Архимандрит Димитрий (Биакай) 21 августа нынешнего года, в светлые Святые Преображенские Дни, отмечается 35-я годовщина блаженной кончины одного из замечательных подвижников Святого Русского Елеона – архимандрита Димитрия (Биакая).
Духовный авторитет этого человека таков, что ныне живущие старые русские сестры-арабки этой прекрасной обители ставят отца Димитрия по значимости сразу после великого архимандрита Антонина (Капустина), создателя Святой Русской Палестины в 1860–90-е годы.
Одна из старейших сестер, мать Вероника (Рахеб), вспоминает, что сам отец Димитрий всегда почитал отца Антонина как временно неканонизированного преподобного святого и регулярно служил ему панихиды у его честной могилки в Свято-Вознесенском соборе обители. Для отца Димитрия отец Антонин был своего рода главным символом руководителя Святой Русской Земли на Святой Иерусалимской Евангельской Палестине.
Отец Архимандрит Антонин (Капустин) создатель Святой Русский Палестины Промыслительно, что Всемилосердный Господь избрал отца Димитрия (Биакая), так же, как и в свое время отца-основателя Антонина (Капустина), для спасения и утверждения Святой Елеонской обители и всех других иерусалимский обителей Русской Зарубежной Церкви в 1950–60-е годы.
В судьбах этих великих подвижников было очень много общего: отец Антонин учился в Киевской духовной академии, а отец Димитрий родился в Киеве и подвизался в Киево-Печерской лавре; отец Антонин получил законченное дипломное высшее богословское, историческое и археологическое образование, а отец Димитрий, не имея дипломного образования, стал великим самоучкой, кругозор которого поражал современников своей энциклопедической широтой; отец Антонин по воле Божией стал начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1865-м году и в течение 30 лет создал величайшую историческую Русскую Святую Палестину, а отец Димитрий также промыслительно в 1951-м году стал начальником Русской Зарубежной Миссии для спасения от угрозы разорения со стороны советской хрущевской власти и утверждения отдельных вселенских русских святынь, созданных ранее отцом-основателем Антонином. Оба подвижника, и отец Антонин, и отец Димитрий, покоятся в Святой Елеонской обители, на месте Евангельского Вознесения Спасителя – отец Антонин под сенью Спасо-Вознесенского собора, а отец Димитрий – на соборной площади монастыря, в череде самых великих подвижников Святого Русского Елеона.
В судьбах этих великих подвижников было очень много общего
Господь благоволил отцу Димитрию с рождения. Несмотря на то, что по отцу он был татарином и имел мусульманское имя Исмаил, будущий подвижник Елеона и помыслить себе не мог быть не православным. Фундаментальную духовную отеческую закваску отец Димитрий получил в Киево-Печерской лавре, где он стал пострижеником-монахом с именем Димитрий, в честь святителя Димитрия Ростовского, в 1941-м году. Учителем и духовным отцом постриженика Димитрия стал великий святитель, схиархиепископ Антоний (грузинский князь Абашидзе), ныне прославленный как местночтимый святой Киевской митрополии. Показательно, что сам владыка Антоний был в свое время учителем Иосифа Джугашвили, одного из студентов в Тифлисской духовной семинарии, в будущем одного из самых могущественных тиранов человечества – Иосифа Сталина. Этим объясняется факт неприкосновенности от большевиков владыки Антония в Киеве и в Киево-Печерской лавре в советское довоенное и военное время.
Мать Вероника (Рахеб), 2020 г. Последовательно восходил отец Димитрий к вершинам своего духовного подвига: он постепенно стал в лавре иеродиаконом, иеромонахом и игуменом; не имея, как говорилось выше, дипломного высшего богословского образования, благодаря своему самоотверженному самообразованию и самостоятельному получению широчайших исторических, богословских и литературных знаний, он стал членом Духовного Собора лавры и заведующим лаврской Канцелярии.
