Русские императоры любили путешествовать по стране. Достаточно вспомнить путешествие императрицы Екатерины II или поездки императора Николая I. Подчас такие визиты были связаны исключительно с государственными интересами, с проведением разного рода официальных мероприятий, на которых император должен был присутствовать (данной теме посвящена книга Р. Уортмана[1]). Но приезд императора Николая II на Псковскую землю в 1903 году, когда государь посетил Псково-Печерский монастырь, эту главную святыню Псковской епархии, носил именно религиозный характер. Путешествия императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны в 1902–1903 годах можно описать как поиск молитвенников и подвижников благочестия своего времени, могущих, помимо прочего, выпросить Августейшей чете наследника. Именно в это время императрица читала жития русских святых[2].
Почти сразу же после поездки в Саров на канонизацию преподобного Серафима Саровского, которая была совершена 19 июля 1903 года, государь император Николай II, государыня императрица Александра Федоровна, великий князь Владимир Александрович с супругой великой княгиней Марией Павловной, великая княгиня Ольга Александровна и великий князь Борис Владимирович 5 августа 1903 года посетили Псково-Печерский монастырь.
Псковские епархиальные ведомости[3] так описывали путь к монастырю:
«К монастырю ведет живописный путь от станции Печоры. Среди холмистой местности лесами едете вы до самого монастыря. Один за другим чудные виды ласкают глаз, с гор открываются дивные картины на монастырь и его богатые растительностью окрестности. Тихо, мирно приютилась обитель, скрывающаяся в лесах. Вычурными кажутся ее оригинальные белые строения, находящиеся в глуши; седой стариной веет от монастыря. Незыблемо стоит эта мирная обитель, когда-то оказавшая столько услуг Русскому государству, являясь твердым оплотом для утверждения Православия»[4].
Хотя небо и хмурилось, но до двух часов дня дождя не было. Псковские епархиальные ведомости писали далее:
«По пути ожидаемого царского поезда все носило праздничный характер. Группы крестьян, вышедших на дорогу, постоянные разъезды – все это оживляло картину. Железнодорожная станция Печоры была вся сплошь покрыта флагами и другими украшениями, а внутренняя часть, в ожидании приезда высоких гостей, была превращена в сплошной цветник. У церкви Сорока мучеников сплошной стеной стоял народ; здесь же перед церковью были вынесены хоругви и стояло духовенство. В ограде монастыря собрались обыватели и обывательницы Печор. Из Успенского собора вышел крестный ход с хоругвями во главе с преосвященным Сергием, епископом Псковским и Порховским»[5].
Из Успенского собора вышел крестный ход с хоругвями во главе с епископом Псковским и Порховским Сергием
В это время Псковскую кафедру возглавлял епископ Псковский и Порховский Сергий (Ланин), который оставил о себе добрую память своей энергичной деятельностью на пользу епархии; был усердным и благоговейным совершителем службы Божией; ревнителем чинности и благолепия церковного. Он скончался 5 августа 1904 года в Ярославле как архиепископ Ярославский и Ростовский[6].
«Государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра Феодоровна и сопровождающие их прибыли в третьем часу на станцию Печоры… Их величества и их высочества вошли в разукрашенную цветами и растениями станционную комнату. Здесь собравшаяся депутация преподнесла хлеб-соль. Их величества удостоили депутацию милостивыми словами и проследовали к подъезду, где стояли экипажи. В первой коляске заняли места государь и государыня. Поезд тронулся…»[7].
Следует отметить, что станция, на которую приехал государь, находилась в трех километрах от самого монастыря. В данный момент она существует не в своем историческом облике и называется станция Печоры Псковские.
Сама встреча императора проходила в торжественной, можно даже сказать – пасхальной обстановке:
«При торжественном звоне их величества подъехали к церкви Сорока мучеников, где были встречены духовенством. Их величества прослушали краткое молебствие. Священник церкви благословил их величеств иконою. Колокольный звон не смолкал, а по выходе их величеств из храма полилось “ура” народа. Их величества и их высочества, выйдя из экипажей, прошли к святым вратам, где были встречены преосвященным епископом Псковским и Порховским Сергием с духовенством и, в предшествии крестного хода, проследовали в Успенский собор. В соборе их величества были приветствованы преосвященным Сергием речью»[8].
В своей речи епископ сравнил насельников монастыря с воинами императора. Саму встречу епископ назвал знаковой, так как уже в течение 81 года царские особы не посещали обитель.
