Уроки в школе любви

Мы решили поговорить о христианском отношении к животным. Наши пастыри практически никогда не говорят об этом в своих проповедях и иных выступлениях. А жаль: твари бессловесные, братья меньшие, те, кому Адам давал имена (см.: Быт. 2, 20), занимают в нашей жизни и в наших душах очень заметное место. Мы любим их за то, что они красивы; за то, что они, бесконечно от нас далекие, в чем-то нас повторяют; за то, наконец, что они любят нас и радуются нашему существованию. Любя животных, мы, по сути, любим жизнь, созданную Богом, любим творение.

Нам больно видеть страдания животных, жалость к ним подчас острее жалости к человеку: человек разумен, он осознает свою ситуацию, он в силах взять ответственность за нее на себя и найти какой-то выход, а неразумное существо беспомощно. Бессмысленная садистская жестокость к животным воспринимается как одна из самых отвратительных форм беснования.

Животные в доме, в семье часто служат своего рода психотерапевтами. Контакт с ними необходим ребенку: общаясь не с игрушкой, не с виртуальной фигуркой из компьютерной игры, а с живым существом, ребенок познает реальный, живой мир и учится любить и трудиться для других.

Конечно, если иметь в виду человечество в целом, то его отношения с миром животных никак не назовешь идиллическими: тысячи лет человек питается животными, одевается в их шкуры, использует их во всевозможных иных целях. Заметим, христианство никогда этого не запрещало, буддистский принцип неубиения живых существ нашей вере чужд. Но христианство всегда призывало к умеренности, к обузданию алчности, хотя и не связывало это с отношением к природе. Связывает сама жизнь: грешный человек, не желающий себя обуздать, разрушает природу, уничтожает животный и растительный мир.

Случайно ли животные так тянулись к святым? Почему общение с животными, окруженность ими создает в нас некое чувство рая? И в то же время многие святые предостерегали от излишней привязанности к животным, от любви, возвышающей их до человека. В ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов) так дополнил известную фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». А ведь иногда эта любовь принимает самые уродливые формы. Чего стоят одни только бойцовские собаки, периодически калечащие людей и находящие при этом неизменную защиту у своих хозяев!

А все эти кошки и собаки изысканных пород!.. Цена иной киски близка к цене хорошей машины, и люди отдают эти деньги — вместо того, чтобы просто подобрать несчастного брошенного котенка у себя в подъезде. Думается, это уже не к животным любовь, а к себе.

Итак, возможно ли сформулировать некие принципы христианского отношения к животным? Об этом размышляет главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов).

Наверное, нет ничего удивительного в том, что пастыри Православной Церкви «мало говорят на эту тему» — то есть о животных и о правильном, христианском отношении к ним. Согласитесь, трудно представить себе проповедь, посвященную этому вопросу и произнесенную с амвона. Тем не менее тема эта лично мне представляется и важной, и интересной. И вместе с тем — обросшей всевозможными предрассудками, усложняющими ее восприятие.

Разговор о месте «братьев меньших» в нашей жизни часто сводится к тому, можно ли держать дома животных, и если да, то каких. Взгляды пастырей на сей предмет расходятся. Кто-то считает, что никакой живности дома лучше не держать. Кто-то полагает, что можно, однако живность эта должна быть компактной и «чистой» — рыбки, волнистые попугайчики, кошка в крайнем случае, но никак не собака, поскольку она существо «нечистое» (хотя в христианстве нет разделения на чистых и нечистых существ!). Кто-то убежден, что роль животных в жизни человека исключительно утилитарна: корова дает молоко, собака охраняет дом, кошка ловит мышей, из свиньи получается превосходное сало, и этого достаточно для определения отношения ко всем этим тварям. Как в таком разнообразии мнений разобраться? Да и надо ли, в принципе? Лично мне кажется — надо.

