Мы поговорили с епископом Барышевским Виктором (Коцабой), главой Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях, о приезде в Киев Константинопольского патриарха Варфоломея, создании Общественного союза «Миряне» и других актуальных событиях последнего времени.
Епископ Барышевский Виктор (Коцаба)
– Ваше Преосвященство, Православие нынче переживает нелегкие времена. Неканонические действия Константинопольского патриарха Варфоломея привели к кризису в Церкви и разрыву евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, а также с некоторыми архиереями из иных Поместных Церквей, которые поддержали эти действия. Скажите, в каком состоянии находится церковная ситуация на Украине сегодня?
– Сегодня положение дел в церковной жизни на Украине – это, я бы сказал, наглядная иллюстрация слов апостола Павла о том, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9). По-прежнему совершаются открытые враждебные действия против Украинской Православной Церкви. Сюда можно отнести и вмешательство госчиновников в церковную сферу, и травлю в СМИ, и своеволие местных властей, которые занимаются незаконной перерегистрацией общин УПЦ в «Православную церковь Украины». И самым наглядным примером этой вражды, являются, конечно же, силовые захваты храмов сторонниками «ПЦУ». Эти захваты сопровождаются избиением прихожан, а порой и священнослужителей, угрозами и запугиванием верующих и т.д.
9-класснице Кристине Велущак запретили приходить на выпускной вечер из-за того, что она является прихожанкой Украинской Православной Церкви
Особенно горько говорить о том, что некоторые сторонники «ПЦУ», называющие себя христианами, подвергают травле детей, прибегая подчас к прямому насилию. К примеру, в селе Задубровка Черновицкой области 9-класснице Кристине Велущак на родительском собрании запретили приходить на выпускной вечер из-за того, что она является прихожанкой Украинской Православной Церкви. А в волынском селе Садов сторонники «ПЦУ» избили 16-летнего сына настоятеля. Врачи диагностировали мальчику тяжелые травмы головы, кровоизлияния и многочисленные гематомы.
С другой стороны, мы наблюдаем необычайный подъем силы духа среди верующих и духовенства, сплоченность общин вокруг своих настоятелей, верность людей Христу и Его Церкви, осознание того, что все мы братья и сестры во Христе. На боль и страдания каждой отдельной общины и каждого отдельного человека откликается вся Церковь. Это может показаться удивительным и невероятным, но практически в каждом селе, где был захвачен храм (а это более ста мест, в основном, в западных областях Украины), в каждом таком селе новый храм или уже построен, или строится, или же там собираются средства на строительство. Причем помощь – и денежная, и материальная в виде стройматериалов, церковной утвари, богослужебных предметов – поступает со всех уголков нашей страны.
– Этот подъём силы духа, о котором вы говорите, наглядно и ярко проиллюстрировал Великий крестный ход в конце июля с.г., в день Крещения Руси. Его масштабность и величие вновь подтвердили слова Спасителя о том, что силам ада Церковь не одолеть (Мф. 16:18).
Несмотря ни на какие заказные соцопросы и «статистические исследования», УПЦ остается крупнейшей Церковью на Украине
– Да, это так. Следует сказать также, что из года в год число участников Великого крестного хода растет. В этом году нас было 350 тысяч, в прошлом году крестный ход не проводился из-за пандемии, в 2019 году было около 300 тысяч, годом ранее – примерно 250 тысяч. Что интересно, и столичная полиция, которая по указке сверху «традиционно» уменьшает количество участников чуть ли не в десять раз, также свидетельствует о том, что в Великом крестном ходе участвует все больше и больше верующих. Это наглядно говорит о том, что, несмотря ни на какие заказные соцопросы и «статистические исследования», УПЦ остается крупнейшей Церковью на Украине.
– Тем не менее, «ПЦУ» не стесняется повсеместно заявлять, что их «церковь» стремительно возрастает за счет новых сторонников в обществе…
– Хочется спросить: а где же все эти сторонники? Почему мы не видим их на крестных ходах, в храмах «ПЦУ», которые пустуют? Крестные шествия – это важнейшая часть молитвенной духовной жизни православных христиан. Ни в коем случае не хочу превозноситься многочисленностью Великого крестного хода и многих других молитвенных акций по всей Украине, проводимых нашей Церковью, но все они свидетельствуют – с нами Господь.
– На этом фоне весьма плачевно выглядел приезд патриарха Варфоломея в Киев. Что вы можете сказать об этом визите?
– Во-первых, визит этот состоялся по приглашению светских властей нашего государства, поэтому непонятен статус, в котором на Украине принимали патриарха Варфоломея. Если его принимали как духовное лицо, то в этом явствует нарушение конституционного принципа отделения Церкви от государства. Если же его принимали как политического лидера, то, в отличие от Ватикана, Фанар не является государством.