«Их величества, выслушав молебствие, приняли благословение настоятеля монастыря отца архимандрита Мефодия иконами: государь – иконою святого Михаила Архистратига, а государыня – древним, украшенным жемчугом образом Владимирской Божией Матери, именуемой “Умиление”, причем настоятель сказал следующее приветствие: “Архистратиг Сил Небесных охраняет святую гору обители сей, а Богоматерь покровом Своим покрывает ее долину. Да оградит тебя, благочестнейший государь, и христолюбивое воинство твое Архистратиг Небесных Сил кровом крыл своих, и да покроет тебя, благочестивейшая государыня, Царица Небесная Своим омофором”»[9].
Можно предположить, что под иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» здесь понимается список, но какой именно, утверждать нельзя, так как в Успенском храме есть два почитаемых списка, написанных в XVI и XIX веках.
Архимандритом в это время был Мефодий (бывший протоиерей Матфей Холмский), известный в монастыре как трудолюбивый и почитаемый игумен. При нем велось обширное строительство на монастырской территории. Его почитали как благодатного служителя Царицы Небесной и доброго человека, внимательного и ласкового. Архимандрит Мефодий пользовался уважением и у петербургского духовенства; он бывал на аудиенциях у императора Николая II, который подарил Псково-Печерскому монастырю драгоценные облачения и церковную утварь. Своему келейнику, иеромонаху Симеону (Желнину), будущему старцу, архимандрит Мефодий предсказал время своей кончины. О любви народа к нему говорит тот факт, что при его погребении очередь на прощание была больше трех километров[10].
«Государь приложился к раке святого преподобного Корнилия и к чудотворной иконе Успения Божией Матери. Выйдя из храма, их величества обратили внимание на древнюю звонницу, а затем прошли в пещеры, где поклонились мощам Вассы, Марка и Ионы, а затем молились у гроба схимонаха Лазаря, знаменитого подвижника начала XIX века; после чего прошли в дальнюю улицу пещер к братской усыпальнице и осмотрели гробы усопших иноков. Она замечательна тем, что здесь не чувствуется тяжелого запаха, несмотря на то, что некоторые гробы в стенах пещер едва закрыты землей, так что их можно видеть в отверстие»[11].
Архимандрит Мефодий (Холмский) Данное описание посещения пещер похоже на речь современного монаха-экскурсовода, который рассказывает о Богом зданных пещерах.
«Из пещер высокие гости прошли в ризницу, где подробно осматривали все предметы, здесь хранящиеся, и библиотеку. Объяснения их величествам давал Л.Д. Аксенов».
Следует упомянуть, что Л.Д. Аксенов в это время занимал должность обер-секретаря Сената в Санкт-Петербурге; был родом из Пскова, дружил с детства с будущим патриархом Тихоном (Белавиным)[12].
«Здесь хранились древний сборник житий святых, синодики, поучения XV века[13]. Увидели также древний потир и дискос в виде деревянного блюда[14], на которых первые пустынные жители совершали Евхаристию; католические сосуды, доставшиеся монастырю после чудесного спасения обители от Стефана Батория[15]; воздух и плащаницу, вышитые супругой Иоанна Грозного Анастасией Романовной[16]; вещи Иоанна Грозного: столовый прибор[17], пороховница, труба[18], золотая цепь из червонного золота[19]; перстень Анастасии Романовны[20]; осколки ядра, найденного в монастырской башне после осады монастыря Стефаном Баторием; четки необычайной длины, веса и толщины длиной в 3 метра; кубок и две братины Феодора Иоанновича[21] и прочее»[22].
Из пещер высокие гости прошли в ризницу, где подробно осматривали здесь хранящееся
«После этого высокие гости прошли в келью архимандрита Мефодия, а оттуда в Михайловский собор. Их величествам предшествовали преосвященный Сергий и архимандрит Мефодий. Здесь их величества прикладывались к чудотворной иконе Умиления Божией Матери, а затем осмотрели доски с именами убитых в 1812 году»[23].
Под чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» имеется в виду оригинальный образ 1524 года – одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря. Сейчас эта икона находится в Михайловском соборе у правого клироса под пышной сенью.
«Из собора их величества прошли среди шпалер эстонских девушек, удостоив некоторых милостивыми расспросами. В 4 часа дня император Николай II со свитой отбыли при ликовании народа на станцию Печоры, а оттуда в Торошино»[24].
Для жителей Псковского края посещение их мест государем стало особо значимым событием. Набожность императора и его любовь к святыням, радость и ликование людей – вот что являло двухчасовое пребывание августейших особ в Печорах. До сих пор стены и святыни Псково-Печерского монастыря хранят память о знаменательной встрече страстотерпца императора Николая II.