Игры в Олимпиады

Олимпийские игры придумали древние греки.

Народ воинственный и свободолюбивый, они проводили свой век в почти беспрестанной борьбе и соперничестве. Эллины, разрозненные на сотни племен и полисов, жаждали всеобщих торжеств, на которых они могли бы увидеть друг в друге не просто враждебных соседей, но соплеменников, говорящих на одном языке и молящихся одним и тем же богам. Самые знаменитые древнегреческие игры, посвященные Зевсу и, по преданию, впервые устроенные Гераклом, проходили раз в четыре года в дни летнего солнцестояния в местечке Олимпия в Элиде. Эта гористая область на северо-западе Пелопоннеса по общегреческим меркам была, в общем-то, захолустьем – но именно это и позволило ей стать центром, где без лишних споров могли собраться вместе представители воинственной Спарты, величавых Афин, богатых Сиракуз и других важных городов-государств. Уже в IX веке до Р.Х. Олимпиады были знамениты как крупнейшее общеэллинское празднество, а позднее, начиная с 776 года до Р.Х., стали составляться списки победителей в состязаниях в беге – олимпиоников. Но в первую очередь Олимпиады были религиозным торжеством: именно общность религии была той основой, вокруг которой происходило сплочение эллинов.

Винлок и Мандевиль — талисманы Лондонской олимпиады 2012 года Винлок и Мандевиль — талисманы Лондонской олимпиады 2012 года
Соревнования изначально занимали лишь один из пяти дней праздника. Во время торжеств соблюдалось перемирие, и присущий грекам дух соперничества принимал во время игр более возвышенный характер – такой, который мы теперь назвали бы «спортивным». Стремление к благообразию, свойственное ритуалам, распространялось и на соревнования: в них действовала строгая система правил, за которой следили судьи, не допускалось оружие и кровопролитие, а от участников требовалось быть во всех отношениях честными и достойными гражданами. Победители пользовались славой и почетом по всей Элладе, но особенно – у себя на родине. Каждый полис, каждая область гордились своими олимпийскими победителями[1].

С утратой Грецией независимости политический аспект Олимпийских игр сошел на нет. Отныне это была просто почтенная традиция. Римляне, став хозяевами Эллады, в виде исключения получили право участвовать в играх (куда иностранцы допускались лишь как зрители); но они больше любили жестокие бои гладиаторов, и из бескровной олимпийской программы их могли заинтересовать разве что гонки колесниц. В этом виде состязаний участвовали сами цезари, и пару раз им даже удалось получить олимпийские венки. А Нерон смог дважды стяжать оливковую ветвь – в качестве возницы и актера-декламатора (ведь в Олимпии соревновались не только спортсмены). Но вскоре слава олимпионика окончательно потеряла былую притягательность. Наступили новые времена. В могучей империи всеобщий мир и единение достигались совсем иными средствами. Кроме того, случайное сходство в названиях элидской Олимпии и отстоящей от нее на сотни километров горы Олимп, где обитал Зевс и другие боги, оказалось фатальным. По мере увядания олимпийской религии уходил в прошлое и культовый дух Олимпийских игр. Людей все больше привлекали иные духовные ценности. Архаические обычаи, с их примитивным восторгом перед физической силой и узким полисным патриотизмом, выглядели анахронизмом. Наконец с утверждением в империи христианства Олимпиады вообще потеряли всякий смысл.

Такова природа человека: только религия способна укротить присущую человеку страсть к господству, придать его извечной жажде побед возвышенный, одухотворенный вид. Пришествие Спасителя и новозаветное откровение о Царствии Небесном открыли перед человечеством новые, невиданные горизонты борьбы: борьбы с внутренними грехами, брани за чистоту и святость. В христианскую эпоху дух борьбы вовсе не исчез у наследников древних эллинов: он перешел в иную, возвышенную сферу. Неслучайно «спортивная» терминология часто встречается у святых отцов: они любят говорить о «соревнованиях», «забегах» и «заездах» на духовном поприще, где наградой за победы являются венцы совсем иного рода – непреходящие и нетленные. Само слово «упражнение» (аскесис), когда-то обозначавшее физическую тренировку, перекочевало в монашеский лексикон, дав название основному занятию подвижников – аскезе.

Упадок Олимпиад произошел задолго до их прекращения в христианской Римской империи. Писавший в начале IV века свою «Хронику» Евсевий Кесарийский, имевший доступ к лучшим библиотекам, смог отыскать имена олимпиоников только до 249-й Олимпиады (217 по Р.Х.)[2]: это говорит о том, что древние игры уже давно вышли из моды. Впрочем, по инерции они продолжались вплоть до царствования императора Феодосия I, когда, как считается, во время 292-й Олимпиады (389) в последний раз в Олимпии возносились молитвы Зевсу. Заметим, что прекращение игр, ставшее закономерным следствием повсеместного запрета публичных языческих культов, настолько мало интересовало современников, что о нем не дошло ясных свидетельств. Единственное ясное сообщение сохранил для нас византийский хронист Георгий Кедрин (XI в.): «В это время угасло празднество Олимпиад, которое совершалось раз в четыре года. Началось же это празднование, когда над иудеями царствовал Манассия, и продолжалось до начала правления Феодосия Великого»[3]. Впрочем, некоторые исследователи считают, что игры продолжались еще полвека, до правления Феодосия Малого.