После войны отец Димитрий в сане игумена служил уже в сане архимандрита в различных храмах РПЦЗ. По решению Синода РПЦЗ отец Димитрий в 1950-м году назначается сначала заместителем, с 1951 года – начальником Русской Духовной Миссии Зарубежной Церкви в Святом Граде Иерусалиме.
Отец Димитрий (Биакай) и послушница Елена Рахаб, будущая монахиня Вероника. Снимок 60-ых 20 века. Елеон Вместе с ним, почти одновременно, настоятельницей и игуменьей Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря назначается матушка Тамара (Романова-Багратион-Мухранская), Великая княжна императорской крови Романовых, двоюродная сестра Императора Николая II. Отцу Димитрию и матушке Тамаре вместе с другими пасомыми РПЦЗ на Святой Земле Господь доверил величайшую миссию – спасать от разорения и уничтожения Святой Русский Елеон и все другие святые обители РПЦЗ, которые не смогла захватить советская власть с помощью израильских властей после образования государства Израиль в мае 1948 года.
После израильско-арабской войны 1948 года повсюду на Святой Земле был хаос и экономический упадок. Отец Димитрий застал РДМЗ в крайне плачевном состоянии: мужского служащего духовенства в Миссии почти не осталось; не было почти никаких денежных средств на содержание Миссии и обителей; не было влиятельных жертвователей, могущих хотя бы стабильно поддерживать святыни; сестры обителей ходили почти лохмотьях и зарабатывали себе на пропитание за стенами обителей тяжелым трудом, подвергаясь систематическим унижениям и оскорблениям со стороны местных мусульман и иудейского населения; историческое здание Миссии возле Троицкого собора в Иерусалиме было захвачено израильской властью; были отняты, в угоду советскому влиянию, другие важнейшие участки Миссии. В благодарность за поддержку СССР образования Израильского государства в 1948-м году местная власть готова была передать все святые русские обители на Святой Земле, что грозило в будущем продажей при Хрущеве очень многих исторических русских земель в Палестине и Израиле. Все те святые русские палестинские обители на Святой Земле, которые своими титаническими трудами создавал преподобный отец Антонин (Капустин), могли полностью исчезнуть.
Отцу Димитрию и матушке Тамаре Господь доверил величайшую миссию – спасать от разорения и уничтожения Святой Русский Елеон
Но по усердной молитве отца Димитрия, матушки Тамары и всех клириков и монашествующих Русская Духовная Миссия За рубежом не только выстояла, но подняла свой духовный, моральный и материальный авторитет на необыкновенную высоту.
Отец Димитрий перенес резиденцию начальников Миссии на Святой Елеон, под молитвенную защиту покоящихся на Елеоне его великих подвижников-основателей: преподобных отца-основателя Антонина (Капустина). священномученика Парфения (Нарциссова), первой начальницы и строительницы Елеона монахини Евпраксии (Миловидовой) и других покоящихся там первых Елеонских русских монахинь и инокинь.
Его трудами были спасены от разорения и захвата: Елеон, Гефсимания, Вифания, Фаран преподобного Харитона Исповедника, Хеврон и Иерихон.
Его трудами были спасены от разорения и захвата: Елеон, Гефсимания, Вифания, Фаран, Хеврон и Иерихон
Православное богослужение было поставлено на необычайно строгую высоту. Никаких нововведений и отступлений от богослужения при отце Димитрии не допускалось. Этот закон сохраняется и доныне.
Сестры монастыря прекратили зарабатывать себе на пропитание за стенами обители, перестали ходить в лохмотьях. К каждой сестре проявлялось персональное внимание. Никто не был брошен на произвол. За немощными лежачими сестрами в особой больничке ухаживали молодые сестры. Голодным никто не был.
Князь Антоний (Абашидзе), ныне святитель схиархиепископ Антоний, местночтимый святой УПЦ МП Старые елеонские русские арабки вспоминают: умирала сестра, и отец Димитрий помещал в газете «Православная Русь» в обязательном порядке краткую о ней поминальную заметку. Тогда всем этим занимался отец Димитрий. К каждой сестре был свой, особый подход. Отец Димитрий в буквальном смысле слова полагал душу свою за други своя. Он оказывал помощь даже не православным, к примеру, арабам, когда те оказывались нуждающимися в такой помощи.
