Поэтика выпускного

    

Мне кажется, что от метафизики не убежать. Физика (та, что в аристотелевском смысле) говорит о своем позитивном знании громко. Даже и не говорит, а вещает: «Молекулы, атомы, железы, инстинкты, денежные знаки…» Зато метафизика шепчет на ухо тихо, но уперто: «Тайна, боль, смерть, совесть, иная жизнь…»

Почему на выпускном плачут и не могут сдержаться? Потому что смерть это. Один из ее бытовых подвидов

Ну, допустим – это просто я болен или хотя бы странен. Ну, допустим, это мне одному смерть вокруг мерещится и подмигивает. Но почему тогда циничные современные дети на выпускных балах слезы льют? Те самые дети, которые из всемирной сети об изнанке жизни знают больше вчерашних пенсионеров. Те дети, что в трудолюбии не замечены, взрослых не уважают и чей язык общения с трудом попадает под определение «русский». Именно они плачут и не могут сдержаться. Почему? Потому что смерть это. Выпускной, в смысле. Смерть. Один из ее бытовых подвидов.

Это расставание, одетое в обряд. Запомним эту короткую фразу, ибо она тянет на определение. «Расставание, одетое в обряд». Вальс, цветы, музыка. «Когда уйдем со школьного двора…» Это аналог погребения, прощания, ухода в иную жизнь и иной мир. Это необратимость, неумолимый выход из реки, в которую уже второй раз не вступишь. А ведь что такое погребение? Это тоже расставание, одетое в обряд. Цветы, слезы, торжественные речи в том состоянии, когда в зобу дыханье сперло. «Прощайте. Спасибо вам за всё. Мы вас никогда не забудем».

И – таинство всепрощения, точь-в-точь как перед гробом. Мертвым ведь всё прощают. Вот и здесь учителя во всеуслышание прощают лентяев, пивших на уроках их кровь, и говорят им: «Прощайте. Вы все такие хорошие!» А заплаканные лентяи гримасничают от угрызений совести и впервые жалеют о том садизме, с которым они относились к своим химичкам и физичкам. В общем – «Простите нас!» – «Бог простит, и вы нас простите». Кому знаком Великопостный чин прощения, тот поймал аналогию. А музыка всё играет в миноре, и букеты у всех в руках, и часто поминаются двери. Те школьные двери, которые скоро захлопнутся за вами и которые якобы «останутся всегда для вас открыты». (Тоже ведь тот еще образ – двери).

Именно в радости скорбь проявляет себя неожиданно и властно

Плачут мамы, плачут дети, плачут завуч и директор. Эти последние, впрочем, меньше плачут, потому что работа у них продолжается, требуя собранности и суровости. Так и мифологический Харон не был замечен в чувствительности, но возил через Стикс души в одну сторону без эмоций, молча. На выпускном понятно, что скорбь пронизывает всё. Даже радость. Именно в радости скорбь проявляет себя неожиданно и властно, как подлинная хозяйка падшей жизни. Это радость в мире – случайная гостья, ласточка. А скорбь – госпожа. Потому и невесты плачут. Им волосы заплетают (или расплетают), а они плачут на пороге совершенно новой жизни, на пороге смерти девичества и будущего воскресения в новом качестве. Плачут мамки, прощаясь с дитятком. Плачут подруги, кто – от зависти, кто – от ощущения жгучей тайны. И это тоже смерть, побеждаемая и преображаемая, но вездесущая со времен вкушения райского яблока.

Я не люблю выпускные. Эту тонкую игру на нервах, которых и так не осталось: это очередное разрезание сердца на кусочки можно терпеть только по обязанности. Однако метафизика вездесуща, и меня это радует. Духовное измерение жизни торит себе дорогу там, где его не ожидают встретить. Не хотите разрыдаться на монашеском постриге; не желаете помнить о смерти; в браке – великом, чудном, бездонном браке – мистики не чувствуете – вот тогда вам! Лейте слезы хотя бы на выпускном, потому что он младший братец погребения, брака и монашеского пострига.

