Приезд императора Николая II в Псково-Печерский монастырь в 1903 году

Русские императоры любили путешествовать по стране. Достаточно вспомнить путешествие императрицы Екатерины II или поездки императора Николая I. Подчас такие визиты были связаны исключительно с государственными интересами, с проведением разного рода официальных мероприятий, на которых император должен был присутствовать (данной теме посвящена книга Р. Уортмана[1]). Но приезд императора Николая II на Псковскую землю в 1903 году, когда государь посетил Псково-Печерский монастырь, эту главную святыню Псковской епархии, носил именно религиозный характер. Путешествия императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны в 1902–1903 годах можно описать как поиск молитвенников и подвижников благочестия своего времени, могущих, помимо прочего, выпросить Августейшей чете наследника. Именно в это время императрица читала жития русских святых[2].

Почти сразу же после поездки в Саров на канонизацию преподобного Серафима Саровского, которая была совершена 19 июля 1903 года, государь император Николай II, государыня императрица Александра Федоровна, великий князь Владимир Александрович с супругой великой княгиней Марией Павловной, великая княгиня Ольга Александровна и великий князь Борис Владимирович 5 августа 1903 года посетили Псково-Печерский монастырь.

Псковские епархиальные ведомости[3] так описывали путь к монастырю:

«К монастырю ведет живописный путь от станции Печоры. Среди холмистой местности лесами едете вы до самого монастыря. Один за другим чудные виды ласкают глаз, с гор открываются дивные картины на монастырь и его богатые растительностью окрестности. Тихо, мирно приютилась обитель, скрывающаяся в лесах. Вычурными кажутся ее оригинальные белые строения, находящиеся в глуши; седой стариной веет от монастыря. Незыблемо стоит эта мирная обитель, когда-то оказавшая столько услуг Русскому государству, являясь твердым оплотом для утверждения Православия»[4].

Хотя небо и хмурилось, но до двух часов дня дождя не было. Псковские епархиальные ведомости писали далее:

«По пути ожидаемого царского поезда все носило праздничный характер. Группы крестьян, вышедших на дорогу, постоянные разъезды – все это оживляло картину. Железнодорожная станция Печоры была вся сплошь покрыта флагами и другими украшениями, а внутренняя часть, в ожидании приезда высоких гостей, была превращена в сплошной цветник. У церкви Сорока мучеников сплошной стеной стоял народ; здесь же перед церковью были вынесены хоругви и стояло духовенство. В ограде монастыря собрались обыватели и обывательницы Печор. Из Успенского собора вышел крестный ход с хоругвями во главе с преосвященным Сергием, епископом Псковским и Порховским»[5].

Из Успенского собора вышел крестный ход с хоругвями во главе с епископом Псковским и Порховским Сергием

В это время Псковскую кафедру возглавлял епископ Псковский и Порховский Сергий (Ланин), который оставил о себе добрую память своей энергичной деятельностью на пользу епархии; был усердным и благоговейным совершителем службы Божией; ревнителем чинности и благолепия церковного. Он скончался 5 августа 1904 года в Ярославле как архиепископ Ярославский и Ростовский[6].

«Государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра Феодоровна и сопровождающие их прибыли в третьем часу на станцию Печоры… Их величества и их высочества вошли в разукрашенную цветами и растениями станционную комнату. Здесь собравшаяся депутация преподнесла хлеб-соль. Их величества удостоили депутацию милостивыми словами и проследовали к подъезду, где стояли экипажи. В первой коляске заняли места государь и государыня. Поезд тронулся…»[7].

Следует отметить, что станция, на которую приехал государь, находилась в трех километрах от самого монастыря. В данный момент она существует не в своем историческом облике и называется станция Печоры Псковские.

Сама встреча императора проходила в торжественной, можно даже сказать – пасхальной обстановке:

«При торжественном звоне их величества подъехали к церкви Сорока мучеников, где были встречены духовенством. Их величества прослушали краткое молебствие. Священник церкви благословил их величеств иконою. Колокольный звон не смолкал, а по выходе их величеств из храма полилось “ура” народа. Их величества и их высочества, выйдя из экипажей, прошли к святым вратам, где были встречены преосвященным епископом Псковским и Порховским Сергием с духовенством и, в предшествии крестного хода, проследовали в Успенский собор. В соборе их величества были приветствованы преосвященным Сергием речью»[8].

