22 сентября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом об актуальных событиях в России и в мире. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, сейчас в России находится великая святыня — часть мощей святителя Спиридона с острова Корфу. Естественно, много россиян хотят поклониться этой святыне. В чем значение этого святого, который от земледельца вырос до епископа? Почему его так почитают? Как Вы относитесь к тому, что очень часто, скажем, светские СМИ, да и некоторые православные сайты подчеркивают, что святителю Спиридону нужно молиться о решении жилищного вопроса, он помогает в проблемах с работой? К такому роду разделения святых по сферам влияния, скажем, Матроне Московской, Ксении Петербуржской можно молиться о семье, и т.д., как Вы относитесь?
Митрополит Иларион: Прежде всего, я хотел бы сказать о том, кто такой был святитель Спиридон. Он жил в IV веке и был простым человеком, который обладал очень глубокой верой. Есть даже предание, связанное с ним. В то время очень много спорили о Святой Троице: как это может быть, что один и тот же Бог существует в трех лицах Отца, Сына и Святого Духа? Предание гласит, что святой Спиридон взял кирпич, сжал его рукою, и из этого кирпича вниз полилась вода, вверх вырвалось пламя, а в руках у святителя осталась глина. И тогда святитель Спиридон сказал, что как кирпич один, но имеет три стихии — огонь, воду и глину, — точно так же и Единый Бог существует в трех лицах.
Опыт очень многих верующих показывает, что святитель Спиридон, так же как и святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, — они, кстати, были современниками, — очень быстро откликается на молитвы и просьбы. В Греции это один из самых почитаемых святых. Может быть, даже в Греции его почитают больше, чем святителя Николая. В России, на Руси он тоже был хорошо известен, хотя, конечно, почитание святителя Николая было гораздо большим.
Что касается этого разделения святых на «сферы влияния» или на «специализации», то кто-то может над этим посмеяться, но это небезосновательно, потому что, как правило, все это основано на опыте людей. Человек, например, обращается в молитве к одному святому с какой-то просьбой и не получает ответа, точнее, эта просьбе не исполняется. Наверняка, конечно, святой его слышит, но просьба остается без ответа. Обращается к другому святому, и просьба исполняется. Если то же самое происходит еще у одного человека, у другого, у третьего, у десятков, сотен людей, то постепенно распространяется такая молва: мол, этот святой помогает именно в этом.
Я, например, знаю по опыту очень многих людей, что святитель Николай помогает путешествующим. Это подтверждено десятками и сотнями, тысячами свидетельств. То же самое касается святителя Спиридона Тримифунтского, то есть не на пустом месте возникает такое отношение к святым. Другое дело, когда просто публикуются списки, кому в каком случае молиться, кому от чего молиться, — этот святой помогает от головной боли, а этот святой помогает от зубной боли, — здесь, конечно, зачастую все основано на каких-то домыслах. Например, есть такое поверие, что святой Иоанн Предтеча помогает от головной боли. На чем основано это поверие? На том, что он закончил свою жизнь мучеником, ему была отсечена голова. Я думаю, что вряд ли спасение от головной боли можно искать в подобного рода ассоциации, то есть здесь, конечно, необходимо отделять пшеницу от плевел. С одной стороны, есть религиозный опыт людей, а, с другой стороны, есть разного рода домыслы и предрассудки.
Е. Грачева: Владыка, иными слова, правильно ли я понимаю: если мы хотим лучше понять, какому святому и с какими просьбами обращаться в молитве, нужно смотреть на их жизненный путь, на их житие. Например, Ксения Петербургская, известная своей верностью мужу, сняла с себя женскую одежду и продолжала носить только одежду мужа.
Митрополит Иларион: Поэтому очень многие люди, у которых проблемы в семье, молятся Ксении Петербургской и получают ответы на свои вопросы. Очень многие семьи были даже восстановлены благодаря ее сверхъестественному вмешательству.
У нас есть многовековая полемика с протестантами, которые говорят, что святым молиться не надо, потому что Бог слышит человека без всяких посредников. И мы совершенно не сомневаемся в том, что Бог слышит человека без всяких посредников. Мы начинаем день и заканчиваем день молитвой Богу. И все наши богослужения, прежде всего, молитвы Богу. Но эти молитвы Богу перемежаются с молитвами Пресвятой Богородице, с молитвами ангелам, в частности, ангелу-хранителю молится каждый православный христианин. И мы так же молимся святым не потому, что они являются посредниками между нами и Богом, или, что мы не можем к Богу напрямую обращаться, а должны это делать через святых, а потому, что они тоже нас слышат, они тоже нам по-своему помогают.