Мы живем в мире изломанном, искаженном грехом и страстями. И та красота, которая все же жива в нем, есть отблеск красоты иной: она напоминает нам о том, каким он был когда-то, о его дивной первозданной гармонии. И о том, какое место занимало в нем все то, что существует и по сей день: человек, живая и неживая природа, те самые братья наши меньшие, о которых здесь речь.

Что побудило всесовершенного, вседовольного, самодостаточного, ни в чем не нуждающегося Бога сотворить обитаемую вселенную? Только Его любовь, больше ничто. Любовь — в каждом мельчайшем фрагменте всего сотворенного. С какой удивительной премудростью и заботой устроено все в мире! Каждая зверушка, каждая букашка, каждая соломинка и травинка поражают продуманностью и совершенством.

Но нам кажется, что всё продумано, всё устроено исключительно для нас; и любовь, и забота Божии тоже лишь наш незаслуженный дар. Но может ли Господь, будучи самой Любовью, всё объемлющей, всё наполняющей Собой, кого-то этой любви лишить, кого-то ею обойти? Неужели ничто вообще не имеет цены на земле, кроме человека?

Да, человек, сотворенный по образу и подобию Божию, — венец творения, чудное соединение плоти и духа, земли и Неба. Но и все прочее творение — не декорация, не фон, не какой-то необязательный придаток. Нет, в основе всего сотворенного — та же любовь Божия, от которой и которой все произведено, дивный мостик от небытия к бытию.

А почему кажется нам, что все только и всецело для нас и ни в коей, ни даже в самой маленькой мере не само по себе? Потому что в нашем духовно калечном состоянии центр вселенной сместился и оказался в тех границах, которые очерчены в ней контурами нашего же тела. И мы относительно всего уверены, что оно — для нас. И люди — для нас. И Бог — для нас. Что уж о живой и неживой природе говорить. И в каком-то смысле правда все это. Ведь, по слову блаженного Августина, Господь о каждом человеке заботится так, как если бы он был единственным в мироздании. Но и обо всех вообще — как об этом каждом.

Господь не только в пищу и в помощь дал нам животных, но и нас поставил ответственными за них. Поэтому и имена человек животным по повелению Божию нарекает (см.: Быт. 2, 19). И сама земля, на которой в особом ее месте, «в Раи сладости», обитал первозданный человек, была и остается его зоной ответственности — с того самого момента, как было поручено ему рай возделывать и хранить (ср.: Быт. 2, 15). Но не соответствуем мы возложенной на нас ответственности — как прежде, когда с грехопадением праотцев извратился стройный порядок прекрасно устроенного Творцом мира, так и сейчас, когда мы пользуемся всем сотворенным с такой безалаберностью, словно и на самом деле после нас — лишь то, что было когда-то давным-давно: потоп…

Что значит относиться к животным по-христиански? Должны ли, могут ли они жить в доме у христианина? Как он должен с ними общаться, может ли он их любить? Наконец, довольно часто задаваемый вопрос: какова посмертная участь «тварей бессловесных», есть ли им место в «жизни будущего века»?

Не думаю, что кто-то дерзнет дать окончательный ответ на последний вопрос. Не свидетельствует прямо о том или ином варианте ответа Писание. Ни Новый, ни Ветхий Завет полной ясности в это недоумение не вносят. Что же до места животных в нашей жизни, в нашем быту, в наших сердцах…

Я уверен, что живое существо, которое живет — во дворе ли, в доме ли — просто так, не ради какой-то практической потребности, становится одной из ступенек к любви — сначала к тварному миру, а затем и к Сотворившему его. Кто бы это ни был — собака, кошка, черепаха, рыбка в аквариуме или какой-нибудь сверчок, — бескорыстная, невынужденная забота о них становится не только для ребенка, но и для взрослого человека чередой уроков в школе Любви. Особенно важно это в наше время: современное устройство жизненного пространства отрывает нас от животных; и они, и самая природа вытеснены очень далеко за границы нашего повседневного бытия.

