Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Дело у нас общее»

Источник: «Вода живая»

В этом году Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) исполняется 130 лет. Эта общественная организация была создана с целью поддержать православие в Палестине, способствовать паломничеству и научно-просветительской деятельности. За всю историю России ИППО стало самой успешной организацией, действующей за границей. О русском присутствии на Святой земле, будущем христианских Церквей на Ближнем Востоке мы беседуем с Михаилом Борисовичем Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, председателем Санкт-Петербургского отделения ИППО.

Формы взаимодействия

— Михаил Борисович, в советское время Императорское православное палестинское общество продолжало существовать, хотя слова «императорское» и «православное» ушли из названия. Чем можно объяснить этот феномен?

— Изначально Общество соединяло паломническую, просветительскую и научную деятельность. В зависимости от общей ситуации, один из видов деятельности мог преобладать. Например, после 1917 годаОбщество стало существовать, прежде всего, как научное «книжное» учреждение, поскольку паломничества в Палестину в советское время были невозможны. Научная составляющая позволила обществу сохранить юридическое лицо. В этом великая заслуга российских ученых, которые смогли лавировать, в чем-то уступая, а в чем-то отстаивая свои принципы, но развивая в сложной политической ситуации то, что было возможно. Благодаря им наука, связанная с Палестиной, эволюционировала во всех аспектах. Общество почти все время своего существования издавало «Палестинский сборник», где были представлены и семитология, и гебраистика, работы по восточному христианству и византинистике, даже жития святых. «Палестинский сборник» был самым блестящим научным журналом России. В нем серьезные научные труды издавались безо всякой оглядки на политику. Благодаря этому сохранялось Общество, а труды по востоковедению получили возможность публикации. В этом заслуга Нины Викторовны Пигулевской, которая была душой Палестинского общества в течение многих лет — великий ученый, сиролог, человек глубоко верующий и церковный. За участие в церковной жизни она была репрессирована, но успела многое сделать в защиту изучения восточных религий, в том числе восточного христианства. Она олицетворяла собой русскую интеллигенцию, которая умеет делать добро и правильные вещи при любом режиме.

Прекрасная структура, которая совмещала светское, церковное и общественное, привлекала в Общество множество высокоинтеллектуальных людей: М. Н. Боголюбова, Б. Б. Пиотровского…

— Что изменилось сегодня?

— В деятельность ИППО вернулась археологическая составляющая, удалось возобновить раскопки на Святой земле. Возобновились паломничества. У нас сегодня прекрасные отношения с Церковью, но есть и немало проблем, которые раздуваются общественностью. Веяние времени таково, что сегодня всем хочется поссорить Церковь и культуру. Палестинское общество — это модель, которая может помочь выработать в новых условиях правильную форму взаимодействия.

— Как встретили возрождение ИППО на Святой земле?

— Конечно, нужно было решить множество имущественных и юридических вопросов. Большая заслуга в этом нашего министерства иностранных дел, немаловажную роль сыграла и добрая память об ИППО. Организация не отстаивала узкие интересы России, а создала атмосферу, в которой эти интересы могли реализовываться на благо всех. В результате, сегодня у ИППО прекрасные отношения с правительством Израиля. Возвращение Обществу Сергиевского подворья в Иерусалиме — важное доказательство этого. Возобновление деятельности Общества в самой Палестине было встречено с большим энтузиазмом. Сначала даже организация паломничеств немного оттеснила чистую науку в работе Общества. Напомню, что изначально одним из направлений трудов ИППО было строительство русских школ в Палестине; это там помнят до сих пор. Сегодня восстановление школ крайне важно, потому что русское присутствие необходимо для поддержания христианства в Палестине. Ведь сейчас фактически происходит уничтожение христианства на Ближнем Востоке. И здесь мы можем использовать традиционные способы культурного воздействия.

Наука и жизнь

— Какое направление научной деятельности ИППО наиболее интересно Вам как ученому?

— Мне интересны исторические взаимоотношения христианской и исламской культур в Палестине. Люди разных религий жили в единой или очень похожей культуре. Это позволяло им относительно мирно сосуществовать даже в эпоху крестовых походов. Во многом это взаимодействие подпитывало обе культуры. Данная тема очень широко представлена в эрмитажных коллекциях. У нас много предметов, которые сделаны для христиан мусульманами. (Например, знаменитый рог из Кунсткамеры Петра I сделан в стиле восточной миниатюры, на нем есть надпись, славящая некоего правителя, и при этом изображены четыре евангелиста. Конечно, вещь эта изготовлена для христианского заказчика.) Заведующий сектором Антон Притула, который занимается мусульманским искусством, сделал изумительные работы по различным аспектам присутствия христианства в Персии. Культурная жизнь на границах двух религий очень интересна. История сосуществования мусульманства и христианства на Востоке может дать ключ к тому, как поступать сейчас.

