'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Русский натюрморт. Автор: Кирилл Дацук / datsouk.gallery.ru |
часто подчеркивал, что отношение христианина к монашеству свидетельствует о том, насколько православен его образ мыслей: «Характер Православия аскетичен, — говорит он в своей книге “Человек и Богочеловек”. — Этот характер кристаллизуется как образ жизни, проводимый в монастырях и скитах, а далее он, очень естественно, передается благословенным ячейкам прихода и семьи, которые должны жить по возможности аскетично».
Вот, таким образом, две грани жизни Церкви: жизнь монашеская и жизнь семейная. Обе они протекают в определенном сообществе, общности — то есть ты согласен идти вперед по жизни, к конечной цели вместе с определенным человеком, с которым ты разделяешь всю свою жизнь. Обе эти общности встречаются и совершенствуются путем сущностного, всецелого, литургического и таинственного включения их в единое Таинственное Тело Христово — Церковь.
Фундаментальным измерением православной духовности всегда была аскеза. Важнейшим условием познания себя, равно как и Божией воли, в таинственных, личностных отношениях христианина-подвижника с Богом, а также условием причащения освящающей благодати является очищение сердца от страстей, очищение ума от лукавых помыслов и собирание его в сердце. Монахи, благодаря каждодневному правилу личного подвига и общей молитвы, пребывают в постоянном состоянии поста, бдения и славословия Богу; поэтому монашество называется также ангельским образом жизни. Посты же, установленные Церковью, являются главным образом приглашением православной семьи к иному образу жизни — к опыту жизни, всецело обращенной к другому и к Богу.
Святой Григорий Палама, блестящий представитель и защитник святогорского образа жизни, подчеркивал тот факт, что правая вера, как и заблуждение, накладывает отпечаток на тот способ, каким подвизается человек, особенно монах. Неправильный способ подвижничества приводит человека к догматическому отклонению, а богословские заблуждения проявляются в образе жизни. Поэтому отцы-святогорцы всех веков, в особенности святые богословы Григорий Палама, Никодим Святогорец и Паисий Величковский, утверждают, что посредством христианского подвижничества (то есть посредством поста, бдения и молитвы), совершаемого в недрах церковной жизни, человек исцеляется от ран, причиненных ему грехопадением Адама, вновь обретая райское состояние жизни в таинственном единеним со своим Создателем.
Из сказанного с очевидностью следует, что аскеза является для человека необходимостью, а кто полагает, будто может иметь опыт подлинных отношений с Богом без телесного и душевного подвига, тот обманывает себя. Однако мы наблюдаем нарастающую тенденцию к ограничению и умалению роли подвижничества в духовной жизни современной православной семьи: нынешние христиане прибегают к разным хитростям и уловкам — и богословским, и гастрономическим, — чтобы ослабить аскезу или даже «освободиться» от ее обязательности. Эти попытки, кажущиеся на первый взгляд оправданными, есть не что иное, как подслащивание горького вкуса аскезы. Эта горечь, особенно физическая, есть результат грехопадения и онтологического страдания, в котором веками терзается человеческая природа; она является также характерной для начальной стадии духовного восхождения, к которому призван человек. Мы же присутствуем при каком-то взрыве постных рецептов, изобретении новых постных продуктов, таких, как брынза, сыр, колбаса, паштет, — неустанной заботе о том, чтобы поесть как можно вкуснее «постного»!
Таким образом, нам нужны какие-то меры, определяющие соотношение между подвигом и другими аспектами жизни во Христе, которые можно найти в жизни ранней Церкви и советах святых отцов. Исторические исследования показывают, что пост в первые века означал употребление вареных овощей и сухих фруктов. Для чествования определенных праздников, имеющих особый богословский смысл, в IV веке возникает понятия «утешения» — разрешения на елей, вино, рыбу. Живым свидетельством того, как постились первые христиане, доныне служит монашеский устав, и выбирающие монашеский путь сознают, что они являются продолжателями христианского, апостольского и мученического образа жизни.
