Сретенский монастырь – сердце почитания преподобной Марии Египетской

2022 год для нашей обители богат на юбилейные даты. В сентябре исполняется 625 лет со дня основания монастыря. Он был заложен в память о чудесном спасении Москвы от полчищ Тамерлана заступничеством Божией Матери.

В этом году мы отмечаем пятилетие Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Невероятной красоты храм, который и вправду строили всем миром, прихожане очень ждали. Владимирский храм не мог вместить всех молящихся особенно за праздничным богослужением.

15 лет назад, 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя состоялось историческое событие – торжественная церемония подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Акт о каноническом общении подписали Святейший Патриарх Алексий Второй и Митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.

1/14 апреля – 1500 лет преставления преподобной Марии Египетской. И Сретенский монастырь является центром почитания великой святой, которая является примером покаяния для всех православных.

Этим материалом мы открываем серию публикаций, посвященных значимым датам в жизни обители.

    

Что влияет на историческое представление событий прошедших веков больше: доказанное археологической находкой или каким-то другим способом задокументированное происшествие или общественное мнение об этом же происшествии, сформировавшееся в стародавние времена в результате народной веры и убеждений? Советская историческая наука о Московском государстве, опираясь только на безусловные свидетельства, напрасно отвергла многие церковные предания. Более пяти веков народного почитания преподобной Марии Египетской в Сретенском монастыре серьезно повлияли на историю Москвы и государства. В 2022 году исполняется 1500 лет молитвенному подвигу святой Марии Египетской в пустыне, завершившемуся в 522 году преставлением преподобной.

Две молодые замужние подруги, обсуждая и осуждая своих мужей, советовались, как им сохранить семьи. Неожиданное решение нашлось в примере третьей подруги, которая поехала в Сретенский монастырь, помолилась во Владимирском соборе и заказала молебен преподобной Марии Египетской, после чего семейная жизнь наладилась. Почему же именно Сретенский монастырь стал центром почитания святой Марии Египетской?

Преподобная Мария Египетская была тезоименитой святой покровительницей княгини Марии Ивановны Серпуховской (1330–1389), матери героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. В 1345 году сын Иоанна Даниловича Калиты Андрей взял в жены Марию, дочь Галицко-Дмитровского князя. На границе Московского и Дмитровского княжеств находились Радонеж и его окрестности. В этом месте Иван Федорович выделил дочери земли в приданое. Сам же Радонеж принадлежал мужу Марии, князю Андрею Серпуховскому. Когда преподобный Сергий избрал гору Маковец для уединенного жительства, то Мария Ивановна дала согласие на основание Троицкого монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку. Княгиня Мария стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней. 6 июня 1353 года от эпидемии чумы умер князь Андрей Иванович. На сороковой день по кончине мужа княгиня Мария родила сына Владимира.

Став вдовой в 23 года, Мария не вступила больше в брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Большая заслуга княгини перед Отечеством в том, что родственная ей великокняжеская семья по ее примеру тоже избрала своим духовным отцом святого Сергия Радонежского. После мужа в ведении Марии Ивановны пребывала треть московской земли. Княгиня владела двором в Кремле и домом на Кучковом поле. В 1386 году по благословению преподобного Сергия она основала на своей земле женский Рождественский монастырь в память о победе на Куликовом поле, случившейся в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Великий князь Дмитрий издал указ, утверждающий это начинание, а великая княгиня Евдокия приняла активное участие в благоустройстве обители. Первыми сестрами стали вдовы и сироты погибших воинов, а их первым духовником – преподобный Сергий Радонежский. Княгиня Мария приняла схиму в своем монастыре с именем Марфы. В нем же она и упокоилась в 1389 году[1].