Е. Грачева: В Ильинском храме, это рядом с подмосковным Подольском, прошел молебен в защиту животных во Всемирный день защиты животных. Нужно сказать, что ежегодно в этом храме проводится такой молебен, а в этом году он примечателен тем, что в нем приняли участие сами собаки и кошки. Как следует относиться к подобного рода молебнам? Я знаю, что некоторые священники даже не благословляют дома держать, например, собак. Говорят, что в отличие от кошки, собака — это уличное животное и дома ему не место.
Митрополит Иларион: Я знаю этот храм, о котором Вы говорите, знаю настоятеля отца Петра Дынникова. Помимо того, что там совершаются молебны, там еще и проводится большая работа по спасению животных: это, прежде всего, бездомные кошки, собаки, которых этот священник собирает со всей округи, которые живут при этом храме в хороших условиях. Прихожане о них заботятся, их кормят, их лечат.
Что касается молебна, о котором Вы упомянули, то, конечно, это не был молебен, в котором участвовали кошки и собаки. В молебне участвовали люди, но некоторые из них на руках держали своих домашних питомцев. Это первое, что я хотел сказать. А вторая часть Вашего вопроса касается того, что некоторые священники якобы запрещают держать домашних животных. Но я не знаю, на каком основании эти священники запрещают держать домашних животных. Конечно, изначально собака была уличным животным, но уже много столетий и тысячелетий собака является другом человека и является домашним животным. И для людей, особенно для одиноких людей, для пожилых, домашние собаки и кошки являются большим утешением, так же как и для детей, конечно.
Я вспоминаю свое детство. У меня был кот, его звали Алеша, он, конечно, доставлял мне большое утешение. А когда потом соседи его отравили, — мы жили в коммунальной квартире и кот захаживал на кухню, и один сосед его отравил, — этот кот умер у меня на руках. Это, конечно, было источником большой скорби, потому что этот кот был фактически членом нашей семьи. Часто меня спрашивали: «А почему вы назвали кота именем Алеша? Разве можно кота называть человеческим именем?» На что я отвечал: «Кот может быть Васькой, а почему он не может быть Алешкой?» Вот такой был у меня кот.
Е. Грачева: Владыка, в августе даже те наши граждане, кто находился в отпусках и не следили за новостями, по неприятному курсу рубля по отношению к иностранной валюте поняли, что что-то не так происходит на рынках. А это было следствием введения нового пакета санкций со стороны США в отношении России. Вы как руководитель Отдела внешних церковных связей оцениваете текущее положение дел между Москвой и Вашингтоном? Были личные переговоры Трампа с Путиным, вроде даже какой-то контакт они смогли найти в Хельсинки. Что же происходит сейчас? А главное — куда движутся наши отношения, достигли ли они дна или может быть еще хуже?
Митрополит Иларион: В значительной степени вся эта политика санкций обусловлена не двусторонними отношениями между Россией и США, а тем, что происходит в США на политическом уровне. Там сложилось острое противостояние между президентом, с одной стороны, а, с другой стороны, политическим истеблишментом. Причем это не только проигравшая на выборах Демократическая партия, которая выступает против Трампа, но и значительная часть сенаторов от Республиканской партии. И на этом фоне его предвыборные обещания наладить контакт с Россией как раз и породили ту волну антироссийской риторики, антироссийских санкций, которые активно сейчас имплементируются. В значительной степени, как мне кажется, именно эта своеобразная политическая ситуация в США является мотором, движущей силой все новых и новых санкций, которые вводятся против России.
Я вспоминаю свой визит в США вскоре после избрания Трампа. Уже тогда для меня было очевидно, что ситуация совершенно ненормальная и экстраординарная, потому что все ведущие американские новостные каналы говорили о Трампе очень плохо. Можно было видеть передачу с участием нескольких экспертов, и ни один из них не защищал Трампа. Все, каждый на свой лад, его только ругали. Конечно, в такой ситуации президенту очень трудно достичь тех целей, которые он для себя поставил, в том числе в своей предвыборной программе. Мне кажется, что он старается, но из-за мощного сопротивления у него это не получается.
У санкций есть и обратная сторона, потому что тот факт, что мы недополучаем многие продукты с Запада, стимулирует отечественного производителя. Я наблюдаю по прилавкам наших магазинов, что количество продуктов, ассортимент продуктов не уменьшается. Только все больше и больше становится отечественных продуктов вместо зарубежных продуктов. Я воспринимаю это очень положительно. До того, как санкции были введены, многие наши отечественные производители просто не могли пробиться на отечественный рынок, потому что он был занят иностранными товарами. Сейчас это стало возможно.
Е. Грачева: Еще нужно сказать о том, что, несмотря на отсутствие между нами дипломатического контакта, экономических связей, которые сейчас подорваны, продолжается сотрудничество наших силовых структур и спецслужб. В частности, Владимир Путин лично благодарил Трампа за то, что Америка помогла предотвратить теракт в Санкт-Петербурге. 18-летний сторонник террористической группировки ИГИЛ, россиянин, собирался взорвать Казанский собор. Недавно был суд. Ему дали пять лет тюрьмы. На Ваш взгляд, пять лет тюрьмы за планирование подобного теракта — это достаточное наказание?