Важное значение в этой связи имеет для нас и позиция святого Никодима Святогорца, исключительного знатока литургической жизни и проблем, связанных с уставом. Этот отец в связи с изданием «Пидалиона» (книги, содержащей каноны, по которым строится жизнь Церкви во всех ее аспектах) заметил, что действующий устав в Рождественский пост не делает разрешения на рыбу по вторникам и четвергам, а только по субботам и воскресеньям, но он видел местные обычаи, которые делают такое послабление и в эти дни. Также и в период от Пасхи до Пятидесятницы, согласно канонам, разрешается вкушать рыбу не в каждую среду и пятницу, а только в среду Преполовения Пятидесятницы и среду отдания Пасхи. Вывод этого мудрого отца таков, что мера, в какой мы призваны жить во Христе, — это мера, установленная канонами и всей традицией, однако те, кому не удается дотянуть до нее ввиду различных слабостей, могут вкушать рыбу по местному обычаю, с благословения духовника или епископа.
Другой аспект духовной жизни, совершенно выпадающий из поля зрения в наши дни, — это то, что православные превратились в каких-то «воскресных христиан»: литургическое участие христианина свелось к его присутствию на Божественной Литургии в воскресный день. Эта практика — нечто характерное для наших дней, и по-человечески ее, казалось бы, можно оправдать, но если проанализировать ее внимательнее, то мы увидим, что она специфична для протестантского образа мыслей.
У первых христиан, и не только у них, но и вплоть до Х века, литургическое участие было намного более интенсивным. Как клирик не может служить Божественную Литургию, если он не служил накануне вечерню, так и мирянин не поймет своего участия в домостроительстве Божием, не поняв и не пережив того, что читается за вечерней и утреней. Не случайно эти два фундаментальных богослужения исторически упоминаются, начиная еще с первых веков христианства.
В завершение, думаю, нам нужно вернуться к простоте вообще, включая и то, как мы постимся, — к практической простоте в приготовлении постной пищи. О том, как преодолеть первоначальные трудности, проистекающие из сопротивления естества, приученного к разнообразным сладостям жизни, мы найдем достаточно советов у современных великих духовников. Завершу упоминанием о двух из них. Авва Анфим Святогорец из скита Святой Анны говорил, что горечь, доставляемая постом и воздержанием вообще, услаждается как можно более частым произнесением в сердце молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А знаменитый старец Ефрем Катунакский, говоря о посте и молитве, всегда советовал своим ученикам следующее: «Следите и за количеством, и за качеством!»
Журнал «Familia Ortodoxă ». 2011. № 23
26 декабря 2011 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Конечно, есть соблазн на основании этих высказываний оправдать свое нежелание поститься. Но надо понимать, что есть две крайности, и впадать в любую из них - душевредно.
В связи с этим приходят на ум высказывания святых отцов о том, что пост - не есть цель, но - средство. И еще случай с Великим преподобным, не помню только, Антонием или другим, когда бес говорил ему, что он (бес) совсем ничего не ест и не спит, а победил его сей преподобный отец смирением.
Всевозможные бремена неудобоносимые просто требуют от обычного верующего смотреть на низ сквозь пальцы, как на выдумки ревнителей. И в конце концов лучше просто ходить на литургию в воскресенье, чем не делать ничего. А, чтобы отстали ревнители, то можно ограничиться трехдневным постом раз в год перед причастием, лишь бы отстали.
Мы опять пытаемся оправдать себя в своих слабостях,то мы "болеем",то у нас "времени нет",то пятое,то десятое,то майонез "постный" едим)))))А болячки от неправильного питания и дурных мыслей.У нас не времени нет,у нас лень есть.И надо честно признаться себе в этом.Бог нас на сквозь видит.А сатана уже не знает, как нас отвести подальше от Бога.Люди войну прожила на кореньях и воде, и здоровее нас были.
