Есть такая распространенная в наши дни болезнь – аэрофобия. Это когда человек панически боится авиаперелетов. Боится порой настолько, что, невзирая на необходимость, никак не может заставить себя подняться на борт самолета и отправиться в предлежащий ему путь. Или же заставляет, но всю дорогу то краснеет, то бледнеет, то бросает его бедного в жар, то бьет его озноб. А стоит самолету попасть в зону турбулентности, как бедолага начинает испуганно озираться по сторонам, словно пытаясь в подтверждение своих худших опасений увидеть страх в глазах стюардесс или, на худой конец, своих попутчиков.
Кто-то бывает вынужден запасаться сердечными препаратами, кто-то – понижающими артериальное давление, кто-то – успокоительными. Ну а некоторые стараются пронести на борт самое распространенное у нас, да и во всем мире, успокоительное – алкоголь.
К лечению аэрофобии подходят сегодня весьма серьезно. Есть специальные курсы по ее преодолению. Есть целая программа выхода из этого патологического состояния. Предлагают свои услуги страдающим этим страхом не только психологи, но и гипнотизеры.
Я лично не испытываю перед путешествием сквозь воздушную стихию особенного страха. Но в то же время могу сказать, что летать в целом не люблю. Дело в том, что я в принципе не понимаю, каким образом тяжеленная стальная махина сначала отрывается от земли, поднимается на огромную высоту, а затем еще и рассекает пространство с такой колоссальной скоростью. Наверное, виной тут склад моего ума – совсем не технический. Я пытался что-то об этом читать, слушал объяснения людей, куда более грамотных в данной области, и всё равно ничего не запоминал.
А потому после взлета (а иногда и до) в мое сердце вместе с недоумением закрадывается всегда и определенное беспокойство. Вдруг отвалится шасси? Или откажет двигатель? Или даст сбой функция автопилота? Или, наконец, «не в форме» окажется сам пилот? Да мало ли вообще может быть поводов для разного рода сомнений, когда в принципе не можешь взять в толк главного: почему он всё-таки летит?
Для того, чтобы преодолеть это волнение, мне, конечно, не приходится прибегать к «спецсредствам» – лекарственным или каким-то иным. Не возникает необходимости ни в услугах психолога, ни, разумеется, гипнотизера. Чтобы справиться с ним, я делаю то, что и подобает верующему человеку, а тем паче священнику: молюсь. Причем нередко – с большим чувством и усердием, нежели стоя на твердой, не внушающей никаких опасений земле.
Однажды мы летели куда-то (уже и не скажу – по делам или же это была паломническая поездка) вместе с моим очень хорошим другом, человеком намного старше меня, верующим, но далеко не церковным. И я, когда самолет еще только брал разбег, задал свой обычный вопрос – благо было к кому его обратить:
– А почему он все-таки летит?
И мой друг, журналист, исколесивший за долгие годы практически весь мир, неожиданно ответил мне:
– Поверишь: я и сам не знаю! Не понимаю в этом ничего…
Немного помолчав, он добавил:
– Я думаю, что скорее всего это потому, что Богу так угодно… Да, точно, так оно и есть!
Помню, мне его ответ тогда очень понравился. И, безусловно, не тем лишь, что дан был с присущим ему юмором. Нет, так ведь оно на самом деле и есть. Можно привести множество различных объяснений, рассказать о тех законах физики, которыми обусловлена возможность воздухоплавания как таковая. Но лучше – вспомнить о Творце всего вообще и этих законов в частности, и всё сразу встанет на свои места, всё наилучшим и наипростейшим при том образом разъяснится.
Нравится мне этот ответ и сейчас – когда я вновь воспользовался услугами авиаперевозок. Не нравится другое. Отчего же именно беспокоюсь и переживаю я в воздухе? Оттого, что этот вид путешествия наиболее опасен, рискован? Но статистика этого не подтверждает. Оттого, что боюсь высоты? Но высота воспринимается при взгляде из иллюминатора скорее как некая абстракция, да и не всегда я сижу рядом с ним. Отчего же? Оттого, судя по всему, что что-то подсказывает мне: отправляясь в полет, ты должен всецело довериться… Нет, не компании-изготовителю, не точнейшим приборам, не искусству пилотов и даже не упомянутым выше законам физики. Я должен довериться Богу.
И что ж? Получается, что именно эта необходимость заставляет меня тревожиться? Меня беспокоит тот факт, что ничего во время полета не зависит собственно от меня – моих действий, умений, способностей, воли, в конце концов? Как ни крути, а получается так.
Интересно… Значит во всё остальное время своей жизни (кроме каких-то особенно трудных ее моментов, разумеется) я рассчитываю и надеюсь на себя самого, сам руковожу, управляю обстоятельствами, ситуацией и потому чувствую себя более комфортно, нежели в небе? Вот глупость…
Господи! Прости мне неразумие мое!
Ведь на деле выходит, что в небе-то мне как раз всего и безопасней: тут я могу не бояться собственного неразумия, импульсивности, неосмотрительности, здесь мои неправильные действия, мои ошибки меня не погубят. В небе я, и правда, в большей степени, чем на земле, в руках Божиих. Не потому, что Господь как-то принципиально иначе промышляет об авиапассажирах, нежели о тех, кто путешествует поездом, на машине или пешком. А по вышеуказанной причине: оторвавшись от земли, я куда меньше могу Его воле противиться.
