Ничего не вижу (маска). Художник: Анна Полубояринова |
А меня это случайно выловленное в Сети сообщение заставило задуматься о другом феномене. Он гораздо более примечателен, или, повторяясь, феноменален, однако изучением его сегодня никто из ученых, судя по всему, заниматься не склонен. Речь уже не о детях, а о людях взрослых, более того – сознательно верующих.
Совершенно справедливо одним из признаков таковых людей считается регулярное посещение богослужений и столь же регулярная исповедь и Причастие. Если же человек исповедуется, то очевидно, что он знает свои грехи, видит их. Может быть, не до конца знает, не до конца видит, конечно, но, по крайней мере, в соответствии с тем, какова мера его духовного преуспеяния. Это своего рода норма. Впрочем, есть и отклонение от нее.
Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для христиан болезни. Странной и весьма распространенной. Главный ее симптом заключается в стремлении человека не замечать своих греховных привычек и страстей, делать вид, что их попросту нет. Я не говорю о так называемых «безгрешных людях», которые «искренне» не знают, что им сказать на исповеди, и либо с трудом выдавливают из себя привычное «грешен, как все», либо вообще молчат. Я о самых обычных людях. Они стараются жить по-христиански, с большей частью присущих им грехов борются, но некоторых – сознательно «не видят». Точнее не некоторых, а самых любимых, самых дорогих, тех, с которыми не то что трудно расстаться – вообще расставаться не хочется.
Такое впечатление, будто человек закрывает глаза и говорит себе: «Я этого не вижу – значит, этого нет!» Точь-в-точь как те самые дети…
Но невидимкой старающийся не смотреть на себя человек не становится. Окружающие его видят. И те страсти, на которые он сознательно внимания не обращает, словно острые углы, их задевают, причиняя дискомфорт, а нередко и боль. Как их спрячешь?
И Господь видит – от Которого вообще ничто не может укрыться, для Которого все тайное неизменно явно.
Рассудить может и человек, а вот осудить может только Бог... Вы правы, что недостаточно попоститься недельку и т.п., чтобы Господь нас "услышал", разве БОГ нам что то должен?! Ведь и у Адама была возможность покаяться, но он в своем грехопадении обвинил Господа, после чего и был изгнан из Рая...
"Идеже хочет БОГ нарушается естества чин" (Андрей Критский, Покаянный канон).
Спаси Господи Вас за призыв мя грешного к покаянию, ибо не имею не только дел, коими оправдаюсь перед Ним, но и слов, и помыслов достойных, но верую... во Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь...которая есть тело Христово, "полнота Наполняющего все во всем".
Русская Православная Церковь не принимала унии с Римско-католической церковью, и в отличие от Константинопольской, не имеет с ней евхаристического общения...
Николай, Церковь это НЕ есть явление Царства Божия, Царствие Небесное внутри Вас есть! Как человеку неравнодушному, желаю Мира и Благочестия Душе Вашей в сердце Вашем! Только помните, что исповедь без покаяния, не избавляет нас от "произвольной слепоты" и др. духовных недугов...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
В Греческой Церкви Исповедь перед Причастием не является обязательной,более того исповедовать могут только опытные духовники,имеющие на это епископское благословение. Это продолжение традиции древней Церкви,в которой практиковалась также исповедь перед всей общиной,когда каждый ее член считал,что это и его грехи! Формула: "Аз, властью мне данной, прощаю и разрешаю..." - является католической. Раньше была: "Прости и соедини святей Твоей и апостольстей Церкви..." Дискуссия по этому вопросу в Русской Церкви идет давно.
Сердце должно искать Царства Божия и правды его,а Церковь это и есть его явление в истории человечества. Из-за которой оно может еще и болеть.
А насчет клеветы и хулы - это как раз повод для исповеди!..
"Но крепостное право давно отменили... Или мы до сих пор в ГУЛАГе" - Вы там, где сердце ваше...
"Оскорбляет человека не то, что входит в него (в Вашем случае обязательность Исповеди перед Причастием), а то, что выходит из него"... - Ваше "продуцирование психической неполноценности ведущее к раздвоению личности".
Как невозможно изучать алгебру не освоив математики, так и невозможно воспринять в себя Тело и Кровь Христову без покаяния на исповеди!!!
Ваше: "Подобная профанация Таинства...Некий священнический "нацизм" - духовная лень, самомнение и клевета! Если Вы исповедуете католицизм или какое-либо другое "раздирание Ризы Христовой", то "обвиняя" в этом Православие Вы возводите хулу на Духа Святаго! А это не прощается ни в этом веке, ни в будущем! Берегитесь, - никому не миновать Суда Божьего! Аминь.
