Олимпийские игры придумали древние греки.
Народ воинственный и свободолюбивый, они проводили свой век в почти беспрестанной борьбе и соперничестве. Эллины, разрозненные на сотни племен и полисов, жаждали всеобщих торжеств, на которых они могли бы увидеть друг в друге не просто враждебных соседей, но соплеменников, говорящих на одном языке и молящихся одним и тем же богам. Самые знаменитые древнегреческие игры, посвященные Зевсу и, по преданию, впервые устроенные Гераклом, проходили раз в четыре года в дни летнего солнцестояния в местечке Олимпия в Элиде. Эта гористая область на северо-западе Пелопоннеса по общегреческим меркам была, в общем-то, захолустьем – но именно это и позволило ей стать центром, где без лишних споров могли собраться вместе представители воинственной Спарты, величавых Афин, богатых Сиракуз и других важных городов-государств. Уже в IX веке до Р.Х. Олимпиады были знамениты как крупнейшее общеэллинское празднество, а позднее, начиная с 776 года до Р.Х., стали составляться списки победителей в состязаниях в беге – олимпиоников. Но в первую очередь Олимпиады были религиозным торжеством: именно общность религии была той основой, вокруг которой происходило сплочение эллинов.
С утратой Грецией независимости политический аспект Олимпийских игр сошел на нет. Отныне это была просто почтенная традиция. Римляне, став хозяевами Эллады, в виде исключения получили право участвовать в играх (куда иностранцы допускались лишь как зрители); но они больше любили жестокие бои гладиаторов, и из бескровной олимпийской программы их могли заинтересовать разве что гонки колесниц. В этом виде состязаний участвовали сами цезари, и пару раз им даже удалось получить олимпийские венки. А Нерон смог дважды стяжать оливковую ветвь – в качестве возницы и актера-декламатора (ведь в Олимпии соревновались не только спортсмены). Но вскоре слава олимпионика окончательно потеряла былую притягательность. Наступили новые времена. В могучей империи всеобщий мир и единение достигались совсем иными средствами. Кроме того, случайное сходство в названиях элидской Олимпии и отстоящей от нее на сотни километров горы Олимп, где обитал Зевс и другие боги, оказалось фатальным. По мере увядания олимпийской религии уходил в прошлое и культовый дух Олимпийских игр. Людей все больше привлекали иные духовные ценности. Архаические обычаи, с их примитивным восторгом перед физической силой и узким полисным патриотизмом, выглядели анахронизмом. Наконец с утверждением в империи христианства Олимпиады вообще потеряли всякий смысл.
Такова природа человека: только религия способна укротить присущую человеку страсть к господству, придать его извечной жажде побед возвышенный, одухотворенный вид. Пришествие Спасителя и новозаветное откровение о Царствии Небесном открыли перед человечеством новые, невиданные горизонты борьбы: борьбы с внутренними грехами, брани за чистоту и святость. В христианскую эпоху дух борьбы вовсе не исчез у наследников древних эллинов: он перешел в иную, возвышенную сферу. Неслучайно «спортивная» терминология часто встречается у святых отцов: они любят говорить о «соревнованиях», «забегах» и «заездах» на духовном поприще, где наградой за победы являются венцы совсем иного рода – непреходящие и нетленные. Само слово «упражнение» (аскесис), когда-то обозначавшее физическую тренировку, перекочевало в монашеский лексикон, дав название основному занятию подвижников – аскезе.
Упадок Олимпиад произошел задолго до их прекращения в христианской Римской империи. Писавший в начале IV века свою «Хронику» Евсевий Кесарийский, имевший доступ к лучшим библиотекам, смог отыскать имена олимпиоников только до 249-й Олимпиады (217 по Р.Х.)[2]: это говорит о том, что древние игры уже давно вышли из моды. Впрочем, по инерции они продолжались вплоть до царствования императора Феодосия I, когда, как считается, во время 292-й Олимпиады (389) в последний раз в Олимпии возносились молитвы Зевсу. Заметим, что прекращение игр, ставшее закономерным следствием повсеместного запрета публичных языческих культов, настолько мало интересовало современников, что о нем не дошло ясных свидетельств. Единственное ясное сообщение сохранил для нас византийский хронист Георгий Кедрин (XI в.): «В это время угасло празднество Олимпиад, которое совершалось раз в четыре года. Началось же это празднование, когда над иудеями царствовал Манассия, и продолжалось до начала правления Феодосия Великого»[3]. Впрочем, некоторые исследователи считают, что игры продолжались еще полвека, до правления Феодосия Малого.