Сердце человека XXI века привычно жестоко: мы привыкли ко множеству вещей, к которым привыкать нельзя в принципе. Привыкли к войнам без видимых причин, к массовому убийству детей в материнской утробе. Мы привыкли к постепенному угасанию в убогих, нищих квартирках — без медикаментов и денег, на которые можно было бы их купить, — отдавших все родной стране стариков. Привыкли к бездомным, бомжам, умирающим от холода и голода на улицах, у наших ног.

Более того, мы находим этому успокаивающее нас — если не оправдание, то объяснение: «Эти люди в своей жизни сами что-то напутали, напортили, заблудились…». Или еще лучше, «духовней»: «Они грешили и теперь за грехи свои расплачиваются». Так мы отгораживаемся от единства, от общности наших судеб с их судьбами и с судьбой человечества.

Но вот бежит по улице стая бездомных собак. Им холодно, они отощали, их ребра торчат, а шерсть свалялась. О чем думаем мы, глядя на них? О том, что они могут кого-то, в том числе и нас, покусать. Мы можем заразиться бешенством и умереть. Это проблема! И ее надо решать. И проблема решается — когда посредством отлова, а когда и отстрела — прямо на наших глазах.

Но ведь могли бы мы думать и об ином, видя эти взъерошенные загривки, затравленные, бесконечно грустные глаза. О том, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8, 20–21), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (22). Из-за нас мучится, из-за древнего, праотеческого греха и из-за грехов наших нынешних, продолжающих разрушать мир и все, что в нем. Ведь не из ниоткуда взялись эти несчастные бродячие псы. Кто-то сначала приручил их и не остался за них в ответе, а бессовестно выгнал на улицу.

Мы виноваты перед ними, как и друг перед другом. Только вот братья меньшие — они-то в чем виноваты? В том-то и дело, что ни в чем. За нас страдают.

И разве повредит кому-то, если доведет он эту простую и ясную истину до своего сердца и сердца своего ребенка? Если возьмет ответственность — просто так — за какую-то зверушку, за пусть самую маленькую, но Божью все же тварь? Если обогатит свое сердце любовью к этому существу, которое, как бы там ни было, а любовью Божией не обойдено?

Да, некоторые святые говорили о том, что привязываться к животным, ласкать их — грех. Но это грех, думается мне, не по существу своему: ибо и Господь ласкает Своих бессловесных тварей, гладит их лучами солнечными, ерошит им шерстку легким ветерком, покрывает от охотников бархатным пологом ночи. Грех — когда питомцы между нами и Богом встают, превратившись в страсть. Но чаще ведь не животные встают стеною между нами и Богом, а люди. Люди, к которым мы чрезмерно привязаны или, наоборот, недоброжелательны. А еще чаще эта стена — мы сами. Куда чаще, чем животинка какая…

Почему мы так часто видим животных в житиях — рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к русским лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Не потому ли, что зверь бессознательно чувствует в святом человеке того, первозданного, не поврежденного грехом Адама? Не потому ли, что обоняет своим звериным нюхом воздух утраченного Рая?