Именно княгиня Мария Ивановна устроила первый деревянный домовой храм в честь своей святой покровительницы на Кучковом поле у дороги из Москвы на север, а у москвичей появилась икона преподобной Марии Египетской, к которой они могли приходить молиться. У историков нет единого мнения о времени возведения деревянного храма. Александровский называет датой основания церкви преподобной Марии Египетской 1358 год[2], Снегирев и Кондратьев – 1378 год, Токмаков и Машков – 1385 год, причем сразу каменной. Вероятно, в начале XV века храм все-таки был деревянным. Княгиня Мария Ивановна Серпуховская стояла у истоков женского Рождественского и мужского Сретенского монастырей на Кучковом поле.

Когда в 1395 году хан Тимур-Тамерлан с огромным войском приблизился к Москве, то для спасения города было предпринято необычное действие. По благословению митрополита Киприана и по решению великокняжеской семьи в Москву из Владимира была принесена чудотворная византийская Владимирская икона Божией Матери. Как положено по церковным канонам, все москвичи вышли из города по дороге навстречу иконе. Один из первых историков Русской Церкви епископ Амвросий (Орнатский) в 1815 году особенно выделяет, что встреча Владимирской иконы произошла у «церкви преподобной матере Марии Египетския»[3]. Когда-то покаянным молением перед чудотворной иконой Богоматери в храме Гроба Господня Мария вымолила себе право на прощение, теперь москвичам предстояло сокрушаться о своих грехах перед другой чудотворной иконой Богоматери. Покаянная молитва по примеру преподобной Марии сопровождалась слезами и земными поклонами.

Летописная повесть, записанная в XVI веке, красочно живописует: «Тогда изыде весь град в сретение ея, митрополит Киприан с кресты и иконами и кандилы, и епископи с ним, и архимандриты, и игумени, и ереи и диакони, с псалмы и песьмни и с молебными правилы, по них князи и бояре, княгини и боярыни, мужи и жены, уноши и девы, старцы с юнотами, отроци и младенци, сироты и вдовицы, нищии и убозии, иноци и инокине, и всяк возраст мужеска полу и женьска, от мала и до велика, все множество бесчисленое народа христианского сретоша ю далече за градом на поле; и ако узреша чюдный образ предреченныя иконы Пречистыя Богоматере, и тако вси падоша на земли с многими слезами, молящееся и въздыхающе из глубины сердца, и тако намнозе благодарившее ея и въставше от земля, руце въздевше на высоту, въпиюще и глаголюще… О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Умилосердися на нищаа, и убогаа и скорбящиа люди Твоя; на Тя бо надеющееся не погыбнем, но избудем Тобою от враг наших; не предай же нас, Заступница наша и Надежда наша, ненавидящим нас, но съветы их разори и козни их раздруши, и во время скорби сеа, нашедшаа на нас, буди нам теплаа Заступница и скораа Помощница и Предстательница, да избывшее от всех злых, находящих на нас, благодарне Ти възопием: радуйся Заступнице христианом и Покрове граду нашему»[4].

Помощью Пресвятой Богородицы и преподобной Марии Москва была спасена. В вечную память о покровительстве Богоматери покаявшимся горожанам был основан Сретенский монастырь и учрежден первый памятный крестный ход 26 августа. На месте получения чудесной помощи был поставлен деревянный Сретенский монастырский собор и помещен список Владимирской иконы. Святая Мария Египетская стала небесной покровительницей Москвы. На протяжении первого столетия своего существования церкви святой Марии Египетской и Сретения оставались деревянными, потому что при каждой новой угрозе вражеского нападения на Москву монахи с монастырскими иконами прятались за стены Кремля, а посад часто сгорал. Во время набегов татары старались среди прочего уничтожить ненавистный им Сретенский монастырь, воспринимавшийся как символ московской независимости. Но каждый раз деревянные церкви возобновляли.