Во-вторых, Украинская Православная Церковь не только не приглашала патриарха Варфоломея в нашу страну, но и призывала воздержаться от такого визита, справедливо опасаясь, что он спровоцирует новую волну захватов храмов и нарушения прав верующих, что и произошло в некоторых епархиях УПЦ. Поэтому визит нынешнего главы Константинопольской Церкви нельзя рассматривать иначе, как незаконное вторжение на нашу каноническую территорию.
– Тем не менее, патриарх Варфоломей, якобы отменив решение о передаче Киевской Митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата от 1686 г., объявил Украину своей канонической территорией?
– Да, вы совершенно верно сказали об этой отмене – «якобы». Потому что решения Синода Константинопольской Церкви от 11 октября 2018 г. об отмене данного решения, а также о принятии в церковное общение пребывающих в украинском расколе, являются не просто нарушением канонов Церкви, а создают какую-то вымышленную «реальность», в которой Фанар предлагает всем пребывать.
Филарет (Денисенко) заметил, что если он пребывал под анафемой, то Епифаний, «рукоположенный» им, даже не священник
Своим визитом на Украину патриарх Варфоломей еще раз продемонстрировал свое упорство в заблуждениях и, несмотря на очевидный провал его проекта по созданию «ПЦУ», продолжает настаивать на том, что именно эта организация является канонической церковью на Украине, а ее глава Епифаний (Думенко) – Киевским митрополитом. Не удивительно, что и сам лидер украинского раскола Филарет (Денисенко) после выхода из состава «ПЦУ» справедливо заметил, что если он пребывал под анафемой, то Епифаний, «рукоположенный» им, даже не священник.
Патриарх Варфоломей и глава раскольников «ПЦУ» Епифаний Думенко
Достаточно вспомнить его реакцию на молитвенное стояние верующих УПЦ у стен Верховной Рады. Патриарх Варфоломей отказался встретиться с православной паствой и выслушать позицию православных Украины. В то время как 10 тысяч человек ждали его у стен Верховной Рады, он, в заслонах полицейских кордонов, зашел с бокового входа в здание Рады и покинул украинский парламент также через внутренний двор. Всё это говорит о том, что патриарх Варфоломей не желает знать мнение миллионов православных граждан Украины и попросту стыдливо прячется от них. В его поведении отчетливо виден почерк воинствующего раскольника. История свидетельствует, что большинство расколов осуществлялось при поддержке политических сил, об этом говорит и религиозная ситуация на Украине.
– Владыка, акция у Верховной Рады была организована Общественным союзом «Миряне». Расскажите об этой организации.
«Миряне» – общественная структура, объединившая верующих всех епархий Украинской Православной Церкви, осознающих, что от их активной позиции во многом зависит судьба Церкви, ее положение в украинском обществе
– «Миряне», как видно из названия, – общественная структура, объединившая верующих всех епархий Украинской Православной Церкви, осознающих, что от их активной позиции во многом зависит судьба Церкви, ее положение в украинском обществе. Деятельность этой общественной организации получила благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Этот союз был воспринят с большим воодушевлением православной общественностью, в короткие сроки местные ячейки «Мирян» были официально зарегистрированы практически во всех епархиальных центрах, и новая православная организация продолжает численно возрастать.
– Можно ли говорить уже о каких-то конкретных результатах деятельности «Мирян»?
– Смотря что называть «конкретными результатами». Пока что в нашей стране не отменены антицерковные законы, не прекратились захваты храмов, не ослабла пропаганда против УПЦ в СМИ. Но само появление Общественного союза «Миряне» продемонстрировало недругам Церкви, что огромное количество верующих, среди которых и представители искусства и науки, и политические деятели, и журналисты, и простые граждане страны, готовы стать на защиту Церкви святого князя Владимира, служить ей своей верой, талантами и способностями.
Первая акция «Мирян», которая состоялась 15 июня с. г., собрала более 20 тысяч верующих. В тот день активисты прибыли для того, чтобы публично передать в Верховную Раду Украины и в Офис Президента два законопроекта, разработанные Союзом православных адвокатов Украины, в помощь народным депутатам исправить положения принятых законов, которые нарушают конституционные права граждан Украины.
Молитвенное стояние у Верховной Рады Украины верующих УПЦ 21 августа 2021 г.
Еще до начала визита Варфоломея в Киев «Миряне» направили в канцелярию Фанара официальное письмо, в котором приглашали патриарха на встречу с верующими УПЦ. Также «Миряне» подготовили ответный «томос», в котором выражали свое несогласие с действиями Константинопольского патриарха в Украине. Этот документ верующие планировали вручить патриарху Варфоломею во время встречи.
– Удалось ли его передать патриарху Варфоломею?
– Непосредственно ему передать не удалось, но этот текст на греческом языке был опубликован греческими церковными новостными агентствами. Так что нет никакого сомнения в том, что патриарх Варфоломей был проинформирован – позиция мирян нашей Церкви была донесена до греко-язычной общественной среды, соответственно, и сотрудники Константинопольской Патриархии не могли с ней не ознакомиться.
