У родителей Софии Требитш пятеро детей, София вторая. В свои 27 лет она уже сама многодетная мама: вместе с мужем диаконом Александром Требитшем воспитывает четырех дочерей: Василису (6), Магдалину (4,5), Параскеву (3) и Доминику (8 мес.). Героиня интервью находит много общего в семье своих родителей и своей семье.
Отец Александр и София Требитш с детьми – София, расскажите подробней про семью, в которой вы родились и росли.
– У нас четыре девочки и пятый брат. Он родился, когда старшая сестра уже вышла замуж, ей был 21 год. Старшая – Аня, через семь лет родилась я, через два года после меня – Маша, ещё через пять лет Лиза, через семь лет после Лизы – брат Сережа. Трое старших девочек уже замужем, Лиза заканчивает географический факультет МГУ, Сережа еще в школе. Аня окончила филологический факультет ПСТГУ, она преподаватель русского языка и литературы. У нее двое детей, старшему сыну 12 лет, а дочке 2 года. Я окончила мехмат МГУ, у меня четыре дочки. Маша окончила богословский факультет ПСТГУ, кафедра «Христианские языки Востока»; её специализация – арабский язык. У Маши двое детей, погодки: Афанасию 3 года, а Августину скоро будет 2.
Наши родители оба математики
Наши родители оба математики; папа преподаёт на мехмате МГУ, мама тоже окончила мехмат МГУ, отучилась в аспирантуре, но не защитилась из-за проблем со здоровьем. Из математики ушла в семейную жизнь. Пока сидела дома с детьми, получила заочно второе высшее образование в ПСТГУ на богословском факультете.
– Получается, только вы вслед за родителями стали математиком.
– Наша семья – прекрасное подтверждение того, что у одних родителей все дети рождаются разными. Я думаю, нельзя брать в расчет только родительские гены – есть ведь еще дедушки, бабушки. Моя бабушка Соня, в честь которой меня назвали, мамина мама, была переводчиком с немецкого языка, специалистом всесоюзного уровня. Она встречала делегации, немцы даже принимали её за свою. Она с моей мамой в детстве разговаривала дома по-немецки, и мама очень хорошо знала этот язык, училась в немецкой школе. Но потом волевым усилием сказала, что ей это не интересно и она будет заниматься математикой.
Я всё детство говорила, что пойду куда угодно, только не на мехмат. Все знали, что мама окончила вуз с красным дипломом, была очень талантливым математиком. Разные профессора зазывали её к себе в качестве ученицы. Папа преподавал на мехмате, моя старшая сестра окончила школу с золотой медалью, а институт – с красным дипломом. Я боялась, что не смогу соответствовать такому высокому уровню, и выбрала для себя биологию. Я ходила на кружки, ездила в экспедиции, всячески посвящала свою жизнь биологии – даже готовила химию, которую я не люблю, но нужно было её сдавать. А летом перед 11 классом мы с папой сидели вдвоём на кухне и пили чай. Он рассказывал мне про свою работу, чему он учит студентов… Мне стало так интересно! Я подумала: после математики можно пойти учиться на биолога. Очень многие оканчивают мехмат и идут потом в прикладные науки: в физику, биологию, медицину. А вот после биологии заниматься математикой уже не будешь. Кроме того, у меня были сомнения насчет биологии и химии, а вот что сдам математику, я не сомневалась. И напрягаться меньше, и интересно! К тому же я хорошо знала математическую среду – и родители математики, и училась я в матклассе – я уже понимала, какие люди будут меня окружать. А биологическая среда была мне немного чужда. Вот так всё сложилось, и за год мама успешно подготовила меня на мехмат.
Будучи студенткой, я начала репетиторствовать, и с тех пор не прекращаю этого занятия. В периоды сессий у студентов я могу бегать с урока на урок, и тогда дети остаются с папой.
Семья Рыжиковых. В центре папа Валерий и мама Юлия
– Как воспитывали вас родители?
