О новых выступлениях против Благодатного огня

В преддверии схождения Благодатного огня в Кувуклии храма Воскресения Господня в Иерусалиме в СМИ, как и в прошлом году, вновь разворачивается компания критики и скептицизма. Людей неверующих еще можно понять. Все, что свидетельствует о Христе и о Его видимом участии в жизни людей, атеистами будет заведомо высмеиваться. Удивительно появление подобного отношения в среде людей верующих.

14 апреля, то есть накануне дня, когда Церковь вспоминала предательство Господа Иудой, в интернете появилось открытое обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу от верных, как сказано, чад Русской Православной Церкви. «Верные чада», судя по подписям под обращением (в частности, религиовед, доцент РГГУ Борис Фаликов, публицист, поэт Борис Колымагин), восходят к кругу заштатного священника Георгия Кочеткова, чьи реформы уже не раз волновали мир Церкви, начиная с 90-х годов минувшего века. Поскольку обращение к Его Святейшеству было публичным и составители сами упомянули «о важности открытого обсуждения вопросов церковной жизни», мы имеем право сделать свои к нему комментарии.

Аргументация составителей обращения разворачивается поступательно, постепенно, так, чтобы не шокировать православную аудиторию сразу, а склонить на свою сторону замечаниями второстепенного характера.

Поначалу критике подвергается традиция встречи в Москве Благодатного огня, распределение его по приходам и раздача желающим верующим. Все это относится к обрядам, «ранее неведомым нашей Церкви». Указывается на прерывание торжественного богослужения и излишнюю поспешность верующих, желающих принять огонь. Как пишут составители, «духовенству даже приходится прерывать пасхальную службу из-за чрезмерного желания верующих как можно скорее получить свою частичку иерусалимского огня». А поскольку всякому сознательному православному христианину действительно хочется спокойно помолиться на пасхальной службе, высказанный тезис может показаться допустимым: зачем, и вправду, толкаться и службе мешать.

И вот после этого-то следует второй, самый главный тезис: оказывается, что никакого чуда-то вовсе и нет, так как «могут ли чудеса Божии совершаться “по расписанию”» и так как «огонь в Кувуклии зажигается от лампады, скрытой за подвижной иконой».

Вначале рассмотрим первый, предварительный, тезис.

В Церкви есть то, что не изменяется – вера и догматы, а есть то, что способно меняться, если это имеет в виду духовную пользу, – обычаи и обряды. У разных Церквей, при единстве веры, могут различаться обряды, и в одной и той же Церкви обряды могут варьироваться в зависимости от времени и духовной пользы конкретного общества. Например раньше утреня совершалась действительно утром, до литургии, а теперь – сразу после вечерни; раньше святым елеем помазывали уже по окончании всенощной, а теперь – во время чтения канона. Даже Типикон, этот строгий свод четких богослужебных правил, иногда включает уточнение: «аще изволит настоятель».

В этой связи само по себе принятие чудесного Благодатного огня не является чем-то противоречащим богослужебной жизни Церкви; напротив, это очень даже уместно при встрече праздника Пасхи – как наглядное свидетельство о Воскресении Христовом. Известно, что встреча любой святыни, например чудотворной иконы или мощей святого угодника, в храме совершается торжественно, так что само принятие святыни, совершившееся во время богослужения, пусть при небольшом прерывании его, становится неотъемлемой частью богослужения, и верующие, вдохновленные принятой святыней, молятся с новыми духовными силами. Можно, конечно, и без этого молиться. Можно обойтись и без веточек вербы на праздник Входа Господня в Иерусалим, можно не стоять со свечой во время чтения 12 Евангелий, тем более не обязателен обычай несения этого огня себе домой. Можно не освящать воду на праздник «Живоносный Источник» и не брать артос в субботу Светлой седмицы. Без всего этого можно и обойтись, только вот зачем навязывать свою позицию другим, критикуя то, что понятно и дорого сердцу верующего человека, и уж тем более называя в публичном обращении к Патриарху благоговение перед Благодатным огнем «нездоровой суетой»?

Заметим также, что традиция принятия Благодатного огня не могла возникнуть очень давно по той простой причине, что доставить чудесный огонь, сходящий днем в Великую субботу, буквально к началу пасхальной службы стало возможным лишь с развитием самолетостроения – Промысл Божий действует в изменяющихся условиях мира, и техника пусть тоже послужит добру и освящению нашего мира. В дореволюционное время это было практически невозможно, а в советский период никто не позволил бы такого действия как явной проповеди веры Христовой. Здесь новизна традиции имеет объективные причины и не противоречит духу и строю церковной жизни. А то, что некоторые верующие изъявляют не в меру ревностное желание поскорее принять Благодатный огонь, то, увы, такое наблюдается в некоторых приходах и на праздник Крещения – не отменять же из-за напора людского раздачу святой воды. Во всяком случае, наш народ реагирует на явление Благодатного огня куда более спокойно, чем тот, что находится в иерусалимском храме на момент его сошествия.

Что же касается главного тезиса, а именно критики чудесного схождения Благодатного огня, то составители обращения делают избитую ссылку на критические отзывы епископа Порфирия (Успенского), Игнатия Крачковского, Николая Успенского, которые, действительно, отрицали сверхъестественную, чудесную природу «огня Великой субботы».