— Как относятся к такому научному взаимодействию представители исламской культуры?

— Они допускают, чтобы мы этим занимались. Сами они этого делать не могут по разным причинам, у них и подготовки для этого нет. А у нас есть подготовка в духе Палестинского общества, когда независимо от религиозной принадлежности люди занимаются изучением разных культур и культурных взаимодействий. Это наш уникальный принцип работы.

Крест и полумесяц

— Сегодня в Сирии противостояние правительства и оппозиции, представляющей радикальных исламистов. Как это может повлиять на христианские общины в Сирии?

— Я думаю, трагически. Если победит оппозиция и не будет найден консенсус, то христианству в Сирии придет конец. Сейчас оттуда уезжает громадное количество беженцев. Я очень надеюсь, что сегодня западные державы не поддержат оппозицию, как это было с Ливией, потому что ясно, что любой новый режим будет страшен для христиан. Интересно, что режим сектантов‑алавитов хорош для христиан, потому что они в меньшинстве, а сектанты опекают все конфессии и религиозные общины страны. Но если придут к власти сунниты, то будет трагедия. Нужно прилагать все силы, чтобы ее не допустить, и то, что наше правительство, несмотря на мировой крик протеста, поддерживает Сирию с ее существующим режимом, — абсолютно правильно. Для нас восточное христианство — это естественный союзник, брат, и поэтому его поддержка всегда была нашей духовной обязанностью.

— Каково будущее христианских Церквей на Ближнем Востоке?

— Думаю, для ислама очень важно, чтобы христианские Церкви сохранились. Облик Ближнего Востока не может сохраняться без христиан. Сейчас уже забывают, что палестинское движение сопротивления в 60–70 годы было в основном христианским. Знаменитый Джордж Хабаш, один из леворадикальных деятелей палестинского «национально-освободительного движения», был из православной семьи.

Я думаю, что политический ислам ослабнет. Как и всякая религия, ислам может быть использован для любых политических целей. В данном случае все конфликты, которые приобретают окраску религиозного фанатизма (та же «арабская весна» в Сирии), связаны, прежде всего, с социальными проблемами, а религия используется для прикрытия политических интересов. Надеюсь, что фанатичные движения радикалов и сама религия ислама разойдутся в разные стороны. Повторюсь, для этого важно, чтоб рядом с исламом существовали христианские Церкви. В Татарстане есть блестящий образец такого сосуществования: в Казанском кремле — православный собор и мечеть Кул-Шариф. То, что делает правительство Татарстана, — важный пример для мира. И он должен быть воспринят в Европе, где взаимодействие христиан и мусульман может привести к ослаблению истерически-фанатичной стороны политики. Важно беречь хрупкий религиозный мир там, где он есть.

Общее дело

— Как Вы относитесь к возвращению изъятых в советское время икон, утвари, представляющих высокое художественное значение?

— Свою позицию я не раз озвучивал. Тут лучше говорить не о «возвращении», а о «передаче». Потому что именно учреждения культуры спасли часть культурного наследия, имеющего и религиозные, и художественные функции. Все остальное погибло. Поскольку предметы сохранены как памятники культуры, в каждом конкретном случае и нужно разбираться, где что должно находиться. Чудотворная икона должна быть в церкви. А икона не чудотворная, а очень старая, должна быть в музее, где будет лучше сохраняться. Для храма с нее можно сделать копии. Серебряный декор раки Александра Невского должен находиться в музее, потому что это памятник русского ювелирного искусства времени Елизаветы. И он был спасен как памятник. Рецепт тут тот же — можно сделать копию, освятить ее и поставить в храме; и мы этим занимаемся. А обострение подобных споров выставляет Церковь в очень неприглядном свете. Ведь все вопросы можно решить спокойно. У нас в Эрмитаже хранятся мощи святых, которые были при разных иконах-мощевиках. Мы уже подготовили их список, и будем передавать Церкви. Для людей, которые заботятся о духовности, спорить тут не о чем. И учреждения культуры, и Церковь работают в духовной сфере. Не нужно стараться кого-то победить, дело у нас общее.

Беседовала Мария Сухова

Источник: «Вода живая»

6 июля 2012 г.

Рейтинг: 5.5 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×