У папы с мамой родительство было интуитивное
– Думаю, у папы с мамой родительство было интуитивное. Папа вырос в классической советской семье с двумя детьми, мальчиком и девочкой. Мама росла одна с мамой и бабушкой. Для них многодетность была нетипична и непонятна, они всё постигали методом проб и ошибок. Уже основываясь на опыте своего родительства, я думаю, что для них это было неким подвигом. Но мама с папой ко всему относились достаточно просто. В жизнь детей были очень сильно включены. Пока мы оставались маленькими, мама занималась только детьми, а когда младший брат подрос, пошла работать – соскучилась по преподаванию. Папина работа в университете тоже позволяла ему уделять время детям – у него было не так много лекций и семинаров; какие-то статьи он вообще писал дома. Большую часть времени родители проводили с нами.
– В детстве вам больше радости доставляло общение с родителями или общение с сёстрами и братом?
– Родители – это одно. Старшая сестра – другое. Младшие сёстры – третье, а брат – вообще четвёртое. Когда родился брат, мне было 14 лет, и я его воспринимала почти как своего ребёнка. Нянчила, мне это доставляло большое удовольствие – казалось, я своих не буду любить так, как его люблю. Но когда появились свои, это прошло!
Я была очень привязана к старшей сестре, ходила за ней хвостиком
Я была очень привязана к старшей сестре, ходила за ней хвостиком и очень переживала, когда она замуж вышла. Аня тоже уделяла нам много времени, и даже потом жалела, что чрезмерно нами занималась. Ей казалось, что она рано повзрослела, потому что усиленно помогала родителям и чувствовала за нас большую ответственность. Аня всё время думала о том, какой пример подаёт младшим сёстрам. А мы её обожали, она была для нас эталоном! Если бы сестра не заботилась о том, что нужно подавать пример, она всё равно была бы для нас авторитетом. Ничего не поделаешь: старший есть старший. Я тоже нянчила младших, но никогда от этого не страдала. Мне было в удовольствие учить их, наставлять. С младшими я играла в школу: посажу сестру и рассказываю историю Древней Греции. Она мне потом отвечала на вопросы по мифам, показывала города на карте…
– Ссоры часто случались?
– С братом мы никогда не ссорились – он был маленький. Со старшей сестрой тоже, кажется, нет. И с Лизой, четвертой сестрой, не ссорились. Ссорились мы с сестрой, которая младше меня на два года. Два года – это такая разница, когда много чего можно делить. Мы и в детстве ругались, и в подростковом возрасте был кошмар – бедные родители! Теперь я думаю о том, что предстоит мне – у меня ведь тоже все девочки с маленькой разницей… Я всегда относилась к сестре с позиции, что я старшая, а ты должна меня слушаться! А она кричала, что два года – это вообще не разница! С Машей у нас были самые сложные отношения, но и взаимопонимание было самым глубоким. Во-первых, много совместных игр, где она легко уступала мне ведущую роль. Я очень рано начала читать, и мы постоянно разыгрывали сцены из книг. В восемь лет я прочла «Властелина колец», и это надолго стало нашей любовью: мы с Машей ходили в походы, как хоббиты… Когда мы что-то делаем вместе, можем вообще не разговаривать, но каждая знает свою функцию. Есть некая синхронность наших действий. И когда мы играли на фортепиано в четыре руки, нам не нужно было сыгрываться, у нас сразу получалось слаженно: синхронно садились, синхронно играли, синхронно вставали. Для нас это было естественно.
Сёстры и брат Рыжиковы в детстве
– Вы сравнивали себя с детьми, которые росли в маленьких семьях?
– Мне мои друзья-подростки часто говорили: «Как тебе повезло, вас так много; а я один. Мне так грустно одному!» Я невольно задумывалась об этом и понимала: да, здорово, что нас так много. Хорошо, что мне так повезло!
– А к домашним обязанностям в семье как вы относились?