Казалось, Олимпийские игры, как и иные языческие обычаи, навсегда канули в лету. Но их ждала иная судьба.
Вся Европа внесла свой вклад в возрождение Олимпиад. Раскопки немецких археологов в Олимпии в 40-х годах XIX века пробудили к теме общественный интерес. Их инициатор Э. Курциус патетически провозглашал: «То, что лежит там, в темной глубине, – жизнь из нашей жизни, и даже если у Бога есть другие распространенные на земле заповеди, провозглашающие намного более величественный мир, чем олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия все же остается для нас священной землей. И нам необходимо перенести в наш мир, блистающий более чистыми огнями, возвышенность культуры древних, самоотверженный патриотизм, готовность к жертвам во имя искусства и радость состязаний, превосходящую любые жизненные силы»[4]. Тем временем в Англии некто У. Брукс, энтузиаст физической культуры, с 1850 года проводил в городке Венлок в Шропшире «Олимпийские игры», где участники бегали, прыгали, бились на копьях и даже скакали на свиньях[5]. Но на серьезный международный уровень эту идею вывели французы, с XVIII века игравшие роль «культурного авангарда» новоевропейской цивилизации. В 1892 году Пьер де Кубертен – аристократ, ревностный филэллин и, разумеется, потомственный масон[6] – выступил в Сорбонне с вдохновенной речью «О возрождении олимпизма», где предложил возобновить Олимпийские игры во всемирном масштабе. Идеи Кубертена легли на благодатную почву, и уже через два года в Париже состоялся международный атлетический конгресс, принявший эпохальное решение: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, представляемых возрождением Олимпийских игр, с точки зрения как спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни». Первые новые Олимпийские игры состоялись в Афинах в 1896 году.
Олимпийское движение можно без преувеличения назвать одним из самых ярких культурных явлений XX века. В основе этого движения лежит концепция олимпизма, который, как сказано в Олимпийской хартии, «представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума». Автор концепции, барон де Кубертен, поэтически изложил свои идеи в написанной им под псевдонимом «Оде спорту». Позволим себе привести главные тезисы этого почти сакрального по своему пафосу гимна:
спорт – бессмертный источник наслаждения, дарующий радость бытия духу и телу;
зодчий, мастер гармонии, формирующий в вечном движении совершенного человека;
он беспристрастен и справедлив;
он призывает человека к борьбе и дерзаниям, к преодолению себя;
он благороден и безупречен, требует высокой нравственности, чистоты и честности;
он дарует радость и ликование, врачует душевные раны, раздвигает горизонты;
спорт – посредник, исцеляющий недуги под лозунгом: «В здоровом теле – здоровый дух!»;
он ведет человека к совершенству по пути прогресса физического и нравственного;
наконец, спорт – это мир и согласие, источник дружбы и единства между людьми[7].
Казалось бы, прекрасные и возвышенные идеи, достойные всяческого одобрения. Но сквозь патетику эпитетов явственно проступают черты столь характерной для западноевропейского гуманизма подмены понятий, когда далеко не самая важная область человеческой деятельности «аллегорически» возводится в статус фундаментальной общечеловеческой ценности чуть ли не религиозного характера.
Конечно же, было бы нелепо и неразумно оспаривать важность попечения о телесном развитии и физическом здоровье. Не подлежит сомнению и то, что спортивные состязания несравненно лучше драк и войн. Проблема в другом: в извращении системы ценностных координат. В частности, разве не лукавой подтасовкой является расхожая фраза «в здоровом теле – здоровый дух»? Ведь ее автор, древнеримский поэт Ювенал, имел в виду совершенно иное: «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano». Обращаясь к молодежи, озабоченной атлетической накачкой мышц и тренировкой тела, сатирик увещевает:
Надо молить, чтобы дух здравым был в теле
здоровом:
Сильного духа проси, что не ведает страха пред
смертью,
Что своей жизни предел считает подарком природы,
Духа, что затрудненья выносит какие угодно,
К гневу не склонен, ничем не прельщается,
предпочитает
Тяжкие подвиги и трудовые дела Геркулеса
Играм Венеры, пирам и роскоши Сарданапала[8].
В этих стихах нет и намека на прямую связь духовного здравия с физическим. Но, как видно, авторитет античности заканчивался там, где начиналось строительство «новой духовности». Классические цитаты и образы использовались лишь как антураж для создания новой оккультной мифологии «гармонически развитой личности».