В ответ на ссылку составителей обращения приведем другую ссылку – на статью современного ученого, богослова Юрия Максимова (см. также журнал «Благодатный огонь», № 18), который взвешенно и подробно рассмотрел доводы самых разных критиков и дал им прекрасный ответ. Статью Юрия Максимова, написанную год назад, мы рекомендуем прочитать тем, кто ее еще не читал. А со своей стороны напомним, что епископ Порфирий (Успенский), относившийся вообще ко всякому чуду с предубеждением, в собственных критических отзывах ссылался на двух мало знакомых ему людей, один из которых заявлял, что лично спрятался в часовню Гроба Господня и все наблюдал, а другой рассказал анекдотическую историю о том, будто Ибрагим-паша решил поспорить на деньги с епископами и лично проверить, как появляется в Кувуклии огонь. Епископы, естественно, отказались. При этом упоминается, что архиепископ Мисаил якобы на тайном совещании раскрыл, что он возжигал огонь от сокрытой лампады. Мифологичность обеих историй налицо, тем более что сам архиепископ Мисаил, по свидетельству беседовавшего с ним русского паломника иеромонаха Мелетия, открыто говорил о чудесном схождении (см. об этом: Авдуловский Ф.М. Святой огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М., 1887. С. 46–47).

Профессор Н.Д. Успенский усматривает противоречие в том, что в разных письменных источниках схождение Благодатного огня изображается по-разному, тогда как никакого противоречия в этом нет: Благодатный огонь действительно являет себя по-разному, так что сначала под куполом храма могут быть видны всполохи, иногда огонь сразу выносится из Кувуклии, иногда может сойти и на лампады в храме, и, соответственно, присутствующие имеют различные впечатления. Успенский больше критикует даже не столько чудесное схождение, сколько саму идею этого схождения; ему кажется, что «недостойно христианского звания из года в год искать знамения от Гроба Христа» (Актовая речь «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую субботу в Иерусалиме», произнесенная 9 октября 1949 года в Ленинградской духовной академии). Но все дело в том, что, перефразируем фразу Н.Д. Успенского, недостойно христианского звания и умалчивать об очевидном чуде, явно являемом из года в год от Гроба Христа. Поскольку все это более подробно рассмотрено в статье Юрия Максимова, мы не будем повторяться.

Интересны данные востоковеда Игнатия Крачковского, который работал с древними арабскими рукописями. В своем докладе, прочитанном в заседании Восточного отделения Императорского Русского археологического общества 24 апреля 1914 года, он приводит свидетельства мусульман X–XIII веков о схождении Благодатного огня. Одни из мусульманских свидетельств прямо соглашаются с тем, что это явное чудо. В частности, ал-Бируни, свидетельство которого относится примерно к 1000 году, сообщает следующее: «Христиане до этого тушат свои светильники и лампады и остаются так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду. От нее зажигаются лампады в соборной мечети и в церквах, а затем пишут в столицу халифата о времени нисхождения огня. По быстроте нисхождения и близости его к полдню заключают об урожае в этот год, по запаздыванию до вечера и удалению (от полдня) о неурожае. Передавал мне еще этот рассказчик, что один из правителей вместо фитиля положил медь, чтобы она не могла загореться и все это расстроилось бы. Но вот, когда спустился огонь, загорелась и медь. Нисхождение этого огня в день переходящий не заслуживает еще удивления, но появление его без видимой материи гораздо более удивительно. Сомневаться в этом нельзя».

Другие же из мусульман, признавая общепринятую веру христиан в сверхъестественное схождение огня, пытаются найти тому земное объяснение, что-то вроде фокуса или магии. В частности, ал-Джаубари († 1242) предложил следующие фантастические описания. «В вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто, кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу наподобие “санбусека”, а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева, и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовым маслом, и зажигает его». Вот такой, оказывается, мудреный способ придумывали христиане, по мнению исламских книжников, для явления Благодатного огня – не хватало только бикфордова шнура. Должно ли верить подобным сплетням?

Составители обращения к Патриарху пишут: «В православном мире существуют сомнения в том, могут ли чудеса Божии совершаться “по расписанию”, пусть и богослужебному».

Действительно, если речь идет о чуде схождения Благодатного огня, то расписание здесь вторично. Как свидетельствуют лица, совершающие церковное служение в Святой Земле, Благодатный огонь сходит не только в Великую субботу, но часто и в другие дни, только при этом имеются в виду лампады и свечи в храме, которые чудесным образом возжигаются без человеческого участия. Но такие случаи не имеют всеобщего характера. Огонь может сойти в такой-то день на такую-то лампаду, а может и не сойти, в Великую же субботу огонь сходит непременно и обязательно в Гробе Господнем (хотя и вне его могут возгораться также свечи и лампады). Что же говорить о расписании, «пусть и богослужебном», как выразились составители обращения, то не мы придумали чудесные свойства воды, являемой именно в день Крещения Господня (а в Иордане вода в определенном месте бурлит в этот день), светлое облако над горой Фавор в день Преображения, явление крови на Голгофе в Великую пятницу и чудесное схождение огня в Великую субботу.

Кстати, огонь этот действительно не обжигает, хотя продолжительность этого чудесного свойства не для всех бывает одинаковой. Один знакомый мне монах, отец Зотик, посетив Святую Землю несколько лет назад, присутствовал в Великую субботу в храме Воскресения и, приняв святой огонь в правую руку, поднес левую к самому пламени, а на левой руке у него были часы, и по ним он стал следить, сколько пройдет секунд. Огонь не жег ровно две минуты! Может ли быть обычным огонь, который горит и одновременно не обжигает?

