Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Дорога в Халкидон

В начале был Христос

Я помню, когда я учился в начальной школе, один важный вопрос заставил меня глубоко задуматься, кто такой Христос. Учительница истории спросила меня на уроке: «Что ты можешь рассказать об Иссе?» (Так по-арабски будет Иисус). Я ответил: «Это Сын Божий». Можно себе представить, как смутилась от моего ответа эта набожная мусульманка, поэтому я добавил: «Но он – человек». Несмотря на то, что отвечал я, я смутился не меньше ее! Я вернулся домой и рассказал матери о том, что произошло, пока она мыла посуду и готовила ужин. Я сказал: «Мне кажется, Христос всего лишь человек. Но он Божий Сын, потому что появился на свет чудесным образом и без участия отца». Мать ответила: «Христос – истинный Бог, и тебе надо научиться исповедовать это, когда бы тебя о Нем не спросили. Христос говорит: «…Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф.10:33). Я осознал, насколько значим этот вопрос, и как важно найти на него ответ. Все-таки Он Бог, человек или кто-то другой?

Я воспитывался в семье коптов. Слово «копт» происходит от греческого «Эгиптос» (Египет) и изначально означало «египетский». После мусульманского завоевания в VII веке и последующего превращения Египта в преимущественно мусульманскую страну, коптами стали называть немногочисленных египтян, сохранивших христианство. Моя семья не принимала активного участия в религиозной жизни Коптской Церкви в основном потому, что мы тогда жили не в Египте, а в одной из стран Арабского Залива. После смерти отца мы вернулись в Египет, где оказались в новой для нас религиозной атмосфере, в окружении коптских храмов. Больше всего меня интересовал Христос, но я так и не находил ответа на свой вопрос. В историческом и богословском контексте вопрос «Кто такой Христос?» имеет в Египте уникальный оттенок и эффект. Именно в Египте возник самый противоречивый спор о Христе, в результате которого созывались три Вселенских Собора. По сути, сегодня мы можем без преувеличения сказать, что раскол, произошедший среди христиан Александрийской Церкви после Халкидонского Собора, навеки изменил всю карту мира.

Возвращаюсь к своему вопросу. Когда я поступил в Университет, я почувствовал, что пришло время заняться им решительно, поскольку тогда у меня появилось время, знание языка и душевная способность для того, чтобы подойти серьезно к поиску ответа. Я учился на инженера, но решил также поступить в Коптскую семинарию и посещал там вечерние занятия. Из этих занятий я понял, что Коптская Церковь верит в греческий догмат о единстве, который называется «одна природа воплощенная». Следовательно, она отвергла догмат, принятый на Халкидонском Соборе и осудила Папу Льва Римского за его богословское послание под названием «Томос».

В то время мне не попадался арабский перевод «Томоса», но я читал о нем в некоторых книгах. Одна из этих книг была написана Патриархом Коптской Церкви Шенудой III. Он писал: «Две природы были настолько очевидны, что было сказано, что Христос – это два лица, Бог и человек; одно из них творит чудеса, другое приемлет оскорбления и унижения» [1]. Как я выяснил позднее, когда мне впервые удалось раздобыть «Томос» на английском языке, этот перевод был неверным. Папа Лев разъясняет, что природы Христа различаются, а лицо Его остается единым.

Затем я заинтересовался, почему Коптская Церковь придерживается этого учения. Я обнаружил, что вызванная политическим конфликтом между Патриархом и Византийской Империей изоляция Коптской Церкви привела к появлению новых богословских сочинений, далеко отклонившихся от общего течения мирового православия. Этим объясняются социологические, политические и богословские обстоятельства, которые привели к появлению учения, названного впоследствии монофизитской христологией, и которого придерживаются большинство коптов с пятого века.

Монофизитство – это учение, утверждающее, что Христос имеет только одну природу, божественную. Это название не в ходу у самих монофизитов. Однако Папа Шенуда его использует, говоря: «Термин «монофизиты», употребляющийся для обозначения верующих в Одну Природу, намеренно или нет, на протяжении некоторых периодов истории толкуется неверно» [2]. В той же книге Шенуда пишет: «Дева не родила человека и Бога» [3].

Я все так же искал ответ на свой изначальный вопрос и чувствовал, что монофизитское учение Коптской Церкви неверно толкует истину о Христе, который есть воистину Бог и человек. Напротив, мне стало казаться, что творения святых отцов и деяния Всемирных Соборов могут точнее выразить истину о том, как сам Бог стал человеком.

Дорога в Халкидон

Хотя большинство коптов не признали решение Халкидонского Собора, основав собственный патриархат во главе с изгнанным патриархом Диоскуром, я был другого мнения. Я стал изучать православные сочинения по христологии, главным образом книги по патрологии выдающегося русского ученого Георгия Флоровского.

Благодаря этому я осознал, что христология занимает центральное место в Православной Церкви, и именно это наполнило ее жизнью. Я увидел, как жили отцы церкви, как свидетельствовали об истине Христова Божества и человечности, и как Триипостасное Единство и Халкидонский догмат сформировали богослужение и вероисповедание Церкви. Это помогло мне, наконец, найти ответ на свой вопрос; Бог Христос стал Человеком. Одно лицо невыразимо соединило в себе два естества. Эта тайна вероисповедания, открытая Новым Заветом, сохранялась у святых отцов и питалась от Церкви. Христос воистину есть Сын Божий, второе лицо Святой Троицы.

Приняв христологическое учение Святой Соборной и Апостольской Церкви, я с радостью понял и познал христианского Бога, как Бога истинного, который имеет связь с миром. Он не миф и не дошедший до нас из глубины веков набор описаний. Он пришел и говорил с нами, и стал человеком, чтобы мы смогли понять Его. Он стал человеком, чтобы человек смог стать богом, как сказал св. Антоний Великий[4]. Спасение целиком опирается на эту истину, человечность Христа так же велика, как Его истинная Божественность. Если человек и смертен, то он становиться бессмертным, приобщаясь Его божественной природе (2 Петр 1:4) и мы можем присоединиться к словам св. Григория Нисского: «тех, кого Он не принял, Он не исцелил; а кто приобщен Его Божеству, тот также спасен» [5].

Специально для портала «Православие и мир»,
перевод с английского Марины Леонтьевой


[1] Патриарх Шенуда III , The Nature of Christ (Природа Христа), изд.1, Оттава, 1985

[2] Там же, стр.9

[3] Там же, стр.4

[4] Афанасий Александрийский, Трактат о воплощении, 53.

[5] Григорий Нисский, Послание 51

Источник: Православие и мир

29 апреля 2010 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×