Сейчас, когда весь православный мир, пребывая в большом напряжении, схватывает буквально на лету любую новость и на лету же, не успев как следует понять и усвоить, размножает ее при помощи соцсетей, увеличивается опасность стать жертвой провокации и многих ввести в заблуждение. Еще опаснее – попытка разобраться с происходящим в другой Поместной Церкви со стороны, опираясь на сомнительные источники и торопясь с выводами, порой – вселенского масштаба. В связи с одной относительно недавней «церковной» провокацией, запущенной крайне русофобским сайтом «Фактор.Бг»[1], и возникла необходимость разговора на тему источников с живой и с мертвой водой.
Первое, о чем хотелось бы напомнить благонамеренным российским аналитикам: Болгария – член Европейского и Североатлантического Союзов с соответствующей ориентацией средств массовой информации. И если в последние годы ввиду крайней непопулярности в стране русофобии произошли некоторые позитивные изменения в медийной сфере, то это никак не свидетельствует о коренных изменениях, скорее – о гибкости политики, о капле правды в море лжи, о маленькой уступке «другой точке зрения» при невозможности полного оболванивания населения, массово владеющего русским языком и черпающего сведения с российских сайтов.
Русофобские СМИ непременно являются и антицерковными, а их деятельность направлена против Православия в целом
Крайне важно отметить, что все русофобские СМИ непременно являются антицерковными, что их деятельность направлена против Православия в целом. Это регулярные на протяжении многих лет попытки дискредитации православных иерархов и рядовых священников, внесения разлада в среду православных мирян, различные провокации – «для внутреннего употребления» и «на экспорт», – хула, тонкая ложь, наглая клевета. А если Болгарская Православная Церковь позволяет себе нечто идущее вразрез с «цивилизационным выбором» страны, то на нее набрасывается весь доморощенный медийный атлантизм, обвиняя в подчиненности Москве и оплаченной Кремлем подрывной деятельности. Этим «нечто» может быть постановление Священного Синода БПЦ против ратификации Стамбульской конвенции[2], выступление против гей-парадов, избрание «неправильного» архиерея на овдовевшую кафедру, нежелание «удочерить» македонских раскольников и поддержать украинских, посещение кем-то из болгарских архиереев пределов Русской Православной Церкви или просто подозрение их в тайной русофилии.
За годы так называемой демократии русофобия в Болгарии стала профессией. Которую освоили – как пишет психиатр и богослов д-р Николай Михайлов – «антропологические близнецы поздней комсомольской номенклатуры, молодые партийные надежды и отчасти гуманитарная интеллигенция этого периода… Не совпадающие поименно, но те же по духу и предназначению. Самоназначенные стражи новой идеологической ортодоксии»[3]. Здесь нужно добавить, что случались и поименные совпадения, когда постаревшие комсомольские функционеры, выученные в СССР преподаватели научного коммунизма, дети высокопоставленной номенклатуры Болгарской компартии, бывшие сотрудники госбезопасности, просто «стукачи» и прочие «жертвы режима» становились посланцами «свободы», а иногда и «учителями» Церкви. И если при прежней идеологии Церковь подвергалась гонениям, но никто не навязывал ей кодекс строителя коммунизма вместо десяти Божиих заповедей, то теперь торжество неолиберализма, похоже, должно стать повсеместным, касающимся и Церкви, подо что подводится и соответствующая идеологическая платформа.
Вот что предлагает доктор права Атанас Славов в своей статье «Два политических мира современного Православия», опубликованной в болгарском журнале «Христианство и культура»:
«Новая модель православной теологии, провозглашенной на соборе на Крите, соответствует установлению конституционной демократией и правовым государством целостного и глубокого понимания достоинства, свободы и прав личности, плюралистического характера гражданского общества. Не меняя своих трансцендентных основ и глубоких теологических доктрин, Вселенское Православие постепенно начинает говорить на языке политического модерна (либеральной демократии, прав человека, верховенства права), чтобы можно было передать современному человеку свои глубокие послания»[4].
«Вселенское Православие начинает говорить на языке политического модерна»
Основным тормозом на пути прогресса, естественно, является Россия и Русская Православная Церковь. Поэтому – пишет доцент богословия, преподаватель богословского факультета Софийского университета Светослав Риболов на страницах того же издания:
«С ростом напряжения между все более радикализирующимися православными и традиционно православными, с большой долей вероятности, в близком будущем предстоит разделение Православной Церкви на две Церкви – прозападную с центром в Константинополе, которая продолжит мирно сожительствовать с западной демократией, которая будет считаться с основными европейскими ценностями и правовыми нормами, и с другой стороны – прорусскую Православную Церковь с центром в Москве, отрицающую демократические права человека и европейский правопорядок»[5].
Журнал «Христианство и культура» и портал «Культура» являет Болгарии такое количество мирно сожительствующих с основными европейскими ценностями «традиционно православных» ученых (богословов, философов, историков – «общественно значимых людей», как они сами себя величают), что впору процитировать перл Валерии Новодворской из передачи «Вера и общество» Болгарского национального телевидения: «Христианство – это не для дураков!»[6].