Критики чудесного схождения огня, казалось, избрали железную логику: никто не входит в Кувуклию, за исключением одного человека; стало быть, никто, кроме одного, и не знает точно, откуда берется огонь. На это еще раз заметим, что, помимо Кувуклии, Благодатный огонь, бывает, сходит и в других местах иерусалимского храма, например на лампады, на свечи стоящих в храме людей, а однажды – на колонну при самом входе в храм, как это было в 1579 году, когда Кувуклией завладели армяне-монофизиты и огонь все равно был дан именно православным. Свидетельств этих достаточно, в том числе в интернете (существует даже сайт «Чудо схождения Благодатного огня»). Автору этих строк известен один высокопоставленный чиновник, не очень церковный человек, у которого свеча сама зажглась в момент явления Благодатного огня, так что этот человек стал восклицать: «Она зажглась! Она зажглась!».

Так вот, интересно было бы узнать у ученых составителей обращения, от какой «лампады, скрытой за подвижной иконой», был возожжен огонь в упомянутых случаях, да еще так, чтобы не обжигать?

Хочется заметить еще кое-что, не столько даже как довод или утверждение, а больше просто как наблюдение. Известно, что чудесный Благодатный огонь во всю его историю схождения не давался никакой иной христианской конфессии, кроме как православной. Католики часто вообще в другое время Пасху празднуют, протестантам это не нужно, монофизиты пытались, да не удалось, остальные даже и не пытаются. Соответственно, такая исключительная роль православных выглядит в глазах некоторых инославных вызывающе и откровенно грозит диалогу с ними. А значит, всякий сочувствующий католицизму или протестантизму волей-неволей тоже будет снижать роль схождения Благодатного огня и говорить о том, что это всего лишь одно из напоминаний, священных действий в ряду многих прочих, но не исключительное, чудесное явление Божией милости православному миру.

И все-таки, почему же схождение Благодатного огня хотя и открывается многим, но в какой-то степени остается сокровенным, так что кажется, что не хватает еще чего-то для самой сокрушительной аргументации?

Вспомним, с чем связано это удивительное схождение и что предшествовало ему.

Мы говорим о Благодатном огне как о знамении Воскресения Господа. Но Воскресению предшествовали крестные муки, позорная казнь, отсутствие видимой славы и земного величия. Само Воскресение Христа явлено было не Каиафе или Пилату, но тем, кто с искренним сердцем жаждал Спасителя. Господь оставляет возможность для личной веры, внутреннего самоопределения, усилия души. Господь никого не подкупает Своим чудом: верить или не верить – наш личный выбор.

Вообще всякое подлинное чудо никогда не рассматривалось в Православии как красочное зрелище, намеренно поражающее взор любопытных зевак. Лично мне известны многие примеры чудесной помощи людям в самых тяжелых, критических жизненных ситуациях. И ни у одного такого человека не возникло желания прославить самого себя за счет принятой от Бога помощи. Сам Христос отверг предложение искусителя чудесно явить Себя миру, сойдя по воздуху с крыла храма (см.: Мф. 4: 5–6). Многие люди специально искали от Господа чудес, но Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). Знамение Ионы пророка – знамение Воскресения, Господь реально воскрес, и многие Его видели, но все-таки Сам Он сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).

Чудо схождения Благодатного огня – реальное чудо, но не такое, чтобы кто-то насильно был им обращен. В этой связи напрасно думать, что даруемое Богом чудо будет принято человеком, отвергающим Бога. Они так и будут говорить, что здесь есть что-то земное: зажигалка ли то или мощное электромагнитное излучение, эффект плацебо или самовнушение. Странно другое, то, что люди, считающие себя верующими, готовы легко расстаться с явным Божественным даром, согревающим православных христиан в почти всеобщей атмосфере холодного цинизма и скептицизма.

И все-таки верно сказано в Священном Писании: «Тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно» (Тов. 12: 7).

Валерий Духанин,
кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии

17 апреля 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир Степанов11 апреля 2015, 06:35
-------
Я не удивлюсь, если вдруг окажется, что Господь ежегодно сходит в субботу в ад чтобы собрать там праведников, которые могут быть и не людьми Писания.

Почему так думаю - потому, что Светлая Седмица по настоящему чистый период времени, когда действие бесовских сил в нашей жизни на земле проявляется очень слабо. С чего бы им приутихать в это время, если они в храмах в любое другое время нам голову выносят?

Свойства Огня, в этом смысле, поэтому остаются необжигающими свойствами Света, которые мы видим, но не чувствуем.
Владимир Степанов11 апреля 2015, 06:17
Не пойму, почему тут про прелесть говорят, когда описывают схождение Благодатного Огня:(

Выходит, мироточные иконы от лукавого, выходит, изгнание бесов с той же полки, выходит целебный свойства елея и освященной воды - выдумки врага нашего?!

Огонь сходит в православном Храме, в доме, который Его Домом молитвы нарекается, в день Его победы над адом, который суть дом сатаны.

Вот представьте, в пятницу умирает человек, о котором сатана не представляет, что он Бог. Этот человек по ветхозавтеным правилам попадает в ад. Каково бесовским силам смотреть на это вхождение? Они предвкушают обильный ужин из грешников, а к ним приходит Безгрешый в Силе. Его Свет ослепляет их всех, становится предметом паники. Этот Свет мало того, что всех их покоробил и привел в оцепенение, этот Свет отобрал праведников и собрал их с собой, не спрашивая никаких разрешений. В этот момент они пожалели о том, что не распознали Его на земле и глупо приблизили Его казнь!