В одной из записей дневника Шмеман, помню, говорил о смерти одного из близких знакомых или друзей. Была болезнь, угасание, потом пришла смерть. Мертвая плоть, запах лекарств, хаос больничной койки, скорбь, страх. Но потом – омовение, отпевание, «со святыми упокой». Потом свечи и дым кадильный, надгробное рыдание и – крестик в руку. И вот – пишет Шмеман – молитва и вера говорят над гробом последнее слово (я не цитирую точно). Там, где смерть принесла хаос, боль и ужас, молитва и вера говорят свое слово. И это слово покрывает смертный хаос пеленой, вносит порядок и смысл туда, где, кажется, невозможен смысл и порядок. Возможен. Погребальный обряд – родина культуры. Жизнь не закончилась, но продолжилась в ином качестве, и Церковь знает это. Знает сама и другим говорит.

То же самое и с выпускными. Они нужны. Это – мирское таинство. Прощание, одетое в обряд. Кто были бы эти дети, лиши мы их учебы, зачетов, контрольных и всего прочего? Не ругай мы их за поведение и внешний вид, не объясняй мы им прописные истины? Это были бы зверята каменных городских джунглей. Но школа собрала их вместе, худо-бедно трудилась над ними, превращая детей в людей. Теперь ее миссия заканчивается, и всем понятно, что школьные годы были тяжелы, но необходимы. Это был покров цивилизационного труда, наброшенный сверху на хаос человеческого материала. И в конце всего – обряд прощания. Фотография на память, вальс, букеты, клятвы и обещания дружить вечно, что бы там в жизни взрослой ни произошло.

Всё это когда-то прожито лично. Но лично прожитое кажется сырым и непонятым, пока не посмотришь на то же самое, происходящее с другими. И вот ты смотришь в очередной раз на прощание, одетое в обряд, и треплешь себе нервы, которых почти не осталось. И мысль бьется туда и сюда с вопросами: что это? зачем это? что это значит? А это не что иное, как торжество метафизики. Поскольку, когда физика всё объясняет гормонами, атомами и денежными знаками, никто не плачет. А когда метафизика шепчет: «тайна, смерть, совесть, иная жизнь…», человек плачет. Он насыщается слезами и слез своих не стыдится.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна15 июля 2015, 10:14
Все именно так. В этом году был выпускной бал у моей дочки в той самой школе, из которой когда-то выпорхнула и я и моя сестра и брат...Мы с сестрой ходили к дочке на выпускной и мы плакали...и дети конечно плакали...и подумала я именно о том, что Вы о.Андрей написали...А потом сестра моя, пожив у нас полтора месяца, уехала в далекую и прекрасную Грузию к мужу и детям...и я опять плакала...а прошлым летом мы похоронили нашу бабушку, которой было без года сто лет, и до последних дней она была в добром уме и памяти (Царство ей Небесное)...И вот этот уход,этот опыт, эти расставанья дали мне понять слова одной песни: Расставанье - маленькая смерть...в эти дни думала об этом и мои мысли звучат в унисон с Вашими в этой статье...Спасибо Вам, отец Андрей.
Евгения17 июня 2015, 12:10
Спасибо за статью о.Андрей!все очень точно и метко .два года назад выпускалась наша дочь-состояние было грусти и какой-то потери,в этом году на очереди сын.Дети растут и вылетают,а мы идем дорогой дальше и от этого грустно,вчера первый класс ,миг,и вот они большие...Отец Андрей помогай Господи Вам в вашем служении,очень хорошие книги,читаем всей семьей и находим ответы .
Людмила Геннадьевна 5 июня 2015, 20:13
К комментаторам-нет здесь никакого уныния,и злобы нет.
о.Андрей очень позитивный батюшка ,у него прекрасное чувство юмора.
Просто в жизни есть место для грусти и веселья.
На счет того ,что о.Андрея много -просто удивляюсь:ну не нравятся вам его статьи и проповеди ищите своего автора.Зачем "марать бумагу."
Все желаю мира и добра!
нет 5 июня 2015, 18:23
Всегда интересно читать и слушать о Андрея.Спасибо! А наша жизнь и состоит из встреч и расставаний...Это взгляд мудрого человека, опытного священника.
Людмила 3 июня 2015, 19:34
Слишком много уныния в статье, а уныние - это один из грехов! Поэтому статья и воспринимается как воспевание смерти, а смерть - как мрак и ужас, а не вполне естественный переход к Богу.
Второе. Удивлена большому количеству откровенно злобных комментариев в адрес Галины, которая не согласилась с автором, причем высказала свое мнение в мягкой тактичной форме, никому не навязывая.
И такие злобные, пронизанные ненавистью комментарии пишут православные люди?!!
Подобные вещи дискредитируют православный сайт, и Православную Церковь.
Опомнитесь!!!
Читательница (Подмосковье) 2 июня 2015, 22:56
Татьяна Органова:
«Читательнице из Подмосковья отца Андрея много, а мне его мало! Ищу его по всем сайтам, дарю его книги своим знакомым.
Счастлива, что встречалась с ним и даже взяла у него автограф».