Мне кажется, что Вы придумываете для себя оправдание.
Думаю, что Вы перед священником не "забыли" свои грехи, а не смогли их сказать.
Чем же плохо писать грехи на бумаге? Может, Вам не нравится записывать грехи, так как для Вас не будет возможности сказать самой себе, что "забыла"?
Правильно ли Вы понимаете покаяние? Суть не в истерике перед священником, а в изменении своей жизни. Нужно перестать грешить, возненавидеть грех.
P.S. высказываю личное мнение, могу ошибаться.
Одна из причин самоубийства несчастного Иуды - это его убеждение в том,что он такой один,в чем его уверили и заказчики(синедрион). После 20-го века и того,что к нему привело,а именно - разрушение общины,каждому представляется и уже давно,что во внутреннем позоре живет лишь он один. Это внутренний иудаизм,которому представляется,что Бог любит лишь его и простит ему по-блату. Утрата переживания тайны Триединства,образом которой является человечество ведет к иудейскому пониманию Бога,которое в разных культурах преломляется по-своему. На Западе это союз европейских самолюбий-индивидуализмов,на Ближнем Востоке - ислам,в России был коммунизм. Теперь у нас - каша из всего вышеперечисленного. Только достижение личностного уровня бытия позволяет надеяться на ответственный подход,когда свободу подчиняют любви к ближнему. Но свободными и ответственными людьми очень трудно управлять - не поманипулируешь!..
И еще. Не разрешена до сих пор проблема обязательной Исповеди перед Причастием. Подобная профанация Таинства ведет к раздвоению личности,наподобие гражданского брака,это продуцирование психической неполноценности,удобной для манипуляций или коммунистического панибратства. Некий священнический "нацизм". Но крепостное право давно отменили... Или мы до сих пор в ГУЛАГе. Отмена обязательности могла бы помочь в восстановлении общины(появилось бы желание ходить в один и тот же храм и соответствовать святым канонам жизни).
Ныне самой распространенной болезнью для христиан, и особенно для новоначальных, которые в основном и наполняют православные храмы по праздникам, является грех осуждения других. Лечение этой болезни (избавление от греха), впрочем, как и любой другой, не сразу и не всегда бывает успешным. Помимо искусного лекаря (духовно опытного пастыря) требуется еще и желание «больного» лечиться (духовно совершенствоваться - постоянно устремляясь к Богу достигать Его подобия). Именно тогда, когда лечение, которое осуществляется через исповедание греха, неэффективно (не дает видимого результата), и возникает осложнение («странная для христиан болезнь") - привыкание ко греху ("произвольная слепота"). В этом, ставшем уже «регулярным», случае больному необходимо выяснить причину «неэффективности» и продолжить лечение!
«Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1Кор.,XIII,9-10).
Мучаешься из-за них, конечно, но как их отодрать от себя?
Как себя заставить их ненавидеть и захотеть от всей души с ними расстаться?
- исповедуйте только то, что действительно мучает Вашу совесть, что омыто слезами Вашего покаяния...
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы."(1Кор.,XIII,1-3)
Елене:"Да-да. Как раз про меня. Особенно, когда близкие люди говорят..."
- это как раз про всех нас, про нашу привычку ко греху, про теплохладность, про неумение любить...
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."(1Кор.,XIII,4-8)
Хорошо помню свою первую исповедь (было это в храме Ильи Пророка в Обыденском пер, где и когда ещё за свечным ящиком сидела будущая игуменья Серафима (Чичагова), а исповедь принимал старый священник о. Александр) - насчитала и записала на бемажке я тогда аж 7 (семь!) грехов - о.Александр глубоко вздохнул и начал из меня вытягивать грехи за всю мою жизнь. Я думала, что со стыда сгорю.
Только спустя какое-то время поняла, какое благо сделал для меня этот старый священник!
А потом моим духовным отцом мне было сказано: если на исповеди священник тебя утешает и "гладит по головке" - беги от него со всех ног. Я тогда это только приняла, а спустя какое-то время - поняла, почему это надо делать!
Дорогие отцы, помогайте нам на исповеди избавиться от грехов наших, а не будьте просто наблюдателями! Когда "всыпите" нам по-первое число, чтоб сквозь землю провалиться хотелось - только после этого можно и по головке погладить!
ПРОСТИТЕ.