так пост.
Геннадий27 декабря 2011, 17:18
Статья умная. Пост как инструмент самоограничения приветствую, в случае его целесообразности.

Христос например сказал,что бесы изгоняются постом и молитвой. Поэтому вопрос - нужен пост или нет не стоит.

Пост по "графику" подходит для одних (опреденной категории прихожан, и священникам - им от этого не уйти, так как призывают к этому других и во вторых должны следовать установленным церковным правилам), и не нужен для других. Но последние не должны забывать о свое греховности и прибегать в свое время к посту или накладывать ограничения на плоть, дабы плоть не возобладала над духом.
Вера27 декабря 2011, 16:37
Если в субботу и праздники допускается рыба,вино,как утешение,так давайте возрадуемся и утешимся.Это поддержка и физических сил и моральных, опыту постов двухтысячелетней церкви не будем противопоставлять свое гордячество - "я-великий постник,рыба не для такого,как я". А ,в целом,с каждым постом легче,и Слава Богу!
Татьяна27 декабря 2011, 13:34
Я согласна с теми читателями, которые говорят, что в этом вопросе не все так просто. Я стараюсь соблюдать посты и я четко понимаю, что не надо много рассуждать, а просто вырабатывать терпение и умеренность и как всегда есть "но". Мне кажется, что у мирских должны быть другие правила потребления пищи.
Наталья27 декабря 2011, 13:29
Да кто сейчас пост по-настоящему держит? Вот и на этом сайте исчезла заставка Рождественского поста, потому что раздел "Новости" важнее...
Галина27 декабря 2011, 13:19
Пусть каждый постится как может ,как позволяет здоровье, но чтобы не считать дни и часы до окончания поста.Иначе постящийся обозлится на все и вся,будет с завистью смотреть на коллег по работе если обеды коллективные,и тут уже будет ему не до молитвы. Все мысли заняты чем бы набить желудок. Что касается посещения церковных богослужений:современный христианин чаще работающий ,чем нет и очень хорошо ,если он может присутствовать хотя бы на воскресных богослужениях.
Осначёва Екатерина27 декабря 2011, 10:03
Рецепты постных сытных блюд. Суп-похлёбка. Все крупы, которые есть в доме, а также горох, размоченную фасоль иди чечевицу смешать по 2-3 столовые ложки, промыть и варить 1-1,5 часа, в это время начистить овощей - картошку, тыкву, кабачки, морковь, лук, всё натереть на тёрке, положить в кастрюлю и варить еще 30-40 минут до готовности, за 10-15 минут до конца варки можно всыпать полстакана геркулесовых хлопьев, тогда получится что-то вроде густого наваристого киселя. Добавить щепотку пряных трав, чеснока, на стол подать сухарики из мелко нарезанного хлеба. На второе. Гречку сварить, обжарить с луком и чесноком, добавить банку консервированной фасоли с томатным соусом. Салат, похожий на оливье, только без яиц и колбасы, из одних овощей, заправить растительным маслом, можно добавить обжаренные кубики черного хлеба и лука, грибы. Просто вареная в мундирах картошка, посыпанная зеленым луком, с соленьями и хорошим хлебом замечательно насыщает даже в морозные дни, как и традиционный винегрет. Пстные блины из одной муки на воде легко готовятся на хорошей сковороде. И печенье из смеси пшеничной и кукурузной муки и овсяных хлопьев с растительным маслом или маргарином, с изюмом, орешками очень порадует ваших домочадцев. Это всё проверенные на родственниках и друзьях рецепты сытных и очень полезных блюд, которые не надоедают неделями. Главное - готовить с любовью к близким.
Наталия27 декабря 2011, 06:00
Игорю- церковный день начинается с вечера.