Ястала держать рождественский пост чувствовала себя прекрасно,я просто летала и на душе было спокойно, и так хорошо.Но в один день я соблазнилась и съела молочную кашу))))и нашла тысячу оправданий себе и что я ребенка кормлю грудью(сыну 1,8)и он сам все прекрасно ест,и что главное-это душа и т.д.и т.п. Но потом у меня начались дни обжорств,я не знала что делать.Я съедала все))))я перестала молиться,читать библию и упражнениями заниматься.Стала грубить близким.Сегодня 3-ий день,когда я перестала объедаться.У меня были силы держать пост как нужно,но я поддалась сластолюбию.Вот так вот.Я считаю,что пост нужно держать,если позволяет здоровье.Не надо поддаваться слабостям.Теперь так жалко упущенного.Во время поста ты меняешься и это так здорово.
р.Б.Галина
po-moemy etim vce skasano
Думать больше о Боге и ближнем, а не о еде. Аскетические подвиги сами по себе не приводят к стяжанию Святого Духа. Прп. Макарий Великий об этом пишет: «если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все подвиги должны совершаться ради плодов.» (Духовные беседы. стр.349).
При этом, хочу прокомментировать следующее место из этой статьи и попросить Вас и других посетителей сайта оставить свои комментарии. Итак, вот это место: "...так и мирянин не поймет своего участия в домостроительстве Божием, не поняв и не пережив того, что читается за вечерней и утреней...". Мне кажется что большая часть мирян (которые ходят на вечерние богослужения) итак ничего не понимают из того что читается, т.к. во-первых, во многих храмах плохо слышно. Но самое главное не это. Хуже другое - ничего не понятно т.к. читается на старославянском языке. Кто из современных людей его знает?
Примечание: у нас небольшой приход (со слышимостью все в порядке), поэтому после одной из вечерних служб я спросил у прихожан о чем читалось сегодня? Большая часть людей не знала, потому, что не поняла. Для нас чтение в храме священных книг - это скорее обряд, а не способ передачи знаний. Увы! Если бы не дополнительное обсуждение этих книг с настоятелем храма и чтение специальных толкований, то они так и оставались бы не понятными.
Заранее благодарен за обратную связь! Помогай вам Господь!
Самое главное, о чем заставляет задуматься эта статья - качество нашей христианской жизни: ГДЕ следование заповедям Христа, ГДЕ прощение, ГДЕ дела милосердия?! Каждый спросит у себя.
Спасибо автору статьи!
Все правильно, и я говорила точно так же... три года назад, когда мы в семье только начинали "приучать" себя к посту. Ух, до чего же есть хотелось, все мысли о еде, и холодно все время, и болезни обострялись почему-то именно во время поста, и непонятно, что готовить...
Но мы не сдались и упорно продолжали себя "мучить".
И представляете, со временем и болезни куда-то делись, и мысли о еде тоже, и выработались навыки приготовления простой и довольно сытной постной еды, и у плиты стою не больше, чем в непостное время, правда!
Может быть, наш опыт и вам поможет? Может быть, осталось чуть-чуть потерпеть?
Всего-всего хорошего всем, и благослови Вас Бог!
А я, например, живу в Сибири, где-то между Енисеем и Ангарой. И у нас здесь в декабре и январе -40. И что, Богу угодно, чтобы я здесь ради соблюдения поста на одной "траве" ноги протянул? Все православные здесь в лютые морозы, совпадающие, кстати с постом, и мясо, и сало трескают. А будет необходимость - и водочка в дело пойдет. А на одной картошке ты даже до туалета (на свежем воздухе который) не добредешь. Я уж не говорю о том, что еще денежки и в морозы зарабатывать надо.
Зато летом, когда насекомые и жара донимают, и без поста здесь кроме окрошки, грибов, ягод да зелени со скудного огорода ничего и не едят.
Господь, в отличии от животных, человеку разум дал. Им пользоваться нужно пытаться. Всему свое место и свое время.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!
