Православный календарьПравославный календарь
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

"Люблю монахов и монастыри"

Писатель Олеся Николаева выступает на Всероссийском Съезде православной молодежи Писатель Олеся Николаева выступает на Всероссийском Съезде православной молодежи
Писатель и поэт Олеся Николаева — один из немногих авторов с ярко выраженным православным мироощущением. Факты ее биографии, пожалуй, столь же экзотичны, как и творчество. Будучи дочерью поэта Александра Николаева, она росла в литературной среде в окружении друзей родителей, среди которых были Булат Окуджава, Давид Самойлов, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер, и уже в начальной школе писала стихи.

Впоследствии ее семь лет не принимали в Союз писателей из-за ярлыка "писательская дочка", хотя стихи Олеси Николаевой были по достоинству оценены Окуджавой, Левитанским и Вильмонтом. После перестройки ситуация изменилась. Стали выходить книги стихов, прозы, эссе.

Лауреат Пушкинской премии-стипендии Альфреда Тепфера (1997) и поэтической премии имени Бориса Пастернака (2002), автор шести стихотворных сборников, двух книг прозы, двух книг богословской эссеистики и многочисленных публицистических статей, посвященных проблемам культуры, религии, Церкви, преподаватель поэтического семинара в Литературном институте им. Горького, Николаева известна также как один из создателей новой школы в поэзии — акцентного стиха. Кроме того, она обучала древнегреческому языку монахов-иконописцев Псково-Печерского монастыря, была чтецом и певчей в Преображенском храме в Переделкине и даже шофером игуменьи Новодевичьего монастыря Серафимы (Черной). Не случайно героями ее книги прозы "Мене, текел, фарес" стали монахи и духовенство — самая обделенная вниманием литературы категория наших современников. Причем автору удалось показать современную монастырскую жизнь и драматические отношения Церкви и мира, не впадая в скучные рассуждения и морализаторство.

– Олеся, на одном из сайтов я прочитала о том, что настоящее Ваше имя – Ольга, хотя в автобиографии Вы указываете на литературное происхождение Вашего имени – рассказ «Олеся» Куприна. Да и в одном из Ваших стихотворений написано: «Да и я себе иное имя / выбрала б – ходящее волнами, / как тростник колеблемое – Ольга / Вигилянская: и роскошь, и аскеза» («Имя»).

– Олесей меня назвали родители. Это был социокультурный жест, потому что тогда вышло первое собрание сочинений Куприна. Первое при Советской власти. Имя нравилось: и уникальное, и в то же время очень красивое. Я крестилась, когда мне было 23 года с именем Ольга, но печататься начала еще с 16 лет. И какое-то литературное имя к 23 годам у меня уже было. Я часто читала стихи со сцены, у меня были публикации – в "Днях поэзии", в "Новом мире", я закончила к тому времени Литературный институт, меня знали другие поэты. Рекомендации в Союз писателей мне писали Булат Окуджава, Юрий Левитанский и Вильям Вильмонт – друг Цветаевой и Пастернака. Потом стали выходить мои книги, в том числе, и в монастырских издательствах. Одна книга философских эссе у меня называлась "Православие и свобода". Меня несколько смущало, что я печатаюсь в монастырских издательствах, а имя у меня, ну что ли, басурманское. Я с этим вопросом пришла к знаменитому старцу Кириллу. Он меня знал очень давно, практически с года моего крещения. Махнул рукой, так как будто я спрашиваю о чем-то суетном, и сказал: оставайтесь, как есть.

– В Вашем сборнике «Мене, текел, фарес» главными героями выступают православные священники и монахи. Как вы решились взяться за эту тему? Насколько я знаю, роман получил противоречивые отзывы, как и от так называемых ортодоксов, так и от «обновленцев».

– Монастыри и монахов я очень люблю, со многими – дружу, жизнь эту знаю отнюдь не с чужих слов: это жизнь яркая, глубокая, исполненная подлинного драматизма, богатая удивительнейшими сюжетами, яркими индивидуальными характерами, то есть сама по себе – художественная. Можно даже сказать, что не я "взяла эту тему", а она меня взяла в оборот, заставила облечь ее в образы.

– Наверняка, кто-нибудь Вам сказал, что-то вроде: так о монахах писать нельзя. Слишком по-светски. Что Вы обычно отвечаете на такие возражения?

– Парадоксальным образом, ни один священномонах мне этого не говорил, напротив, мои читатели в иноческом чине спрашивали, когда же будет продолжение. А претензии в "светскости" предъявляли мне, как правило, неофитствующие дамы.

– Некоторые персонажи романа достаточно легко узнаваемы. Не боялись обидеть прототипов?

– Все-таки в одном герое у меня соединялось по два-три прототипа. Какие-то типические явления обычно выражаются единичным характером. Опасность обидеть, конечно, есть. Я читала критику позапрошлого века на роман Достоевского «Бесы». Писателя обвиняли в том, что он разоблачил русское освободительное движение, выдал Нечаева, но кто сейчас об этом помнит? Кроме того, писатель ничего никогда целиком не выдумывает, он пишет о чем-то, реально поразившем его в жизни.