Благодатный Огонь в Великую субботу (именно в этот, а не другой день) - это отголосок в нашем мире Его Победы, совершенной в мире духов.
rodin75@rambler.ru 4 марта 2013, 17:07
Прелесть - это мое мнение.
Откровение 13:13
и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
Иисус предупреждает:
Евангелие от Луки 20:46-47
остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
И наконец, какой смысл в этом огне?
Исполнение заповедей - делает человека ближе к Богу - верность завету, который принимается на крещении. Иисус указал нам путь, которым надлежит нам идти, открыл нам истину и даровал верующим в Него жизнь вечную. Нам всем надо учиться любить Бога и ближних наших, но не гоняться за весьма сомнительными реликвиями, которым нет подтверждения в Писании.
Повторюсь это мое мнение. Так мне Господь открывает.
Лиманский Валентин Григорьевич25 апреля 2012, 23:54
ДЕНИС!
"Примите учение моё, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото... Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания... Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... А согрешающий против меня наносит вред душе своей; ВСЕ НЕНАВИДЯЩИЕ МЕНЯ ЛЮБЯТ СМЕРТЬ." Притч.8:10-36;
И ещё: "Первый человек-из земли, перстный; второй человек-Господь с неба. Какой перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные." 1 Кор.15:44-50; Отк.21:3.
Семь тысяч лет нашего развития незаметно прошли. Пришло время небесных технологий, именуемых в Библии Славой Господней. Исх.40:34-38; Иез.1:4,25-27, 2:1.
Время детства нашей Цивилизации вместе с её бандитами, жуликами, ворами и другими примитивами уходит. Нам нельзя быть тёплыми-примитивными, но горячими - революционными или холодными - мудрыми.
С 2033 года начнётся Золотое Тысячелетие, время величайшей научно технической и духовной революции, которой никогда не было и не будет! Лиманский В.Г. valentin@limanmobile.ru
Марина16 апреля 2012, 16:23
Когда я слышу о том, что священники лгут, у меня возникает вопрос к таким людям -"а можете ли вы, лгать всю жизнь, например быть врачом или учителем, и приходить на работу с целью обманывать каждую секунду своего рабочего времени, и так всю жизнь?". Стоящие у алтаря - это глубоко верующие люди, невозможно с целью обмана выбрать такой труднейший жизненный путь. Зачем идти в священники, неужели это самый легкий способ зарабатывать деньги? Тогда бы у нас все ринулись занимать свободные места, где делать ничего не надо, только ври с утра до вечера и набивай карманы деньгами.
Как больно слышать клевету на нашу Церковь и её верных служителей!
Андрей16 апреля 2012, 15:04
Ну Юрий, насмешил :) Идивляет упорство, с какой каждый "фома неверующий" готов поверить в любую откровенную и очевидную глупость, придуманную им же, либо выведенную за уши из не подтвержденных ни какой наукой сказанний каких-то отдельных сомнительных личностей типа того же Рериха, лишь бы только оправдать свою слепую веру в несуществование Христа. Ну скажи нам Юра, на каком таком основании ты ВЕРИШЬ в то, что написал один единственный человек, по фамилии Рерих, но совершенно игнорируешь факты (а не неподтвержденные придумки) тысяч и тысяч других людей, живших в совершенно разные эпохи и имеющих совершенно разные целеполагания и мировоззвения ?
Александр.16 апреля 2012, 13:14
Облако над горой Фавор ...Вот так таки каждый год ? Странно , что при этом практически никакой информации про это чудо нет. А должно бы быть и фото, и видео за много лет. А вот нет.
Устинов Олег16 апреля 2012, 01:12
Просто сомневающемуся надо побывать на самом "Схождении" и Дух Святый посвятит и просветит, а если и это не поможет,то "медицина бессильна":-)
А доставка Благодатного Огня в города России,Украины - это ещё одна милость Божия (хоть какая-то польза от самолётов :-) ), и кстати не один ещё Слава Богу не разбился.
Сергей14 апреля 2012, 16:41
Для Юрия: "Иерусалим, столица Израиля, расположен на склонах Иудейских гор, в центре страны, на высоте 700 м над уровнем моря."- справка о географическом положении города.
До Гималайских высот низковато. Причем Рерих нигде не говорит, что от того "огня", что он наблюдал(кстати, матросы его знают как огни "святого Элма")что-то зажигалось и вот почему:
"Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Огни святого Эльма или Огни святого Элмо — разряд в форме светящихся пучков или кисточек (или коронный разряд), возникающий на острых концах высоких предметов при большой напряжённости электрического поля в атмосфере. Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, и зимой во время метелей. По физической природе представляют собой особую форму коронного разряда. Название явление получило от имени святого Эльма (Эразма) — покровителя моряков в католической религии.

