Живая природа. Мертвый человек

    

Если бы у деревьев были органы речи – легкие, язык, губы, умение говорить, – какие первые слова сказало бы дерево? Его не носили во чреве и не кормили грудью. Тепла материнских рук и звуков материнского голоса дерево не знает. Слово «мама», как у многих людей, говорящим деревом не было бы произнесено первым. Так что бы оно сказало? Оно сказало бы: «Слава Тебе, Сотворившему всё! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Оно и сейчас, дерево, – не имея ни языка, ни губ, но имея лишь ветви и листья – шумит ежедневно и ежечасно: «Слава Тебе, Сотворившему всё! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Ветер дереву помогает. Как человек произносит членораздельные звуки при помощи выдыхаемого воздуха, так и деревья молятся с помощью ветра, движущего листья и перебирающего ветви. Вот почему хорошо молиться в лесу – там ты молишься не один. Вместе с тобой молится всё, что дышит, молится «всякое дыхание». А деревья именно дышат, больше всех дышат. Они – легкие планеты. Они дышат и по-своему молятся. Но если не молится человек, созданный, чтобы молиться, то дерево удивляется. Оно, качая ветвями, шепчет: «Мне бы твои уста, мне бы твой ум и язык. Я бы тогда молилось по-твоему, по-человечески». Так, еще прежде Страшного Суда, человека, который не славит Бога, шелестом ветвей своих ежедневно укоряют деревья.

    

Если бы был язык у камней, что бы сказали камни? «Слава Богу, создавшему всё!» – сказали бы камни. И даже если бы нужно было им растрескаться, чтобы это сказать, камни пошли бы на жертву ради осмысленных звуков. «Нас кладут иудеи на могилы вместо цветов; из нас можно строить жилища и храмы. Одним из нас, метко пущенным из пращи, Давид однажды поразил Голиафа. Благодарим Тебя, Боже, за всю ту честь, которой Ты нас почтил», – еще сказали бы они. Человек может быть камнем, а камень может заменить человека. Об этом говорит Писание. «Не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9). Так обращался Предтеча к лукавым людям, приходившим послушать покаянную проповедь. И когда в день входа в Иерусалим Христос приблизился к подножию горы Елеонской, множество учеников стало славить Его в выражениях, подобающих одному только Мессии. Фарисеи тогда сказали Христу, чтобы повелел ученикам замолчать. А Он ответил: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19: 40). Так камень способен заменить собою человека с замершими на молитву устами и отвердевшим сердцем. Камни знают об этом и ждут: не дастся ли им уже благодать членораздельно прославить Бога? Еще сегодня мы ногами отбрасываем их с дороги, но завтра, если мы совсем перестанем молиться, камень скажет: «Не тронь меня. Ты забыл Творца и не славишь Его. Достоинство твое отошло ко мне».

Птица села на подоконник у меня за окном и вертит быстрой своей головкой, как будто зовет обратить на себя внимание. Что бы сказала она, когда бы умела изъясняться по-нашему? «Я одна из певчих лесного хора. Каждое утро мы с сестрицами встречаем восход солнца совместной молитвой. Мы с сестрицами поем Тому, Кто создал солнце. Поем без регента и без нот. Но так весело-весело поем. Пусть наши птичьи мозги понимают немного, но это они понимают. Бога нужно прославить пением. Пением. Пением нужно прославить Бога. А ты? А ты почему не молишься? Почему? Почему ты не молишься? Почему?» Так она вертит головкой туда и сюда, то одним, то другим черным глазком косясь на меня через окно. И камни на улице, и деревья ближайшего сквера согласны с ее словами. Потом она улетает, а слова ее не оставляют меня. И ночью, подходя к окну, я слышу, как звезды шепчут: «Мы – лампады. Это наше небесное послушание. Мы мерцаем в ответ на ночные молитвы».

    

То, что нам кажется мертвым, живет. Сами себе мы кажемся живыми, но об этом можно поспорить. «Человек создал меня, – говорит мне стул, – и я с радостью служу человеку. Так же делают стол, и чашка, и ваза. Но ты, человек, не служишь Тому, Кто создал тебя, и нам всем за тебя стыдно». Среди стыдящихся стульев, говорящих камней и молящихся деревьев живет человек. Иногда он подлинно мертв, хотя бреется перед зеркалом, напевая шлягер, зашнуровывает ботинки и слушает по радио новости. И он не считает камни живыми до тех пор, пока не вынужден будет к ним обратиться, как к людям. То есть пока не закричит человек «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6: 16–17).

Крику этому суждено раздаться, как говорит Откровение, после снятия шестой печати.