Во всём нужно здравое рассуждение, особенно при держании поста, не нужно гнаться за монахами, святыми отцами по строгости поста - не впадать в прелесть, ношу брать по силам, не наносить вреда своему же здоровью.
Господи, помоги нам немощным!
Самое важное, не потерять суть - для чего пост вообще. Думать о Боге, молиться, делать добрые дела, как-то пытаться приблизиться к Богу.
Если вернуться к ограничению в еде, то послаблениями в пост не пользуюсь, сбивают только. Здесь я согласна с "Плохим, лукавым постником". )) Пост, так пост.
Христос например сказал,что бесы изгоняются постом и молитвой. Поэтому вопрос - нужен пост или нет не стоит.
Пост по "графику" подходит для одних (опреденной категории прихожан, и священникам - им от этого не уйти, так как призывают к этому других и во вторых должны следовать установленным церковным правилам), и не нужен для других. Но последние не должны забывать о свое греховности и прибегать в свое время к посту или накладывать ограничения на плоть, дабы плоть не возобладала над духом.
Действительно, статья заставляет в очередной раз посмотреть на себя, на меру своего поста.Помню свой первый Великий пост, действительно это был Пост, учитывая, что в семье постилась я одна, готовила для всех полноценную пищу. А теперь всякие послабления для себя в виде постного печенья, черного шоколада и прочих вкусностей.
И напрасно Татьяна боится, что соблюдать пост так сложно - в смысле продуктов и приготовления пищи. Каждый может сварить любую крупу - рис или гречку, картошку или фасоль и съесть это с любыми овощами, напр, салатом из моркови, редьки, капусты, свежей или квашеной и т.п. Фруктов и орехов сейчас тоже много, самых разных, если нужно очень быстро что-то съесть, то, кроме традиционного яблока, есть еще бананы, сытные и дешёвые.
В семье я пощусь один, понимания смысла и целесообразности поста (кроме как сбросить вес) ни у кого из моих близких нет, приходится терпеть. Так что проблема не то что соблюдения поста(ов), а само существование православной семьи, на мой взгляд, достаточна актуальна. Должны быть счастливы те, у кого в семье единомыслие, а не разделение, благодарите Бога за такой подарок. А таким грешникам как я желаю Евангельского терпения и смирения.
Нам бы более о духовном в пост думать, а то у нас пост заключается в изучении состава продуктов да в мыслях, чем прокормиться.
О. Артемий Владимиров говорил прекрасную меру поста- вкушать нужно столько, чтобы после еды хотелось молиться.
Толковый типикон Михаила Скабаллановича поможет Вам понять порядок службы. а в общем и целом, богослужения со времен Петра сильно сокращены. всенощное бдение, например, (великая вечерня утреня часы) длится по полной программе около 8-10 часов. то есть всю ночь. вы готовы столько выдержать?
Москва, как и любой мегаполис, вынуждает жить в иных реалиях. Хорошо бы увидеть на портале статью-рекомендацию (м.б. ответ-комментарий на данную публикацию) молодого священника, какого-нибудь окраинного храма МОсквы.
Прочитав статью, понимаешь свое лицемерие перед Творцом!!!
Более того когда я не знал "как поститься" то в пост просто ел один хлеб и пил воду и это было самое лучшее время, когда нервничать, раздражаться, обижаться на ближних просто не было ни желания ни сил :) зато напротив молитва была более чистая разум светлый. Потом по мере того как узнавал о поблажках-"утешениях", пост перестал приносить ту душевную радость и очищение разума. Появилась суета - "таааак сегодня субботка! отличненько можно рыбку!" А совесть то противится ведь пост становится каким то фарисейским и нет радости как раньше. Теперь надо отучать себя поститься "профессионально", это оказалось тяжелее...
Однако статья напомнила и такой вопрос: какие уловки - богословские или гастрономические - привели к тому, что то, что делается вечером, называется утреней? Я понимаю, что всему можно найти уважительную причину, но зачем при этом луну называть солнцем?