Одним из самых ярких общественно-политических событий межвоенного периода стала Берлинская Олимпиада 1936 года. В играх участвовало 49 стран, хотя проводить их в столице нацистского рейха многим казалось проблематичным. Но прибывший в Германию с инспекцией старик де Кубертен был настолько очарован картиной массового спортивного движения, что в своей речи по германскому радио назвал А. Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи». По предложению министра пропаганды Й. Геббельса[9], в Берлин впервые был доставлен эстафетой «священный огонь» из древней Олимпии. Открытие Олимпиады впервые транслировалось по телевидению в прямом эфире. Германия торжествовала полный триумф, завоевав в полтора раза больше наград, чем занявшие 2-е место США. По указанию фюрера игры были воспеты в шедевре Лени Рифеншталь – документальном фильме «Олимпия».
Идеологический контекст Олимпийских игр достиг своего апогея в разгар советско-американского противостояния периода «холодной войны», когда взаимному бойкоту двух лагерей подверглись Олимпиады в Москве (1980) и Лос-Анджелесе (1984). После развала соцлагеря политические страсти поутихли, и олимпийское движение все больше стало превращаться в способ повышения престижа государства, по возможности прибыльный. Впрочем, заработать на Олимпиадах удавалось редко: так, после Монреаля (1976, убытки 1,2 млрд. долларов) Канада расплачивалась с долгами 30 лет, а Афинские игры (2004, убытки 5,7 млрд.) всерьез пошатнули экономику Греции. Да и с укреплением международного престижа дело обстоит не так просто: «олимпийская тема» дает хороший повод превратить ту или иную страну в объект травли со стороны «прогрессивных» средств массовой информации.
Но оставим политические и экономические резоны. Ясно, что олимпийская идеология претендует на нечто гораздо большее, чем обслуживание сиюминутных выгод. Ведь написанная аристократом Кубертеном Олимпийская хартия строго-настрого запрещает любую коммерческую рекламу и не допускает к соревнованиям тех, кто хотя бы раз в жизни получал деньги за занятия спортом. Зададим себе вопрос: какое событие способно в наше время приковать к себе внимание во всех точках земного шара? В каких торжествах участвуют представители всех религий и традиций? Какую церемонию, устраиваемую общественной организацией, могут открывать исключительно главы государств? Это Олимпийские игры. К началу III тысячелетия в них вовлечены более 200 государств мира – больше, чем входит в Организацию Объединенных Наций. По сути, речь идет о первой в истории человечества удавшейся попытке создания всемирного культа. Многими чертами (в том числе и строгим запретом на традиционную религиозную символику) он напоминает культ Высшего Разума в якобинской Франции – только место разума в нем занимает Великое Развлечение, ведь разошедшееся по всем языкам мира слово «спорт» происходит от английского disport – «забавляться, шалить, развлекаться» (буквально – «идти в разнос»).
Впрочем, как теперь видно, попытка внедрить «культ чистого спорта» не вполне удалась. Возвышенная идея оказалась изрядно подточена многочисленными допинговыми и коррупционными скандалами, а спортивные игры современности, ставшие частью индустрии развлечений, стали куда более похожи на азартные зрелища римской толпы, чем на состязания благородных эллинов. И Олимпиады, как и на заре своей истории, уже не воспринимаются как простые соревнования атлетов, но превратились в грандиозное празднество новой мировой «религии» – культа потребления. Это шоу с гигантскими бюджетами, где главное место занимают помпезные церемонии открытия и закрытия Олимпиад, а предметом внимания становятся не столько победы, сколько суммы призовых фондов, букмекерские ставки и громкие скандалы.
Но Олимпиады по-прежнему хранят заложенный в них изначально характер сакрального действа. Не случайно в церемонию открытия каждой Олимпиады входит возжигание «священного» огня.
«Древняя Олимпия. 10 мая 2012 года. Спец. корр. ИТАР-ТАСС.
На родине античных Олимпиад сегодня зажжен огонь для ХХХ летних игр в Лондоне, которые пройдут в столице Великобритании с 27 июля по 12 августа. На торжественной церемонии присутствовали президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге, глава организационного комитета “Лондон-2012” Себастьян Коэ и другие официальные лица.
Огонь был зажжен во время театрализованного представления, в котором участвовала группа “жриц”, исполнивших обряд, созданный на основе древних традиций с привнесением современных элементов. Верховная жрица – одетая в античную тунику и сандалии известная греческая актриса Ино Менегаки, – выйдя из руин храма Геры в окружении других жриц, произнесла молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь:
“Пусть настанет священная тишина. Пусть умолкнут небо, земля, море и ветра. Пусть умолкнут горы и крики птиц, ибо нас будет сопровождать Феб, бог, приносящий огонь. Аполлон, бог солнца и идеи света! Пошли нам свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города Лондона! А ты, Зевс, дай мир всем народам на земле и увенчай венками победителей священного состязания!”