Мне нравятся другие авторы - которые пишут с любовью к людям и с добрым юмором (потому что по натуре такие). У них и беру автограф, а книги дарю знакомым.)
Татьяна Органова 2 июня 2015, 21:24
Читательнице из Подмосковья отца Андрея много, а мне его мало! Ищу его по всем сайтам, дарю его книги своим знакомым.
Счастлива, что встречалась с ним и даже взяла у него автограф.
Многая и благая лета Вам, дорогой батюшка.
Людмила 1 июня 2015, 10:36
Спасибо о.Андрей.
Вы о чень правильно выразили то,что чувствуют люди в эти важные моменты жизни.
И ничего Вам не привидилось и не мерещиться,у всякого православного человека есть всегда памятование о смерти .Так что Вы не один.
А тем,кто не понял ,что смерть очень близко присутствует в нашей жизни ,и от этого не уйдешь никуда и это не какой то там "культ смерти"Просто надо помнить ,что смерть -это не конец,а переход в новую другую важную жизнь.
Вспомните хотя бы жития святых ,мы празднуем дни памяти -т.е.дни смерти этих великих подвижников.Не зря ведь.Ведь это их вхождение в вечную жизнь.
И сарказма не увидела и уверенности в своей правоте...
Все очень душевно,глубоко .
Комментарий педагогам:видимо от многолетнего опыта,(все чувства как бы притупились -нет такой новизны) и не совсем верного понимания православного взгляда на смерть -такие вот реакции возникают.И зла никакого не увидела в комментариях выше.
Аноним31 мая 2015, 22:51
Люди, ну зачем же вы так напали на Галину (40 лет стажа)? У каждого свое мнение. Обвиняя ее (что она не православная или что она ничего не поняла), вы сами выглядите злыми и гордыми, что также не соответствует нашей вере. Люди, пожалуйста, будьте добрее, в вас самих уже любви не осталось к ближнему. И если хотите сделать замечание, пожалуйста, сделайте его как можно более мягко и тактично. Неужели вы думаете, что злостью можно изменить человека? Простите и меня если когг обидела, просто стало жалко, что мы такими становимся.
Андрей31 мая 2015, 13:13
Мало кому удаётся избежать печали когда приходится расставаться с тем, что так или иначе стало частью жизни, а у девочек и без того слёзы близко. Приплюсуйте к этому желание получить некую часть славы да утешиться посредством праздника и получите выпускной бал, с торжественной частью, вальсом, банкетом и всеночным гулянием в городском парке. Жаль только, что молодые люди не скоро осознают настоящую цену того праздника.
P.S. Учебный курс должен раскрывать правильную связь между фактами, а преподаватель осознавать свою роль, полномочия и ответственность.
София30 мая 2015, 23:18
Очень правильно написано, спасибо батюшке. А Галине (40л ст)- Вы себя-то вспомните выпускницей, это Вам сейчас лирика, по долгу службы. А тогда всё так и было.
Aleksandra Ostroukhova30 мая 2015, 18:46
Спасибо большое, отец Андрей. Все именно так. Вспомнила свой выпускной. В последних классах уже тяготилась школой , класс был не очень дружный , мои лучшие друзья и интересы были вне школы. А по дороге домой с выпускного, неожиданно для себя расплакалась, помню ощущение потерянности и внезапного страха. Маме говорю : А что теперь? Что я буду делать? Хотя вроде и ждала окончания школы с нетерпением , но, вдруг, в один момент поняла, что эта жизнь кончилась. А вот что там , в новой жизни? Неизвестно...До сих пор помню это ощущение, а прошло уже 23 года
Елена Кораблёва30 мая 2015, 16:40
Спасибо,о.Андрей! Глубоко, философично, иронично, символично... Я - учитель. Вчера "прожила" такой же точно выпускной. И только слёзы, именно слёзы - чистое, искреннее, неподкупное явление на подобном торжестве.
М. С.30 мая 2015, 10:28
А на моём выпускном не плакали. Класс был недружный, классную руководительницу не любили, а что касается прощания с детством, то многие уже не ощущали себя детьми и тяготились школьным укладом. Или мы просто были такие несознательные?
Анастасия30 мая 2015, 09:33
Прошу прощения за такую оценку: "Браво, о. Андрей!" Очень доступно, проникновенно, аналогия выпускного со входом в Новую, Неизведанную Жизнь просто великолепна.
Всем испугавшимся, пугающимся: смерть в христианстве это не потеря: Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение(Послание к Филиппийцам ап. Павла 1:21)
Ирина30 мая 2015, 09:07
Здорово, спасибо!Вчера в моём детском саду тоже был выпускной,и тоже "маленькая смерть". А Вас почитаешь и легче.
Виталий30 мая 2015, 00:52
В чем-то согласен, но в чем-то и нет. Смерть для христианина - это надежда на новую жизнь. Неужели не так? И даже тут, в бытовом плане - смерть школьной жизни, но при этом - надежда на взрослую (институтскую и далее) жизнь. Зима - смерть, Лето - жизнь. Свадьба ребенка для родителей можно сказать что и смерть, но в то же время - это надежда на новую жизнь. При этом мы проливаем как слезы печали, так и слезы радости. Вот на такой бы ноте закончить! :)
Татьяна Иванова30 мая 2015, 00:44
Как жаль, что, имея "почти 40 лет педстажа", уважаемая читательница ничего не поняла в статье... Вопрос об адекватности восприятия: ответила чему-то своему. Очень хорошая статья, как и всё, что пишет отец Андрей. Батюшка, каждое Ваше слово дорого. Спасибо автору и редакции сайта!