    

Ситуация в корне поменялась после освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 году при государе Иоанне Васильевиче III. И снова для получения чудесной помощи при нашествии войск хана Ахмата москвичи совершили покаянное моление перед Владимирской иконой у церкви преподобной Марии Египетской. Крестным ходом 23 июня чудотворную икону приносили в Сретенскую обитель. В память второго чудесного спасения Москвы был учрежден второй ежегодный крестный ход из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. В 1482 году церкви Сретения Владимирской иконы Богоматери и преподобной Марии Египетской были возведены кирпичными. Кирпичную Марьинскую церковь ремонтировали и перестраивали в XVI, в XVII и XVIII веках.

В 1521 году произошло третье спасение Москвы от объединенного войска крымских, ногайских и казанских татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Повесть о том событии была составлена в середине XVI века летописцами под руководством митрополита Макария по литературному образцу сказания о гибели града Константинополя, чтобы подчеркнуть значимость описываемого. Махмет-Гирей уподоблялся султану Махмету, Пресвятая Богородица оставляла град за грехи его обитателей, и упоминались признаки скорого конца света[5].

В 1521 году москвичам потребовалось провести четыре крестных хода из Успенского собора в Сретенский монастырь. Во всех случаях спасения Москвы верующие видели одну общую последовательность действий, необходимых для обретения чудесного избавления города от бед. Чудотворный образ торжественно приносили к церкви преподобной Марии Египетской, у которой горожане совершали перед чудотворной иконой Богоматери покаянные моления со слезами и земными поклонами. Эти действия хорошо знакомы православным по «Мариину стоянию» во время великопостной службы, которое совершается по примеру покаяния святой Марии. В результате Пресвятая Богородица прощала искренне раскаявшихся, как произошло и с преподобной. Обычное упоминание о слезах в описаниях многих молений вовсе не означает, что православные были плаксами. Это литературная традиция, передающая искренность и глубокую силу покаяния верующих. Безусловно, москвичи были уверены, что святая Мария молится об их грехах вместе с ними перед Владимирской иконой и считали ее святой заступницей града Москвы.

    

В 1648 году наступила пора наибольшего расцвета Сретенского монастыря, продлившаяся около пяти десятилетий вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича в 1696 году. Связана пора благоденствия была также с покровительством святой Марии Египетской. В 1648 году царь Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской, чьей тезоименитой святой была преподобная Мария Египетская. Были возведены новые кирпичные храмы, палаты и колокольня, обновлена церковь преподобной Марии. Большой Владимирский собор стал чуть ли не домовым храмом членов семьи Романовых-Милославских. При жизни Марии Ильиничны на празднование именин государыни в Сретенскую обитель собирался весь двор и служил патриарх. Местный ряд Владимирского собора монастыря к концу XVII века состоял сплошь из икон святых покровителей царей и цариц рода Романовых-Милославских. Царскими изографами из Оружейной палаты были написаны для Сретенской обители новые иконы, была создана новая богатая богослужебная утварь, отлиты колокола для колокольни монастыря.

Еще один большой колокол весом 79 пудов был отлит в 1668 году на Московском Пушечном дворе предположительно Федором Моториным в память боярина Бориса Ивановича Морозова (ск. 1661) и его жены Анны Ильиничны (ск. 1667), сестры царицы Марии Ильиничны, с подписью: «Вылит сей колокол к церкви преподобной Марии Египетской». Колокол, который получил название «Марьинский», был изготовлен по заказу царицы Марии Ильиничны во исполнение обета ее сестры. С 1669 по 1723 годы колокол висел на отдельной звоннице сбоку церкви святой Марии Египетской за алтарями Владимирского собора. В 1723 году звонницу разобрали, а освободившийся колокол в результате оказался на втором ярусе колокольни Ивана Великого.

Иконы для местного ряда Марьинского храма были написаны при царе Алексее Михайловиче и царице Марии Ильиничне. Основанием для этого утверждения служит описание иконостаса, сооруженного после 1816 года, куда были перенесены иконы из более раннего, разрушенного французами. По правую сторону царских врат были иконы Спаса Смоленского и преподобной Марии Египетской с житием. По левую сторону – Владимирский образ Богоматери и образ Алексия, человека Божия[6]. Рядовые москвичи в конце XVII века обращались за помощью к святой Марии Египетской в Сретенскую обитель для решения бытовых и семейных вопросов, рассуждая так: уж если она помогает царские семейные проблемы решить, то с нашими и подавно справится.

