Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Исполнение цели человеческой жизни

Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

    


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 13:31 мин. Размер 9.8 Mb)

«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:12–19).

Вера твоя спасла тебя! Почему же этот человек был не только исцелен от проказы, как и другие девять его собратий по несчастью, но и по слову Господа Иисуса Христа – ему даровано и нечто несравненно высшее – спасение? Чем же он спасен? Об этом говорит Сам Господь:

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились – воздать славу Богу, – кроме сего иноплеменника?»         (Лк. 17:17–18).

Спасение – подвиг духовного восхождения человека, заканчивающийся соединением с Богом таким союзом, который не сможет уже разрушить ничто, даже смерть. И кто же в евангельской истории с прокаженными удостоился этого высшего человеческого свершения? Иноплеменник, самарянин, призираемый иудеями. Более того – дважды отверженный: и за свою болезнь – проказу, (а прокаженные были физически изгоняемы из общества), и за свое происхождение: иудеи с самарянами, как мы знаем, даже не общались. Но именно он сподобляется такого единения с Богом, о котором иудеи не могли и мечтать.

Так значит вот насколько важно то, что он смог сделать, то, до чего смог подняться! Значит вот сколь важна эта загадочная слава Божия!..

И это действительно так! Воздать славу Богу – это не просто принести благодарность, хотя и она велика в глазах Божиих. Воздаяние славы Богу – это высшее проявление человеческого духа, исполнение цели человеческой жизни. Через приобщение к славе Божией обретается спасение.

Но прежде надо эту великую славу познать – вот до какой духовной вершины удалось подняться прокаженному самарянину. А что же остальные исцеленные? «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:18). А они не пришли просто потому, что не познали этой великой славы – цели Израилевой. Не познали даже в дарованном им исцелении.

То же происходит и с миром, и с человечеством, и, как ни горько, с членами Христовой Церкви. Не все мы, далеко не все исполняем этот необходимый для спасения подвиг – познание е Божественной славы. Не все поднимаются до этой небесной высоты, хотя благодатная помощь в таком подвиге ждет каждого, решившегося на него.

В чем же сила и смысл слов Спасителя – о воздаянии славы Богу?

Воздать славу Богу – это значит всей душой и умом осознать, понять Его любовь и заботу о мире настолько, насколько это возможно человеку.

Воздать славу Богу для человека – это значит всей душой и умом признать Его правоту, согласиться со всеми теми путями, – пусть даже непостижимыми и непонятными сейчас для нас, – которыми Богу угодно вести человеческий род, каждого отдельного человека и меня самого – ко спасению и уготованному благу.

Воздать славу Богу – это значит всей душой и умом довериться Ему как своему Творцу, как бесконечно любящему Родителю и как самому близкому во всей Вселенной Существу.

Воздать славу Богу – это значит всей душой и умом радоваться о Боге.

Воздать славу Богу – это значит всей душой и умом благодарить Его за все…

«Слава Богу за все!» Эти слова были сказаны святым Иоанном Златоустом перед смертью, на пике его человеческих страданий.

«Слава Богу за все» – это название акафиста, написанного в самый разгар гонений ХХ века в Советской России. Главное содержание его – исполненная восхищения и ликования несокрушимая вера в победу Божию над всяким злом. Автор этого акафиста, митрополит Трифон (Туркестанов), создал его незадолго до своей смерти.

Итак, искреннее, глубокое и благодарное познание, согласие и принятие человеком путей Божиих, Его воли, действий Божественного промысла по спасению мира – это и есть то, что Господь наш Иисус Христос называет “воздать славу Богу”. Это совершается и внутреннее – в душе и в уме, и внешне – словами и делами жизни.

Сам Господь Иисус Христос дает нам пример воздаяния славы Богу. Чем? – Своей жизнью, исполнением воли Отца. Вспомним Его Гефсиманскую молитву: «Я прославил Тебя на земле». Чем прославил? «Совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).

Ученик Христов призван давать возможность славе Божией сиять в нем. Каждый из нас может сделать это, выполнив завет Спасителя: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Тогда человек превращается в тот самый светильник, который возжигает Господь. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Своей жизнью и делами прославляя Бога, исполняя Его и только Его заповеди, мы и познаем Бога, и соединяемся с Ним, и приносим Ему славу.

Необычайно важно, что наш сегодняшний великий и истинный Богопочитатель – самарянин, преисполнившись в душе радости и благодарности за исцеление, вернулся к нищему бродячему Учителю–Пророку. Так ли это было необходимо? Совершенно необходимо! Уже два тысячелетия Церковь с восхищением внемлет этому уроку прокаженного. Он не просто возблагодарил Бога, но вернулся и припал к своему Исцелителю, в воздаянии славы Богу предстал перед Христом.

Бог не принимает славу от человеков, но только через Христа и во Христе – через Которого все сотворено, через Которого всякое благо и всякий совершенный Божественный дар. У батюшки отца Иоанна (Крестьянкина) одними из любимейших были слова апостола Павла: «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Потому и написано, что все, что не по вере – грех. «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).