Протоиерей Андрей Ткачев

9 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Золотая осень жизни Золотая осень жизни
Артемий Слезкин
Золотая осень жизни Золотая осень жизни
Артемий Слезкин
Осень — это пора прощания. Осень — время затихания кипучей природной жизни, время подготовки к суровым зимним испытаниям. А еще осень — благодатное время напоминания о том, что скоро наступит осень и нашей жизни.
Христианин как иерей природы Христианин как иерей природы
Андреас Хатзихабис
Христианин как иерей природы Христианин как иерей природы
Андреас Хатзихабис
Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ. Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения. Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хадзигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия.
Свт. Игнатий о благодарности Богу Свт. Игнатий о благодарности Богу
Свящ. Валерий Духанин
Свт. Игнатий о благодарности Богу «Слава Богу за всё»
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
Священник Валерий Духанин
Истинное благодарение рождается не из самодовольства, а из видения собственных немощей и видения милостей Божиих к падшему созданию.
Комментарии
галина12 августа 2015, 08:48
Спасибо, отец Андрей, за то что так щедро делитесь той радостью, которую Вам дает Господь.Знаете, я даже не раз каялась, что по-настоящему могу молиться только в лесу или на берегу реки, а в храме еще так не умею, отвлекаюсь, мысли скачут как молодые козлики. В лесу же, как перед Господом предстоишь, такое чувство благодарности Ему за эту красоту и благодатную тишину в душе переполняет все мое существо, что посторонним мыслям в это молитвенное пространство никак не проникнуть. С такой радостью читала Ваше эссе о природе! Каждое слово Ваше отзывалось в сердце, как будто бы Вы все это прочитали в моей душе, все такое близкое, родное. Спасибо Вам. Как иже мы все это должны любить и беречь, коли Господь доверил нам такую красоту.Есть у Валентина Берестова стихотворение "Капля", я хочу Вам его подарить, думаю оно созвучно Вашей душе.
.Капля в паутинке – гамаке
На кусте иссохшего репья
Блещет и дрожит на ветерке,
Будто в ней вся ценность бытия.

То она алмаз, то аметист,
То она опал, то изумруд.
Пестрый дятел, цирковой артист,
К нам слетел и покачался тут.

И пока, застыв, как часовой,
Я слежу за ними не дыша,
Я – росинке свой и птице – свой,
И любовью полнится душа.
Огромное Вам спасибо за Ваши книги, за страничку в контакте, за Ваши проповеди. Мне они очень помогают. Считаю Вас своим духовным отцом.(получается - заочным!) С любовью и благодарностью - Галина Крупина.
Ксения 8 апреля 2015, 15:06
Читала с большим умилением и готова подписаться под каждым словом. Я и сама что то похожее чувствовала, когда гуляла в лесу, большое Вам спасибо за пробужденные чувства. Храни Вас Бог!
Ольга 2 февраля 2015, 19:03
Кто-то здесь в комментариях, говорит, что природа не может хвалит Бога, т.к. она неживая. А вы книгу Бытия первую главу читали, как земля произрастила зелень и животных? А как море - произвело рыб и птиц? Разве неживое может что-то производить? А что касается хвалы Бога, то может вы поспорите и с пророком Давидом? Он говорит в 148 псалме: "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились;
поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
юноши и девицы, старцы и отроки
да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия."
Татьяна13 декабря 2014, 15:01
Спасибо за статью, очень поучительно и справедливо.
mila t13 декабря 2014, 05:25
Низкий поклон вам отче святе Андрей
когда моя бабуля умирала я просила прощения у нее
просила просила а она не отвечала я думала уже что она не слышит
мы держали наши руки рука в руке и она вдруг
легонько пожала мою ладонь и как будто из далекого далекого далека
тонким голосом отозвалась ээээээээй--на мое прости и ушла
а ей было 100 с половиной лет моей милой бабуле Марии
как то увидела ее во сне она мне сказала я помогу тебе
вот такая история
одна радость что я хоть и была совсем невоцерковленной но батюшку приглашала и за
несколько дней до смерти Мария исповедалась и причастилась и соборовалась
я ни на йоту не сомневась что все мои предки у Господа на Небесах
я молюсь о них как могу по моей немощи.
прости меня Господи Всемилостивый
грехи мои тяжкие
думаю также а будут ли мои 2 сына молиться и поминать меня
а так же у меня есть крестники и я конечно же поминаю их в молитвах
но я не могу материально им подарков делать наверно они совсем не захотят и знать меня
к сожалению весь мир в основном помешан на деньгах-- как это сказано было--
товарно денежные отношения .
Простите меня все родные православные братья и сестры .
р Божия людмила

Nadin13 декабря 2014, 01:34
"Однажды, гуляя в соседнем лесу, он (Александр Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский), стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»"

Вся природа восхваляет Творца!
А человек всё в суете. Спасибо за отрезвляющее эссе.