Действительно, статья заставляет в очередной раз посмотреть на себя, на меру своего поста.Помню свой первый Великий пост, действительно это был Пост, учитывая, что в семье постилась я одна, готовила для всех полноценную пищу. А теперь всякие послабления для себя в виде постного печенья, черного шоколада и прочих вкусностей.
Елена Ник.27 декабря 2011, 05:53
Cтатья очень хорошая, автор абсолютно прав, говоря о множестве ухищрений для облегчения поста. Но этого-то и не должно быть, иначе это не пост, а самообман. Разве мы не знаем других ситуаций, когда формальности соблюдены, но суть исчезла?
И напрасно Татьяна боится, что соблюдать пост так сложно - в смысле продуктов и приготовления пищи. Каждый может сварить любую крупу - рис или гречку, картошку или фасоль и съесть это с любыми овощами, напр, салатом из моркови, редьки, капусты, свежей или квашеной и т.п. Фруктов и орехов сейчас тоже много, самых разных, если нужно очень быстро что-то съесть, то, кроме традиционного яблока, есть еще бананы, сытные и дешёвые.
светлана27 декабря 2011, 04:48
прекрасная статья
Владимир,второй лукавый постник27 декабря 2011, 00:17
Полностью согласен с лукавым постником.Помню,насколько светел был для меня первый Великий пост,и как потом духовная радость стала сменяться лукавыми "утешениями".Дай сил,Господи,поститься приятным для Тебя постом.
Сергий Крым26 декабря 2011, 23:50
Да, я не монах по части строгости поста, а мирянин, но стараюсь держать пост так как могу, на то нам и совесть дана, чтоб ответ перед Богом держать.
В семье я пощусь один, понимания смысла и целесообразности поста (кроме как сбросить вес) ни у кого из моих близких нет, приходится терпеть. Так что проблема не то что соблюдения поста(ов), а само существование православной семьи, на мой взгляд, достаточна актуальна. Должны быть счастливы те, у кого в семье единомыслие, а не разделение, благодарите Бога за такой подарок. А таким грешникам как я желаю Евангельского терпения и смирения.
Ирина26 декабря 2011, 20:20
Согласна, что пост в монастыре и дома - очень разные вещи: в монастыре, если у тебя не кухонное послушание, ты пришел, поел, что дали и ушел. Дома же мирянам надо ломать голову, что купить, как приготовить, когда приготовить, т.к. все повязаны работой, как кандалами. А приготовление постных блюд занимает ой как много времени. Кроме того, во времена Григория Паламы, Никодима Святогорца и Паисия Величковского самые простые продукты были вкусными (даже по рассказам моей бабушки, во времена ее детства печеная свекла с хлебом и луком были вкуснотищей), а сейчас они напичканы химией, выращены на гидропониках, вкуса не имеют. Может, и судить нас Господь будет по-разному? Он ведь милостив.
Нам бы более о духовном в пост думать, а то у нас пост заключается в изучении состава продуктов да в мыслях, чем прокормиться.
Грешн. Дионисий26 декабря 2011, 18:28
Пост для того и нужен, чтобы не думать о еде совсем- наварить кастрюлю самой простой каши овощей грибов на всю неделю и в холодильник- и разогревать просто, всего пару минут уйдет. Можно в добавок простой суп приготовить -накидать овощей в кастрюлю с картошкой, сварить - и тоже в холодильник. Вкушать с черным хлебом. Итого уходит мало времени, можно помолиться. Как "утешение"- сухофрукты, мед.

О. Артемий Владимиров говорил прекрасную меру поста- вкушать нужно столько, чтобы после еды хотелось молиться.
Татьяна26 декабря 2011, 17:23
Заголовок статьи совсем не соответствует нашим реалиям. Не знаю как в Румынии, но в России семьи, в которых верующими и воцерковлёнными является все её члены - единицы! Чаще всего постится кто-то один, если женщина - это лучший вариант, т.к. хозяйка всегда может как-то извернуться и приготовить еду "в двух экземплярах" и постную для постящихся, и скоромную для неверующих близких (а то и в трёх, если есть маленькие дети). Хуже, когда постится только мужчина, т.к. времени готовить (да и умений) у него по определению меньше, то приходится ему жить впроголодь, если неверующая жена не охоча до постной еды. Несколько лет такого "поста" и букет болезней обеспечен. Хотя и хозяйкам, в пост приходится тоже нелегко, постная еда предполагает почти постоянное "стояние у плиты", простых, быстрых и сытных вариантов типа творожка или кусочка колбаски - нет, приходиться постоянно что-то готовить, а если ещё и работа? В Византии и на Руси когда-то женщины работали только дома... Многим семейным людям в современных реалиях пост как раз усложняет "проблему питания" хотя должно бы быть наоборот - парадокс! Монахам в этом смысле проще: у них по-другому организован быт и они живут в общине, где все постятся.
Ника26 декабря 2011, 15:49
http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/skaballanovich_tolkovy_tipikon_01-all.shtml
Толковый типикон Михаила Скабаллановича поможет Вам понять порядок службы. а в общем и целом, богослужения со времен Петра сильно сокращены. всенощное бдение, например, (великая вечерня утреня часы) длится по полной программе около 8-10 часов. то есть всю ночь. вы готовы столько выдержать?
Ольга26 декабря 2011, 14:24
Текст интересный. Но, заголовок не соответствует содержанию. Речь о посте, а он касается всех православных христиан, в т.ч.семью не имеющих. И замечания верные, НО ДЛЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АГРАРНОЙ РУМЫНИИ. Где люди могут себе позволить сходить на службу и утром и вечером, потому, что потом идут на свое поле. И могут ограничивать себя в пище, ВЫБИРАЯ приемлемую совестью постную еду из СВОЕГО рациона.
Москва, как и любой мегаполис, вынуждает жить в иных реалиях. Хорошо бы увидеть на портале статью-рекомендацию (м.б. ответ-комментарий на данную публикацию) молодого священника, какого-нибудь окраинного храма МОсквы.

