Православный календарьПравославный календарь
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.

За статус украинской столицы Киев заплатил разрушением церквей

Киев, 7 августа 2004 г.

В эти дни на Украине отмечается 70-летие переноса столицы УССР из Харькова в Киев. По данным издания "Факты", за статус украинской столицы Киев заплатил разрушением десятков уникальных церквей. В начале XX века не бывало в Киеве приезжего, который бы не отмечал: особую атмосферу в городе создают древние храмы и монастыри. Но именно эта атмосфера раздражала тех, кто в 1934 году принял решение перенести столицу УССР из Харькова в Киев, передает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов. По мнению тогдашнего правительства республики, "город церквей и монастырей" должен был превратиться в "архитектурно завершенный, действительно социалистический центр Советской Украины".

О том, как воплощался этот замысел, рассказал в своей новой книге историк Александр Анисимов. "Социалистическая реконструкция" требовала решительной перестройки города, и она началась - с уничтожения храмов. В числе первых пал Михайловский Златоверхий собор XII века с колокольней, место которых должен был занять Правительственный центр. Нарком образования Владимир Затонский, раздраженный затянувшимися работами по съему древних мозаик в Михайловском Златоверхом, называл ученых - исполнителей работ "любителями древнего хлама". В результате, на месте Златоверхого устроили площадку для выгула собак. Иные храмы разрушали под благовидными предлогами: церковь Сретения на Львовской площади убрали ради "расширения местности", Иоанно-Златоустовская на улице Галицкой якобы мешала движению трамваев. "Пали" церковь Богородицы Пирогощей XII века, множество храмов XIX-- начала XX веков, шедевры украинского барокко, возведенные в конце XVII века: Богоявленский собор Киево-Братского монастыря и Военно-Николаевский собор. Колокольный звон запретили еще в 1930-м, так что, умирая, храмы не могли и голоса подать.

Если так относились к древним, намоленным храмам, то что уж говорить о тех, которые были не достроены. Две таких "незавершенки" рассматривались на предмет размещения в них... крематория. Слава Богу, нашлись трезвые головы, сообразившие, что размещать крематорий в густонаселенном районе просто бесчеловечно. Всего за время тогдашней "перестройки" было уничтожено 150 одних только православных храмов.

Повезло лишь тем, разрушение которых подпортило бы репутацию власти в глазах мировой общественности. Например, Софию отстояли французы, напомнив советскому правительству, что строил ее Ярослав Мудрый, отец Анны Ярославны - королевы Франции. Антирелигиозным музеем стал и Владимирский собор. Выдубицкий монастырь стал городком металлистов. Трапезная церковь Лавры и Андреевская церковь многие годы работали в режиме концертных залов. Но, несмотря на "перепрофилирование", храмы все же играли роль духовных центров. Каждый, кто слушал музыку в их стенах, подтвердит, что звучала она не так, как в обычном концертном зале. Так что воинствующим атеистам (а их в Киеве насчитывалось более 157 тысяч), несмотря ни на какие ухищрения, не удалось изгнать особую атмосферу из храмов - а значит, и из самого златоглавого Киева.

7 августа 2004 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×