Утраченное нами
Синаксарий мясопустной субботы очень интересно объясняет поминание усопших в третий, девятый и сороковой день. В третий день, говорится там, после зачатия начинает пульсировать сердце. В девятый – появляется оформленный образ, и в сороковой – уже виден человек.
При смерти же происходят обратные процессы. В третий день изменяется вид. В девятый – разлагается телесный состав, но остается сердце. В сороковой – разлагается и само сердце. Ну а поскольку человек – это не тело отдельно и не душа отдельно, а тело и душа вместе, то происходящее с телом влияет на душу, и – наоборот. Заметные этапы в процессах, относительно тела, неизбежно отражаются синхронно на душе. И в эти дни нужна молитва.
Мне интересен этот текст с той точки зрения, что современная наука, со всеми хитростями и премудростями изучающая человека, подтверждает наличие этих этапов формирования и разложения телесного состава. Но у науки есть лазер, ультразвук и еще много всяких разностей. Откуда у древних были такие точные знания? Получается, что современная цивилизация много мучается и трудится, а в итоге лишь экспериментально подтверждает то, что было известно тысячу лет назад. Очевидно, что у древних были иные источники знаний. Очевидно, что нынешняя цивилизация идет по направлению к глухому тупику.
Или еще пример. Знатоки Закона подсчитали, что всего в Танахе 613 заповедей. Из них 365 – повелительные, и их количество соответствует количеству дней в году. Оставшиеся 248 – запретительные, и их число равно числу костей в теле человека. Так считали знатоки Закона. Откуда они знали количество костей в человеческом теле, если под строгим запретом были любые манипуляции с трупами, т.е. всякая теоретическая и практическая анатомия? А ведь по числам все сходится, если не считать те малые косточки, которые обнаруживаются лишь при помощи современной техники.
У древних было что-то, утраченное нами. А наша пластмассово-бетонная цивилизация летит, как паровоз, в сторону пропасти, и, что самое жуткое, миллионы слепцов этой цивилизацией гордятся.
Предтеча молитвы
В Библии есть книги, ни разу не упоминающие и не называющие Бога. Это «Есфирь» и самый драгоценный камень в библейском венце – Песня песней. Этот факт говорит очень о многом, и, в частности, о том, что и Бога можно проповедовать, и тайны открывать, и от гибели спасаться верой, нарочно не называя вещи своими именами.
Западный подход: забрало поднято, точки над «i» расставлены, акцент – на полное усвоение информации.
Восточный подход: притча. Говорим о зерне и рыбе, имеем в виду Царствие Небесное. Во-первых, миры взаимно проникают друг в друга, и, поняв одно, ощутишь другое. Во-вторых, слышат все, но понимают лишь те, кто кроме обычных ушей имеет еще и слышащее сердце. Бисер перед свиньями не мечется.
Слово о вере необходимо. Но есть и невербальная проповедь. Разве колокол не благовествует? Благовествует, да еще как смиренно! Имя Божие не названо, а душу позвали молиться! Разве птицы, по утрам начиная петь, не служат птичью полунощницу? Да и вся природа разве есть что иное, как непрестанный шепот о Творце и указующий перст на Него?
Шмеман в «Дневнике» прозорливо обмолвился о том, что богословию должно быть по пути с поэтами и философами, а мы, вместо этого, подружились с кабинетной наукой. Там, где ученый пишет пространное введение, затем раскрывает тему на сотне страниц, формулирует важные выводы и добавляет в конце справку об использованной литературе, поэт говорит одну минуту. Внутренних усилий поэт затратил не меньше, чем ученый, но он их утаил и просто поделился результатом. Для физики лучше первый путь. Для богословия – второй. Кроме того, современная наука и промышленное производство есть не везде и были не всегда. А поэзия есть везде и всегда, где есть человек. Раз Евангелие должно быть возвещено всем людям, значит поэзия нам важнее и ближе.