    

Скорее всего, идея получить из Иерусалима часть святых мощей преподобной Марии Египетской для церкви в Сретенском монастыре первоначально исходила либо от царя Алексея Михайловича, либо от царя Феодора Алексеевича. Русской дипломатической миссией была налажена связь с патриархом Иерусалимским для защиты прав и интересов Православной Церкви на Святой Земле. С 1669 года по февраль 1707 года престол Святого Града Иерусалима и всея Палестины занимал Досифей II Нетара. По просьбе патриарха Московского Иоакима он отправил в Москву ученых братьев Лихудов, труды которых увенчались созданием первого русского высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии в 1685 году. С 1687 года из-за конфликта с католиками за владение иерусалимскими святынями патриарх Досифей вынужден был пребывать в Константинополе. С 1681 года дьяк Посольского приказа Емельян Игнатьевич Украинцев лично докладывал царю Феодору Алексеевичу и мог получить секретное частное поручение о ковчеге с мощами преподобной.

Посланный царем Петром I, чтобы заключить мир с Портою, Емельян Украинцев во время переговоров с турками в Константинополе в 1699–1700 годах значительно продвинул вопрос о передаче права на богослужение у Гроба Господня православным грекам. В благодарность патриарх Досифей наградил главу русской миссии Украинцева серебряным ковчегом с плюсной правой ноги преподобной Марии Египетской и выдал грамоту о подлинности святых мощей[7]. Из-за наступившего междупатриаршества после кончины патриарха Адриана грамота с русской стороны была получена от блюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского только 17 января 1707 года. 18 февраля ковчег с мощами и вложенными в него грамотами торжественным крестным ходом из дома Украинцева в Хохловском переулке вдоль стены Белого города к великой радости москвичей был перенесен в церковь святой Марии Египетской. По убеждению верующих преподобная наконец-то прибыла в свой дом.

Божией волей принесение ковчега со святыми мощами в Сретенский монастырь стал личным вкладом думного советника Емельяна Игнатьевича Украинцева для «вечного помяновения своего и родителей своих в царствующем граде Москве в Монастырь Пресвятыя Богородицы Владимирския, что на Стретенке». На стенки ковчега были нанесены 16 мужских и 13 женских имен ближайших родственников Емельяна Игнатьевича, скончавшихся к 1706 году[8]. Ковчег с мощами преподобной сразу стал одной из особо почитаемых реликвий Москвы.

    

Уже с XVIII века ковчег-мощевик постоянно хранили в соборе Сретенского монастыря, и дело здесь не только в том, что деревянная крыша Марьинской церкви часто протекала. Во Владимирском соборе ковчег поместили на аналое рядом с монастырским списком Владимирской иконы Богоматери. Москвичи, приходившие искать помощи Богородицы в своих бедах, сначала молились преподобной Марии Египетской с прошением о содействии им в обращении к Пресвятой Богородице. А когда потом верующие со слезами и коленопреклонениями взывали к Владимирской иконе, то они были уверены, что преподобная Мария молится вместе с ними. Нетрудно в этом увидеть упоминавшийся ранее и полюбившийся горожанам способ получения Божией помощи, берущий за образец покаяние святой Марии. Способ служил универсальным средством спасения в нуждах как личного, так и государственного характера. Равно успешно им пользовались и для испрошения победы российских войск над неприятелем, и для сохранения здоровья и семейного благополучия.

Особенно полюбилась верующим помощь преподобной Марии в трудный 1771 год, когда горожане молились, чтобы избежать заболевания чумой. Во время чумы прикладываться к святыне запрещалось. Во все последующие годы прикладываться к ковчегу разрешалось только в течение одной недели во время Великого поста. После празднования дня преподобной Марии Египетской ее святые мощи переносили в Марьинский храм для недельного народного поклонения.