Казалось, Олимпийские игры, как и иные языческие обычаи, навсегда канули в лету. Но их ждала иная судьба.

Эстафета священного огня из Олимпии — гениальная идея Геббельса Эстафета священного огня из Олимпии — гениальная идея Геббельса
На исходе II тысячелетия христианство в Европе в значительной мере утратило свои позиции. Со времен Ренессанса культура, политика и, наконец, повседневная жизнь все больше пропитывались «возрожденными» из небытия античными идеями и идеалами. Впрочем, к собственно античности эти явления имели весьма опосредованное отношение. Они были лишены патриархальной естественности, присущей архаичным культам Греции и Рима. Увлечение «античностью» шло рука об руку с кризисом внутри Католической Церкви, с усилением напряжения в отношениях между терявшим свои позиции папством и развивающимися европейскими нациями. Возрождение вызвало к жизни не только расцвет искусств и наук, но и бурный поток веяний, словно пробившихся сквозь толщу «темных веков» из «блистательного» античного прошлого. Что и говорить, Западная Европа, долго прозябавшая в интеллектуальной скудости, была очарована шедеврами древнего гения, и обворожительные «яства» языческой философии вызвали кризис в умах европейских интеллектуалов. Христианство стало сдавать позиции. С одной стороны, оно ушло в вульгарный мистицизм еретических сект, отрицавших саму возможность интеллектуального размышления о Божественном, с другой – закоснело в бастионах клерикальной реакции, пытавшейся установить строгий контроль за свободой мысли. В результате наиболее активные умы Запада сформировали новую форму культуры – гуманизм, где под внешним покровом христианства скрывалась совершенно иная система ценностей, по сути своей неоязыческая. Отсюда и характерный для Нового времени ажиотажный интерес к образам и символам языческой древности, одним из которых стали Олимпиады.

Вся Европа внесла свой вклад в возрождение Олимпиад. Раскопки немецких археологов в Олимпии в 40-х годах XIX века пробудили к теме общественный интерес. Их инициатор Э. Курциус патетически провозглашал: «То, что лежит там, в темной глубине, – жизнь из нашей жизни, и даже если у Бога есть другие распространенные на земле заповеди, провозглашающие намного более величественный мир, чем олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия все же остается для нас священной землей. И нам необходимо перенести в наш мир, блистающий более чистыми огнями, возвышенность культуры древних, самоотверженный патриотизм, готовность к жертвам во имя искусства и радость состязаний, превосходящую любые жизненные силы»[4]. Тем временем в Англии некто У. Брукс, энтузиаст физической культуры, с 1850 года проводил в городке Венлок в Шропшире «Олимпийские игры», где участники бегали, прыгали, бились на копьях и даже скакали на свиньях[5]. Но на серьезный международный уровень эту идею вывели французы, с XVIII века игравшие роль «культурного авангарда» новоевропейской цивилизации. В 1892 году Пьер де Кубертен – аристократ, ревностный филэллин и, разумеется, потомственный масон[6] – выступил в Сорбонне с вдохновенной речью «О возрождении олимпизма», где предложил возобновить Олимпийские игры во всемирном масштабе. Идеи Кубертена легли на благодатную почву, и уже через два года в Париже состоялся международный атлетический конгресс, принявший эпохальное решение: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, представляемых возрождением Олимпийских игр, с точки зрения как спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни». Первые новые Олимпийские игры состоялись в Афинах в 1896 году.

Олимпийское движение можно без преувеличения назвать одним из самых ярких культурных явлений XX века. В основе этого движения лежит концепция олимпизма, который, как сказано в Олимпийской хартии, «представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума». Автор концепции, барон де Кубертен, поэтически изложил свои идеи в написанной им под псевдонимом «Оде спорту». Позволим себе привести главные тезисы этого почти сакрального по своему пафосу гимна:

спорт – бессмертный источник наслаждения, дарующий радость бытия духу и телу;

зодчий, мастер гармонии, формирующий в вечном движении совершенного человека;

он беспристрастен и справедлив;

он призывает человека к борьбе и дерзаниям, к преодолению себя;

он благороден и безупречен, требует высокой нравственности, чистоты и честности;

он дарует радость и ликование, врачует душевные раны, раздвигает горизонты;

спорт – посредник, исцеляющий недуги под лозунгом: «В здоровом теле – здоровый дух!»;

он ведет человека к совершенству по пути прогресса физического и нравственного;

наконец, спорт – это мир и согласие, источник дружбы и единства между людьми[7].

Казалось бы, прекрасные и возвышенные идеи, достойные всяческого одобрения. Но сквозь патетику эпитетов явственно проступают черты столь характерной для западноевропейского гуманизма подмены понятий, когда далеко не самая важная область человеческой деятельности «аллегорически» возводится в статус фундаментальной общечеловеческой ценности чуть ли не религиозного характера.