Митрополит Иларион: Мне трудно судить, по каким мотивам было принято именное такое наказание. Я думаю, что суд не без основания определяет конкретную меру наказания. Но что касается сотрудничества в области борьбы с терроризмом, то я думаю, что, несмотря на политические разногласия, такие державы, как США и Россия просто обязаны в этом сотрудничать. Потому что речь идет о риске, которому постоянно подвергаются жизни людей. Конечно, если спецслужбы одной страны узнают о готовящемся теракте и сообщают в другую страну, то это можно только приветствовать. Я надеюсь, что даже если взаимоотношения между Россией и США еще не достигли дна и даже если они будут опускаться еще ниже, то все-таки сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом будет сохраняться.
Е. Грачева: Коль мы уж заговорили об Америке, интересная новость, на мой взгляд, пришла из США. Есть такой кондитер в Колорадо, его зовут Джек Филипс. Получил он известность после того, как в 2012 году отказался делать свадебный торт для гомосексуальной пары. Долго шел суд. Только сейчас суд принял его сторону. А теперь новый виток скандала, связанный с тем, что теперь он торт на день рождения женщине трансгендеру отказался выпечь. Что Вы думаете о Джеке Филипсе? Такому кондитеру Вы, скажем, испечь просфоры поручили бы, доверили?
Митрополит Иларион: Просфоры пекут обычно православные люди. Но если говорить о праве кондитера продавать тем или иным лицам, то я думаю, что у каждого кондитера такое право есть. И соответственно есть и право не продавать продукцию, если, например, нравственные убеждения этому препятствуют. В данном случае мы имеем дело с очень четко выраженной нравственной позицией. Я думаю, что подобного рода выражения позиции можно только приветствовать.
Сейчас на Западе и, особенно, в Америке продолжается последовательное наступление на традиционные нравственные ценности. Пропагандируется то, что называется переменой пола. Мы как-то касались этой темы в одной из передач прошлого сезона. Я сказал, и сейчас хотел бы повторить, что мужчина, превращенный в женщину при помощи хирургической операции, все равно не становится полноценной женщиной, он только носит маску, которую он на себя надевает. Он не является полноценной женщиной, потому что не может зачать и родить ребенка, то есть это обман и самообман. Но этот обман сейчас поддерживается на уровне идеологии. В Америке можно попасть под суд только за то, что человек скажет, что он не согласен с этой идеологией.
Е. Грачева: В Южной Корее запретили на территории школы продажу напитков, содержащих кофеин. Геннадий Онищенко говорит, что это очень хороший пример и нам в России его тоже нужно применить. Что Вы об этом думаете? Вы сами пьете кофе?
Митрополит Иларион: Я кофе практически никогда не пью, по крайней мере, когда нахожусь в России. В некоторых странах, где очень хорошо готовят кофе, например, в Греции или в Турции, я позволяю себе выпить кофе. Но не думаю, что это полезный для здоровья продукт, не думаю, что кофеин полезен детям, не знаю, насколько запретительные меры будут уместны, но так или иначе мы должны заботиться о здоровье наших детей. Всякие меры, направленные на оздоровление наших детей, можно только приветствовать.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: В одном из посланий апостол Павел пишет: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). А в другом: «Еретики Царства Божьего не наследуют» (см. Гал. 5:20-21). Как совместить эти слова?
Митрополит Иларион: Когда апостол Павел говорит о разномыслиях, он не имеет в виду ереси. Разномыслия — это такие взгляды, которые не нарушают догматического предания Церкви. Если же разномыслие касается догматов, то тот человек, который мыслит не так, как мыслит Церковь, становится еретиком.
Правда, не все еретики сразу становились таковыми. Еретиком является тот человек, который мыслит не так, как мыслит Церковь и которого Церковь вразумила, но при этом продолжает мыслить по-своему, то есть он игнорирует соборный голос Церкви. В этом случае он становится еретиком. Конечно, были и такие еретики, которых осудили уже посмертно, то есть при жизни их не называли еретиками, а после их смерти в их книгах были выявлены ереси. Такие ситуации тоже имели место.
Когда же речь идет о разномыслиях, то под этим не подразумеваются ереси, потому что ересь — это опасное уклонение от чистоты православного вероучения. Есть замечательный принцип, который был сформулирован святым Викентием Лиринским: в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь. Это, наверное, тот принцип, по которому должна жить Церковь. В главном, то есть в догматах — единство, во второстепенном возможна свобода. Но даже если возникают разномыслия, то эти разномыслия должны обсуждаться в духе любви.