православный26 декабря 2011, 13:46
Спаси,Господи!
Димитрий26 декабря 2011, 13:38
Спаси Господи за такую замечательную статью, которая заставляет не просто задуматься, а вызывает желание быть Настоящим Православным Христианином. Не пытаться обмануть себя, не пытаться жить с комфортом не ущемляя себя и в то же время только по воскресеньям в Храме считать себя чуть ли не святым!
Прочитав статью, понимаешь свое лицемерие перед Творцом!!!
Наталия26 декабря 2011, 13:26
Продолжу: для меня, например, пост в еде - борьба с самой собой и своим грехом объядения, и мне трудно, я преодолеваю себя, унываю...много думаю об этом. Хорошо бы, если бы наше священноначалие как-то четко определило меру для мирян, а то ныне существует множество мнений: поститесь по монастырскому уставу, нет это не главное, поститесь как можете! Если бы было правило, не было бы столько одних и тех же текстов из года в года, укоряющих текстов. Причём, весь пыл обличения только в адрес мирян. Не думаю, что это есть правда. Простите.
Наталия26 декабря 2011, 13:25
Проблема еды в пост стала проблемой, в том числе, и потому, что пост еды накладывается одинаково и на монашествующих, и на мирян . Но, если пост в монастыре, его соблюдение - закон, там нет холодильника в келье: что дали, то и дали на трапезу, здесь нет твоей воли. То в миру воля постящегося присутствует, и поститься трудно, много соблазнов в секулярном мире. Мирянам поститься гораздо труднее, чем монахам. А вокруг постоянные упрёки нас, мирян, в том, что мы не умеем поститься, плохо постимся и т.п. Это не очень честно и правильно, учитывая и опыт нашей Церкви до революции, когда вообще дело поста было гораздо с большими послаблениями, чем сейчас. И это в Православной Российской империи, где каждая семья была воцерковлена, где было гораздо меньше соблазнов. Сейчас мирянам постоянно напоминают: поститесь, соблюдайте пост. Но если соблюдать Рождественский пост по монастырскому уставу, то он не будет отличаться сильно от Великого поста. В общем, наши священники очень трепетно относятся к проблеме еды в пост, а я всё-таки думаю, что постовая еда - индивидуально. У каждого свой порог, свои отношения с Богом, силы. Для кого-то еда вообще ничего не значит, что в пост, что вне его.
Плохой, лукавый постник26 декабря 2011, 12:42
Помню еще до воцерковления меня смутил сюжет по тв в котором монахи ели креветок в пост не считая что это рыба. Своего рода лицемерие , ведь цель поста смирение плоти , а какое смирение может быть от креветок да еще с "утешительным" вином? :)
Более того когда я не знал "как поститься" то в пост просто ел один хлеб и пил воду и это было самое лучшее время, когда нервничать, раздражаться, обижаться на ближних просто не было ни желания ни сил :) зато напротив молитва была более чистая разум светлый. Потом по мере того как узнавал о поблажках-"утешениях", пост перестал приносить ту душевную радость и очищение разума. Появилась суета - "таааак сегодня субботка! отличненько можно рыбку!" А совесть то противится ведь пост становится каким то фарисейским и нет радости как раньше. Теперь надо отучать себя поститься "профессионально", это оказалось тяжелее...
Игорь26 декабря 2011, 12:40
Спасибо за заметку. Этот текст надо вывесить у каждого на видном месте, например на кухонной стене. Хорошее напоминание.
Однако статья напомнила и такой вопрос: какие уловки - богословские или гастрономические - привели к тому, что то, что делается вечером, называется утреней? Я понимаю, что всему можно найти уважительную причину, но зачем при этом луну называть солнцем?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×