После этого верховная жрица, преклонив колено у алтаря древнегреческого храма Геры, поднесла факел к параболическому зеркалу. От солнечных лучей вспыхнул Олимпийский огонь. От факела был зажжен огонь в выполненном в древнегреческом стиле специальном сосуде, на котором изображены бегущие эллины»[10].
Кстати сказать, античные Олимпиады, насколько известно, к Аполлону никакого отношения не имели: ему были посвящены другие – Пифийские – игры. Но «отцы олимпизма» 120 лет назад в большом зале Сорбонны воспели гимн почему-то именно Фебу Светоносному[11]…
Веселиесь? Ну, веселитесь, веселитесь... Только вот какой с вами "господь", если вы воспели оду Фебу светоносному? Или для вас все это - игра и представление только? Не наигрались еще в детстве? Какое общение света со тьмою? Можете ли служить двум господам? Не лгите на людей, не принимающих ваши языческие игрища! Православные люди протестуют не против спорта вообще, а против языческих шабашей, в которые, якобы, "на самом-то деле", и вовсе не верят "правосавные, по определению, гречанки". Это ложь и лукавство! В любом случае они этими своими "постановками" пропагандируют язычество и конкретных бесов: аполлона и прочих.
P.S. Кстати, к зажжению огонька паралимпийских игр, среди прочего, приложили руку и шаманы: http://ria.ru/sochi2014/20140227/997410368.html. Что же, веселитесь дальше, честные отцы и братья! Только потом не надо спрашивать, за какое такое нечестие Господь попускает беды на земле Русской! Не помните, не после ли "славной" олимпиады в "православной" Греции ее разразил экономический кризис?
Для начала, рекомендовал бы прочесть это: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/68218.htm
Там есть хорошие слова моего земляка отца Александра (Новопашина), равно как и других священослужителей. Главная проблема тех занимается порицанием, в первую очередь, наличие какого-то иррационального страха. А как говорится - если Господь со мной, то кого убоюсь?
Особенно веселят комментарии таких читателей как Надя, Роман и А.В.
Плюс, автору стоило бы немного поизучать историю вопроса, тогда не было бы таких грубых исторических ляпов как с идеей эстафеты олимпийского огня.
Совершенно по-иному теперь осмыслил факт многократного затухания олимпийского огня на святой Русской земле.
Я человек скептического склада ума и к чудесному отношусь прохладно, но в нынешние времена честный мыслящий человек, историк тем более не может закрывать глаза на чудеса, всё чаще посещающие нашу жизнь.
Печально, что большинство нынешних чудес мрачны и ужасны. Чудеса человеческого отступления от Бога.
И в общем то я не против мученичекого венца, но боюсь ярые "православные" не любящие спорт первые хотели бы пожить подольше на этом свете пусть даже ценой "героического" падения в содомию... Не говоря уже о 7млрд людей и не подозревающих о таких страстях разворачивающихся на сайте Православие.ру.
2.Роман, возможно Патриарх и не прав, но КТО Вам сказал что правы тетечки накрапавшие эту антипатриотическую статейку?
Несомненно противно, то что
устроители игр хоть и понарошку,
но как бы молятся
несуществующим идолам.
Но игры международные и если бы
молились Христу, то мусульмане и
иные язычники начили бы
выявлять недовольства.
А так, это мертвая религия и
верующих в ней не осталось,
обижаться некому. Вот и традицию
соблюли и нейтралитет выдержали
и вроде как аутентичненько.
Это конечно же не дело.
Лучше бы ставили спорт отдельно -
вне религии и политики, чем так.
Но я считаю, что физическая
культура и спорт - это дело
хорошее. Наша молодежь с этими
компьютерами совсем ослабла.
Раньше все были спортсмены, а
теперь все геймеры.
Поверьте, интернет и компьютер
несут только неприятности и грехи.
Спорт гораздо лучше. Пусть
занимаются им, чем этим "ничем".
Согласен с Дмитрием.
Хорошая статья. Пожалуй не хватает вывода, в котором вещи предельно однозначно назывались бы своими именами:
-олимпийские игры типичное идолослужение, причем сразу нескольким идолам зевсу, апполону, мамоме и еже с ними;
-православные христиане-спортсмены не должны участвовать в этих ристалищах, а если участвуют, то должны подвергаться эпитимии;
-также иные православные христиане, одобряющие или оправдывающие олимпийское движение (привет Сириусу и компании) также должны подвергаться эпитимии.