Татьяна (почти 35 лет педстажа)
тамара29 мая 2015, 22:55
Галине(почти 40лет педстажа)---Вы,наверное,не верите в БОГА,хоть и православная.О.Андрей всё объясняет с точки православия,а не смерти и цинизма.Прочтите ещё раз его статью медленно и внимательно.Спаси Бог,о. Андрей ещё раз за Ваше короткое и понятное объяснение.Многая Вам лета.
Вера29 мая 2015, 22:20
Очень прошу редакцию сайта "Православие.ру" публиковать, распространять, статьи, проповеди, лекции протоиерея Андрея Ткачева и других священников по всем жизненным вопросам, потому что духовный взгляд на наши жизненные этапы совсем не совпадает с мирскими оценками. Поэтому и появляются высказывания о циничности проповедей или статей. Как хорошо, что можно посмотреть на события не бытовым взглядом!
Спасибо за замечательные публикации на вашем сайте.
Olga Goryainova29 мая 2015, 21:43
Дорогой отец Андрей! Спасибо за статью. Всегда читаю Вас с удовольствием. Бог дал Вам возможность выразить то, что трепетно ощущают многие (а может и все?) Мы всегда плачем, когда расстаемся с дорогим для нас прошлым, оно каплей втекает в вечный, высший опыт. И это счастье...
Светлана29 мая 2015, 21:39
Согласна с мыслью о.Андрея. Любое прощанье - это маленькая смерть, кто прощался хоть раз с кем-то любимым надолго или даже на всегда, тот поймет конечно же. Выпускной - это дверь, за которой ждет новая неизвестная таинственная жизнь, полная надежд на лучшее, жизнь меняется навсегда, она уже будет совсем другой. Поэтому, кто любил школу, тот плачет, понимая что все закончилось и ничего нельзя вернуть, и что со многими он больше никогда не увидится, а тот кто не любил школу, тот просто взволнован неведомым будущим и обнуляет свои контакты.
Арина29 мая 2015, 20:46
А что ужасного увидела здесь Галина? Есть у кого-то (не помню) подобное сравнение слез новорожденного: умер для внутриутробной жизни, родился младенцем в этот мир. Прекрасно 40 лет педагогического стажа, обратная сторона этого - отсутствие аналогичного переживания, когда выпихивают из привычного круга помимо твоей воли и двери закрываются за спиной, не хотел, а умер для прежней жизни. Со слезами рождаешься для новой. А для выпускников школа пока бОльшая часть их сознательной жизни. И вот, они опять младенцы. Прав о. Андрей, они плачут, не понимая причины, это действительно метафизика. И лирики в статье хватает.
Александра Пугачева29 мая 2015, 19:56
Благодарю Вас , батюшка, за замечательную статью. У моей внучки был выпускной в детском саду, так вот эта печаль расставания, а не "здравствуй, школа" лежала на ней, еще вчерашнем младенце, а с мая уже отроковице.И не только на ней,словно вуалью прикрыло нежные детские лица... Прощание одетое в обряд. Теперь и я поняла,что это были за слезы, почему многие из нас плакали...
Читательница (Подмосковье) 29 мая 2015, 19:00
Подписываюсь под комментарием Галины (почти 40 лет пед. стажа).
У автора – явный дефицит любви, но самого автора чрезмерно много - и на этом сайте, и на других.
Подробнее не пишу – не уверена, что опубликуют, боюсь зря потратить время.
С уважением к Редакции.