Думаю обо всем этом, слушая ровное гудение двигателей, чувствуя, как несемся мы сквозь воздушное пространство, и даю себе слово: больше я не гадаю о том, почему самолеты летают и почему иногда падают. Больше ни о чем, взойдя по трапу, не тревожусь. Но и спустившись, опять же, по нему, стараюсь жить так, словно и не спускался: помня, в Чьих я руках. Как на небе, так и на земле.
Я закончил авиационный институт, летал как пилот-спортсмен и порассказать "что еще бывает" могу очень много. Даже хороший, совершенно исправный самолет, при нормальной погоде и пилотах в полном порядке может разбиться! У скольких боящихся лететь спрашивал о причинах -- пришел примерно к такому же выводу. Люди не боятся высоты, потому что на эшелонах уже не высота, а расстояние до Земли. Люди не боятся поломок, потому что на самом деле результат поломки руля в автомобиле выглядит еще ужаснее -- но не боятся этого. А вот чего боятся -- доверять себя: пилоту, технике, законам аэродинамики, погоде, полосе в аэропорту назначения -- Богу в конечном счете. Кого спрашивал -- вывод из ответов именно такой.
А на вопрос: "Почему летит?" -- краткий ответ именно такой и получается. Потому летит и много другого наша техника делает, что Богу было угодно: создать мир именно с такими законами природы, разрешить людям узнать эти законы, разрешить людям своими знаниями воспользоваться.
Уж не знаю, насколько правда, но меня этот случай успокоил. Много летаю между континентами, и каждый раз вспоминаю его рассказ. каждый раз во время тряски думаю, что если еще ничего по салону не летает, значит пока все нормально!
Ну и конечно молитвы читаю.
А я читаю молитву "о путешествующих- молитва перед отправлением в воздушное путешествие".
мы действительно боимся смерти. никогда не молилась сильнее, чем на операционном столе и во время вынужденной поездки в горящем автобусе почти без тормозов.
самолетом летала пару раз, и это тоже было очень страшно)))
А боимся мы того самого "человеческого фактора", то есть ошибки пилотов.
http://www.proza.ru/2009/03/16/147
А когда лайнер взлетит, посмотрите в иллюминатор на небо и землю, удивитесь, как они прекрасны, и поблагодарите Господа Бога нашего за то, что создал их и возможность любоваться ими!
Спаси Господи нас всех и спасибо за статью.
Простите,Елена,но мне кажется,что Вы не поняли о чем эта статья. Причем здесь суета и тщеславие,если человеку нужно лететь,а тем более причем здесь яичница? Как Вы думаете,кто руководил умом и руками человека,когда тот создавал самолет? Я думаю,что Бог. Или Вы сомневаетесь в словах Христа:"ИБО БЕЗ МЕНЯ НЕ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО."(Ин.15.5). И что плохого в том,что самолет летает? И летает-то он не потому,что человек так захотел,а именно потому,что Бог это дело благословил,для пользы человека. Но человек не всегда относится к тому,что Бог дает для его пользы с большой ответственностью,а допускает халатность и безответственность,поэтому и падают иногда самолеты. Бог тут не виноват. Но каждый должен помнить и знать,что в любом случае нужно "довериться Богу" и молиться "как подобает верующему человеку",о чем и написал нам в этой статье о.Нектарий. Потому что если Он сказал,что "ВОЛОС С ГОЛОВЫ ВАШЕЙ НЕ ПРОПАДЕТ".(Лк.21.18),значит так оно и есть. И для истинно верующего человека не возникает вопросов почему,например,вместе погибают те,кто верит в Христа,и те,кто в Него не верит. Именно потому - что верующий человек всецело вручает жизнь свою в руки Бога,и доверяет Ему больше чем себе,или кому-нибудь другому. А еще потому,что "БОГ ЖЕ НЕ ЕСТЬ БОГ МЕРТВЫХ,НО ЖИВЫХ,ИБО У НЕГО ВСЕ ЖИВЫ."(Лк.20.38).
Я иногда летаю в командировки, и тоже заметил, что в воздухе молитва другая. Особенно на подлете к Московскому аэропорту, когда разрешения на посадку не дают, или "ищет" свою посадочную полосу.
А ведь действительно, только в самолете понимаешь, что во время полета от меня ничего не зависит. И всецело предаёшся в руки Божия.
Дай Бог чтобы количество посадок равнялось количеству взлетов.
"И что ж? Получается, что именно эта необходимость заставляет меня тревожиться? Меня беспокоит тот факт, что ничего во время полета не зависит собственно от меня – моих действий, умений, способностей, воли, в конце концов? Как ни крути, а получается так.
Интересно… Значит во всё остальное время своей жизни (кроме каких-то особенно трудных ее моментов, разумеется) я рассчитываю и надеюсь на себя самого, сам руковожу, управляю обстоятельствами, ситуацией и потому чувствую себя более комфортно, нежели в небе? Вот глупость…
Господи! Прости мне неразумие мое!"
Ведь, как в таких ситуациях все явно Господь показывает!
Господи, прости мне неразумие мое...