В своей речи епископ сравнил насельников монастыря с воинами императора. Саму встречу епископ назвал знаковой, так как уже в течение 81 года царские особы не посещали обитель.

«Их величества, выслушав молебствие, приняли благословение настоятеля монастыря отца архимандрита Мефодия иконами: государь – иконою святого Михаила Архистратига, а государыня – древним, украшенным жемчугом образом Владимирской Божией Матери, именуемой “Умиление”, причем настоятель сказал следующее приветствие: “Архистратиг Сил Небесных охраняет святую гору обители сей, а Богоматерь покровом Своим покрывает ее долину. Да оградит тебя, благочестнейший государь, и христолюбивое воинство твое Архистратиг Небесных Сил кровом крыл своих, и да покроет тебя, благочестивейшая государыня, Царица Небесная Своим омофором”»[9].

Можно предположить, что под иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» здесь понимается список, но какой именно, утверждать нельзя, так как в Успенском храме есть два почитаемых списка, написанных в XVI и XIX веках.

Архимандритом в это время был Мефодий (бывший протоиерей Матфей Холмский), известный в монастыре как трудолюбивый и почитаемый игумен. При нем велось обширное строительство на монастырской территории. Его почитали как благодатного служителя Царицы Небесной и доброго человека, внимательного и ласкового. Архимандрит Мефодий пользовался уважением и у петербургского духовенства; он бывал на аудиенциях у императора Николая II, который подарил Псково-Печерскому монастырю драгоценные облачения и церковную утварь. Своему келейнику, иеромонаху Симеону (Желнину), будущему старцу, архимандрит Мефодий предсказал время своей кончины. О любви народа к нему говорит тот факт, что при его погребении очередь на прощание была больше трех километров[10].

«Государь приложился к раке святого преподобного Корнилия и к чудотворной иконе Успения Божией Матери. Выйдя из храма, их величества обратили внимание на древнюю звонницу, а затем прошли в пещеры, где поклонились мощам Вассы, Марка и Ионы, а затем молились у гроба схимонаха Лазаря, знаменитого подвижника начала XIX века; после чего прошли в дальнюю улицу пещер к братской усыпальнице и осмотрели гробы усопших иноков. Она замечательна тем, что здесь не чувствуется тяжелого запаха, несмотря на то, что некоторые гробы в стенах пещер едва закрыты землей, так что их можно видеть в отверстие»[11].

Архимандрит Мефодий (Холмский) Архимандрит Мефодий (Холмский) Данное описание посещения пещер похоже на речь современного монаха-экскурсовода, который рассказывает о Богом зданных пещерах.

«Из пещер высокие гости прошли в ризницу, где подробно осматривали все предметы, здесь хранящиеся, и библиотеку. Объяснения их величествам давал Л.Д. Аксенов».

Следует упомянуть, что Л.Д. Аксенов в это время занимал должность обер-секретаря Сената в Санкт-Петербурге; был родом из Пскова, дружил с детства с будущим патриархом Тихоном (Белавиным)[12].

«Здесь хранились древний сборник житий святых, синодики, поучения XV века[13]. Увидели также древний потир и дискос в виде деревянного блюда[14], на которых первые пустынные жители совершали Евхаристию; католические сосуды, доставшиеся монастырю после чудесного спасения обители от Стефана Батория[15]; воздух и плащаницу, вышитые супругой Иоанна Грозного Анастасией Романовной[16]; вещи Иоанна Грозного: столовый прибор[17], пороховница, труба[18], золотая цепь из червонного золота[19]; перстень Анастасии Романовны[20]; осколки ядра, найденного в монастырской башне после осады монастыря Стефаном Баторием; четки необычайной длины, веса и толщины длиной в 3 метра; кубок и две братины Феодора Иоанновича[21] и прочее»[22].

Из пещер высокие гости прошли в ризницу, где подробно осматривали здесь хранящееся

«После этого высокие гости прошли в келью архимандрита Мефодия, а оттуда в Михайловский собор. Их величествам предшествовали преосвященный Сергий и архимандрит Мефодий. Здесь их величества прикладывались к чудотворной иконе Умиления Божией Матери, а затем осмотрели доски с именами убитых в 1812 году»[23].