Ольга29 мая 2015, 18:43
Каждый раз читая статьи отца андрея-изумляюсь проникновенности и таланту.Его огромному таланту Слова, данного Богом. Спаси и храни Вас Господь!
Валентина29 мая 2015, 16:40
Благодарю Вас отец Андрей! Вы очень правильно сравнили эти оба состояния перехода из детства, отрочества в юность. Ведь Детство и отрочество уходят навсегда, так и есть - умирают. Если бы не умирали, то мы бы не плакали и не грустили на последних звонках. И дальше у всех путь разный, кто как готов к вступлению в эту другую жизнь - взрослую, как кто учился, как был послушен или наоборот. Конечно, вся наша жизнь быстротечна, и переходим мы из одного возраста в другой не замечая этого, всё кажется закономерным. На самом деле везде аналогия смерти и подготовки к Великому Переходу - в жизнь Вечную. А те, кто возмущён таким сравнением автора, думаю, просто боятся этого Перехода. Низкий Вам поклон из Киева дорогой отец Андрей! Храни Вас Господь! р.Б. Валентина.
Андрей29 мая 2015, 15:55
Галине у которой 40 лет стажа. Что в этой статье циничного?Статья очень светлая. Мне кажется Вы Галина за 40 лет просто засохли.
Спаси Вас Бог отец Андрей!
Наталья,Киев29 мая 2015, 15:54
Замечательная статья,очень трогательная и глубокая.Скучаем за Вами,о.Андрей!В Киеве отцветают каштаны...
Галина Костина29 мая 2015, 14:30
Я р.Б. Галина только что пришла с последнего звонка. Я с Донбасса. Рядом смерть детей. Таких необыкновенных, любимых. Впервые, при глубоком уважении о. Андрея, не согласна с ним. Дети пели свою песню о жизни, о мире. Да я плакала. Но была рада даже проливному дождю. Спаси Господи наших детей!
еще одна Татьяна29 мая 2015, 13:54
Уважаемая Галина, хоть Ваш педстаж почти 40 лет, но отца Андрея Вы не поняли. Прочитайте еще раз. А для христианина смерть - это высокое и прекрасное.
Маша29 мая 2015, 12:43
После прочтения последних статей автора, я волнуюсь за внутреннее состояние автора. Ведь он сам "разукрашивает" все красками смерти, видит ее там, где остальным видна ЖИЗНЬ, ПЕРЕХОД В ДРУГОЙ ЭТАП ЖИЗНИ,ВЗРОСЛЕНИЕ. Но автор нам твердит - это всё смерть, ее дыхание, и машет своей кистью машет, забрызгивая все кругом. Автор, я очень беспокоюсь. Мне кажется, что через все слова автора видны внутренние муки, может муки совести, несделанного, недоделанного, этого я не знаю. Видно, что человек истощен и он на грани.
Кто рядом - поговорите с ним.
Марина Потарина29 мая 2015, 12:26
да, такое сравнение и в голову не приходило)) спаси Господи!
Ксения29 мая 2015, 11:25