В настоящее время разработаны методы, позволяющие получать подобный разряд искусственным путем. Некоторые из них доступны в домашних условиях - например, снять с себя синтетическую майку (или свитер) и направить на нее иголку. С определенного расстояния на кончике иголки возикает разряд, хорошо видимый в темноте, при этом слышно потрескивающее шипение. :)
Юрий14 апреля 2012, 12:35
ученый,путешественник Николай Рерих писал в своем гималайским дневнике "Обитель света".Входите в палатку.Все спокойно и обычно.В таком окружении трудно представить себе что-то необычное и неповторимое. В палатке темно.Неожиданно из ваших ПАЛЬЦЕВ возникает ОГОНЬ и БЕЗ ВРЕДА сверкает из ВСЕХ предметов,которые вы трогаете.Опять вы пришли в прикосновение с несказуемым сочетанием ТОКОВ.-Это значит на какойто определенной высоте и разряжении возникает-похожий благодатный огонь.Жалко, что он не пишет на какой определенной высоте он это заметил,а то бы сравнить высоты с Иерасалимом.
Софья23 августа 2011, 21:09
Спасибо, Православие.ru, за статьи в защиту Благодатного огня! Живу в Петербурге, в 2009г на епархиальной Петербургской православной радиостанции Град Петров вышла передача (а может и не одна, слышала только одну), в которой отрицалось это чудо. Было очень больно слушать, особенно когда слушатели звонили и выступали в защиту Благодатного огня, а ведущий как-то очень по-интеллигентски высокомерно давал им понять, какие они темные, наивные и простые. Доводилось слышать от ведущих этой же радиостанции и рассуждения о том, что пора нам на григорианский стиль переходить. Да вот беда, не готовы де темные дремучие массы православных, с которыми надо предварительно проводить просветительскую работу. Вот и проводят – если Благодатный огонь не чудо – то и стиль можно поменять!
Поэтому очень приятно читать статьи на авторитетном православном сайте в защиту Благодатного огня! Спасибо!
Татьяна26 апреля 2011, 12:52
Зачем все время размышлять - чудо-не чудо, правда-не правда?
Кто верит - тому не нужны доказательства. Если Господь сказал или сделал - так тому и быть. В отношении к вере мне почему-то абсолютно не хочется мыслить критически. Да и зачем? Господь гораздо умнее и мудрее каждого из нас. С познанием Господа постепенно открываются глаза на такие истины, что "открытие" приводит в восторг - как же все правильно и мудро устраивает Господь. Каждому - в свое время.
У каждого свое мнение. Зачем сеять раздор? Хотите верить - верьте, не хотите - ваше право. Господь каждому дает свободу выбора. И в этом - Его исключительная любовь к человеку.
Ирина25 апреля 2011, 11:22
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !Схождение Благодатного огня -это огромная радость для верующих.Мы благодарны людям ,которые привозят этот огонь из Иерусалима. Хочу рассказать о чуде ,которое произошло на Пасху в 2010 году.Мы встречали этот праздник в Храме Святителя Николая ,Ленинградской области.Когда огонь принесли в храм,зажгли 33 белые свечи из Иерусалима,пламя было очень высокое.Верующие стали подходить со свечами, и тут,кто-то провел по факелу рукой ,но огонь не обжигал.Я с трепетом провела рукой по огню,не обжигает!Это могут подтвердить все наши прихожане.Такое чудо было даровано нам в эту Святую ночь.Не хочу никого убеждать в том ,что это великая милость,что наши современники могут зажечь свою свечу от Благодатного огня из Иерусалима.Спасибо и низкий поклон.
Андрей24 апреля 2011, 22:16
В 2001 году Местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополит Петрский Корнилий в интервью программе “GКРIZES ZONES” на греческом телеканале «MEGA» сказал, что в случае с Благодатным Огнем, или как его называют по-гречески – Святым Светом, «речь идет о естественном, природном свете, но молитвы, которые читают Патриарх или иной, замещающий его архиерей, освящают этот естественный свет, и вследствие этого он имеет благодать Святого Света. Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения. Но молитвы имеют силу освящать естественный свет, и он становится и сверхъестественным светом. Чудо – в эпиклезе, в молитве архиерея; ею освящается этот свет»


Начальник Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Исидор об Огне

http://diak-kuraev.livejournal.com/186290.html

Мария24 апреля 2011, 21:20
Все на земле-чудо, как схождение огня:солнце восходит и заходит по своему времени-утром и вечером,времена года меняются в своей последовательности строго;каждый месяц имеет свой характер,свои особенности;ветры дуют в феврале,деревья сбрасывают листву/лиственные/осенью.Можно до бесконечности перечислять все.Все создано БОГОМ!Так неужели находятся"Фома не верующий"до сего времени.А схождение Огня не в физически-материальном,а в духовно-космическом,нерукотворном. Последствия его становятся ощутимыми: попал на рукотворные свечи и через некоторое время ощутимо-обжигает.Не надо выкручивать все ,что создано Богом -на свой короткий ум/умишко/.В Евангелии сказано:"не требуй большего,что тебе дано".Загадочность для нас,а не для Бога.Создавал все-Он. С любовью,как детям показывает такие картинки-только Ему известные.Никогда наш мозг/а половина полушария не думающая,не
работающая/это о чем-то говорит?Можно так все просто понять,а не углубляться,как муха, ища себе дерьма и
заразить этим всех.
Андрей24 апреля 2011, 20:05
Те, кто не верит в схождение Благодатного Огня, по большому счёту не верят и в Воскресение Христа. Ибо Благодатный Огонь прямо связан с этим событием и служит напоминанием людям о том, что Христос победил смерть, он воскрес и он не оставил этот мир, он - с нами. Потому и происходит схождение Огня "по расписанию" - Бог находится в единстве с человечеством, наша жизнь не является для него малозначительной муравьиной возней. Он проявляет внимание и уважение к обстоятельствам нашей земной жизни и в том числе к тому, как и в какие дни мы празднуем Светлое Христово Воскресение. И схождением Огня он показывает, что разделяет эту радость вместе с нами и поддерживает в верующих надежду на победу над смертью и веру в вечную жизнь.
Воин24 апреля 2011, 11:49
Когда после Крестной смерти Спасителя иудейские первосвященники(на то время из секты саддукеев - ветхозаветных атеистов) и фарисеи узнали от стражи о чудесном Воскресении Иисуса, то, как повествует евангелист, собравшись со старейшинами и сделав совещание, они довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали — Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня (Мф. 28, 11–15).
В явном чуде Воскресения Христова иудейские первосвященники ничуть не сомневались. Но, исполняя дела отца их диавола — человекоубийцы и отца лжи, они, во избежании невыгодной им огласки истины, заставили лгать и стражу, как ранее, не сомневаясь в воскрешении Лазаря, они все же положили убить его. Если сердце обращено на служение тьме, то даже явные чудеса, противоречащие этому диавольскому служению, просто объявляются «яко не бывшие», хотя негласно они, конечно же, признаются.
В настоящее время только атеисты, эти новые саддукеи, еретики всех толков и откровенные враги Церкви Христовой дерзают отрицать или умалчивать об явном Чуде Схождения Огня.