Конечно же, было бы нелепо и неразумно оспаривать важность попечения о телесном развитии и физическом здоровье. Не подлежит сомнению и то, что спортивные состязания несравненно лучше драк и войн. Проблема в другом: в извращении системы ценностных координат. В частности, разве не лукавой подтасовкой является расхожая фраза «в здоровом теле – здоровый дух»? Ведь ее автор, древнеримский поэт Ювенал, имел в виду совершенно иное: «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano». Обращаясь к молодежи, озабоченной атлетической накачкой мышц и тренировкой тела, сатирик увещевает:

Надо молить, чтобы дух здравым был в теле здоровом:
Сильного духа проси, что не ведает страха пред смертью,
Что своей жизни предел считает подарком природы,
Духа, что затрудненья выносит какие угодно,
К гневу не склонен, ничем не прельщается, предпочитает
Тяжкие подвиги и трудовые дела Геркулеса
Играм Венеры, пирам и роскоши Сарданапала[8].

В этих стихах нет и намека на прямую связь духовного здравия с физическим. Но, как видно, авторитет античности заканчивался там, где начиналось строительство «новой духовности». Классические цитаты и образы использовались лишь как антураж для создания новой оккультной мифологии «гармонически развитой личности».

Открытие Берлинских игр. Кадры из фильма «Олимпия» Открытие Берлинских игр. Кадры из фильма «Олимпия»
Вопросы вызывает и тезис о том, что спортивные соревнования способны вытеснить кровопролитные войны. «О спорт – ты мир!» – эта расхожая фраза из «Оды» Кубертена буквально навязла в ушах. Но что в реальности? Олимпийское движение отнюдь не сопровождалось всеобщим умиротворением. Напротив, прошедший век стал самым кровопролитным в истории человечества. Между прочим, сам Кубертен, выступая за пропаганду массового спорта, сетовал на то, что физическая слабость французов стала одной из причин позорного поражения Франции в войне с Пруссией. И здесь обнаруживается тесная связь между культивированием физического развития молодежи и милитаризацией общественного сознания в XX столетии. Более того, спортивные состязания не только не заменяли войны, но и стали органичным дополнением к тому духу политической непримиримости и бескомпромиссного противоборства, который воцарился в отношениях между государствами в эту эпоху. Спорт оказался идеальным средством для сплочения наций вокруг авторитарных режимов и претворения в жизнь авангардистской концепции человека-машины.

Одним из самых ярких общественно-политических событий межвоенного периода стала Берлинская Олимпиада 1936 года. В играх участвовало 49 стран, хотя проводить их в столице нацистского рейха многим казалось проблематичным. Но прибывший в Германию с инспекцией старик де Кубертен был настолько очарован картиной массового спортивного движения, что в своей речи по германскому радио назвал А. Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи». По предложению министра пропаганды Й. Геббельса[9], в Берлин впервые был доставлен эстафетой «священный огонь» из древней Олимпии. Открытие Олимпиады впервые транслировалось по телевидению в прямом эфире. Германия торжествовала полный триумф, завоевав в полтора раза больше наград, чем занявшие 2-е место США. По указанию фюрера игры были воспеты в шедевре Лени Рифеншталь – документальном фильме «Олимпия».

Идеологический контекст Олимпийских игр достиг своего апогея в разгар советско-американского противостояния периода «холодной войны», когда взаимному бойкоту двух лагерей подверглись Олимпиады в Москве (1980) и Лос-Анджелесе (1984). После развала соцлагеря политические страсти поутихли, и олимпийское движение все больше стало превращаться в способ повышения престижа государства, по возможности прибыльный. Впрочем, заработать на Олимпиадах удавалось редко: так, после Монреаля (1976, убытки 1,2 млрд. долларов) Канада расплачивалась с долгами 30 лет, а Афинские игры (2004, убытки 5,7 млрд.) всерьез пошатнули экономику Греции. Да и с укреплением международного престижа дело обстоит не так просто: «олимпийская тема» дает хороший повод превратить ту или иную страну в объект травли со стороны «прогрессивных» средств массовой информации.

Но оставим политические и экономические резоны. Ясно, что олимпийская идеология претендует на нечто гораздо большее, чем обслуживание сиюминутных выгод. Ведь написанная аристократом Кубертеном Олимпийская хартия строго-настрого запрещает любую коммерческую рекламу и не допускает к соревнованиям тех, кто хотя бы раз в жизни получал деньги за занятия спортом. Зададим себе вопрос: какое событие способно в наше время приковать к себе внимание во всех точках земного шара? В каких торжествах участвуют представители всех религий и традиций? Какую церемонию, устраиваемую общественной организацией, могут открывать исключительно главы государств? Это Олимпийские игры. К началу III тысячелетия в них вовлечены более 200 государств мира – больше, чем входит в Организацию Объединенных Наций. По сути, речь идет о первой в истории человечества удавшейся попытке создания всемирного культа. Многими чертами (в том числе и строгим запретом на традиционную религиозную символику) он напоминает культ Высшего Разума в якобинской Франции – только место разума в нем занимает Великое Развлечение, ведь разошедшееся по всем языкам мира слово «спорт» происходит от английского disport – «забавляться, шалить, развлекаться» (буквально – «идти в разнос»).

Впрочем, как теперь видно, попытка внедрить «культ чистого спорта» не вполне удалась. Возвышенная идея оказалась изрядно подточена многочисленными допинговыми и коррупционными скандалами, а спортивные игры современности, ставшие частью индустрии развлечений, стали куда более похожи на азартные зрелища римской толпы, чем на состязания благородных эллинов. И Олимпиады, как и на заре своей истории, уже не воспринимаются как простые соревнования атлетов, но превратились в грандиозное празднество новой мировой «религии» – культа потребления. Это шоу с гигантскими бюджетами, где главное место занимают помпезные церемонии открытия и закрытия Олимпиад, а предметом внимания становятся не столько победы, сколько суммы призовых фондов, букмекерские ставки и громкие скандалы.