Первая заповедь: Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Ну что, Сириус, будете настаивать:
-"Олимпиада- долгожданный праздник для всех любителей спорта,и никакого отношения к язычеству не имеют";
-"Спортивные состязания-зрелище,и ничего кроме зрелища";
-"Всё,что делается для Славы Родины,для торжества добра над злом,для защиты поруганных Святынь-всё хорошо";
-"Да кто-же сегодня вспомнит чему они были посвящены,сегодня это-праздник спорта и ничего более".
Надо определяться, брат: или вспомнить первую заповедь, или забыть, что такое на самом деле олимпийские игры.
а еще страшно представить как люди в шутку или нет, а скорее всерьез не подозревая и не замечая зла, молятся люциферу...да еще называя его светоносным...страшно!!! Господи прости всех нас!
http://i.imgur.com/GVGUa.jpg
один из видов олимпийской деревни в Лондоне. Прекрасная иллюстрация к вашей статье
Олимпийские игры были запрещены императором Феодосием как языческое мракобесие, но в последние времена этому безбожию дано некоторое время.
Спаси всех Бог! Аллексей.
Тема очень сложная, то, что происходит на Олимпиадах - действительно далеко от нравственных христианских идеалов. Но ни древнегреческий Олимп, ни Геббельс тут не при чём. Мы празднуем Масленицу - и что теперь - мы не христиане?
В том-то и смысл для нас, русских, участия в Олимпиадах - не быть замеченными в допинговых скандалах, не скрывать перед миром своего упования на помощь Божию и брать призовые места.
Также, ИМХО, и здесь, можно разглядеть и "нечистоты", а можно и "цветы". Для многих людей именно Олимпийские игры становились толчком к тому, чтобы оторваться от дивана и пойти в спортивный клуб. Да, согласна, это забота о теле, а не о душе, но для кого-то именно эта ступенька становиться ступенькой к ОСМЫСЛЕННОЙ жизни, и через это они идут и дальше, к мысли, что не только тело нуждается в упражнениях.
В статье много написано об истории Олимпийских игр. Да, изначально это было поклонение языческим богам. Но давайте вспомним изначальный смысл, например, Масленницы...
И не Патриарх ли лично участвует в проводах наших олимпийцев? Или это так, случайно?..
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Спасибо Автору за интересный и своевременный материал!
Заповеди стали попираться не только отдельными людьми и государствами, но с помощью идей современных "гуманистов" и "хорошо забытых" культов, международных "некоммерческих" корпораций и прочих организаций - на уровне мирового сообщества. Если бы за идолами и языческими обрядами не стояли бы вполне реальные сущности духовного порядка (невидимого мира), и конкретный, хотя бы мимолетный и неосознанный выбор мировоззрения и пребывания через одно такое событие в вечности, не влияли бы на дух, душу и тело, то олимпийские спектакли не нуждались бы в самонадеянном оправдании. Мертвых культов и религий не бывает, поскольку за ними и в них самих, как минимум - дух различного свойства, который вне времени и пространства...
Но игры международные и если бы молились Христу, то мусульмане и иные язычники начили бы выявлять недовольства.
А так, это мертвая религия и верующих в ней не осталось, обижаться некому. Вот и традицию соблюли и нейтралитет выдержали и вроде как аутентичненько.
Это конечно же не дело.
Лучше бы ставили спорт отдельно - вне религии и политики, чем так.
Но я считаю, что физическая культура и спорт - это дело хорошее. Наша молодежь с этими компьютерами совсем ослабла. Раньше все были спортсмены, а теперь все геймеры.
Поверьте, интернет и компьютер несут только неприятности и грехи. Спорт гораздо лучше. Пусть занимаются им, чем этим "ничем".
Но не всё так однозначно.
Понятно, что весь этот "древний обряд" возжигания огня теперь является лишь представлением. Понятно, что девушки, играющие жриц, ни в каких Аполлонов не верят, они же гречанки, стало быть православные! :)
И самое главное - вспомните - ведь перед каждой Олимпиадой все наши спортсмены молятся на молебене, который служит сам Патриарх и благословляет их. Многие из спортсменов вообще являются верущими людьми.
Это всё, конечно, не является апологией язычества, которое, видимо, всё ещё присутствует в некоторых элементах проведения Игр.
Но тема спорта, чемпионатов, Олимпиады в оценке православного христианства ещё не совсем исчерпана.