Анна 8 марта 2011, 11:55
Павел,
ваши слова не настораживают, так как те, кто верит в божественное происхождение огня никогда не говорили, что вера не от Бога или что вера основана на чуде. Откуда такие данные? Процитируйте. Вы сами это себе придумали, и сами же принялись это опровергать.
Вера - это вера, а чудо - это чудо. Вера в Бога какому-то человеку была дана изначально, но почему он должен из-за этого отрицать то, что Бог может, если захочет, творить чудеса? И как чудо может его веру в Бога ослабить? Непонятно.

Не хотите радоваться Благодатному Огню - не радуйтесь, а я хочу радоваться - я верю что Господь хочет нас этим порадовать, а Он делает, что хочет. Мне неприятна мысль о "зажигалке" на Гробе Господнем, о которой все говорят - по-моему это очень даже пошло и кощунственно, имхо, так как такие люди допускают возможность обмана а) нашими пастырями, которых мы должны почитать, б) на святом месте - Гробе Господа. Мне гораздо легче поверить в Благодатны Огонь, чем в то, что в таком месте может быть допущено такое святотатство. Люди, которые так рассуждают не думают, что их мысли оскорбительны для Православия и для Церкви? А кто же тогда Патриарх - обманщик? Не обязательно заниматься кощунством, чтобы иметь сильную веру.

И потом - разве нет маловерных людей? Ну есть ведь! Может они ищут какого-то доказательства, какой-то надежды. Почему Бог не может им этого дать?
Арбузов Вятский 5 апреля 2010, 11:42
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогие сомневающиеся!

Сомневаться - это нормально! Всех зовёт Церковь Святая на Празник Пасхи - здоровых и нездоровых, сомневающихся и несомневающихся - ВСЕХ! Здоровые может и не суетятся и усердно молятся - а нездоровые может и суету создают, однако пусть здоровые и несомневающиеся просто покажут ПРИМЕР всем остальным! Будем крепко радоваться, усердно молиться, веровать - да что там веровать - мы ЗНАЕМ о постоянных чудесах в нашей жизни, знаем на собственной "шкуре" как говорится, так что будем возжигать огни не только свечей но и сердец ЗНАНИЕМ НЕПРЕЛОЖНЫМ о Спасителе и НЕ постыдимся!

Среди всех чудес постоянно посылаемым нам от Господа новая "самолётная" традиция - лишь малая часть, которая может быть так нужна ВСЕМ тем другим чем мы нашим братиям и сестрам! Пусть же ВСЕ и порадуются! Пусть ради Христа и посуетятся малость! Слава Богу за всё!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Павел 4 апреля 2010, 18:18
Скажите защитники огня, прочна ли будет вера если будет основана на чувственном чуде?
Вера - от Бога, при чем тут огонь?

Эти слова не настораживают? Тут же ясно сказано, вера основанная на чуде - пустая. "Многие люди специально искали от Господа чудес, но Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). Знамение Ионы пророка – знамение Воскресения, Господь реально воскрес, и многие Его видели, но все-таки Сам Он сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29)."

Предупреждение в Откровениях Иоанна, о том что сатана будет производить чудеса даже сводя огонь с неба? Это вы как представляете? А в храме что происходит?

