29 мая (11 июня по н. ст.), в день, когда Православная Церковь чтит образ Божией Матери, именуемый «Споручница грешных», в далеких Чикойских горах за Байкалом, близ границы с Монголией, прошел крестных ход к развалинам Иоанно-Предтеченского монастыря, где некогда находился один из чудотворных списков этой иконы.
Крестный ход к Иоанно-Предтеченскому монастырю имеет уже почти двухвековую историю – со времени прославления в середине XIX века чудотворной иконы «Споручница грешных». Икона, прославившаяся своими чудотворениями в мужском Одринском монастыре Орловской епархии, была особо почитаема в Сибири. Списки с этой иконы получили широкое распространение по земле Сибирской. Как нигде в другом месте, в Забайкалье ходило много точных списков с этой чудотворной иконы: в Троицкосавске, Тарбагатае, Тахое, Селенгинском и Чикойском монастырях хранились списки образа Богородицы «Споручница грешных», через которые Царица Небесная являла Свою милость.
Вот как повествует об особом почитании иконы «Споручница грешных» в Забайкалье «Сибирский патерик»: «Коренные и язычники-буряты прибегают к помощи святого образа и берут из лампады при нем масла. Лик “Споручницы” в многочисленных копиях распространился по всему Забайкалью – по домам и часовням… При заселении в недавнее время Амура иконы “Споручницы” сопровождали забайкальских казаков и ставились в тамошних первых часовнях».
Популярность этого образа можно объяснить тем, что в краю ссыльно-каторжных мало кто себя считал безгрешным. В несчастиях и лишениях одна была надежда на Царицу Небесную – Споручницу, что значит Ходатаица, Поручительница.
В Иоанно-Предтеченский монастырь, что в Чикойских горах, икона Божией Матери «Споручница грешных» была привезена троицкосавскими купцами. Список по своей благодати нисколько не уступает самой чудотворной иконе, поэтому среди забайкальских списков с этой иконы чудотворения никогда не иссякали. Чудеса были настолько явны, что вскоре один из новых храмов Иоанно-Предтеченского монастыря по благословению игумена Варлаама был освящен в честь этого образа. С правой стороны от алтаря этого был впоследствии похоронен сибирский чудотворец – преподобный Варлаам Чикойский.
Каждый год 29 мая (11 июня по новому стилю), в день празднования в честь иконы «Споручница грешных», в Иоанно-Предтеченский монастырь совершался крестный ход. Из всех соседних селений и из таких городов, как Кяхта, Чита, Благовещенск, Тобольск, ехали поклониться чудотворному образу страждущие. От отдаленного от крупных городов и дорог селения Урлук к Иоанно-Предтеченскому монастырю двигался многотысячный крестный ход.
Молились не только о здравии, о семейном благополучии, но и об избавлении от засухи, о сохранении скота. И по молитвам Божией Матери – Споручницы молящиеся получали исцеления от болезней, сибирская земля плодоносила, эпидемии и моры обходили стороной домашний скот.
Молебен на месте храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» |
Чтобы не привлекать внимание властей, шли группками, поодиночке, пешим ходом и на лошадях, даже на машинах. С возрождением православной веры крестный ход на «Споручницу» обрел былое наполнение: вновь стал молитвенным шествием.
В 2002 году в крестном ходе приняли участие паломники из Читы, а через год православные городов Кяхта и Северобайкальск республики Бурятия. На крестный ход ими была привезена святыня кяхтинского Успенского храма и всего Забайкалья – икона Божией Матери «Споручницы грешных», обретенная в середине 90-х годов прошлого века.
С иконами, хоругвями, песнопениями православные ежегодно восходят к разрушенному Иоанно-Предтеченскому монастырю. Дорога на протяжении почти 20 км идет все время в гору, из них 2 км крутого подъема. Поражаешься, как монахи и паломники монастыря каждый раз преодолевали этот путь – и в холод, и в зной, и в дождь. По прибытии к разрушенному монастырю (архитектурный комплекс которого пострадал не от рук иноверцев, не по злобе и неверию человеческому, а по «сметливости» и «хозяйственности» местного населения, строившего в середине прошлого века из монастырского камня гаражи, бани и прочие хозяйственные строения) священнослужителями совершается водосвятный молебен перед образом Божией Матери «Споручница грешных» и освящаются воды древних монастырских колодцев.
После торжественного богослужения всех ждет братская трапеза прямо на поляне: местные жители считают обязательным испить на намоленной монастырской земле чаю на колодезной воде.
Православные сибиряки верят, что земля Сибирская не будет оставлена без всесильного заступничества Пресвятой Богородицы, а образ Божией Матери «Споручница грешных» и чудотворения, происходящие повсеместно от него, – залог Ее милости и заботы о нашем крае и обо всех, кто его населяет.