Но в этом великом деле спасения – вере, поклонении Богу, соединении с Ним и воздаянии Ему Славы могут быть и подмены. Давайте вспомним, где еще в Евангельском повествовании мы слышали слова: «воздай славу Богу»? Это говорили фарисеи и законники исцеленному Иисусом Христом слепорожденному.

Событие это описывается в девятой главе Евангелия от Иоанна. Что же говорили эти учители народа счастливому прозревшему своему собрату: «Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот», – имелся в виду Сам Иисус Христос, исцеливший слепца, – «грешник» (Ин. 9:23–24).

Исцеленный слепец мужественно и твердо воспротивился этой лжи. И сделал это настолько победно, что посрамленные законники «сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон».

«Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:34–38).

Здесь фарисейское «воздай славу Богу» равноценно – «участвуй в нашей лжи о Христе и о мире, и твоя жизнь будет устроена».

Много претендентов на Божественную славу! И дьявол и люди алчно претендуют на роль управителей миром и человеческих судеб. Это и недавний опыт подмены Бога идеологией и партией, и неумеренные славословия, возвышения до полубогов земных властителей. За всемогущего вершителя судеб мира, а по сути за бога, выдают то деньги, то научный прогресс, то государство, то гордые и жестокие политические силы. Все они требуют славы себе. Все убеждают: Бог, создавший мир, устарел, мы лучше Него справимся с управлением миром.

Но Истинный Бог говорит в книге пророка Исайи: «Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8).

Какие удивительные слова! Богу ли нужно наше прославление? Очевидно – нет! Но зато оно жизненно необходимо человеку, поскольку, только воздавая славу истинному Богу, познавая Его и соединяясь с Ним, человек может надеяться на спасение и в этом, и в будущем веке от власти всех самозваных управителей миром, чудовищных охотников за человеческой душой.

И воистину – слава Богу! – Господь не отдаст управления миром самозванцам, волкам, рядящимся в овечьи шкуры, о которых так много говориться в Евангелиях как о ворах и разбойниках.

Хотя, к сожалению, сами люди очень часто поддаются обманам новоявленных законников и фарисеев, и тогда искажаются направления и векторы жизни, устремленные в вечность – и отдельного человека, и огромных человеческих сообществ.

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9). Воздаяние славы Богу – как открывает нам в нынешнем Евангелии исцеленный прокаженный – это не только путь к исцелению здесь, в земной жизни от греховной проказы, это путь познания Бога и спасение от смертельных и неумирающих болезней вечности. Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна30 января 2015, 17:14
Спасибо! Благослови Вас Бог!
Елена Романова 1 января 2015, 20:21
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ.
Геннадий25 декабря 2014, 01:21
Слава Богу за все!
Очень хорошо еще сказано в стихотворении Зинаиды Миркиной:
"Я хочу,что Ты был таким,как Ты есть"
Антонина23 декабря 2014, 22:03
Слава Богу за всё.Отец Тихон, спасибо за прекрасную проповедь.
Татьяна Соболь23 декабря 2014, 13:56
слава Богу за всё
Ирина22 декабря 2014, 21:10
Спасибо,батюшка Тихон.Слава Богу за всё!
Людмила22 декабря 2014, 17:04
Людмила
Слава Богу за всё!У меня ушла мама и сестра после исповеди и причастия.Какой милостивый Господь к нам грешным.Спаси Господь Вас и братию монастыря. Помолитесь о мне, грешной.Деток моих и сестры они еще младенцы и отроки.
Ольга (Тамбов)22 декабря 2014, 15:18
отец Тихон, спасибо Вам огромное за проповедь!
Спаси Господи Вас и братию Сретенской обители!
Ольга Кузнецова22 декабря 2014, 14:01
Как лаконично и понятно. слава тебе Господи !
Наталья22 декабря 2014, 13:28
Спасибо за мудрые слова. Но, к сожалению, враги рода человеческого сделали все, чтобы многие сегодня даже не осознавали: в чем главное отличие человека от остального живого творения. А оно в Духе Святом, который дается человеку при рождении (хорошо, если в христианской семье родился). В одном роду человек сохраняет этот дух, а в другом роду уподобляется своим духовно погибшим предкам, тех, что всеми силами хотели уподобится дарвиновским обезьянам.
Надежда Заикина22 декабря 2014, 13:13
Слава Господу за все радости и печали, болезни, скорби!Проповедь архимандрита Тихона доступна и понятна, спасибо.
Павел Елисов22 декабря 2014, 10:10
Слава Богу)
Владимир Степанов22 декабря 2014, 07:14
о. Тихону огромная благодарность за проповедь!
До слёз...

ps к редакции сайта просьба по возможности выкладывать тексты проповедей, чтоб можно было в течение дня прочитать. Звуковую проповедь не получается включать на работе :(
Надежда22 декабря 2014, 06:10
Благодарю Вас, отец Тихон, за вразумление!
Спаси Господь Вас и братию монастыря. Помолитесь о мне, грешной.
Алексей Адыканов22 декабря 2014, 02:50
Слава Богу за всё!
Артем22 декабря 2014, 02:35
Ух!!!, хороша проповедь!
Евгения22 декабря 2014, 00:41
Слава тебе, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)

Новые материалы

Выбор читателей

×