К содержанию обителей стало привлекаться местное православное арабское население, которое стало отдавать в монастырь юных воспитанниц для восприятия ими русской монашеской жизни.
Так на Святом Елеоне и в Гефсимании появилось свое, русское, арабское православное воинство Христовых невест, молитвами которых Господь сохранил русские обители на Иерусалимской Земле.
Игумения русского Елеона матушка Тамара (Романова-Багратион-Мухранская) Старейшие знаменитые русские елеонские арабки-монахини – м.м. Феоктиста, Мелания, Рафаила, Тамара, Вероника, Екатерина, Магдалина, Христина, Аполлинария, Афанасия, Анастасия, гефсиманские: Серафима, Феодосия, Павла и многие, многие другие, в прямом смысле слова как преданные дщери своего аввы Димитрия, сохранили для будущих поколений величайшие русские иерусалимские обители и являются примером и образцом каждодневного монашеского подвига.
Отец Димитрий непосредственно преподавал русским арабкам Закон Божий, богослужение и русскую и всеобщую историю. Его ученицы, среди которых старшая сестра Елена, уставщица монахиня Екатерина (Самара), на протяжении десятилетий ответственно несут подвиг надлежащего елеонского богослужения русской традиции.
При отце Димитрии сформировалось мощное духовничество в лице таких священноиноков, как отцы Нектарий, Мефодий, Модест и другие, цементировавших духовную жизнь сестер и паломников.
У русского Елеона и других русских обителей благодаря умной, дипломатичной и доброй политике отца Димитрия и матушки Тамары появились мощные покровители, среди которых самым видным был король Иордании Хусейн I бен Талал. В 1958-м году, в год 100-летия образования РДМ, на территории Елеонского монастыря отцом Димитрием при активной помощи короля Хусейна были проведены исторические празднества с участием громадного количества гостей.
Скромная келья отца Димитрия на Елеоне после ухода его на покой в 1968 году В результате понесенных спасительных подвигов отца Димитрия его имя стало нарицательным в православном мире. Священноначалие РПЦЗ удостоило отца Димитрия правом ношения двух крестов с украшениями и правом архиерейской части при богослужении – служении с архиерейскими дикирием и трикирием на архиерейском орлице. Такой чести не удостаивался ни один начальник РДМЗ ни в XX, ни в XXI веке.
Постоянная напряженная духовная и административная работа отца Димитрия по сохранению русских святых обителей на Святой Земле, в условиях нахождения среди антихристианских сообществ, не могла не сказаться на его здоровье. В 1968-м году он попросился на покой с поста начальника РДМЗ, но оставался до самой своей блаженной кончины главным духовником РДМЗ, проживая на Елеоне в скромной келлии.
Могила отца Дмитрия (Биакая) в центре святого русского Елеонского монастыря 21 августа 1985 года, 35 лет назад, в возрасте 77 лет, отец Димитрий тихо и блаженно почил от тяжких болезней, ушел в жизнь вечную, и был погребен, по старой иерусалимской святой традиции, без гроба, в саване, за Спасо-Вознесенским собором, за гробницей отца-основателя архимандрита Антонина (Капустина) и священномученика игумена Парфения (Нарциссова), в череде самых великих подвижников Елеона: первостроительницы Елеона монахини матери Евпраксии, игуменьи Тамары и священноигумена Рафаила.
Он оставил после себя имя, которое золотыми буквами вписано в историю Русской Зарубежной Миссии и Русской Зарубежной Церкви. Он оставил после себя великое воинство Христовых невест, сохранивших для Бога, мира и Православия величайшие русские обители на Святой Земле. Он преподал всем нам живой пример настоящей евангельской жизни в своей любви, доброте, человеколюбии и преданности Христу Богу и Его Церкви.
Вечная память отцу архимандриту Димитрию (Биакаю). Аминь!