Ведомо это Тому, Кто указал: праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). Ведомо Ему и то, что где милость, там и любовь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария30 июля 2016, 17:11
Очень нужная статья,особенно в нашем современном мире. Спаси Вас Господи о.Нектарий.
Крестоносец27 мая 2014, 19:31
Согласен со статьей. Есть одно НО! В книге "Маленький принц", Лис говорил Принцу, что "ТЫ в ответе за того, кого прицучил". "Ты" а не "Мы". Это все ясно, как дважды два. Лично я не хочу коллективную ответственность брать на себя. Да и говорят - люди выбросили... разве мама в детстве нам не говорила, почему зверей из зоопарка нельзя выпускать. Да потому что они без людей не выживут. Так и в случае с домашними собаками - они без человека имеют прекрасные шансы погибнуть от голода, машины, болезней, других бродячих собак. Есть только крайне скудные, но все же шансы найти нового хозяина. Бездомные собаки - это такое же одичавшее поколение, как, скажем, волки. И как мужики в деревне, на волков они ходили с вилами. Хотя, можно и сказать, что из-за греха праотца и праматери рода людского все живое мучается. Крайне уродливо видеть тех защитников животных, которые с пеной у рта защищают всех бездомных собак, порой угрожая жизни людям, что не хотят беспокоиться за своих детей. Еще уродливее видеть некоторых христиан, любящих животных больше людской жизни. Чем тогда эти "христиане" лучше тех же язычников, которые за убитую кошку могли разорвать человека (как в Древнем Египте). Да, мне жалко, когда тех же бездомных собак убивают, но жизни всех собак не стоят и слезинки одного ребенка. Каюсь, я любил кошек более человека, но после прихода в Христианскую Веру Православную, я осознал это безумие и люблю людей больше любой твари, породистая она ан нет.
Да хранит вас всех Милосердие Его!
Татьяна Богатова 5 апреля 2014, 00:18
Всякое дыхание да хвалит Господа! Нужно всех любить и всем помогать и людям, и животным и птицам. Человек, в чьём сердце живёт доброта, любовь, милосердие - очень счастливый человек, значит Господь одарил человека самыми дорогими дарами, какие только есть на Земле.
Всели Господи в сердца всех людей, живущих на планете ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ВЕРУ, ДОБРОТУ И СОСТРАДАНИЕ.
Спаси ГОСПОДИ все наши души!
Ирина 6 февраля 2014, 17:39
Очень хорошая статья! Спаси Господи!
Лариса 6 февраля 2014, 12:43
Спаси Господи.
Серафима31 октября 2013, 10:34
Ураааа!!! Значит я все таки смогу взять свою овчарку в квартиру! А то мне мама говорила, что держать животных в квартире- грех!
Александр17 октября 2013, 15:00
Очень своевременная статья,спасибо Вам отец Нектарий!!Тем более вдвойне приятно,что Вы использовали мою фотографию этой собачки.Она была снята в Солнцевском приюта города Москвы,я волонтер этого приюта.
Наталья17 октября 2013, 10:44
Отец Нектарий, огромное спасибо за статью! Спаси Вас Господи!Как же не хватает этих слов в приходах! Спасибо!
Елена10 сентября 2013, 01:27
Отец Нектарий, спасибо Вам огромное за эту статью от представителей минской зоозащитной организации "Зоошанс"!
По роду деятельности каждый день сталкиваюсь с жестокостью и страданием животных. Сердце никак не может смирится с этим, иногда нападает уныние от того, что не получилось помочь. Но Господь даёт знать о себе: иногда случаются совершенно невероятные вещи, и безнадёжные истории превращаются в счастливые! Это даёт веру, даёт силы.
Юлия27 июня 2013, 16:26
Очень добрая статья! Очень жалко животных, которых бросил человек и которые смотрят беззащитными глазами! Большое спасибо!
Андрей Тимесков21 марта 2013, 23:23
Цитирую Вас здесь
http://www.echo.msk.ru/blog/timeskhan/1034660-echo/

и здесь

http://www.echo.msk.ru/blog/timeskhan/1036470-echo/
Дмитрий21 марта 2013, 14:54
Очень мудро сказано!!! Спасибо Вам Игумен Нектарий за очень полезную статью!!!
Алла21 марта 2013, 09:41
Да, очень верно и мудро сказано! Но мне так больно на душе: вчера возле дома у нас отравили бездомную собаку, и мы не смогли ее спасти... Я плачу, сердце так болит! Я стараюсь спасать зверюшек, сколько могу, но бессилие порождает ярость к мучителям и убийцам. Как же справиться с этим....
Андрей Тимесков17 марта 2013, 18:57
Большое спасибо за добрые слова !
Буду очень рад, если Вы соблаговолите дать свою оценку моему небольшому труду на эту тему :

Богословские основы зоозащиты http://top.oprf.ru/blogs/402/10079.html
.................