Но Олимпиады по-прежнему хранят заложенный в них изначально характер сакрального действа. Не случайно в церемонию открытия каждой Олимпиады входит возжигание «священного» огня.

Возжигание олимпийского огня. Развалины храма богини Геры, древняя Олимпия, 10 мая 2012 года Возжигание олимпийского огня. Развалины храма богини Геры, древняя Олимпия, 10 мая 2012 года
«Древняя Олимпия. 10 мая 2012 года. Спец. корр. ИТАР-ТАСС.

На родине античных Олимпиад сегодня зажжен огонь для ХХХ летних игр в Лондоне, которые пройдут в столице Великобритании с 27 июля по 12 августа. На торжественной церемонии присутствовали президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге, глава организационного комитета “Лондон-2012” Себастьян Коэ и другие официальные лица.

Огонь был зажжен во время театрализованного представления, в котором участвовала группа “жриц”, исполнивших обряд, созданный на основе древних традиций с привнесением современных элементов. Верховная жрица – одетая в античную тунику и сандалии известная греческая актриса Ино Менегаки, – выйдя из руин храма Геры в окружении других жриц, произнесла молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь:

“Пусть настанет священная тишина. Пусть умолкнут небо, земля, море и ветра. Пусть умолкнут горы и крики птиц, ибо нас будет сопровождать Феб, бог, приносящий огонь. Аполлон, бог солнца и идеи света! Пошли нам свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города Лондона! А ты, Зевс, дай мир всем народам на земле и увенчай венками победителей священного состязания!”

После этого верховная жрица, преклонив колено у алтаря древнегреческого храма Геры, поднесла факел к параболическому зеркалу. От солнечных лучей вспыхнул Олимпийский огонь. От факела был зажжен огонь в выполненном в древнегреческом стиле специальном сосуде, на котором изображены бегущие эллины»[10].

Кстати сказать, античные Олимпиады, насколько известно, к Аполлону никакого отношения не имели: ему были посвящены другие – Пифийские – игры. Но «отцы олимпизма» 120 лет назад в большом зале Сорбонны воспели гимн почему-то именно Фебу Светоносному[11]

Павел Кузенков

26 июля 2012 г.

[1] Полезная информация по истории античных игр: Kotynski E.J. The Athletics of the Ancient Olympics: A Summary and Research Tool . Б / м , 2006. ( http://www.oocities.org/ejkotynski/Olympics.pdf )

[2] Eusebius Caesariensis. Chronicorum libri duo / Ed. A. Schoene. T. I. Berlin, 1875. P. 219.

[3] Georgius Cedrenus. Compendium historiarum / Ed. E. Becker. Bonn, 1838. T. I. P. 573.

[4] Curtius E. Olympia : Ein Vortrag im wissenschaftlichen Vereine zu Berlin. Berlin, 1852. S. 33.

[5] Кириллова Ю.А. Олимпийские игры: прошлое и настоящее. СПб., 2011.

[6] О духовной ориентации «отца олимпизма» см. работу А. Коха «Пьер де Кубертен и его отношение к католической Церкви» (Begegnung. Schriftenreihe zur Geschichte der Beziehung zwischen Christentum und Sport . Bd. 5. Aachen , 2005 . S. 33 –75 ) . Ее можно прочитать по-немецки и по-английски на сайте: http://www.con-spiration.de/koch/english/coubertin-e.html.

[7] Русский перевод можно найти на сайте: http://slovari.yandex.ru/~книги/Олимпийская%20энциклопедия/«Ода%20спорту»/

[8] Juvenalis. Saturae, X, 356–362. Перевод П.К.

[9] Hines N. Who put the Olympic flame out? // The Times. London. 2008-04-07.

[10] http://pda.itar-tass.com/c/414035.html

[11] Лат. Phoebus Lucifer.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Скоро в Киеве футбол... Скоро в Киеве футбол...
Прот. Андрей Ткачев
Скоро в Киеве футбол... Скоро в Киеве футбол...
Протоиерей Андрей Ткачев
Как много внимания уделяется спортивным шоу! Профессиональный спорт как будто специально придуман для TV, поскольку постоянно выбрасывает порции новостей, связан с сенсациями и пропитан денежным интересом. А что такое TV, как не перерывы на рекламу между дутыми новостями и сомнительными сенсациями? Те мотивы, которые привели к появлению Олимпийского движения и популяризации спорта, ныне не в центре, а на периферии процесса.
Опасный спорт Опасный спорт
Протоиерей Сергий Поперечный
Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.
Спорт должен знать свое место Спорт должен знать свое место
Игумен Никон (Поляков)
Спорт должен знать свое место Спорт должен знать свое место
Это случилось на тренировке. Мне, мастеру спорта, выпало бороться с перворазрядником. Чтоб победить, я должен был выполнить свой коронный бросок через бедро. Но я сознавал: если возьму соперника, так, как он по своей малоопытности позволял мне себя взять, его голова войдет в ковер вместе со мной: два тела на одну шею, а это смерть.
Комментарии
Николай 2 марта 2014, 16:11
Денису, автору опуса: "Главная проблема тех занимается порицанием, в первую очередь, наличие какого-то иррационального страха. А как говорится - если Господь со мной, то кого убоюсь? Особенно веселят комментарии таких читателей как Надя, Роман и А.В...." со единомышленники.