С днем АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ Вас, о.Андрей! Да укрепит Вас Господь в назидании и повторении прописных истин!
Турок_Православный11 декабря 2014, 03:14
Слава, Слава, Слава Господу нашему Иисусу Христу!!! Слава Богородице!!!
nn10 декабря 2014, 15:38
Наверное молитву деревьев нечисть слышит, ведь как в последнее время начали усиленно вырубать хорошие, не гнилые деревья. Даже березы во дворах нещадно рубят-рубят!!! А чем дышать то будем? А нечисть и радуется! Приучайся, грешный человек к запаху смрада и вони, который будет в аду. И все укапывают в бездушный асфальт. Опять же- начинайте летом "жариться на сковородочке", привыкайте к пеклу и духоте. Сами, ведь себе дорогу в ад прокладываете прямую, удобную, чтоб на каблучках и на машине влететь с шиком-блеском
Елена М10 декабря 2014, 08:20
Мне бы хотелось добавить к сказанному батюшкой еще. Первые христиане считали, что они продолжают жить на этой земле исключительно для того, чтобы своею жизнью продолжить жизнь на земле распятого Христа, т.е. постараться жить так, как бы жил и действовал Иисус, если бы Он не был распят. Ведь Христос является Спасителем всего человечества, Он не только взял на себя все грехи, Он ведь и дал нам возможность существовать и дальше на этой земле.Если представить , что кого-то из нас утопающего, спасает другой человек ценою собственной жизни, разве не будем мы всю последующую жизнь помнить об этом человеке и чувствовать себя обязанными проживать жизнь как бы за двоих, за спасшего нас и за себя (как в песне "за того парня"), мы должны постоянно помнить о том, что есть Спаситель, благодаря которому мы еще не исчезли с лица земли и наш долг не только благодарить Создателя и молиться, но и жить так, как жил и поступал Он, наш Спаситель, т.е. жить по заповедям.
Александр Калашников10 декабря 2014, 01:32
Ирине.

Творец на дал камням души изначала, но дал осознание. Они бездушны, но не мертвы, а значит знают Творца.

Нам же Бог дал еще и душу - насколько же больше!

А Евангелии очень много слов об природе: и лилии, что краше Соломона, и птицы небесные, и смоковница, и камни - и о всех Господь упоминает, а он Бог не мертвых, но живых.

Природа, однако, имеет и преимущество перед людьми - у нее нет греха.