Большое спасибо отец Андрей за познавательную статью. Как всегда на высоте и доступным словом. Пробрало до глубины души, тема пришлась в тему, потому что я работаю в институте и сейчас готовим выпускников - дипломников. Храни Вас Бог!
татьяна29 мая 2015, 11:18
Очень глубокая статья! Спасибо!!!!!!
Наталья29 мая 2015, 10:42
Сильно, отец Андрей, очень сильно. А я думала, мне одной смерть повсюду дает напоминание и страх (после того, как полежала в больнице). Ан нет...Спасибо Бог, дорогой отец Андрей. Немного успокоили, а то нервов и правда, уже не осталось.
Владимир29 мая 2015, 09:14
Что-то я рассочувствовался... Хорошо, что в кабинете один.
Никогда в таком ключе не думал об этом. Но вот теперь, видимо, невольно и вспомню, когда у дочери с сыном придут их дни прощания с детством.
Галина (почти 40 лет пед. стажа)29 мая 2015, 09:11
Цинично. Неужели в вас, уважаемый священник, не осталось ничего светлого и радостного, все стер этот всепоглощающий сарказм и уверенность в своей правоте? Неужели в этой прекрасной жизни, дарованной нам Христом,пусть с ее трагизмом и бедами, вы не признаете кроме культа смерти? Кроме физики- метафизики- есть еще и лирика, и Господь приемлет все. Есть еще и творчество- от Духа Святого, ведь Дух Святой, Пресвятая Троица- это Само Животворящее Творчество.И всегда будет просто человеческая грусть, где- то светлая, а где-то со слезами; грусть о безвозвратно прошедшем и потерянном,грусть о собственных ошибках. Грусть расставания, воспетая в веках. Слава Богу, что не все еще бесчувственные, с каменными масками "бесстрастия", а на самом деле- огульного равнодушия, высокоумия и самоуверенности. Не надо смеяться над высоким и прекрасным. И выпускной бал- это и есть высокий и прекрасный взлет душ с осознанием величия жизни- этого мига в вечности- и собственной духовной нищеты. И великой Надежды на лучшее будущее.В этом жизнь.
Светлана29 мая 2015, 08:20
Благодарю Вас отец Андрей! Как правильно Вы все сказали.....Дожив до 50 лет,прочла у Вас то,что сама не могла выразить словами. низкий Вам поклон Храни Вас Господь.
Алексей29 мая 2015, 06:55
Да, да,да. Это здорово чувствуется, каждый год на последнем звонке. Личный опыт.
Отец Андрей, у Вас замечательные статьи, спасибо!
Нина29 мая 2015, 05:48
Спасибо, отец Андрей. Глубоко и, главное, правильно.Нервов совсем не осталось, в этом году никого не провожаю во взрослую жизнь, а 25 число (последний звонок) бередит душу по-прежнему... Наверное, и потому, что мы еще люди...
р.Б.Иулия29 мая 2015, 01:04
Спаси Бог, дорогой батюшка!
...как там в песне "расставанья маленькая смерть.."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×