Веселиесь? Ну, веселитесь, веселитесь... Только вот какой с вами "господь", если вы воспели оду Фебу светоносному? Или для вас все это - игра и представление только? Не наигрались еще в детстве? Какое общение света со тьмою? Можете ли служить двум господам? Не лгите на людей, не принимающих ваши языческие игрища! Православные люди протестуют не против спорта вообще, а против языческих шабашей, в которые, якобы, "на самом-то деле", и вовсе не верят "правосавные, по определению, гречанки". Это ложь и лукавство! В любом случае они этими своими "постановками" пропагандируют язычество и конкретных бесов: аполлона и прочих.

P.S. Кстати, к зажжению огонька паралимпийских игр, среди прочего, приложили руку и шаманы: http://ria.ru/sochi2014/20140227/997410368.html. Что же, веселитесь дальше, честные отцы и братья! Только потом не надо спрашивать, за какое такое нечестие Господь попускает беды на земле Русской! Не помните, не после ли "славной" олимпиады в "православной" Греции ее разразил экономический кризис?
Денис24 февраля 2014, 11:53
А я не соглашусь и с автором (по многим моментам, и с теми, кто так яростно порицает спортивные игры.
Для начала, рекомендовал бы прочесть это: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/68218.htm
Там есть хорошие слова моего земляка отца Александра (Новопашина), равно как и других священослужителей. Главная проблема тех занимается порицанием, в первую очередь, наличие какого-то иррационального страха. А как говорится - если Господь со мной, то кого убоюсь?
Особенно веселят комментарии таких читателей как Надя, Роман и А.В.
Плюс, автору стоило бы немного поизучать историю вопроса, тогда не было бы таких грубых исторических ляпов как с идеей эстафеты олимпийского огня.
Андрей10 января 2014, 15:41
По плодам познается все. Олимпиада - это плод язычников и масонов, все они враги Православной России. Олимпиада - это поприще, для зарабатывания денег, то есть для служения мамоне (договорные матчи, коррупция-отмывание денег, допинг,участие в политических интригах- права меньшинств и подобное). Не можете служить двум господам, одного будете любить, другому не радеть. Выигыш на соревновании - это гордость, злорадство что другие проиграли, пьянство, шум, маскарад, гогот. Проигрыш на соревновании - это уныние, злоба на выигравших,погромы болельщиков. Вот такие плоды. Если человек вышел на улицу заниматься спортом для своего здоровья - лыжи,коньки,турник,бег,ходьба, то это на пользу телу, чтобы дух не впал в уныние от больного тела, а еще лучше физический труд и помощь ближним. Никого не осуждаю, и других прошу этого не делать, только Господь может судить. Братья и сестры православные! Любовь и доброта к ближнему, к Богу Нашему Отцу и Сыну и Святому Духу, смирение - вот наши помощники на пути к Царству Небесному. Ничего не изменить. Кто делал правду, пусть делают правду, кто делал неправду, пусть делают неправду. Каждый будет отвечать за свои грехи. Храни вас Бог!
Иван Х. 5 января 2014, 21:08
Благодарю автора за статью.
Совершенно по-иному теперь осмыслил факт многократного затухания олимпийского огня на святой Русской земле.
Я человек скептического склада ума и к чудесному отношусь прохладно, но в нынешние времена честный мыслящий человек, историк тем более не может закрывать глаза на чудеса, всё чаще посещающие нашу жизнь.
Печально, что большинство нынешних чудес мрачны и ужасны. Чудеса человеческого отступления от Бога.
Православный спортсмен.12 августа 2012, 17:51
1.Все притянуто за уши, если так рассуждать то можно дорассуждаться что нам и ВПК развивать не надо, и армию распустить, логика таже - воевать грех, а в идеале всем нам луше всего принять мученический венец в ядерном огне и получить досрочно Царствие Небесное в жизни вечной.

И в общем то я не против мученичекого венца, но боюсь ярые "православные" не любящие спорт первые хотели бы пожить подольше на этом свете пусть даже ценой "героического" падения в содомию... Не говоря уже о 7млрд людей и не подозревающих о таких страстях разворачивающихся на сайте Православие.ру.

2.Роман, возможно Патриарх и не прав, но КТО Вам сказал что правы тетечки накрапавшие эту антипатриотическую статейку?
Православный спортсмен12 августа 2012, 17:04
Дмитрий (Железнодорожный). :
Несомненно противно, то что
устроители игр хоть и понарошку,
но как бы молятся
несуществующим идолам.
Но игры международные и если бы
молились Христу, то мусульмане и
иные язычники начили бы
выявлять недовольства.
А так, это мертвая религия и
верующих в ней не осталось,
обижаться некому. Вот и традицию
соблюли и нейтралитет выдержали
и вроде как аутентичненько.
Это конечно же не дело.
Лучше бы ставили спорт отдельно -
вне религии и политики, чем так.
Но я считаю, что физическая
культура и спорт - это дело
хорошее. Наша молодежь с этими
компьютерами совсем ослабла.
Раньше все были спортсмены, а
теперь все геймеры.
Поверьте, интернет и компьютер
несут только неприятности и грехи.
Спорт гораздо лучше. Пусть
занимаются им, чем этим "ничем".