Олеся, не могли бы Вы прокомментировать ситуацию с Пушкинской премией? В «ЛГ» № 27 за 2004 год члены секции по Пушкинским премиям в области поэзии сочли необходимым обратиться с письмом к Президенту РФ. В письме говорится о том, что члены Президиума проигнорировали голосование секции, в результате которого премию должны были присудить Вам, и провели самостоятельное обсуждение. В итоге лауреатом был назван Евгений Рейн…

– Ну да, в этом году литературная комиссия присудила мне Пушкинскую премию ("Новый мир" терпеливо выдвигал меня на нее в течение пяти лет), а потом всякими интригами у меня эту премию отобрали, вопреки мнению представителей литературной секции, в некоем Президиуме, куда входят балетмейстеры, музыканты, художники, архитекторы и т. д. Против меня, как мне это рассказывали, выступил муж поэтессы Беллы Ахмадулиной художник Борис Мессерер, который заявил, что он вообще не знает, кто я такая, и что поэтому нужно эту премию дать известному Евгению Рейну, имеющему уже и Государственную и Пушкинскую премию, да к тому же и являющемуся членом комиссии по Госпремиям. Это был заранее разыгранный сценарий, как уверяют свидетели. Чудесным образом "тайное" немедленно сделалось "явным" – буквально тем же вечером, когда было это заседание, все это мне уже пересказывала прихожанка моего мужа (мой муж – священник Владимир Вигилянский), дама, кстати, весьма далекая от литературы, но совершенно случайно узнавшая все эти подробности от своих друзей – членов этого Президиума. Они ей повторяли: "Заговор, спектакль, интриги". Конечно, интриги. Это был беспрецедентный случай. В литературном мире такого никогда не бывало. Да и почему, собственно, скажем, режиссер из членов этого Президиума, должен непременно знать архитектора, за которого проголосовала специально для этого созданная комиссия экспертов? Или почему поэт должен знать какую-нибудь балерину, скажем, из Кировского театра, которую сочли нужным удостоить премией ее коллеги-профессионалы? Но тут случай особенный, ибо господин Мессерер не только слишком даже хорошо и знал, и знает, кто я и что я пишу, ибо он был вместе со своей женой на моей свадьбе 28 лет назад (не говоря уже о том, что он множество раз бывал у меня дома, как и я у него), но и самолично оформлял как художник мою первую книгу "Сад чудес", вышедшую в издательстве "Советский писатель" 25 лет назад. Впрочем, этот сюжет с внезапной амнезией и множеством выразительных деталей стоит того, чтобы об этом написать художественный рассказик в жанре "Non-fiction".

– За событиями в мире следите? Сложная обстановка вокруг нас отражается в вашем творчестве?

– Я давно заметила, что как только в писателе оскудевает талант, он сразу начинает стремиться в политику, сразу дает какие-то свои рекомендации. Это дилетантство. Я художественную самодеятельность просто ненавижу. "Макбет", поставленный на сцене Красного уголка, – брр! Терпеть не могу КВН. А вот за то, в чем я могу разбираться профессионально, я и готова держать ответ. Я могу анализировать определенные тенденции, которые происходят в обществе и культуре. Безусловно, общество в культурном отношении деградирует. Нарождается новый человек, человек очень страшный, человек-потребитель, человек, которым правят исключительно природные инстинкты. Он обречен на страшное одиночество, потому что считает, что вся полнота истины, вся правота заключена в нем самом. В такой ситуации он вынужден заполнять чем-то свое одиночество, маскировать его, то организовывая какие-то партии, секты, клубы, то глуша себя пивом, водкой, наркотиками, то, напротив, целиком уходя в бизнес, в делание денег, в погоню за престижем. Происходит ужасное опошление человека, оторванного от своих исторических корней и забывшего о том, что есть небо.

– Выход какой-то есть?

– Выход у человека всегда есть, поскольку есть Бог. Если человек не обратится к своему Творцу и Промыслителю, жизнь его так и пройдет бессмысленно и бесплодно. Как бы он ни упрочивал свое земное положение, как бы ни упивался наслаждениями, как бы ни богател, он всегда будет "несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". Отсутствие смыслообразующей деятельности и есть главная беда нашего времени. Смысл человек может найти только в служении абсолютной ценности, в Боге. И это имеет к нашей действительности самое непосредственное отношение, ибо наши прагматические задачи решаются через решение задач трансцендентных. Если Россия не обратится к Богу и Его Церкви, она так и останется "притчей во языцех" – нищей, несчастной, обманутой, преступной, страшной, обреченной страной. Как бы России не услышать грозный глас Божий: "Но имею против тебя то, что ты оставила первую любовь твою!». Первой же ее любовью было Православие.

С Олесей Николаевой беседовала Ильмира Болотян

Интервью с Олесей Николаевой, "Литературная Россия", № 33, 13 августа 2004 г.

2 сентября 2004 г.

Рейтинг: 4.6 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×