Заставкой передачи «Вера и общество» Канала 1 БНТ (существующего на деньги налогоплательщиков) является перевернутое изображение Спасителя и Пресвятой Богородицы, что в полной мере отвечает назначению данного проекта и является его духовным посланием. Автор и бессменный ведущий передачи доктор истории Горан Благоев, постоянно напоминающий зрителям, что его целью является поиск истины, которая сделает их свободными, положил немало сил на борьбу с русофильскими «мифами» и на «разоблачение» русских святых (как олицетворения «имперской поступи» в центре болгарской столицы): благоверного князя Александра Невского, чье имя носит Патриарший собор в Софии, и покоящегося в храме-подворье Патриарха Московского и всея Руси широко почитаемого в Болгарии святителя Серафима (Соболева)[7]. В результате студия Горана Благоева стала свободной от представителей Болгарской Православной Церкви: Решением от 6.02.2016 Священный Синод БПЦ запретил своим архиереям и клирикам участвовать в передаче «Вера и общество»[8].
Псевдоцерковный сайт «Двери Православия» («Двери БГ»), именуемый в православном болгарском народе «вратами адовыми», так же озадачен поисками истины. «Созданные как добровольный проект, “Двери” могут позволить себе полную независимость и только одно пристрастие – поиски Истины», – заверяет команда проекта. О «полной независимости» читаем в разделе сайта «Двери БГ» под названием «Наши партнеры и друзья». О беспристрастности – в желчных, тенденциозных, а нередко и клеветнических публикациях о Русской Православной Церкви и ее иерархах, в переводах статей с «Кредо.ру», из русскоязычных клеветнических блогов. О православности сайта – в псевдониме «Славка Божкова», в разделе «Карикатура недели» и сатирическом издании «Церковный эгоист», не гнушающемся и непотребными шутками.
Что касается светских СМИ, сайтов, блогов, ФБ-профилей правоверной евроатлантической, а стало быть – антироссийской, русоненавистнической ориентации, то едва ли их можно перечислить и даже просто сосчитать. Щедро финансируемые и рассчитанные на все слои и уровни – социальные, интеллектуальные и духовные. Истеричные, крикливые, навязчивые и неубедительные, повторяющие одни и те же клише, штампующие ложь, переворачивающие все с ног на голову.
Русофобия в Болгарии направлена не на болгарский народ; цель ее – настроить против Болгарии российское общество
Торжество демократии и свободу слова в Болгарии лучше всего отражает обнародованный весной 2017 года Доклад «Антидемократическая пропаганда в Болгарии», представленный НПО «Фонд гуманитарных и социальных исследований»[9]. Исследование осуществлялось при финансовой поддержке фонда «Америка для Болгарии»[10] местными наемниками, тружениками на русофобской ниве (девиз фонда: «Американский оптимизм встречает болгарский потенциал»). В докладе были названы СМИ, сайты и авторы, позволяющие себе сомнения в либеральных ценностях и питающих симпатию к России. Количество публикаций при этом было зафиксировано с педантичностью бухгалтерского отчета, их содержание тщательно проанализировано[11]. В докладе также отметили стремительный рост антидемократической пропаганды в Болгарии и рост русофильских настроений. И это верно. Однако в информационном поле реальная картина настроений в болгарском обществе не отражена и представлена лишь небольшим количеством газет, журналов, ТВ-передач и интернет-сайтов.
В одной из таких «антидемократических» передач журналист и общественный деятель Васил Василев сказал, что русофобия в Болгарии направлена не на болгарский народ, который в основной своей массе не может изменить своего доброго отношения к России. Цель ее – настроить против Болгарии российское общество.
Будет ли она достигнута – зависит от нас.
http://pravoslavie.ru/101331.html
Для помощи - главное желание, а все эти "союзники" (о правящей элите речь) желали лишь, чтоб им помогали. Дружба же - не игра в одни ворота. Положить душу за други своя - личный выбор христианина, приказывать так класть душу нельзя. Отправку людей, которые хотят не подвигов, а мирно жить и растить своих детей в бой за чужой интерес христианским поступком, простите, назвать не могу. Долг правителя вижу прежде всего в сбережении своих подданных, в понятии "государственный интерес" нет ничего плохого, лишь бы этот интерес с интересами граждан государства совпадал.
Вообще-то в своём первом "посте" здесь я повторила фразу императора Александра |||: "У России только 2 союзника - армия и флот". Полагаю, его нельзя назвать плохим христианином. Но он понимал, что Богу - Богу, а кесарю - кесарево, и сознавал ответственность за подданных своих, как помазанник Божий, что он должен беречь их, ведь, кроме него некому. Но наказал Россию Господь за грехи, забрал его раньше, и не успел он сына мудрым государственным деятелем воспитать. Сам бы он, конечно, не погнал бы свой народ на бойню в чужую землю и за чужой интерес. Фактически эта абсолютно ненужная России война, к которой она была и не готова, явилась точкой невозврата для старой России.
Проявлением личного мужества был бы отказ от службы в НАТО. А так просто попытка покататься одним сидалищем на двух лошадях.
Валентин, нали не ми се сърдите, че отговарям преди Вас?
Учения НАТО: болгарские солдаты отказываются стрелять по мишеням с российскими опознавательными знаками
http://e-news.su/in-world/186378-ucheniya-nato-bolgarskie-soldaty-otkazyvayutsya-strelyat-po-mishenyam-s-rossiyskimi-opoznavatelnymi-znakami.html
Так же, как и народы других стран.
Просто есть в каждой стране МЕНЬШИНСТВО, которое очень точно охарактеризовал автор материала:
"Истеричные, крикливые, навязчивые и неубедительные, повторяющие одни и те же клише, штампующие ложь, переворачивающие все с ног на голову".
Но их - меньшинство.
И с каждым днем становится все меньше и меньше.
Это и видно и по США, и по странам Европы и т.д.
Потому что время и пик влияния таких меньшинств на общество, государственную политику, культуру, международные отношения и т.д. уже безвозвратно прошли...
это точно