В 1782–1784 годах церковь святой Марии капитально ремонтировали и переделывали. Был устроен придел Сретения Господня. Ветхую кровлю разобрали. Новую четырехскатную крышу и главу обили железом. Деньги на долгожданный москвичами и монахами ремонт дал прихожанин Сретенского монастыря, один из организаторов бумажного и полотняного дела в России Афанасий Авраамович Гончаров. Он снабжал парусами все суда российского флота. Кроме денег промышленник прислал для стройки людей и материалы. Его правнучка Наталья Николаевна стала женой А. С. Пушкина. В 1803 году сгорел Никольский храм и частично пострадал Марьинский. Их ремонтировали на пожертвования князя и княгини Нежицких и купца Милютина. Работы завершили в 1806 году.

    

К началу XIX века обращение за помощью к покровительнице Москвы святой Марии Египетской через молитвы перед ковчегом с ее мощами стало для горожан незаменимым. Перед Бородинским сражением с французами викарий Августин (Виноградский), епископ Дмитровский, распорядился, чтобы настоятели московских монастырей вывезли из города почитаемые иконы в серебряных окладах и драгоценную церковную утварь. Однако главнокомандующий Москвы граф Федор Васильевич Растопчин потребовал, чтобы святые мощи преподобной Марии Египетской оставались в обители, «чтобы не производить у москвичей ропот и уныние»[9]. О том, что серебряный ковчег с мощами преподобной во время оккупации Москвы французской армией остается в Москве и о возможности прийти в Сретенский монастырь помолиться перед святыми мощами было объявлено публично.

Настоятель и строитель Сретенской обители иеромонах Феофилакт вывез лучшие служебные расшитые серебром и жемчугом ризы, два списка Владимирской иконы в окладах и другую украшенную золотом, серебром и жемчугом утварь. Милостью Божией Сретенский монастырь уцелел в пожаре 1812 года. Французы расположились во Владимирском соборе, где они устроили лазарет. Они обдирали серебряные оклады и венцы с оставшихся икон, разорили Шумаевский крест и разломали иконостас в храме преподобной Марии Египетской. На время пребывания французов в обители оставались ризничий иеромонах Алексей, престарелый иеромонах Иона, иеромонах Варсонофий, иеродиакон Иоаким, послушники Алексей Семенов, Андрей Устинов, Семен Иванов, Никифор Леонтьев и Федор Парфентьев[10]. Скромно отделанная после недавнего пожара Никольская церковь не привлекла внимание захватчиков. В ней разрешили жить и служить монахам.

В руки грабителей попала церковная опись монастырского имущества. Сверяясь с ней, они зверски избивали ризничего Алексея, предполагая, что ценности спрятаны, а не вывезены. Досталось и другим, однако серебряный ковчег с мощами остался у монахов. Чудом преподобной Марии Египетской москвичи считали постоянные богослужения о победе российского воинства перед святыми мощами преподобной в Никольской церкви в месте стоянки французской армии.

    

7 ноября 1812 года викарий Августин привез в освобожденный город чудотворную Владимирскую икону Богоматери и остановился в уцелевшем Сретенском монастыре. Образ постоянно пребывал во Владимирском соборе более пяти месяцев: с ноября 1812 года по празднование Входа Господня в Иерусалим 19 апреля 1813 года, когда ее крестным ходом возвратили в отремонтированный Успенский собор. Во время всех богослужений рядом с иконой стоял аналой с мощами преподобной Марии Египетской.

В 1816 году в церкви святой Марии Египетской соорудили новый иконостас, но уже в 1832 году из-за аварийного состояния храма богослужения были прекращены и более не возобновлялись. Почитание преподобной Марии Египетской при этом не уменьшилось. Помолиться к ковчегу с ее мощами в Сретенскую обитель стекалось все больше и больше людей.