Храни Вас Господь, отец Андрей!
Вера 9 декабря 2014, 23:28
Вы ещё и поэт, о. Андрей! Всегда читаю Ваши статьи и книги. Спасибо.
Татьяна 9 декабря 2014, 22:14
Уважаемая Ирина. Разве для Вас слова Спасителя о том, что камни могут воздать Ему хвалу, ничто? "Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну"(1 Кор. 1:18).
Любовь Украина 9 декабря 2014, 21:31
Храни Вас Бог, отец Андрей. Прекрасная статья, душа замирает от прочитанного.
Елена. Харьков. 9 декабря 2014, 21:25
Слава Господу! Очень лирично. Спасибо, отец Андрей.
Наталья Богоявленская 9 декабря 2014, 20:52
Ирина, простите меня, а вы много молитесь? Ведь статья именно об этом -- призвать нас всех к молитве, чтобы мы не превратились в бесчувственный камень. Так зачем ваше многословие, к чему оно?
А молиться можно везде -- и в храме, и дома, и в лесу, и даже в метро. Язычество определяется не тем, где вы молитесь, а тем, кому вы молитесь.
Простите.
Арсений 9 декабря 2014, 20:24
Отец Андрей, вообще большое спасибо вам за просвещение нас. Хотел, грешным делом, заявить о недопустимости даже чисто символически, образно одухотворять не живые предметы. Даже успел написать об этом несколько, на первый взгляд достаточно аргументированных строк. Но потом понял, что автор нисколько не одухотворяет предметы, а наоборот заложил в эти строки глубокие христианские истины, тончайшую, в жанре притч проповедь. А разве в Священном Писании нет речей, изложенных в таком таинственном и сакральном жанре? Наверно в начале чтения данной статьи мне не хватило тех "ушей", о которых сказано Господом в 13 главе Евангелия от Матфея. Дай Бог вам здоровья отец Андрей, и долгих лет вам христианской жизни.
Ирина 9 декабря 2014, 17:07
Простите, хочу поправиться. Я написала в предыдущем комментарии:"природу нельзя обожествлять". Это так, но в данном случае следует сказать: природу нельзя одухотворять. Душа - только у человека. А вся природа создана лишь только для того, чтобы служить человеку. Это красиво, мы можем ею восхищаться, но предназначение ее - чтобы служить человеку. Служить можно и эстетически. Человек, глядя на такую красоту, может проникнуться величием и искусством Творца, и, даже непроизвольно, вздохнуть восхищенно;"Как красиво!". И это уже прославление Бога. Но ОСОЗНАННО славить Творца может только человек. В этом различие между живой природой и человеком. Нельзя ставить человека ниже природы, каким бы он ни был. Например, Благоразумный разбойник покаялся в последние минуты своей жизни, прославил Бога и первым вошел в Царствие Небесное. Откуда мы знаем, а вдруг по воле Божией человек, который совершенно забыл о Боге, встрепенется, покается и станет святым? Вот в этом смысле,по-моему, применимо сравнение человека с камнем. Не помнящий Бога человек - просто живая природа, обратившийся к Творцу и прославляющий Его - в ангельском чине. Православие - это учение, как правильно славить Бога.
Ирина 9 декабря 2014, 16:13
"Вот почему хорошо молиться в лесу - там ты молишься не один": простите, но это - молитва язычника. Конечно, природой можно восхищаться, как творением Божиим, но ее нельзя обожествлять. В этом мире нет ничего прекраснее человека, даже если он заблудился. Один святой отец, увидев блудницу (очень красивую внешне), долго и с восхищением смотрел на нее, пока она проходила мимо. Ученики старца соблазнились. Почувствовав это, тот сказал:"Какую же красоту создал Господь!". Задача православного человека - увидеть красоту в каждом человеке, даже падшем. Святые отцы учили, что в каждом человеке сияет образ Божий, только в падшем он поврежден, как, например, может быть повреждена и покрыта грязью икона. Но Господь волен очистить любого человека(пример - Мария Египетская, Мария Магдалина и множество других, менее известных). Глядя на опустившегося человека, мы можем видеть его греховное состояние, а можем увидеть в нем поврежденную икону, во многом это зависит и от нашего внутреннего устроения. Душа человека - это самое совершенное, что создал Господь в этом мире. И потом, мы смотрим плотскими очами, поэтому все так и видим. А святые говорили:"Ты видел его грех, но не видел его покаяние".
Ольга 9 декабря 2014, 16:05
Спасибо, отче, за очередное напоминание нам.За безплодность на смоковницу прогневался Господь. Как же Он нас накажет за за грехи? ( из песни иеромонаха Романа )
Катя 9 декабря 2014, 15:36
Спаси, Господи!
Очень хорошая статья, за живое зацепила.
Алла 9 декабря 2014, 15:19
Однажды довелось услышать, как соловей пел на Пасху. Гремел на пять кварталов. Он славил Бога, это становилось понятно всем!
larisa 9 декабря 2014, 14:58
А ведь так и есть, люди совсем забыли своего Творца,не молятся,даже в помыслах,спасибо о. Андрей за статью,в очередной раз напомнили нам грешным о нашей миссии на земле.
Храни Вас Господь.
олег 9 декабря 2014, 13:42
всякое дыхание да славит ГОСПОДА!
Катя Ковалёва 9 декабря 2014, 13:21
Спаси Вас, Господь, о. Андрей...!
нина 9 декабря 2014, 13:08
Вразумительно!
Георгий 9 декабря 2014, 12:55
Так было, есть и будет. Покаяния отверзи нам двери Жизнодавче. Подскажите, где сейчас служит о.Андрей. Спаси Бог!
Зоя 9 декабря 2014, 12:31
Страшно становится за нас грешных, так мы погрязли в житейских страстях, так мало обращаемся к Богу и так мало его славим. Господи, прости нас и помилуй!
Максим 9 декабря 2014, 12:17
Один раз к старцу Паисию Святогорцу приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.
Он сказал старцу Паисию:
- Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю, и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.
Старец внимательно выслушал его и сказал:
- А ведь ты глупее ящерицы.
Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:
Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.
Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и старец её позвал.
Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.
Тут учёный растерялся и заплакал.
А старец сказал ему:
Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.
Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.
Дмитрий 9 декабря 2014, 12:04
Ошеломительно.
Иван Иванов 9 декабря 2014, 11:32
Страшно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×