Он хочет говорить, но не умеет. Научился бы, если бы захотел, но он боится. Ему можно готовить к проповеди своих мирян, своих прихожан, которые способны сказать слово перед литургическим собранием. Что для этого надо? Кое-что надо.
Нельзя говорить что попало и так, как «с моста – в воду». Не нужно лебединых песен. К проповеди нужно готовиться. Схема проста.
Выбранный батюшкой и согласный проповедовать мирянин должен избрать тему. Пусть это будет тема, которая волнует его очень давно. Например, «прощение обид», или «необходимость ежевоскресного участия в службе», или «пост среды и пятницы». Тем может быть много. Дети, работа, слезы, деньги, потеря близких, уныние… Да мало ли? Каждого из нас что-то «свое» волнует годами. Об этом «своем» мы готовы говорить в любое время, и это «свое» понятно многим другим, поскольку жизнь-то у нас одинакова. Итак, нужно определиться с темой, которая тревожит одного из грамотных прихожан, способных говорить на эту тему с народом.
Затем он должен будет эту тему изложить письменно. Обязательно письменно. Прежде чем человек научится говорить без листа и без шпаргалки, он должен стереть зубы в написании и заучивании проповедей. Иначе – никакого плода.
Слово свое выстраданное нужно записать. Бумага чудотворна. Она проявит ложь, ненужный пафос, неуместную страстность и проч. То, что «съестся» в устной речи, в письме закричит и проявится фальшью. Писать надо! Как говорил Цицерон, кто умеет писать, тот говорит, как пишет!
Далее написанное нужно дать на прочтение настоятелю. Тот должен текст прочесть, оценить и отредактировать (уж на это он должен быть способен, иначе – какой же он священник?). Что-то уберется, что-то добавится. Текст нужно будет прочесть вслух и засечь время. Время чтения – не более восьми минут для начала! Не более! Остальное – вон!
Следующий шаг – выучить проповедь наизусть. Иначе нельзя. Только наизусть. Пока человек научится говорить легко и складно и по теме, он должен научиться выучивать проповеди на память, слово в слово. На этом этапе недурно учить проповеди великих проповедников. Так, Кирилл (брат Мефодия) учил наизусть слова и проповеди Григория Богослова и относился к ним как к отточенному мечу, который не просто оглушает врага, но рассекает надвое.
Теперь, когда проповедь написана, прочитана, отшлифована, выучена, она должна быть произнесена перед самой малой аудиторией. Перед тем же священником. Есть прекрасные писатели, которые теряются, видя море лиц перед собой. Воевать со смыслами и листом бумаги – одно, а громко сказать слово собранию людей – совсем другое. То бишь почти уже готовый проповедник должен произнести свою первую проповедь перед тем же настоятелем. Причем не раз, а два, три или четыре раза.
Только после этого (!) можно в назначенный день выпускать на проповедь мирянина, одевши его в стихарь, благословивши его крестом, переживая о нем как о себе самом.
Он не отработает на все сто. Он будет все равно бояться, запинаться, сбиваться. Но дело будет начато, и начало будет положено. Другие миряне, носящие в груди огонь серьезных вопросов, захотят тоже готовиться к подобному труду. Они вскоре попросят благословения на подобный труд. И можно будет устроить священную очередь благовестников, которые понесут батюшке на рецензию и на «прослушивание» свои выстраданные мысли. Все будет зависеть от священника. Даже если говорят не его уста, это будет его проповедь! Это будет благовестие его паствы, плод его трудов и кровь его сердца. Это будет оправдание его косноязычия, если он и вправду косноязычен. Это будет упрек всему молчащему священству и открытая дверь силе Святого Духа.
Стоит только начать этот непростой труд, не опуская ни одной названной стадии. Стадии как раз все важны до крайности. Отсюда смогут вырасти целые школы проповедников. Люди, однажды вышедшие на амвон, с ужасом поймут, как трудно проповедовать. Ведь они затратят без малого несколько недель на одну проповедь, а проповедовать нужно ежедневно и не по привычке, а живо, сильно, благодатно! Годы пройдут, пока тот или иной труженик станет способен говорить в любое время и на любую тему. Но чтобы эти годы прошли и чтобы желаемое приблизилось, нужно начинать сегодня и – с малого. Нужно, чтобы священник, не могущий благовествовать или ленящийся готовиться к проповеди, признался в своей немощи и призвал своих прихожан к участию в своих трудах, а значит и в своей награде. Нет такого прихода, где в отсутствие проповедника не было бы замены ему. Нет такого прихода!
Дело за малым. Рожденный ползать – не занимай взлетную полосу! Ленишься сам – зови других. Они тоже – царственное священство. Только контролируй их, подсказывай, сдерживай, направляй, и награда у вас будет общая.
Проповедовать надо. Данные слова – упрек священству, но не только. Они – путь. Не нужно гордиться, обижаться, завидовать. Нужно день от дня благовествовать спасение Бога нашего. Стоит только начать. Дальше дело само пойдет – так, как мы придумать никогда не смогли бы.
спаси вас Господь!
Спасибо за грамотные советы.
Я мирянин. Но иногда мне приходится разжевывать прописные истины другим людям.
Но часто возникает следующая проблемма.
Люди, всегда хотят узнать/познать смысл Христианства за 5-10 минут, не более. Они говорят: "А вот ты скажи мне!".
И ждут, что я должен сказать 1 предложение, которое их потрясет своим содержанием. А для того, чтобы ответить на конкретный вопрос, нужно донести очень много информации, которая для нас является сама собой разумеющаяся, а для него (человека не верующего или мало верующего) совсем не известная.