Я придерживаюсь мнения, "не хули, и не принимай". Бог не обидится на нас если проявим осторожность. Бог спасает нас не чудесами, а руками людей
JURIJ 3 апреля 2010, 20:24
SLAVA BOGU,CHTO U PRAVOSLAVNYX JEST ETO CHUDO,I ETO CHUDO SNISXOZHDENIJA BLAGODATNOHO OGNJA UKREPLJAET MNOGIJE DUSHI.A VSE ETI ERITIKI I OTSTUPNIKI,PUST SEBE LOKTI KUSAJUT OT ZAVISTI,POTOMU CHTO UCHITEL U NIX,-OTEC LZHI.JA SAM NE VIDEL VOOCHIJU BLAGODATNOHO OGNJA,NO KREPKO VERJU V ETO CHUDO,POTOMU CHTO PRAVOSLAVNAJA VERA,-ETO ISTINNAJA VERA.ZHAL PROSTO, CHTO V PRAVOSLAVNYX STRANAX, NAROD VERIT RAZNYM OTSTUPNIKAM,KOTORYJE UVODJAT IX DUSHI V AD.V PRAVOSLAVII MNOGO CHUDES SOVERSHAJETSA,VIDIMIX I NE VIDIMYX,TOLKO NIKTO V OSTALNOM MIRE NE XOCHET ETOHO VIDET I ZAMECHAT.ZAVTRA PRAZDNIK VOSKRESENIJA,TAK PUST PROSTIT IX VSEX GOSPOD,MOZET OBRAZUMLJATSA.ZA GRESHNIKOV NUZHNO MOLITSA,INACHE SAMI PROPADUT,I DRUGIX POTJANUT.SPASI GOSPODI VSEX PRAVOSLAVNYX XRISTIAN.VERUJUSCHIJ IZ CHEXII.
анатолий 3 апреля 2010, 14:04
все попытки некоторых людей опровергнуть чудеса это от лукавого
Дмитрий 6 мая 2009, 12:27
А мне жалко таких людей. Насколько же пусто у них в душе. Такое ощущение, что не все дети Каина утонули при всемирном потопе, так и пытаются посеять семя раздора. Спаси Господи!
Валентина 3 мая 2009, 19:11
Как страшно! Какое неверие "верующих" людей. Опять Господа распинают. Господь же и сказал: "Не бойся малое стадо". Две тысячи лет прошло и всё уже было, и опять повторяется. Это такое чудо - Схождение Благодатного Огня! Я всегда смотрю и плачу. Не волшебство не фокус, а Чудо! И такая милость Божия к нам ко всем и Господь так щедро подает свои милости. У меня в руках в храме на молебне сама собою загорелась свеча, тоже не верить? Глазам своим не врить? Я никому не стала говорить, чтобы не ввести в соблазн. Но это было. Вера или есть или её нет.
Сергей24 апреля 2009, 22:00
Да, не очень-то приятно слышать это от людей, считающих себя православными.
К.23 апреля 2009, 18:19
"Вы видели и уверовали, блаженны не видевшие и уверовавшие"... Лучше не скажешь. По большому счету, всю суть проблемы можно изложить в трех вопросах:
Есть ли Бог;
может ли Он творить чудеса;
нужно ли Ему для этого спрашивать позволения патриарха Феофила, атеистов или инославных...
Владимир23 апреля 2009, 11:47
Господь Своим промыслом синхронизировал события на Голгофе именно с праздником Пасхи - чтобы всем была видна искупительная жертва Христа, принесенного в качестве Агнца. Он сделал для этого все, в т.ч. попустил первосвященникам нарушить иудейские законы, Пилату - римское право, Иуде попустил приступ главного его порока - сребролюбия и др.
Это - относительно того, что "чудеса не могут совершаться "по расписанию". Разве Господь не может напоминать о чуде Воскресения ко Дню, когда Оно свершилось? Он мог бы с этой целью ежегодно повторять и землетрясение, произошедшее после распятия. Но Он выбрал Благодатный огонь. И отношение к этому чуду - как к Божьему напоминанию.
По-моему, никто и не собирается превращать Благодатный огонь в объект отдельного поклонения, как в язычестве. Поклоняемся Богу Единому. Здесь есть аналогия с иконой: икона - образ, но Первообраз - Бог. Огонь - напоминание (в том числе - и о том, что этот мир будет предан огню перед его пересотворением, напоминание о том, что "средство спасения" - есть: это - Сам воскресший Иисус Христос). Благодатный огонь не закрывает собой Бога, он по-особому высветляет его в нашем постоянно мутнеющем от мирских сует сознании.
23 апреля 2009, 00:22
Мне кажется, что в чем-то стоит прислушаться. Действительно, с одной стороны мы не хотим критики, но с другой стороны такие обращения способствуют, чтобы мы подробно описывали истрочические свидедельства схождения Благодатного огня и т.п. Но насчет прерывания богослужения с критикой согласен, неужели мы приходим в храм за Благодатным огнем? Или мы приходим для чего-то друго-го? Что важнее Тело и Кровь Христовы или Благодатный огонь? Неужели весь Храм Христа Спасителя причастился за Пасхальной Литургией? Сомневаюсь. Если бы люди с ТАКИМ желанием и с ТАКОЙ радостью приступали к причастию! Церковь - Тело Христово и причастие - Тело Христово. Мы тогда Церковь, когда в НАС Тело Христово. Мне кажется, что Благодатный огонь можно было бы раздавать на Пасхальной вечерне, когда нет самого ГЛАВНОГО - Тела и Крови Христовой, которые раздаются всем христианам за главным пиром - Божественной Литургией.
Извините, если кого обидел иерей Алексей Б.
Валентин22 апреля 2009, 18:45
А многие говорят - в мире уже нет ничего интересного: великие открытия совершены, завоевания в прошлом и т.п. - а разве защита и распространение Православия, это не Великое и трудное дело сегодняшнего мира ?!
Это почище походов Александра Македонского...
Михаил22 апреля 2009, 12:33
Чудо схождения Благодатного Огня, является помощью от Бога маловерным людям в их Вере, а также помощью сомневающимся, т.е. тем, кто хочет верить, но не знает, где Истина. С таким аргументом, как схождение Благодатного Огня, противником православия спорить трудно. И все эти "обращения верующих", на мой взгляд, являются тщательно подготовленным "пособием для опровергающих истинность православия". Кто их пишет? Я не удивлюсь, если некоторые подписанты с удивлением узнают о том, что они "подписали" это документ. Бумага терпит (а высокие технологии - и подавно). Я помню, как было обращение якобы "прихожан сретенского монастыря" направленное на разжигание межнациональной вражды. Все знакомые мне прихожане Сретенского монастыря были удивлены существованием такого "обращения". Так и здесь. Я не верю, что среди составителей этого "обращения верующих" (не подписантов) были православные люди.
Валерий19 апреля 2009, 21:54
Благодатный огонь сходит только к православным. Что же, технологичные католики и другие конфессии не могут придумать способа "добыть" Благодатный огонь за многие века? Изобрели массу удивительных вещей, а здесь бессильны. И выпытать у православных не смогли. Какое еще доказательство чудесности Благодатного огня требуется нашим ученым-писателям? Они простую задачу управляемого термояда не могут решить, а тут еще и вмешиваются в сферу своей некомпетентности, и других пытаются сбить с пути истинного. В свое время Церковь пресекала полет научной мысли, а теперь "ученые" мужи пытаются учить Церковь.
марина19 апреля 2009, 21:42
Благодатный огонь - это чудо, которое Господь дарует нам, грешным людям, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, и возгораясь на Гробе Господнем в Великую субботу утверждает веру православную. Какое же еще чудо нужно сотворить, чтоб обрести веру?
священник Сергий19 апреля 2009, 15:37
Если обращение писали люди верующие, то они должны знать, что самое большое чудо на земле - Евхаристия. Св. Иоанн Кронштадский говорит, что оно больше, чем чудо сотворения земли. Однако, Божественная Литургия совершается по расписанию, составленному заранее. Главное условие чуда - вера и молитва. Поэтому что удивительного в том, что по молитве верующих Господь дает Благодатный огонь в Великую Субботу?
Андрей19 апреля 2009, 05:15
Самое главное что ценно в этом чуде Схождения Святого Огня для меня в том, что чудо это для всех и каждого. А то что этой благодатью особенно отменчено Православие говорит о том, что именно Православие несёт груз особенной ответственности без всяких привелегий пред всем миром человеков.
С любовью Андрей.
Вячеслав19 апреля 2009, 02:07
Авторы обращения выступают против "новизны",ранее не ведомой" нашей Церкви,хотя сами эти выводы являются губительной "новизной" в православном мире.
Вера18 апреля 2009, 22:59
Мало того, что, католики в другое время Пасху празднуют, так они еще и замалчивают то, что нисходит Благодатный огонь в день прзднования Православной Пасхи!! Еще и посмеиваются, что мы, православные, живем по старому стилю. Хоть бы слово сказали сегодня в новостях о Благодатном огне:(
Виктор18 апреля 2009, 21:24
В Евангелие сказано все и обо всем. Человек свободен выбирать свой путь, но зачем эти люди причисляют себя к православным христианам? Уверен, что надо отвечать таким оппонентам так, как делает это Валерий Духанин. Как только узнал о чуде благодатного огня, ни секунды не сомневаюсь в нем. Больно бывает узнавать такие мнения и с сожалением о тех, кто их высказывает.
Христос Воскрес!
Сергей18 апреля 2009, 20:15
Это не нужно никому доказывать. Все это точно когда-то позже узнают все, кто и не верил в это.Задай себе вопрос человек Почему имеенно Ты рожден на этот свет? Никогда не ответишь.
Леонтий18 апреля 2009, 19:07
Люди! Чудо-огонь дан вам точно также как вера: хочешь верь, хочешь не верь - человек имеет данное Богом право свободного выбора и при том в соответствии с православной традицией - безо всякого принуждения! Реши для себя сам - либо ты принимаешь это чудо, либо нет, и никаких при этом не должно быть обсуждений (не суди и судим не будешь) ибо все они - от лукавого.
Я18 апреля 2009, 18:41
Ох, и ненавидит современный материализм всё, что хоть как-то не укладывается в его картину мира... Все эти материалисты, убежденные, что мироздание исчерпывается физическим миром, фанатики почище любых религиозников.

