Путешествуя ли по выставке братьев Ткачевых или просто листая альбом с репродукциями их картин, как будто шаг за шагом проходишь, проживаешь непростую историю своей страны. Историю, осмысленную художниками через человеческие лица. И при всей своей собирательности образы тех, кто изображен ими на полотнах, конкретны и узнаваемы. Вот та старушка — вроде похожа на мою родную бабку. А там — ну вылитый отец моего соседа. Люди, судьбы...
Май 1945 года |
О ней Ткачевы знают не понаслышке. За плечами старшего, Сергея Петровича, участие в Великой Отечественной войне, тяжелое ранение…
«Мы все были в одинаковой степени ответственны за судьбу Родины и, чувствуя, зная это, шли под пули, — вспоминает Сергей Петрович. — Потому и сумели выстоять и победить! Как нам не хватает этого единения! Ведь сегодня кто в лес, кто по дрова, придумали какой-то “национальный вопрос”. Тогда мы все, сражавшиеся бок о бок, люди разных национальностей, были друг другу братьями. Помню, первый командир роты у нас был лейтенант Насыров, татарин. Второй командир роты — лейтенант Кибурия — грузин. Лейтенант Твердохлеб — украинец, так научил нас пулеметному делу, что мы ему не раз говорили спасибо в боях под Великими Луками, подо Ржевом. А Миша, рязанский парень, заводила и музыкант, не раз говаривал: “Держись меня, Сережа, я счастливый”. И действительно, мы оба остались живы».
Дорогами войны |
«На войне, как известно, атеистов не бывает, — говорит Сергей Петрович. — Служил с нами человек по имени Виктор, лет на десять меня старше. И мы все называли его не иначе как попом, потому что он никогда не снимал большой нательный крест. Он на самом деле раньше был псаломщиком, но мы, молодые ребята, в этих деталях не разбирались. И вот каждый раз перед боем к нему шли комсомольцы, партийные и беспартийные: “Благослови!” Надеясь, что благословение, молитва “попа” поможет остаться в живых. И он — благословлял (не как священник, конечно). Затем он был ранен, и наши дороги разошлись. А в 1988 году мы с братом были на праздновании 1000-летия Крещения Руси в Богоявленском соборе в Вышнем Волочке. И увидели у присутствующего там митрополита Тверского и Кашинского Алексия военные награды. Решили подойти к нему. Владыка, взглянув на мои планки, стал расспрашивать, где я воевал. Оказалось, что воевали мы с ним рядом. И вообще владыка — тот самый “поп”, к которому солдаты обращались за благословением. Помню, как мы обнялись, после чего владыка, показывая на наши бокалы с минеральной водой, сказал: “Знаете что, выливайте свою воду с пузырями и наливайте коньяк!” Мы с ним выпили за Победу. И тогда же он нам приказал: “Напишите картину 1000–летия Крещения Руси”. Так, с благословения владыки, и родилась наша картина».
Июньская пора |
Братья Ткачевы росли в большой семье: восемь братьев и сестра. Как бы жизнь ни разбрасывала детей по разным уголкам страны, родители, Петр Афанасьевич и Мария Васильевна Ткачевы, делали всё, чтобы они собирались вместе. Сергей Петрович и Алексей Петрович рассказывают: «Родители всегда готовились к встрече с детьми как к большому празднику. А для отца честь семьи была превыше всего. Вообще Россия всегда была сильна своими семьями. Сегодня ситуация, увы, другая, и, чтобы не расстраиваться, наверное, о ней лучше и не говорить».
Глядя на работы, понимаешь, что самое важное место в семье художники отводят женщине и матери. Эпиграфом к их работам можно было бы вынести строчки из стихотворения Михаила Исаковского:
«Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!»
Война началась. Из цикла «Русские женщины» |
Детвора |