И когда, он понимает, что тема затягивается, ему нудно и он говорит: "Вот видишь! Ты не смог мне объяснить и доказать то-то и то-то!".
Но самое смешное, что зачастую, даже если Дух Святой снизашел на меня и я сказал ответ максимально грамотно и лаконично, то он бы скорее не понял его. Потому что люди редко хотят получить ответы.
Они хотят утвердится в правоте своего бытия и дальше гнить в своем теплом болоте фантазий и суеверий.
Отец Андрей поднял интересную тему, дал интересную методику. Стоит ли прятаться за ленивое псевдоблагочестияе (нам низяя, мы овцы, мы никто, мы не смеем - и все вокруг тоже пусть не смеют!) или за древние дисциплинарные каноны, которые все равно в полной мере никто не исполняет?
17:52астафоркин:
"Игорь, Елена М" Ну вот, пошла по Вашей ссылке, попала на комментарии к статье "Права и обязанности" Простите за то, что не сумела отгадать в чем заключается ответ. Поясните уже, Бога ради, не сочтите за труд.
тебе не дано владеть, от Сердца-Бога, словом( не занимайся зубрежкой и заучиванием) это не от Бога уже! И не истинно! Все выясняется чистым сердцем,душой и умом светлым!
Мудрствовать- грех, без темы: везде и всюду,какое бы поприще ты не занимал! О.Анрей поднаторел в проповеди слова,вот и заметил изъян у некоторых батюшек! Тактично начал с прихожан! Спасибо за проповедь и ликбез на пути к духовности!
P.S.Некоторые проповеди настолько понятны и ясны что помнятся долго,а иногда и навсегда! А почему ? Все от души простой,чистой, правдивой и очень,очень скромной(даже стеснительной по нраву).Вот, как я думаю. умное слово от умного!
Раньше в Церкви была традиция выступления с благословения священника мирян с проповедями.
Вы забираете у священника, человека, как и мы все, право быть дураком. Это не демократично и не справедливо.
Здесь Вам ответил
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/54191.htm
17:06Игорь:
"Дай Бог вам за все труды. Меня тоже не много смутила статья. Исповедовать свою веру я должен. А проповедовать,удел пастырей. Читал и в голову приходила горделивая мысль-а я бы смог. А для меня грешного это очень не полезно." Ну что Вы, Игорь, Вы, собственно, своими комментариями уже и выполняете роль проповедника, в некотором смысле, и у Вас это , действительно, неплохо получается, но гордыню, всё-таки, усмирять следует, эта статья для Вас испытание, так ее и воспринимайте.
Простите, меня грешную, за многословие, да и неприлично женщине в Церкви глаголать.
проповедовать отваживались и миряне без стихарей, иногда даже женщины, которым вообще-то положено самим научаться от супругов. Можно вспомнить св. равноапостольную Нину просветительницу Иверии-Грузии. Кто-нибудь дерзнёт упрекнуть её греховном в самоуправстве и ревности не по разуму?
Иногда случается услышать, как очень хорошие батюшки, особенно немолодые и получившие духовное образование заочно, допускают во время проповедей досадные ошибки, видные даже мирянам. А молодые священники сознательно позволяют себе такие богословские и богослужебные вольности, что и слушать не хочется. Конечно богословски образованные и благочестивые миряне, имеющие дар слова, могут и должны проповедовать. Это наш христианский долг. Но во избежание соблазнов, делать это нужно не с амвона во время богослужения, а на приходских трапезах, собраниях и т.д.
Словом конечно можно убить, но когда говориться многому люду то одним одно и то же слово будет во благо, другого убьет, а третьим мимо ушей пролетит.
Но нельзя так болезненно ко всему относиться. Что не делается – все к лучшему, даже когда что-то даже очень сильно ранит (это я на себе испытывала, а потом даже стыдно было, что так расстраивалась из-за чего-то).
Значит где-то найдется лучшее применение талантов, только стараться рассмотреть в чем, не отчаиваться и иметь терпение.
И спасибо батюшке за очередную интересную статью.
Я ходила в секту некоторое время. там священников вообще нет и каждый сам себе проповедник, по очереди все "выступали", говорили "о своём" но всем это было близко, все плакали, аплодировали, было очень душевно!
Статья о том, как найти замену ленивым священникам????
Мы можем еще и в алтаре кадилом помахать, если вам лень, только свистните!
Но много ли нас горящих?
Способных будить людей,
Даже почти неспящих.
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
страницы Евангелия показывают как это необходимо,...начало всему в молитве.
Фраза известна в летных училищах. Там так говорят, чтобы побольнее кого-то уязвить. Кому статья как руководство к действию, я же дойдя до этого места погрузился в воспоминания об ушедших годах юности, о своих мечтах и о том, как жизнь пошла "запасным маршрутом", т.е. все пошло прахом, когда я не попал в летное... Дойдя до этого места -- шла бы... прахом (скажем помягче) работа до конца недели (или дальше), прочее вокруг меня...
Словом можно убить...
о.Андрей ваша статья меня немного смутила.
Скажите пожалуйста, это мнение церкви по данному вопросу или ваше личное? Если мнение церкви то где оно отражено?
Простите мою необразованность, разъясните как быть с 64 правилом Трулльского собора? Может оно де действует? Или какие либо руководства по применению существуют? Я сейчас думаю , что правила эти, пока их не отменили, обязательны для всех. Конечно я многих даже и в глаза не видел, но незнание закона(дальше сами помните). Не хочется быть "фарисеем", но для чего же эти правила тогда? Меня этот вопрос очень волнует.
Спаси вас Господь!