Согласен с Дмитрием.
Василий 8 августа 2012, 19:03
В целом я согласен с Сириусом.
Геннадий 6 августа 2012, 14:54
Павел.
Хорошая статья. Пожалуй не хватает вывода, в котором вещи предельно однозначно назывались бы своими именами:
-олимпийские игры типичное идолослужение, причем сразу нескольким идолам зевсу, апполону, мамоме и еже с ними;
-православные христиане-спортсмены не должны участвовать в этих ристалищах, а если участвуют, то должны подвергаться эпитимии;
-также иные православные христиане, одобряющие или оправдывающие олимпийское движение (привет Сириусу и компании) также должны подвергаться эпитимии.
Первая заповедь: Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Ну что, Сириус, будете настаивать:
-"Олимпиада- долгожданный праздник для всех любителей спорта,и никакого отношения к язычеству не имеют";
-"Спортивные состязания-зрелище,и ничего кроме зрелища";
-"Всё,что делается для Славы Родины,для торжества добра над злом,для защиты поруганных Святынь-всё хорошо";
-"Да кто-же сегодня вспомнит чему они были посвящены,сегодня это-праздник спорта и ничего более".
Надо определяться, брат: или вспомнить первую заповедь, или забыть, что такое на самом деле олимпийские игры.
ИванS 4 августа 2012, 14:51
Жаль в 2014 наши врядли догадаются обойтись без языческих выпадов... а можно ведь, мудрые люди посоветовали бы...
Сириус РОМАН-у 4 августа 2012, 05:42
Я тоже хочу обратиться Вашим же призывом-Опомнитесь ,православные.Что же мы за народ такой,если такое говорим о Патриархе?То припоминаем ему какие-то недоказнные дела,придуманные 'большими друзьями Церкви' из МК,то начинаем под микроскопом рассматривать какие у него часы,а теперь и вовсе смехотворные обвинения в том,что Патриарх благославляет спортсменов перед отъездом на олимпиады дескать они в древности были посвящены каким-то там богам.Да кто-же сегодня вспомнит чему они были посвящены,сегодня это-праздник спорта и ничего более.Следуя этой логике мы должны запретить и театр,т.к.игра в действие-лицедейство тоже греховно.Дальше больше-запретим детям читать мифы Древней Греции,ведь там всё посвящено этим богам,а потом запретим и русские сказки,вот где гуляют всякие лешие,бабы Яги,русалки и прочая нечисть.Вы называете Церковь СВЯТОЙ,но о какой Святости может идти речь,если паства фактически отказывает в доверии своим пастырям? Куда придёт паства,если не доверяет пастырям? Не устоит Церковь при таких шатаниях.Вот,что должно волновать православных.А мы из-за интриг какого-то Березовского можем разрушить уже не только Церковь,но Россию,завещенную нам предками,которые живота своего не жалея защищали Отечество.
А.В. 3 августа 2012, 18:04
тот кто считает апполона не бесом тот явно не понимает сказанное Сладчайшими Устами Господа Иисуса Христа: "Неможете служить Богу и мамоне"(Мф 6, 24)...
а еще страшно представить как люди в шутку или нет, а скорее всерьез не подозревая и не замечая зла, молятся люциферу...да еще называя его светоносным...страшно!!! Господи прости всех нас!
Роман30 июля 2012, 14:43
То, что патриарх благословляет наших олимпийцев - не аргумент. Наш патриарх - не папа Римский. В Православии нет догмата о непогрешимости патриарха или священника. У нас Церковь Святая, а не батюшки. И при всём этом мы всё равно почитаем и патриарха, и епископа и батюшку. Но нельзя же считать любое действие патриарха святым и правильным. Опомнитесь православные! И перестаньте оправдывать грехи! Православное учение основывается на Священном Писании и Предании, на святоотеческих учениях, а не на действиях патриарха и собственных домыслах. Помоги всем Господь во всём этом с молитвой и рассуждением разобраться и до ко определить для себя, что грех, а что не грех. Искренне всем желаю спасения
Алексей29 июля 2012, 21:55
http://news.mail.ru/foto/90371/#photo12
http://i.imgur.com/GVGUa.jpg

