Это ожесточение сердца во время молитвы называется холодностью, сухостью или черствостью. И оно обычно, согласно святым отцам. Холодность почти всегда приходит от забвения. Причина холодности души — я ведь, грешный, каждое мгновение страдаю ею — это забвение. А забвение что такое, по святым отцам? Это первый грех рациональной части души.
Душа делится на три части: рациональную, раздражительную и вожделевательную, по святому Григорию Нисскому[1]. Так их располагает и «Пидалион». Святой в точности предписывает епитимии за грехи по трем частям души. Посмотри в его правилах в «Пидалионе»[2].
С рациональной стороны первым грехом является забвение. Затем следуют неведение, нерассудительность, нерадение, неблагодарность за благодеяния Божии и ближнего, неразборчивость, неправоверие, хула, безумие, ересь и другие. Но первым шагом в сторону холодности, запомни, является забвение.
Когда мы забываем о благодеяниях Божиих, когда забываем, что Бог здесь, когда забываем о присутствии Бога, мы впадаем в так называемую акедию[3]. Акедия есть расслабленность души и ума. Великий Василий и другие святые отцы называют акедию «каракатицей души». Когда человек становится апатичным и лежит в унынии, расслаблении, тогда все страсти и все зло входят в его душу.
Так он называет и воображение. Аристотель в своей философии называл его общим чувством. Потому что воображение улавливает не только один грех и борет душу не только одним грехом. Ты читал книгу «О хранении пяти чувств», написанную святым Никодимом Святогорцем?[4]
Эх, сколько еще надо сказать! Видишь, как одно с другим связывается, когда говоришь? Пять раз я прочел ее за свою жизнь, в отшельничестве. Исключительная книга, очень назидательная. И когда заканчиваешь ее, автор говорит: «Эту непотребную книгу, которую я написал». Видишь, сколько тут смирения? «Ты сделался подобным огниву, а я как кремень. Ты ударил раз и другой в сердце мое, будто кремневое, и брызнули эти малые искры». Эта книга вся содержит великую мудрость!
Ты видел, что сказано там? Там показано нам, как идти этим путем. По причине того, что ум впал в холодность из-за забвения, после того как мы забыли страх Божий, человек начинает позволять себе все что угодно. А поначалу, когда человек забыл о страхе Божием, диавол начинает приносить ему всякого рода помыслы через воображение.
Воображение, по святому Василию Великому, — это мост для бесов, через который они пробираются в душу человека. Поэтому нам нужна великая внимательность на молитве, чтобы мы не представляли себе ничего, ибо первое мытарство, которое поджидает ум на пути к сердцу, — это воображение. Ни одно злое дело, ни один бес, ни одна страсть не переходит из ума в чувство иначе, как через воображение. Потому что ты не можешь совершить грех, пока не представишь его себе. Ты не замечал этого, когда борешься с умом? Или появляется образ того, кто тебя огорчил и на кого ты был сердит. Будто напоминает тебе о нем, и как бы ты отомстил ему. «Эх, если бы он был сейчас тут! Я бы ему такое устроил, я бы ему такое сделал!» И это бесы. Но они борют тебя через воображение. «Да, но он сказал мне то-то, скажу ему и я!»
Бесы принимают образ огорчившего тебя и вводят его в твою душу через воображение и показывают его тебе: «Вот посмотри, он сказал тебе то-то, он ненавидит тебя!». Затем ум начинает обманываться, предполагая, что тот тебя ненавидит, что тот говорит так-то, что тот еще что-то делает.
Один великий духовник говорил: «Не верь им, отче, ибо это обман ума, и потом увидишь, что ничего из того, что говорил тебе ум, не было правдой». Это обманы ума, которые бесы во время искушения вводят в душу через воображение, чтобы разрушить ее. Это предположения, обманчивые мнения. Предположения, будто такой-то говорит тебе то-то, такой-то питает злобу, такой-то еще что-нибудь делает. А ничего из всего этого не верно.
Бесы, видя, что человека возмущают такие подозрения, ведут брань и с помощью их. В Псалтири сказано: мнози борющии мя с высоты (Пс. 55: 3). И святой апостол Павел говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 12). Вот так, с воздушными князьями борется бедный ум!
