В 2013 году приход первого русского православного храма в Австралии – кафедрального собора в Брисбене – празднует свое 90-летие. К этому знаменательному событию были отлиты в России и доставлены в столицу Квинсленда колокола. Теперь русские колокольные звоны стали неотъемлемой частью церковной службы Николаевского собора Брисбена.
Петровский установил колокола. Фото: Л. Ларкина / Православие.Ru |
90 лет скитаний русских по чужбине – это действительно немало. Уже подрастает четвертое поколение русских эмигрантов – потомков тех, кто в начале XX столетия прибыл в Австралию, построил первый православный русский храм на пятом континенте.
Во дворе собора в наземной звоннице разместились для постоянного пребывания восемь колоколов: два благовеста, три колокола средних и три малых. Самый большой колокол весит 326 кг, а самый маленький – 6. Колокола помог правильно установить известный звонарь из России Владимир Петровский. Под его управлением и зазвучал над Австралией перекатистый перезвон.
А кто будет благовестить, когда Владимир Марьянович уедет? Есть ли звонари в Австралии? Ведь даже в России искусный звонарь – это редкость. К большой радости прихожан Владимир Петровский не только помог установить колокольню во дворе собора, учтя все особенности колокольного звучания, возможности соборного двора и требования администрации города, но и организовал школу звонарей. Он каждый вечер проводил мастер-классы для всех желающих освоить звонарное искусство – как в теории, так и на практике.
Открывая 20 декабря 2012 года первый урок школы звонарей в соборе, его настоятель отец Гавриил сказал: «Думая о том, что можно сделать к 90-летию собора, возникла прекрасная идея – заказать колокола в России. Эту идею предложил отец Владимир Бигдан – диакон собора. Мне она очень понравилась. Мы все отнеслись к этому проекту с большой радостью и трепетом, но не очень-то представляли, как всё это будет осуществлено. Сейчас, когда установили колокола и я впервые услышал этот звон, я был до слез тронут. Конечно, людям, приехавшим из России, звоны привычны, но многие родившиеся в Австралии колокола услышали впервые. Пожилые люди говорят, что колокола им напомнили что-то очень далекое и родное – детство, деревню… Я очень рад, что так много желающих пришло научиться звонарному мастерству…»
Владимир Марьянович Петровский – знаменитый исследователь, звонарь, композитор. Он родом из городка Березняки, что в Пермской области. Окончил Архангельское музыкальное училище по классу ударных инструментов, затем в течение семи лет вел уроки по джазовой импровизации в этом училище, играл в различных музыкальных коллективах. С 1985 года стал водить экскурсии по теме «Деревянное зодчество Севера». Позднее работал экскурсоводом Архангельского этнографического музея, где и познакомился с колоколами, навсегда вошедшими в его жизнь. Владимир Петровский не только известный в России звонарь, но и автор музыкальных произведений для колоколов, таких как «Вальс колоколов», «Пасхальные перезвоны», «Праздничный торжественный трезвон», «Малиновый звон».
Концерт колокольных звонов. Фото: Л. Ларкина / Православие.Ru |
Люди стояли вокруг храма, замирая от красоты звучания колоколов. Историческую справку о колоколах давал диакон Владимир Бигдан, рассказывал он и о каждом перезвоне. А после концерта отец Гавриил поблагодарил гостя за усердие и помощь в установке звонницы, за курсы звонарей. Отец Гавриил выразил благодарность и Сергею Николаевичу Остапенко: пожертвованные им средства покрыли большую часть расходов на литье колоколов и их доставку из России в Австралию. «Без его помощи не было бы этой радости сегодня», – подчеркнул отец настоятель.
Благодарственную грамоту Владимиру Петровскому от настоятеля и клириков кафедрального собора Брисбена вручил лично Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион.
Вручение грамоты Петровскому. Фото: Л. Ларкина / Православие.Ru |
Во время пребывания Владимира Петровского в Брисбене мне удалось побеседовать с ним.
– Владимир, вероятно, чтобы так выводить мелодии на колоколах, которые звучат то малиновыми звонами, то венчальной радостью, то печальным прощанием, надо иметь не только силу в руках, но и исключительный слух и музыкальное образование?
– Скажу сразу, что музыкальное образование иметь не обязательно, даже слух может быть не самый тонкий. Когда звонишь, ты все равно ничего не слышишь. Главное в искусстве звонаря – это ритм. Есть ритм – дела пойдут. Внутренняя молитвенность должна соединиться с техникой, с содержанием, с красотой – это должно быть единое целое.
Одно неверное движение, и малиновый звон может перейти в другую мелодию. Каждый звонарь «рисует» свою картинку, в этом и есть чудо колокольных звонов. Конечно, музыкальное образование помогает быстрее освоить все тонкости колокольного искусства, но оно совсем не обязательно. Иногда приходят учиться звонарному делу люди совершенно немузыкальные, приходят подростки и уже много пожившие – те, кому за 60 лет, и все осваивают это мастерство, была бы любовь к Богу.
– Как долго вы обучались этому искусству? И есть ли школа колокольного звона в России?