один из видов олимпийской деревни в Лондоне. Прекрасная иллюстрация к вашей статье
Сириус29 июля 2012, 14:58
Побойтесь Бога.Как можно утверждать,что спорт-поклонение телу.Поклонение телу-это гламурно-богемный образ жизни.Вот где тело и ничего кроме тела.Спорт-тяжёлый неблагодарный труд.Причём тут какой-то Зевс?Многие спортсмены- люди глубоко верующие,многим из нас могут дать фору в ревности к Вере.Как же можно вот так просто оскорблять людей приумножающих славу нашей Родины? Если уж так хочется показать себя истинным христианином,то предлагаю начать борьбу за души людские в другой сфере,например,в борьбе с содомией заполонившей наши голубые экраны.Попытайтесь объяснить;как так получилось,что в стране с такой историей стали возможны выходки 'пусек',как имея такую литературу мы не возмущаемся когда читаем наши газеты и журналы,где пишут о любовных утехах наших звёзд,и звёзды эти не стыдятся содеянного.,как, при такой истории отечественного кинематографа,нас не начинает тошнить от сегодняшних лент? Покажите хоть один фильм[ кроме острова], снятый с христианской точки зрения.Почему вас не возмущают сегодняшние реалии?Не нужно быть пророком чтобы утверждать-если бы в 1941-45-м у нашего народа было бы наше ТВ,НЕ ВИДАТЬ БЫ НАМ ПОБЕДЫ В САМОЙ СТРАШНОЙ ВОЙНЕ.А вы мне-Зевс.Невинную игру в древних греков объявили чуть-ли не язычеством.
СИРИУС28 июля 2012, 00:49
Возлюбленные,вот с таким жаром ,с которым вы набросились на спорт,надо набрасываться на зло в нашей повседневной жизни.А то,когда требуется весомое слово паствы в защиту нравственных постулатов,когда нужно выступить в защиту поруганных Святынь,когда требуется решительное слово в защиту Патриарха,то некоторые начинают что-то мямлить про смирение.А при чём тут смирение? Ревности в Вере не хватает,вот и всё смирение.Между прочим большинство спортсменов-люди верующие.Победы свои они добывают тяжким трудом,с большим риском для здоровья,но все победы во Славу Родине.И ,если Родина для вас -не пустой звук,то и к труду людей ,прославляющих её,нужно относиться с должным пониманием и уважением.А без духа борьбы ничего в нашей земной жизни не происходит.Или вы не знаете о ежесекундной непрекращающийся борьбе между злом и добром? Иногда в этой борьбе достаточно и слова,а иногда и за оружие приходится браться.Иначе не стояла бы Россия.Всё,что делается для Славы Родины,для торжества добра над злом,для защиты поруганных Святынь-всё хорошо.И ,ЕСЛИ ГДЕ-ТО МЫ И ОШИБАЕМСЯ,ТО ВЕДЬ НА СУДЕ МЫ И УВИДИМ,-ГДЕ БЫЛИ НЕ ПРАВЫ,А ГДЕ МОЖЕТ И НАГРАДЫ ДОСТОЙНЫ.
Аллексей27 июля 2012, 19:47
Спорт - культ поклонения телу, материальной природе, а не Богу (при этом важно отличать спорт от физкультуры). Для спортсменов это такая же страсть как сребролюбие, а олимпиады - праздник поклонения Зевсу. По поводу олимпийского огня, за приношение такого огня Надав и Авиуд были поражены Богом (Левит Гл. 10).
Олимпийские игры были запрещены императором Феодосием как языческое мракобесие, но в последние времена этому безбожию дано некоторое время.
Спаси всех Бог! Аллексей.
Мария27 июля 2012, 15:49
Спаси Бог автора за отличную статью!

Христина27 июля 2012, 14:05
Олимпиада - это дух борьбы и самоутверждения, он противен смыслу покаянного бытия. Цель нашей жизни - молитва и покаяние, а не победа над ближним и самодовольство. Лучше быть немощным, только это гораздо сложней...
Марина27 июля 2012, 10:46
Как это грустно - во всём видеть непременно что-то плохое. Или придумать что-то плохое. Феб Светоносный - это и есть Апполон, одно из его имён. У них там в древнегреческой мифологии у всех по несколько имён. Автору стоило бы поинтересоваться предметом, прежде чем засесть за статью.
Тема очень сложная, то, что происходит на Олимпиадах - действительно далеко от нравственных христианских идеалов. Но ни древнегреческий Олимп, ни Геббельс тут не при чём. Мы празднуем Масленицу - и что теперь - мы не христиане?
В том-то и смысл для нас, русских, участия в Олимпиадах - не быть замеченными в допинговых скандалах, не скрывать перед миром своего упования на помощь Божию и брать призовые места.
Наталья27 июля 2012, 09:31
Прочитала, и сразу вспомнилась притча про муху и бабочку, о том, что в одном и том же саду каждая замечала только то, что ей соответствовало...
Также, ИМХО, и здесь, можно разглядеть и "нечистоты", а можно и "цветы". Для многих людей именно Олимпийские игры становились толчком к тому, чтобы оторваться от дивана и пойти в спортивный клуб. Да, согласна, это забота о теле, а не о душе, но для кого-то именно эта ступенька становиться ступенькой к ОСМЫСЛЕННОЙ жизни, и через это они идут и дальше, к мысли, что не только тело нуждается в упражнениях.
В статье много написано об истории Олимпийских игр. Да, изначально это было поклонение языческим богам. Но давайте вспомним изначальный смысл, например, Масленницы...
И не Патриарх ли лично участвует в проводах наших олимпийцев? Или это так, случайно?..
Cyбъект27 июля 2012, 06:50
Доставку олимпийского огня из Олимпии придума вовсе не Геббельс, а Карл Дием - известный немецкий спортсмен и спортивный организатор первой половины 20 века. Дием был генеральным секретарем Оргкомитета Олимпийских Игр 1936 года. Решение о проведении Игр 1936 года в Берлине было принято МОК в 1932 году, еще до прихода нацистов к власти в Германии. Карл Дием был большим энтузиастом Олимпийских Игр. Идею доставки олимпийского огня он огласил в 1934 году на конференции МОК в Греции.