И вовсе не обязательно писать стихи о Боге. Как раз наоборот, лучше не писать о Нем открыто, но писать так, чтобы захотелось выучить стихотворение и часто цитировать его по памяти в одиночестве. Такое занятие – предтеча молитвы.
Диалоги
Все виды речевой активности сводятся к диалогу. Если нет того, кто услышит и поймет, поймет и ответит, то говорить ни к чему. Есть простейшие и понятнейшие диалоги, вроде:
– Сосиски свежие?
– Утром завезли.
– Взвесьте мне килограммчик.
– Вам охотничьих или любительских?
– Любительских.
– Двести рублей. Следующий.
Таких диалогов, в которых собеседники стоят лицом к лицу, слышат и понимают друг друга, множество. Из них состоит повседневность.
Но есть и более сложные формы диалога. Например, писателя и читателя. Они оба – участники сложнейшего коммуникационного процесса, хотя разделены и временем, и расстоянием. Еще один вид «усложненного» диалога – диалог между Богом и человеком.
Этот диалог осложнен тем, что один из его участников – Бог – не виден глазу и, чтобы вступить в общение с Ним, человеку нужна вера и благодать. Но у этого диалога есть преимущества. Человек всегда будет понят, понят гораздо глубже, чем сам того хочет. И ответы он будет получать, исходя не из того, что сказали уста, а из того, что шевелится в сердце, на самом донышке.
Ответы будут двояки. Первые ответы – слова Писания. «Молясь, мы разговариваем с Богом, читая Писание, слушаем, что Он говорит нам» Это классическая сентенция Августина Блаженного. Она жива, и ею нужно пользоваться. Вторые ответы – обстоятельства жизни. Птица не пропоет, цветок не завянет, волос не поседеет без Его воли. И вот мы просим у Него нечто, а Он отвечает не словом, а делом. Сегодня просили смирения – завтра нас обругают. Завтра попросим терпения – через неделю заболеем. Нужно учиться не роптать, а прослеживать взаимосвязь между нашими просьбами и Божиими ответами. Ведь Он отвечает нам, как уже сказано, не столько на движения уст, сколько на скрытые движения сердца.
Конечно, есть и такой диалог: «Помоги!» – пришла помощь. «Исцели!» – пришло исцеление. «Избавь!» – пришло избавление. Это самый желательный вид диалога. Его мы жаждем, и он, слава Богу, происходит. Но это не единственный его вид. И мы обязаны знать, что и молчание Бога, и Его ответы, кажущиеся нам «странными», – это тоже ответы. Причем, самые лучшие.
Ну и последнее. Церковные службы невозможны без диалогов. Нельзя венчать пару, если мы их не спросили, имеют ли они благое и непринужденное желание быть вместе, а они не ответили, что имеют. Нельзя крестить человека, если он не отрекся от диавола и на вопрос, сочетается ли он Христу, не ответил, что сочетается.
А уж в Литургии хорошо бы забрать у хора и отдать людям диалог со священником.
Священник: Мир всем!
Люди (синхронно, хором): И духови твоему.
Священник: Главы ваши Господеви приклоните.
Люди: Тебе, Господи.
Священник читает молитву и заканчивает ее возгласом: … во веки веков!
Люди: Аминь.
(Продолжение следует...)
И с эмбриологией в синаксарии ошибочка вышла. Не на третий день формируется сердце, а на третьей неделе. А уж "оформленный образ" зародыша на 9-й день - это и вовсе бабушкины сказки.
Разделяю.
Елена.
огромное спасибо за совет, но не уходите от вопроса.
все же - вы разделяете данное конкретное умозаключение автора или нет?
Прошу прощения,Сергей, два лица сложила в одно.
Насчет древних сакральных знаний...
Знание ИСТИННОЕ всегда одно и во все времена - от Духа святого. Сакральные знания могут быть и от лукавого.
Не заморачивайтесь и не мудрствуйте лукаво.
Почитайте святых отцов,подивитесь старцам оптинским прозорливым, беседам отца Нектария, не имевшего научных знаний, но на равных говорящего с мужами от науки.
