Если бы у деревьев были органы речи – легкие, язык, губы, умение говорить, – какие первые слова сказало бы дерево? Его не носили во чреве и не кормили грудью. Тепла материнских рук и звуков материнского голоса дерево не знает. Слово «мама», как у многих людей, говорящим деревом не было бы произнесено первым. Так что бы оно сказало? Оно сказало бы: «Слава Тебе, Сотворившему всё! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Оно и сейчас, дерево, – не имея ни языка, ни губ, но имея лишь ветви и листья – шумит ежедневно и ежечасно: «Слава Тебе, Сотворившему всё! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Ветер дереву помогает. Как человек произносит членораздельные звуки при помощи выдыхаемого воздуха, так и деревья молятся с помощью ветра, движущего листья и перебирающего ветви. Вот почему хорошо молиться в лесу – там ты молишься не один. Вместе с тобой молится всё, что дышит, молится «всякое дыхание». А деревья именно дышат, больше всех дышат. Они – легкие планеты. Они дышат и по-своему молятся. Но если не молится человек, созданный, чтобы молиться, то дерево удивляется. Оно, качая ветвями, шепчет: «Мне бы твои уста, мне бы твой ум и язык. Я бы тогда молилось по-твоему, по-человечески». Так, еще прежде Страшного Суда, человека, который не славит Бога, шелестом ветвей своих ежедневно укоряют деревья.
Если бы был язык у камней, что бы сказали камни? «Слава Богу, создавшему всё!» – сказали бы камни. И даже если бы нужно было им растрескаться, чтобы это сказать, камни пошли бы на жертву ради осмысленных звуков. «Нас кладут иудеи на могилы вместо цветов; из нас можно строить жилища и храмы. Одним из нас, метко пущенным из пращи, Давид однажды поразил Голиафа. Благодарим Тебя, Боже, за всю ту честь, которой Ты нас почтил», – еще сказали бы они. Человек может быть камнем, а камень может заменить человека. Об этом говорит Писание. «Не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9). Так обращался Предтеча к лукавым людям, приходившим послушать покаянную проповедь. И когда в день входа в Иерусалим Христос приблизился к подножию горы Елеонской, множество учеников стало славить Его в выражениях, подобающих одному только Мессии. Фарисеи тогда сказали Христу, чтобы повелел ученикам замолчать. А Он ответил: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19: 40). Так камень способен заменить собою человека с замершими на молитву устами и отвердевшим сердцем. Камни знают об этом и ждут: не дастся ли им уже благодать членораздельно прославить Бога? Еще сегодня мы ногами отбрасываем их с дороги, но завтра, если мы совсем перестанем молиться, камень скажет: «Не тронь меня. Ты забыл Творца и не славишь Его. Достоинство твое отошло ко мне».
Птица села на подоконник у меня за окном и вертит быстрой своей головкой, как будто зовет обратить на себя внимание. Что бы сказала она, когда бы умела изъясняться по-нашему? «Я одна из певчих лесного хора. Каждое утро мы с сестрицами встречаем восход солнца совместной молитвой. Мы с сестрицами поем Тому, Кто создал солнце. Поем без регента и без нот. Но так весело-весело поем. Пусть наши птичьи мозги понимают немного, но это они понимают. Бога нужно прославить пением. Пением. Пением нужно прославить Бога. А ты? А ты почему не молишься? Почему? Почему ты не молишься? Почему?» Так она вертит головкой туда и сюда, то одним, то другим черным глазком косясь на меня через окно. И камни на улице, и деревья ближайшего сквера согласны с ее словами. Потом она улетает, а слова ее не оставляют меня. И ночью, подходя к окну, я слышу, как звезды шепчут: «Мы – лампады. Это наше небесное послушание. Мы мерцаем в ответ на ночные молитвы».
То, что нам кажется мертвым, живет. Сами себе мы кажемся живыми, но об этом можно поспорить. «Человек создал меня, – говорит мне стул, – и я с радостью служу человеку. Так же делают стол, и чашка, и ваза. Но ты, человек, не служишь Тому, Кто создал тебя, и нам всем за тебя стыдно». Среди стыдящихся стульев, говорящих камней и молящихся деревьев живет человек. Иногда он подлинно мертв, хотя бреется перед зеркалом, напевая шлягер, зашнуровывает ботинки и слушает по радио новости. И он не считает камни живыми до тех пор, пока не вынужден будет к ним обратиться, как к людям. То есть пока не закричит человек «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6: 16–17).
Крику этому суждено раздаться, как говорит Откровение, после снятия шестой печати.
.Капля в паутинке – гамаке
На кусте иссохшего репья
Блещет и дрожит на ветерке,
Будто в ней вся ценность бытия.
То она алмаз, то аметист,
То она опал, то изумруд.
Пестрый дятел, цирковой артист,
К нам слетел и покачался тут.
И пока, застыв, как часовой,
Я слежу за ними не дыша,
Я – росинке свой и птице – свой,
И любовью полнится душа.
Огромное Вам спасибо за Ваши книги, за страничку в контакте, за Ваши проповеди. Мне они очень помогают. Считаю Вас своим духовным отцом.(получается - заочным!) С любовью и благодарностью - Галина Крупина.
Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились;
поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
юноши и девицы, старцы и отроки
да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия."
когда моя бабуля умирала я просила прощения у нее
просила просила а она не отвечала я думала уже что она не слышит
мы держали наши руки рука в руке и она вдруг
легонько пожала мою ладонь и как будто из далекого далекого далека
тонким голосом отозвалась ээээээээй--на мое прости и ушла
а ей было 100 с половиной лет моей милой бабуле Марии
как то увидела ее во сне она мне сказала я помогу тебе
вот такая история
одна радость что я хоть и была совсем невоцерковленной но батюшку приглашала и за
несколько дней до смерти Мария исповедалась и причастилась и соборовалась
я ни на йоту не сомневась что все мои предки у Господа на Небесах
я молюсь о них как могу по моей немощи.
прости меня Господи Всемилостивый
грехи мои тяжкие
думаю также а будут ли мои 2 сына молиться и поминать меня
а так же у меня есть крестники и я конечно же поминаю их в молитвах
но я не могу материально им подарков делать наверно они совсем не захотят и знать меня
к сожалению весь мир в основном помешан на деньгах-- как это сказано было--
товарно денежные отношения .
Простите меня все родные православные братья и сестры .
р Божия людмила
Вся природа восхваляет Творца!
А человек всё в суете. Спасибо за отрезвляющее эссе.
С днем АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ Вас, о.Андрей! Да укрепит Вас Господь в назидании и повторении прописных истин!
Творец на дал камням души изначала, но дал осознание. Они бездушны, но не мертвы, а значит знают Творца.
Нам же Бог дал еще и душу - насколько же больше!
А Евангелии очень много слов об природе: и лилии, что краше Соломона, и птицы небесные, и смоковница, и камни - и о всех Господь упоминает, а он Бог не мертвых, но живых.
Природа, однако, имеет и преимущество перед людьми - у нее нет греха.
Храни Вас Господь, отец Андрей!
А молиться можно везде -- и в храме, и дома, и в лесу, и даже в метро. Язычество определяется не тем, где вы молитесь, а тем, кому вы молитесь.
Простите.
Очень хорошая статья, за живое зацепила.
Храни Вас Господь.
Он сказал старцу Паисию:
- Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю, и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.
Старец внимательно выслушал его и сказал:
- А ведь ты глупее ящерицы.
Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:
Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.
Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и старец её позвал.
Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.
Тут учёный растерялся и заплакал.
А старец сказал ему:
Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.
Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.