А схождение происходило и будет происходить, доказывая, что физикой-химией мир не исчерпывается, и помимо материальной, существует и иная реальность.
иерей Константин Кобелев18 апреля 2009, 16:39
Автор статьи, опровергая доводы противников Чуда, отвечает на волнующий вопрос "зачем им это надо?"
Хочу обратить внимание на сам факт существования подобных реформаторских движений.
Мало было нашей Церкви обновленцев начала XX века? Множество новомучеников пострадало от них. Всё это движение, как говориться, по колени в мученической крови стоит! Полностью скомпроментировало себя сотрудничеством с безбожной властью в искорении веры Христовой, а туда же, в демократию играет! Методы своей борьбы с современными православными они достаточно ярко уже продемонстрировали! Психушку мы не забудем - в которую отправляли священника Михаила. Я и сам однажды был свидетелем их нападения (слава Богу, дальше угроз дело не пошло) на отца Настоятеля одного из православных храмов Москвы. Поэтому благодушествовать по отношению к ним непозволительно.
Сергей18 апреля 2009, 10:23
Я часто думаю над попытками некоторых "верующих" христиан опровергнуть то или другое чудо, найти объяснение чему то что является дивным и все болльше прихожу к выводу что это есть зависть,очень сильный грех, по отношению к истинно верующим христианам. Легко поверить тому, что видишь перед своими глазами, а ты попробуй поверь в то, что вообще скрыто взору.
Сергей Украина Луганск
Романов Евгений Михайлович18 апреля 2009, 07:43
Подписавшие обращение люди не являются ни христианами, ни мусульманами, ни, вообще, людьми верующими. Скорее всего, что и, не смотря на ученые степени, учеными они также не являются. Текст их обращения к Святейшему Патриарху представлят собой часть, непрерывного со времен Вольтера, потока словоблудия имеющего одну цель заставить верующего человека хоть в чем то усомниться и через это сомнение отдалить его от Христа. Ответ на это обращение был дан задолго до появления самого обращения. Повторять этот ответ все равно, что "... бросать жемчуг перед свиньями" Мф (7, 6)
Денис18 апреля 2009, 00:22
И вправду легкомысленно поддаваться на современные воззвания о "технологичности" чуда схождения Благодатного огня. Далеко может завести подобная дорога неверия..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×