Андрей27 июля 2012, 04:20
Бои, игры и зрелища исполнены духа борьбы, вражды, противостояния, соперничества, хитрости и т.п. Ни с кем не воюя, соревноваться в добрых делах и трудах, тихо и спокойно подавая добрый пример детям, отчего то не интересно нам и остальному миру. Какой дух стяжаем, такие видимо и интересы, по грехам нашим, и наоборот... Например, если бы на игральных картах были не кощунственные "масти", а безликие фигуры с цветочками, азарт к прожиганию времени и состояний с безумными страстями не зашкаливали бы точно... Также, преуспевавшие в мистике нацисты, вероятно не зря организовали олимпийские игрища, и собрали почти все лавры победителей в 1936 году, за 9 лет до краха и поражения в 1945... Чем не поучительно, как для рефлексии в индивидуальном порядке (т.е. внимания, наблюдения за собой, трезвения), так и нового осмысления действительности власть имущими, и каждым из нас всего происходящего в ближней или отдаленной исторической перспективе...

Пресвятая Богородица, спаси нас!
Спасибо Автору за интересный и своевременный материал!

Андрей27 июля 2012, 03:57
Актуальная, интересная и поучительная статья.
Заповеди стали попираться не только отдельными людьми и государствами, но с помощью идей современных "гуманистов" и "хорошо забытых" культов, международных "некоммерческих" корпораций и прочих организаций - на уровне мирового сообщества. Если бы за идолами и языческими обрядами не стояли бы вполне реальные сущности духовного порядка (невидимого мира), и конкретный, хотя бы мимолетный и неосознанный выбор мировоззрения и пребывания через одно такое событие в вечности, не влияли бы на дух, душу и тело, то олимпийские спектакли не нуждались бы в самонадеянном оправдании. Мертвых культов и религий не бывает, поскольку за ними и в них самих, как минимум - дух различного свойства, который вне времени и пространства...
Сириус Михаилу27 июля 2012, 00:45
Во-первых,уважаемый,никакая религия не является официальной в России,а во-вторых непонятны все эти 'охи'и 'ахи' по поводу каких-то 'заигрываний с идолами'. Если долго напрягать свою фантазию, то в повседневной жизни можно увидеть и не такую 'чертовщину'.Абсолютно точно по этому поводу выразился Олег В.Олимпиада- долгожданный праздник для всех любителей спорта,и никакого отношения к язычеству не имеют.Так ведь можно договориться до того,что и мифы Древней Греции попадут в разряд окультных.
Михаил26 июля 2012, 20:42
акой кошмар. И эта пошлость творится в государстве, гдеправославное христианство является официальной религией. Попрали первую заповедь. Заигрывание с идолами, даже шуточное никогда никчему хорошему не приводит.
Дмитрий (Железнодорожный).26 июля 2012, 17:37
Несомненно противно, то что устроители игр хоть и понарошку, но как бы молятся несуществующим идолам.
Но игры международные и если бы молились Христу, то мусульмане и иные язычники начили бы выявлять недовольства.
А так, это мертвая религия и верующих в ней не осталось, обижаться некому. Вот и традицию соблюли и нейтралитет выдержали и вроде как аутентичненько.
Это конечно же не дело.
Лучше бы ставили спорт отдельно - вне религии и политики, чем так.

Но я считаю, что физическая культура и спорт - это дело хорошее. Наша молодежь с этими компьютерами совсем ослабла. Раньше все были спортсмены, а теперь все геймеры.
Поверьте, интернет и компьютер несут только неприятности и грехи. Спорт гораздо лучше. Пусть занимаются им, чем этим "ничем".
сириус26 июля 2012, 17:14
Спортивные состязания-зрелище,и ничего кроме зрелища.Как во всяком театре много подковёрной борьбы,так и в спортиндустрии не всё честно.Но это мало что меняет-всё-равно интересно.И совершенно непонятно,а,если не будет олимпиад и спорта вообще,в мире что, меньше станет зла?
Олег В.26 июля 2012, 16:17
Наверное, статьи такого типа повляются на православных сайтах к каждому большому спортивному соревнованию.

Но не всё так однозначно.
Понятно, что весь этот "древний обряд" возжигания огня теперь является лишь представлением. Понятно, что девушки, играющие жриц, ни в каких Аполлонов не верят, они же гречанки, стало быть православные! :)

И самое главное - вспомните - ведь перед каждой Олимпиадой все наши спортсмены молятся на молебене, который служит сам Патриарх и благословляет их. Многие из спортсменов вообще являются верущими людьми.
Это всё, конечно, не является апологией язычества, которое, видимо, всё ещё присутствует в некоторых элементах проведения Игр.
Но тема спорта, чемпионатов, Олимпиады в оценке православного христианства ещё не совсем исчерпана.
Сектантий26 июля 2012, 15:03
Феб - это одно из имен Аполлона
Ирина26 июля 2012, 14:37
Спасибо за статью! Как важно знать историю, чтобы принимать правильные решения.
Надя26 июля 2012, 13:50
Всегда чувствовала необъяснимое отвращение к спортивным состязаниям. В нынешнее время это не исследование пределов возможностей человеческой физической природы, а напротив - возможностей фармацевтики, торжество коррупции, скандалов. Теперь вижу, что была права - Люцифера, притаившегося за дверью, не видела, а вот рожки наружу - разглядела, отсюда и яркое неприятие всего этого балагана. Полностью согласна с автором, подписываюсь под каждым словом. Благослови, Господи, просвещенных людей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×