Нью-Йорк, 1 ноября 2004 г.
"Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса. Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа" (Еф. 6, 23-24).
Сими апостольскими словами предварялось Послание Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 27 августа-9 сентября 1927 г., когда возникла необходимость ответить на обнародованное в июле того же года Послание митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода, ставшее известным как "Декларация лояльности".
В заключении ответного Послания от имени Собора зарубежных русских епископов под председательством митрополита Антония (Храповицкого) было сказано:
"Тщательно рассмотрев Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Синода, и приняв во внимание, что высшая церковная власть в России находится в тяжком пленении у врагов Церкви, несвободна в своих деяниях, а также то, что у нас нет возможности иметь с нею нормальные сношения, Священный Собор Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей определил:
Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской Церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и канонического управления Церковью.
Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание советской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной советской власти, заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Священного Собора Всероссийской Поместной Православной Церкви 1917-18 гг. и постановлению Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7-20 ноября 1920 года, при помощи Архиерейского синода и Собора Епископов под председательством Киевского митрополита Антония.
Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывною духовно-единою ветвью великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальною. Она по-прежнему считает своею главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и возносит его имя за богослужениями".
Мы считаем необходимым напомнить нашей пастве эти основы автономного существования нашей зарубежной части Русской Церкви. Хотя оно продолжалось многие десятилетия, это положение было обусловлено безпрецедентной ситуацией Церкви при богоборческом тоталитарном режиме на Родине, и Русская Зарубежная Церковь никогда не мыслила себя вне Всероссийской Поместной Церкви.
Если разделение русского народа вследствие революции и гражданской войны было разделением по плоти, то появление Декларации внесло разделение идеологическое, духовное. Власть хотела лишить Церковь самостоятельности, дискредитировать ее, разделить, покорить, и, поэтому в навязанной ею Декларации затуманивалась суть взаимоотношений Церкви и власти.
Упоминаемое в Декларации требование "от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности Советскому Правительству во всей своей общественной деятельности" было неприемлемо для русских людей в зарубежье, как попытка лишить их свободы обличать безбожие, разоблачать гонителей Церкви, свидетельствовать о подвиге новомучеников.
К годовщине своего избрания глава Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Святейший Патриарх Алексий, высказался критически в отношении Декларации, сказав, что «неправда замешана в его (митрополита Сергия) Декларации» и что в ней налицо «подчинение Церкви интересам государственной политики» («Известия», 10.06.1991). В 2000 году Архиерейский Собор в Москве принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой определяется норма церковно-государственных отношений, по существу обличающая Декларацию и объявляемый ею курс. Среди прославленных в том же году новомучеников российских, были и те, кто обличали Декларацию и не приняли курс митрополита Сергия, но продолжали – также как Русская Зарубежная Церковь – поминать митрополита Петра как главу Русской Церкви. Таким образом, возникли предпосылки для плодотворного диалога на новой основе. Этому развитию были посвящены две исторические конференции (в 2001 и 2002 гг.), включавшие независимых историков наряду с клириками обеих частей Русской Церкви. Затем, к концу 2003 года были назначены встречные комиссии для диалога и разработки всех вопросов, препятствующих дальнейшему сближению и в дальнейшей перспективе - молитвенно-евхаристическому общению.
Преодоление долголетнего разделения - процесс серьезный и трудоемкий. Не может не сказываться различие исторического опыта сторон. Тем более работа должна вестись осмотрительно, а вместе с тем целенаправленно. Священноначалие обеих сторон внимательно следит за развитием диалога. Доклад Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла председателя ОВЦС Московского Патриархата, на Архиерейском Соборе 2004 года, ярко свидетельствует об этом, не в последнюю очередь, касательно вопроса «Декларации лояльности» как феномене тоталитарного периода, последствия которого следует преодолевать. Нам видится, что работа встречных комиссий при этом уже сказывается положительно. Архиерейский Собор в Москве одобрил документы, представленные совместно со стороны комиссий.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей со своей стороны, одобряя эти документы, представляет их на рассмотрение Архиерейского Собора нашей Церкви. В сентябре встречные комиссии заседали в г. Мюнхене, а в ноябре с. г. последует очередное совместное их заседание в Москве.
Как положительный результат диалога следует отметить также обоюдную готовность к полюбовному разрешению существующих в некоторых местах имущественных конфликтных ситуаций, отчасти связанных с судебными делами. Эти конфликты порождены тем же прошлым, преодоление последствий которого настоит осуществить со всей ответственностью во благо паствы и свидетельства Православия.
Из всего этого видно, что церковные комиссии трудятся с благоговением, во имя правды Божией и достоинства Поместной Российской Церкви. Посему, мы благословляем их на продолжение работы в том же духе, молитвенно желая им помощи Божией и благословения новомучеников, жизнь, служение и смерть которых являются семенем настоящего братского диалога, ведущего, как мы надеемся, к примирению и молитвенно-евхаристическому общению.
Будем молить Господа о том, чтобы Он, по псалмопевцу, "благословил люди Своя миром", Своим неземным миром, о Котором Он говорил апостолам перед Своими страданиями: "Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю Вам".