– Создание Союза «Миряне» напоминают о религиозной ситуации в XVII веке, когда для противодействия унии на Украине создавались православные братства. Можно ли говорить о том, что «Миряне» возрождают подобные братства в современных условиях?
– Как показывает история, братства появляются тогда, когда Церковь оказывается гонимой и под давлением власти. В XVII веке братства сыграли очень важную роль в том, что Православие на Украине под натиском католиков и униатов не было уничтожено. Братчики отстаивали права православного населения, занимались изданием и распространением православной литературы, просвещением народа, делами милосердия и многим другим. Сегодня «Миряне» занимаются практически тем же, только уже используя современные методы защиты своих прав и современные средства коммуникации.
Но есть и несколько существенных различий между «Мирянами» и упоминаемыми братствами. Напомню, что на рубеже XVI–XVII веков в унию с Римом уклонилось преобладающее большинство архиереев Киевской Митрополии. Епископы переходили в унию или открыто, или тайно, чем теряли доверие у верующего народа. Поэтому братства, как правило, получали от Константинопольского Патриархата широкие права, они становились неподвластными местным архиереям и даже осуществляли своеобразный надзор за тем, чтобы православные архиереи не переходили в унию. Впоследствии это, к сожалению, часто приводило к злоупотреблениям со стороны братств, но это уже другая история.
Из Украинской Православной Церкви в «ПЦУ» перешел всего один правящий и один викарный архиерей. Все остальные не поддались на угрозы и уговоры
Сегодня же на Украине ситуация в этом плане совсем иная. Как мы знаем, из Украинской Православной Церкви в «ПЦУ» перешел всего один правящий архиерей и один викарный, а все остальные остались верными Церкви и не поддались на угрозы и уговоры. Следовательно, «Миряне» действуют не независимо от Священноначалия, а наоборот – по его благословению.
– Многие сравнивают ситуацию на Украине с тем, что происходит в Черногории. На ваш взгляд, они идентичны?
– Они схожи очень во многом. И в Черногории, и на Украине власти настроены против канонической Церкви. На Украине с начала 1990-х годов существует церковный раскол, инспирированный властями, в Черногории также была создана так называемая «Черногорская православная церковь». У нас были приняты антицерковные законы, в Черногории пошли еще дальше: там был принят закон, согласно которому государство должно было забрать, а затем передать раскольникам большинство храмовых зданий и церковных строений.
Черногория, крестный ход в Будве 28 января 2020 года
В наших странах верующие массово выступили в защиту Церкви. Наши архиереи, в том числе и Блаженнейший Митрополит Онуфрий, посещали Черногорию и участвовали в тамошних крестных ходах. То, что в отдельные дни в Черногории на крестные хода выходило до половины всего населения страны, очень впечатляло и служило примером и для нас в отстаивании своих прав.
Показательным моментом является то, что и в Черногории на парламентских выборах, и на Украине на президентских, силы, делавшие ставку на вражду с Церковью, потерпели поражение. Однако есть и различие. Во время предвыборной кампании в 2020 г. в Черногории покойный митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий был вынужден открыто призвать граждан страны не отдавать свои голоса за те политические силы, которые враждебно относились к канонической Церкви. Это была вынужденная мера, хотя Церкви не свойственно вмешиваться в политику. На сегодняшний день мы на Украине не считаем возможным вмешиваться в политические баталии или призывать сторонников УПЦ голосовать за те или иные партии. Надеемся, что пришедшие на смену политики не будут вмешиваться в церковные вопросы, способствовать нормализации религиозной жизни на Украине и не вызывать ответное реагирование православной общественности с целью защиты Церкви.
– В завершение беседы расскажите о вашей деятельности как главы Представительства УПЦ при европейских международных организациях.
– Мы живем в мире, в котором международные организации оказывают серьезное влияние на внутреннюю политику в разных странах. В одних случаях это влияние происходит в результате задействования конкретных правовых механизмов, в иных – более мягким, информационным и идеологическим воздействием. Опыт прошедших лет говорит о следующем: когда представители УПЦ выступают на международных правозащитных площадках, таких как ООН, ОБСЕ и других, где мы приводим задокументированные факты нарушения прав верующих в нашей стране, таким образом создается определенная информационная среда, на фоне которой уже не так просто нашим руководящим органам отмахнуться от существующих заявлений и жалоб, донесенных до зарубежной общественности. Власти просто вынуждены как-то реагировать.
Заседание XXV Юбилейной Межпарламентской Ассамблеи Православия. Афины. 25 июня 2018 года
И здесь очень важно не опускать рук. Капля, как говорится, и камень точит. Например, представители ОБСЕ приезжают на места межконфессиональных конфликтов и могут непосредственно осуществлять мониторинг этих ситуаций. На сайтах ОБСЕ и ООН можно найти систематизированную информацию о нарушениях прав верующих и религиозных общин Украинской Православной Церкви.