Под чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» имеется в виду оригинальный образ 1524 года – одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря. Сейчас эта икона находится в Михайловском соборе у правого клироса под пышной сенью.

«Из собора их величества прошли среди шпалер эстонских девушек, удостоив некоторых милостивыми расспросами. В 4 часа дня император Николай II со свитой отбыли при ликовании народа на станцию Печоры, а оттуда в Торошино»[24].

Для жителей Псковского края посещение их мест государем стало особо значимым событием. Набожность императора и его любовь к святыням, радость и ликование людей – вот что являло двухчасовое пребывание августейших особ в Печорах. До сих пор стены и святыни Псково-Печерского монастыря хранят память о знаменательной встрече страстотерпца императора Николая II.

Петр Аксёнов,
студент 2-го курса Псково-Печерской семинарии

25 марта 2021 г.

Список использованной литературы:

1. Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. В 2-х т. М.: ОГИ, 2004. Т. 2: От Александра II до отречения Николая II.

2. ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 304 и 305. Записная книжка императрицы Александры. 1901–1905 гг.

3. Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 308–312.

4. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Ч. 6. Куйбышев, 1966.

5. Левин Н.Ф. Настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (Холмский). Биография // http://kn-pam.pskovlib.ru/files/levin_2011.PDF.

6. Шкаровский М.В. Александро-Невское братство: 1918–1932 гг. СПб., 2003.

[1] Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. Т. 2: От Александра II до отречения Николая II. М.: ОГИ, 2004. С. 518–520.

[2] ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 304 и 305. Записная книжка императрицы Александры. 1901–1905 гг.

[3] Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 308–312.

[4] Там же. С. 308.

[5] Там же. С. 308–309.

[6] Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Ч. 6. Куйбышев, 1966. С. 133.

[7] Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 309.

[8] Там же. С. 310.

[9] Там же. С. 310–311.

[10] См. подробнее: Левин Н.Ф. Настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (Холмский). Биография // http://kn-pam.pskovlib.ru/files/levin_2011.PDF.

[11] Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 311.

[12] Подробнее о его жизни можно прочитать в приложении к журналу Санкт-Петербургский вестник: Шкаровский М.В. Александро-Невское братство: 1918–1932 гг. СПб., 2003. С. 237–238.

[13] Все книги находятся в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[14] Потир и дискос находятся в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[15] Неизвестно, где находятся в настоящее время.

[16] Находятся в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[17] Находится в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[18] Находится в музее преподобномученика Корнилия в монастыре.

[19] Украдена.

[20] Украден.

[21] Находятся в ризнице.

[22] Псковские епархиальные ведомости. 1903. № 16. С. 311–312.

[23] Там же. С. 312.

[24] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Если бы не отец Алипий, не было бы ни нашего монастыря, ни старчества Если бы не отец Алипий, не было бы ни нашего монастыря, ни старчества
Памяти архимандрита Алипия (Воронова)
Если бы не отец Алипий, не было бы ни нашего монастыря, ни старчества Если бы не отец Алипий, не было бы ни нашего монастыря, ни старчества
Памяти архимандрита Алипия (Воронова; 28.07.1914–†12.03.1975)
Он умел собирать урожай духовной жизни. Вот это и нам надо уметь! Жить не для себя, а для других. Не себя спасать.
Любовь по наследству Любовь по наследству
Ксения Гринькова
Любовь по наследству Любовь по наследству
О родительских семьях святых Царственных страстотерпцев Николая и Александры
Ксения Гринькова
Все 28 лет в браке Александр III наслаждался семейной жизнью, говоря: «Такую жену, как я имею, дай Бог каждому иметь, и тогда можно быть спокойным и счастливым».
Император Николай II: редкие фото из семейных альбомов Император Николай II: редкие фото из семейных альбомов Император Николай II: редкие фото из семейных альбомов Император Николай II: редкие фото из семейных альбомов
Мы представляем редкие фотографии Государя 1907–1915 гг. из 6 семейных альбомов, вывезенных фрейлиной Императрицы Анной Вырубовой за границу.
Комментарии
Наталья27 марта 2021, 21:52
Спасибо за статью, очень понравилась!
lubova27 марта 2021, 16:39
Spasi Gospodi.ochenj poznovateljno I s interesom prochitala.Bozjej pomochi v trudax student Petru Aksenovy
Павел25 марта 2021, 15:55
Спасибо за статью! Очень интересно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×