Валентина22 декабря 2012, 10:00
Я действительно чувствую себя виноватой перед больными, голодными , преданными нами животными. Однажды мой сын подобрал убитого кота, который чудом выжил. Когда я приехала на дачу и увидела Лишая - я ужаснулась - на заборе сидело непонятное облезлое существо и оно ожидало меня! Моя соседка и родственница тетя Поля(Царствие ей Небесное) поместила его в ящик для кролей(чтобы собака Белка не обижала) и отпаивала козьим молоком. Через три месяца Лишай превратился в красивого беззубого кота. Он был бесконечно привязан ко мне, хотя не я его выходила. Его мучали приступы астмы, и через год он умер, видимо у него были все же повреждены внутренние органы. Ах тетя Поля, ах Лишай, вы болите у меня в душе.
Тетя Поля, когда увидела Лишая, сказала: "Может то то Христос послал". Вот она - настоящий апостольский ученик.
Строгое, милостивое отношение к животным. Умерла она на Пасху, отпевали ее при отверстых Царских вратах в Никольской церкви в Прохоровке.
Валентина22 декабря 2012, 09:47
Я действительно чувствую себя виноватой перед больными, голодными , преданными нами животными. Однажды мой сын подобрал убитого кота, который чудом выжил. Когда я приехала на дачу и увидела Лишая - я ужаснулась - на заборе сидело непонятное облезлое существо и оно ожидало меня! Моя соседка и родственница тетя Поля(Царствие ей Небесное) поместила его в ящик для кролей(чтобы собака Белка не обижала) и отпаивала козьим молоком. Через три месяца Лишай превратился в красивого беззубого кота. Он был бесконечно привязан ко мне, хотя не я его выходила. Его мучали приступы астмы, и через год он умер, видимо у него были все же повреждены внутренние органы. Ах тетя Поля, ах Лишай, вы болите у меня в душе.
Оксана Семык18 ноября 2012, 19:23
Спасибо Вам, отец Нектарий, за такую замечательную статью, разъясняющую людям необходимость сострадательного отношения к животным. К сожалению, в последнее время в обществе резко возросли равнодушие и жестокость. Спасибо, что Вы напомнили людям о милосердии и неравнодушии к "братьям нашим меньшим", воспитывающим в нас такое важное, божественное чувство, как любовь. Как Вы можете видеть по благодарным откликам на Вашу проповедь, эта тема действительно очень актулаьна, важна, и Ваши слова затронули божественным светом многие души.
С уважением,
председатель Саратовского общества защиты животных
Оксана Семык
Татяна Шкурко 16 ноября 2012, 09:56
спасии Господи! Великолепная статья!
Оксана 5 ноября 2012, 18:36
Огромное Вам спасибо!
Александр 4 ноября 2012, 22:34
Да,но если сердце не ожесточилось,это тоже очень мучительно-хотеть помочь,а не можешь!Что старикам,что кому-то другому,что животным...Трудно бедному быть добрым.
Наталия 2 ноября 2012, 14:25
Спасибо Вам
р.б.Сергий 1 ноября 2012, 20:13
Не могу полностью согласиться с утверждением: "Мы виноваты перед ними, как и друг перед другом". Скорее: мы ответственны за них (братьев наших меньших) перед Богом, как и за применение (правильное употребление) всего, что Он дал нам.
Без этих уроков любви, без воспитания ответственности невозможно человеку ни семью свою создать и защитить, ни обрести (осознать) смысл своего существования.
Слава и благодарение Господу нашему, Иисусу Христу!
И низкий поклон Вам, отче Нектарий, за неустанную заботу и доброе наставление.
Валерия Никанорова 1 ноября 2012, 01:27
Отец Нектарий, только благодаря таким, как Вы РПЦ выжила в самые глухие времена, Вы сами знаете и другим передаёте, что "всё дышащее, да хвалит Господа", что "человечество живо одною круговою порукой добра".Берегите себя. Храни вас Бог.
Лена31 октября 2012, 01:41