Что тут происходит? О грехе ты прежде всего подумал. Если ум согласился с мыслью, он переходит к размышлению. Переходит к выбору. Бес сразу погружает его в воображение. Он начинает припоминать… (Мы не говорили с вами об искушении с восьми сторон? Увидели бы вы и там, сколько любомудрия у святых отцов!) Когда он погрузил тебя в воображение, он подбросил тебе идола и нанес тебе удар прямо в ум. Всё! Ты слышишь, что сказано: когда увидишь мерзость запустения, стоящую на святом месте, читающий да разумеет! (ср.: Мф. 24: 15).
Святой Максим говорит: «Мерзость запустения на месте святом — это грех, представленный в воображении»[5]. Ибо место святое — это сердце, потому что мы — храм Бога Живаго и Дух Божий живет в сердце нашем (ср.: 1 Кор. 3: 16). Бес, когда ему удалось через воображение водворить в уме идола, отсюда вводит его в сердце! Тогда в сердце и уме твоем есть только то лицо, которое огорчило тебя или которое ты страстно любишь! Когда он водворил в тебе идола, ты отдаешь себе отчет: «Да! Я не был трезвенным до первой приманки [прилога], — ибо здесь нам нужно сказать о двенадцати ступенях греха. — Если бы я был трезвен при первой уловке, то сразу же произнес бы: “Господи Иисусе Христе…”», — и при трезвении внимания идол не входит.
А поскольку я не был внимателен, то идол вошел: такое-то лицо, такая-то женщина, с которой мы встречались, или деньги, или слава, — всё, какого бы оттенка он ни оказался. Он его ввел в сердце через воображение. Это идол, это «мерзость запустения на месте святом». А если бы было трезвение внимания, то он не вошел бы. Оно сразило бы его с самого начала. Пришел? «Господи Иисусе Христе!..» Ты ударяешь его о камень, Христа. И знаешь, как ум привыкает к этой невидимой брани! Как написано в книге «Невидимая брань».
Блажен кто имеет трезвение ума! Потому сказал божественный Пимен Великий в «Патерике»: «Нам ничего не нужно, чтобы спастись, кроме трезвенного ума»[6]. Ясно! Столько-то всего. С трезвенным умом и с этим деланием трезвения внимания мы можем спастись легче всего.
Его называет святой Исихий Синаит «всеобъемлющим деланием всякого доброго дела и всякой добродетели»[7], — почитайте в «Добротолюбии», ибо оттуда мы говорим, и в «Патерике».
Первый грех, рождающийся в рациональной части души, — это забвение. Из забвения рождается холодность души. Марк Подвижник говорит, что существуют три великана, убивающие душу: забвение, неведение и разленение[8].
Видишь? Может, кто-то и трезвен умом, да ослеплен неведением. И опять же, трезвения внимания нет и у него. Ты слышал, что неведение — это слепота души. Святой Максим говорит: «Жизнь для ума — свет ведения, а неведение — слепота души»[9]. А значит, кто-то может ослепнуть не только от забвения, но и от неведения. А если он сказал и о разленении, то ты слышал, что он поставил сначала? То же забвение. Ибо и неведение, и разленение приходят вслед за забвением.
Святой Григорий Нисский классифицирует в «Пидалионе» все грехи по трем частям души, и первым грехом, возникающим из рациональной части, является забвение[10]. И причина нашего охлаждения к духовному, даже во время молитвы, также проистекает из забвения.
А у кого есть трезвение внимания, тот, прежде чем придет забвение, чувствует его. Почему? Трезвение рождается из страха Божия. А страх Божий — из веры в Бога. Святой Максим Иповедник говорит: «Кто верует, тот боится, и кто боится, тот трезвится»![11] Посмотри, пришел помысл! Теперь я должен различить его: плох он или хорош! Что делать? И кто трезвится, тот сразу должен призвать Господа Иисуса, ибо трезвение внимания состоит в трех деланиях: трезвиться умом, противиться греху, как только он вошел в ум, и взывать: «Господи Иисусе Христе…». Трезвение наше не имеет никакой силы без Иисуса Христа.
А забвение — это первый шаг к холодности, как показывают божественные отцы. Если же мы боремся против забвения, то ум всегда трезв и потому избавлен от остальных борений на следующих ступенях греха.
какая радость что были и есть такие мудрые Божии человеки!
я завела тетрадь и выписываю все необходимые правила жизни именно для меня
это потрясающе как будто ко мне сказано.
и я голосую за книгу творений преподобного отца Клеопы Илии.
Дивен БОГ во святых СВОИХ!
Господи Иисусе Христе,Сыне Божий, помилуй нас грешных.
Иисусова молитва спасает, отрезвляет ум.
будет нерадение.
Господи Иисусе Христе,Сыне Божий, помилуй нас грешных.