– Колокольными звонами я занимаюсь 26 лет. Я музыкант, и ударные инструменты – это моя профессия. Самое сложное – это духовное понимание того, что ты делаешь. Ведь во всем должна присутствовать благодать. Это пришло со временем.
Что касается школы звонарей, то я сразу понял, что обучать людей звонарному делу надо на том месте, где звонарь будет служить. Каждая колокольня и каждый храм имеет свои архитектурные особенности, свой набор колоколов. Отучившись в школе звонарей, звонарь может, прибыв в свой храм, и не знать, с чего начать. Я провожу обучение на месте, разъезжая по храмам. Я побывал более чем в 170 храмах, говорил со старожилами, слушал, записывал, запоминал.
Был много раз в православных храмах за границей, где проводил курсы звонарей. Везде есть мои ученики, их теперь более 1000 человек. Когда я начинал изучать колокольные звоны, некому было задать вопрос. Я был первым в этом деле. Сейчас уже немало звонарей по России. Мои ученики теперь имеют своих учеников.
Хорошим звонарем стал мой сын. Он со мной везде с 12 лет. Сейчас ему 28, и это уже профессионал. После литургии в Архангельске горожане приходят слушать наши перезвоны. Мы вдвоем с сыном устраиваем целые концерты. Сегодня я звоню в Австралии, а сын мой звонит в колокола в Архангельске.
Учеба звонарей на макетах. Фото: Л. Ларкина / Православие.Ru |
– Да, вы очень правильно выразились: именно миссия служения. Я чувствую это. Колокольные звоны – это мостик к Богу. На концерты приходят ведь не только верующие люди.
Иногда человек услышит, что какой-то заезжий звонарь будет давать концерт колокольных звонов, придет из любопытства, увидит, что люди ставят свечи, и решит, что он тоже должен поставить свечку. А где ставить? Надо спросить. А как? А какие слова при этом сказать?.. И после концерта подходит со слезами на глазах, благодарит, что услышал Бога, что радость и благодать посетили его.
А если сегодня его душа не откликнулась на зов, то всё же Господь как-то коснулся ее. Так капля за каплей и разносится Божие слово. И я рад, что Бог дал мне эту возможность миссионерства.
Я ведь до звонарства многим занимался, всё что-то искал, пытался себя понять, пока Господь мне не указал прямой путь к Нему. Прежде чем увидеть этот путь, сколько было протоптано дорог, ведь мы упрямые, нам все кажется, что мы все знаем сами.
– Часто можно слышать о чудодейственной лечебной силе колокольных звонов. Были ли у вас случаи, когда люди обращались с просьбами полечить колоколами?
– В России есть такая телепередача «Малахов плюс», где доктор Малахов рассказывает о нетрадиционных методах лечения, начиная с трав и заканчивая невероятными историями. Авторы этой передачи два года упрашивали меня рассказать о случаях чудодейственного исцеления колокольным звоном. Я ко всему этому отношусь очень осторожно и все делаю только с благословения священника. Слышал о случаях исцеления, но тут скорее действует молитва. Надо верить, и тогда колокола и молитва в помощь, а без веры у нас ничего не случается.
Школа звонарей. Фото: Л. Ларкина / Православие.Ru |
– В Брисбене идеальный набор колоколов. Здесь есть и малые, и большие, и средние голоса. Очень качественный металл, колокола изготовлены на заводе, который отлично зарекомендовал себя не только в России, но и в Европе. Здесь все гармонично – есть благозвучие. Развес колоколов в Брисбене уникален – такого развеса больше нет в мире. Это наземное распределение, и надо было продумать так, чтобы сохранить голоса и усилить их звучание. Обычно колокола висят в проемах колокольни. Иногда струны колоколов достигают длины более 20 метров. На вашей звоннице длина струн около 3,5 метров. Господь устроил всё необыкновенным образом, дал новые идеи развеса, и колокола в Брисбене зазвучали великолепными звонами.
Храмы все разные, и набор колоколов и количество их в звонницах не повторяется.
– Вы сами сочиняете мелодии для колокольных пьес? Возможно ли повторить колокольные звоны?
– Да, я сочиняю колокольные мелодии сам, но повторить их невозможно – даже мне самому. Каждый раз получается по-особому неповторимо, как будто Господь водит твоей рукой, передавая состояние души, чувства. Во время звона, настраивая себя на состояние спокойствия и торжественности, я начинаю рисовать ритмические фигуры, и каждый раз льются новые звуки.
– Вы раньше бывали в Австралии? Каковы ваши впечатления от этой поездки? Внесет ли посещение Австралии что-то новое в ваши мелодии?
– Я впервые в Австралии и буду еще долго «переваривать» увиденное. Здесь чудесные люди, чудесная природа, море. Все это очень благодатно действует на человека. А что родится в колокольных мелодиях после посещения этой прекрасной страны – только один Бог знает, но всё призывает здесь к творчеству. Я очень рад, что вложил и свою лепту в подготовку 90-летия Николаевского прихода. Колокольные звоны России отныне будут звучать в Брисбене.
русского звона в Австралии. Очень бы хотелось послушать
специалиста !