Когда я вышла замуж, подумала: «Какой кошмар – жить одной!» В смысле, без сестёр
– Нас никогда не нагружали домашними обязанностями; мы должны были в первую очередь уделять внимание образованию и саморазвитию. Но маме мы, конечно, помогали. Когда я вышла замуж, подумала: «Какой кошмар – жить одной!» В смысле, без сестёр. Это так тяжело! В большой семье один человек готовит один-два раза в неделю – и всё. И всегда есть еда. Или уборка – мы с сёстрами втроём взялись и быстро всё убрали. А если ты один, ты должен несколько раз в день готовить! Один, сам! Я раньше очень любила готовить, когда жила с родителями, но это нужно было делать время от времени. А теперь я готовлю постоянно, и уже не так это люблю.
– Ждёте, когда дочки подрастут и будут вам помогать?
– Конечно, есть такая мечта, что наступит время и можно будет попросить кого-нибудь: «Приготовь, пожалуйста, суп!» Но вообще не сказала бы, что жду этого. Думаю, я не буду перекладывать на дочек домашние обязанности, хотя помощь время от времени приветствуется. Я надеюсь, что дочери будут уделять много времени своему образованию, как и мы делали.
– Вы хотели стать многодетной матерью?
– Я с самого детства хотела, чтобы у меня было много детей. Вариант с замужеством мне не нравился, поэтому я рассчитывала взять приёмных детей. Но жизнь сложилась по-другому, и я ею довольна. Довольна, что много детей, что они разные – уже видно, что у всех свои предпочтения: кто математик, кто гуманитарий. У Василисы математические способности, логическое, структурное мышление. Она технарь. Попросила подарить ей калькулятор, набирает там большое число и радуется: «Мама, прочитай!» А Магдалина – полная противоположность. Когда я предлагала ей посчитать пальчики или мандаринки, предметы счёта тут же обретали имена, дружились, женились, рожали детей… А вот это – «один, два, три» – Магдалине совершенно не нужно и не интересно. У неё способность к языкам, она легко повторяет и запоминает.
– Вы растите четверых детей, занимаетесь домом, работаете. Как найти силы на всё?
Устал от детей – пошёл поработал. Устал от работы – пошёл к детям
– В моей жизни были периоды, когда хотелось лечь и умереть. Ты открываешь утром глаза и думаешь: «Не буду вставать». Но всё равно встаёшь, потому что – а как иначе? Есть мнение, что человек живёт жизнью, которую сам себе выбрал. Я думаю, это правда. И я рада, что у меня есть работа, потому что если проводить время только с детьми – взвоешь от рутины. Лучший отдых – смена деятельности. Устал от детей – пошёл поработал. Устал от работы – пошёл к детям. В родительской семье я научилась выдерживать режим многозадачности. Изначально я не очень к этому приспособлена, но жизнь в большой семье учит успевать и здесь, и там.
Анна с дочерью, София, папа Валерий Валентинович, Мария, Елизавета, Сергей
– Чему ещё научила вас жизнь в многодетной семье?
Жизнь в многодетной семье научила выдерживать шум и хаос
– Выдерживать шум и хаос. Когда на маленькой площади много народа, ты волей-неволей должен научиться терпеть одновременную беседу нескольких человек. Моя подруга, которая росла одна в семье, спрашивала: «Как ты можешь делать уроки в таком шуме? Мне нужна абсолютная тишина, чтобы я могла сосредоточиться». А мне было нормально. Я спала под любые звуки, занималась под любые звуки, и мне совершенно это не мешало. Ещё я научилась тому, что все люди разные. Даже в одной семье дети, рожденные и воспитанные одними родителями, получаются очень разными. Как одни гуманитарии, а другие математики, так и во всём остальном у всех разные предпочтения. Вообще жизнь в большой семье учит спокойней относиться к тому, что люди не идеальные и нужно с ними договариваться. Искать компромиссы.
Хотя у трёх из нас уже есть свои семьи, мы по-прежнему близки и нужны друг другу. Мы ежедневно общаемся в отдельном сестринском чате, стараемся регулярно встречаться. Конечно, с рождением детей стало сложнее. Две младшие сестры живут близко, мы часто видимся, а старшая живёт подальше, но и она находит возможность приезжать к нам в гости. Сейчас общение с сёстрами – одна из главных радостей моей жизни. Они большая поддержка для меня, и я надеюсь, что и я – поддержка для них.