Спасибо Вам, отец Нектарий! и если это возможно, помогите, пожалуйста, разъясните ещё один нюанс - а как быть с животными, предназначенными в пищу?
Мы приехали из города в деревню, чтобы иметь своё хозяйство и питаться плодами своих трудов... И когда завели птицу я столкнулась с тяжелым моральным аспектом её забоя. С тяжёлым сердцем, плачем и Иисусовой молитвой приступаю к этому процессу.
Особенно это касается мускусных уток - они настолько если можно так сказать "интеллектуальные", что мы не можем их не резать, ни есть... Когда погибла одна утка я попала в больницу... Ощущаю, что это грех - так привязываться - лучше подарить или продать... И не представляю, как расстаться - они почти как собаки - умные и ручные. Как предательство внутри расцениваю...
Что это? как внутренне это преодолеть?
И надо ли исповедовать и как?
Спасибо
Ирина29 октября 2012, 12:37
Батюшка, большое Вам спасибо за эту добрую мудрую статью. Я вчера была на митинге против живодеров, а сегодня нашла на нашем сайте ссылку на вашу статью - просто бальзам на душу. Я сама как человек верующий, давно интересовалась позицией по этому вопросу Церкви. Спаси Бог!
Екатерина28 октября 2012, 21:25
Замечательная статья! Если бы об этом говорили в проповедях, многие люди не уходили бы в язычество.
Ирина28 октября 2012, 14:30
Спаси Господи!!! Аж прослезилась..
Катерина27 октября 2012, 11:38
СПАСИБО вам! первый раз зашла на сайт по ссылке на этот материал.
Ирина26 октября 2012, 19:58
О.Нектарий, очень хорошая статья. Особенно мне нравятся слова: "Но ведь могли бы мы думать и об ином, видя эти взъерошенные загривки, затравленные, бесконечно грустные глаза. О том, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8, 20–21), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (22). Из-за нас мучится, из-за древнего, праотеческого греха и из-за грехов наших нынешних, продолжающих разрушать мир и все, что в нем. Ведь не из ниоткуда взялись эти несчастные бродячие псы. Кто-то сначала приручил их и не остался за них в ответе, а бессовестно выгнал на улицу. "
Обязательно надо в воскресных школах и в проповедях говорить и о любви к животным !
Елена26 октября 2012, 13:29
Спаси Господи вас о. Нектарий!
Галина25 октября 2012, 17:01
Прочитала и расплакалась.Неужели ещё остались на Руси такие батюшки?
Низкий Вам поклон.
Елена24 октября 2012, 18:31
Спаси Вас Господь, отец Нектарий!Как необходимы такие публикации всем нам! Низкий поклон Вам за любовь.
Юля24 октября 2012, 13:12
Сердце болит о всех беззащитных, бездомных животных..., которым просто нужна Любовь и внимание.
Юля24 октября 2012, 13:09
Батюшка, спасибо большое за статью! Очень интересовал этот вопрос...
Ирина24 октября 2012, 11:19
Спаси Вас Господи, батюшка! Статья замечательная. Нам ли, современным жестоким эгоистам, привыкшим все делать только для самих себя, думать, что не должны мы любить животных и заботиться о них (в разумных, конечно, пределах)? Любовь и сострадние к животным, особенно деятельные, смягчают наши черствые сердца.
Татьяна24 октября 2012, 08:48
Слава Господу, милосердно посылающему нам вразумление и помощь через животных!
Леван24 октября 2012, 01:30
Спаси Господи!

Ну нет слов. До чего же здорово и ясно написано!
Низкий Вам поклон, отец Нектарий!
Tamara23 октября 2012, 22:17
Ochenj horoshaja statja! Spaibo!
Светлана23 октября 2012, 16:34
Огромное спасибо! Почаще бы об этом говорили, особенно детям! Может, и мир бы уже был не столь жесток!
протоиерей Александр23 октября 2012, 15:29
Спаси Вас Господи о.Нектарий за прекрасную статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×