Вспомните, что просил царь Соломон от Бога - мудрости,тобы справедливым быть судьей.
И нам бы немного мудрости, капельку, но не мегалитры гордыни от знаний своих мирских, не настоянных на Вере.
Радости Вам.
Елена.
вдогонку. вы согласны с тем, что раз древние знали о таких стадиях развития эмбриона как формирование сердца и внешнего вида человека - они имели сакральные источники этого знания, а наша цивилизация идет неправильным путем?
2Елена
правильно понял, что вы восприняли сообщения как написанные одним лицом?
Авторитет автора не подорвать-Господь хранит его, дает таланты, которыми батюшка делится.
И кто мы такие, чтобы такое даже помыслить - не имея своего авторитета?
Самое трудное - молиться, самое трудное - любить.
Очень трудно отбросить внешнее и заглянуть в себя.
Внутренней Вам радости, и тишины, Сергей.
Простите за резкость.
Елена
Доброго дня,Вам, Сергей.
Не хотелось вступать в разговор, но вступаю, извините.
Прихожанка Сретенского.Ранее - храм на Маросейке, Донской монастырь.
Конечно, у всех пути разные к Вере и в Веру. И в Вере.
Сначала бежим так, что простите за выражение -" штаны порвать можем" от переусердствования, можем упасть и падаем, чего уж греха таить, но стараемся встать и Господь поддерживает нас- только вставайте чада, не валяйтесь.
Не знаю, да и не смею судить - насколько действенна Вера у Вас.
Представьте себе - стоят неофиты, т.е. мы с вами, и не имея никакого опыта и понимания - вступают в диалог. Рано нам еще. Нет элементарной культуры поведения в храме. Нет любви к друг другу. Один - минор, другой - мажор.Не смотрим на дирижера, смотрим на соседей.
И еще, как Вы могли сказать -"такие несколько натянутые" рассуждения здорово подрывают авторитет и автора и ИЗДАНИЯ
Мне интересен этот текст с той точки зрения, что современная наука, со всеми хитростями и премудростями изучающая человека, подтверждает наличие этих этапов формирования и разложения телесного состава.
===
при первом прочтении видно - вот, древние знали уже все то что ученые только раскопали!
при втором прочтении - да как же так, сердце запускается далеко не на третий день.
при внимательном прочтении - автор говорит всего лишь о том что наши предки знали - у эмбриона формируется сердце, возникает образ человека, он вырастает. да уж, велико знание.
далее рассуждения о тайных числах и проч.
из всего этого автор выводит что у древних были другие источники знания, а следовательно - мы вот только мучаемся, а идем не туда, все как один жутко гордые за нашу тупую науку.
здорово. разбор отношений царской власти и интеллигенции на примере сказки "Золотая рыбка", ага.
такие "несколько натянутые" рассуждения здорово подрывают авторитет и автора и ИЗДАНИЯ, особенно у людей не всегда прогуливавших биологию в школе. не берусь рассуждать о дальнейшем тексте статьи, но верить ему не хочется.
возможно, оно хорошо бы смотрелись на страницах журнала "Тайны египетских НЛО" или "Секреты мирового правительства". от этого сайта я такого не ожидал.
Хорошо, если человек понимает, в чем заключается главная цель пребывания в храме на общей молитве, но ведь есть такие люди, особенно среди тех, кто невоцерковлен, когда они приходят в храм, воспринимая службу именно как зрелище - где красиво поют, где совершаются красивые священно действия, где говорятся красивые проповеди и т.д. Опять же каюсь в том, что и сам, будучи новоначальным христианином, любил ходить в Сретенский монастырь, только потому что там красивые богослужения и думаю, что если опросить прихожан, то может оказаться, что и большинство ходят в храм по причине красоты богослужений или пения хора или "зело батюшка душевные проповеди глаголет", но ведь не в этом заключается суть нашего пребывания в храме на службе....