После 1812 года переехал на Большую Лубянку в собственный дом уроженец Гороховца, купец, антиквар, букинист и нумизмат Дмитрий Александрович Лухманов (1765–1841). Помимо книг и рукописей он торговал драгоценными камнями и дорогим антиквариатом, чем заработал большое состояние. Он выделял деньги и принимал активное участие в снаряжении народного ополчения в 1812 году, за что был награжден бронзовой медалью в память Отечественной войны на Аннинской ленте. В 1814 году Дмитрий Александрович приобрел село Косино, в котором вдобавок к храму XVII века возвел две новых церкви. В 1817 году на его средства была возобновлена роспись церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1918 году бывший дом Лухманова на Большой Лубянке заняла Всероссийская чрезвычайная комиссия, а в подвалах дома пострадали праведники за веру. В Косино сейчас именем Лухманова названы улица и станция метро[11].

В 1831 году по России волной прокатилась эпидемия холеры. В Твери ее остановили по примеру избавления от эпидемии 1655 года, когда весь город обнесли святыми мощами благоверного князя Тверского Михаила, убиенного в Орде в 1318 году. Святой князь Михаил Тверской почитался надежным защитником от массовых заболеваний. В 1843 году возникла реальная угроза новой волны холеры. Игуменом Сретенской обители Константином из Твери была привезена частица святых мощей святого князя Михаила Тверского. Помочь против наступления заразы могли святые мощи преподобной Марии Египетской и мощи благоверного князя Михаила Тверского. Их решили положить в одну раку. Средства для изготовления новой раки предоставила дочь Дмитрия Александровича, прихожанка Сретенского монастыря и духовная дочь игумена Константина Мария Дмитриевна Лухманова.

    

В 1844 году на деньги Марии Дмитриевны была изготовлена рака из серебра 84 пробы весом 9 фунтов 95 золотников. На наружной крышке были объемные изображения святых Марии Египетской и князя Михаила Тверского. Внутри была еще одна позолоченная крышка, непосредственно покрывавшая части святых мощей. С трех боковых сторон показаны сцены разговора преподобного старца Зосимы со святой Марией Египетской. С четвертой стороны была нанесена надпись: «Сия рака устроена тщанием московской купеческой дочери-девицы Марии Дмитриевны Лухмановой в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 г.»[12]. С тех пор при наступлении каждой пандемии, да и просто при угрозе заболевания, москвичи устремлялись во Владимирский собор, молились преподобной и благоверному князю, а потом совершали коленопреклонения с покаянной молитвой перед списком Владимирской иконы.

    

Тысячи москвичей прибегали к благодатной помощи преподобной Марии Египетской и благоверного князя Михаила, приходя в Сретенский монастырь и молясь у ковчега и у списка Владимирской иконы. Так происходило во все следующие волны наступления холеры в 1847, 1852, 1865 и 1892 годах, в эпидемии гриппа 1848, 1890 годов и страшной «испанки» 1918–1919 годов, в массовые заболевания сыпным тифом в 1877–1878 и 1919–1920 годах и в пору повального распространения оспы в 1919 году. Множество слез было пролито в молитвах вместе с преподобной Марией Египетской о здравии русских воинов и о победе русского оружия перед списком Владимирской иконы во время войн Крымской (1853–1856 годов), русско-турецкой (1877–1878 годов), русско-японской (1904–1905 годов), Первой мировой (1914–1918 годов). Вот почему в каменной плите пола перед местом, где висел список Владимирской иконы, коленями верующих были протерты две глубокие ямки, что было видно до ремонта пола во Владимирском соборе в 1994 году.

Новый ковчег был изъят в числе других церковных ценностей в 1922 году в переплавку, о чем экспроприаторами была сделана отметка на полях церковной описи обители 1908 года, по которой следили, чтобы ничего не пропустить. При изъятии коммунисты действовали точно как французские захватчики в 1812 году. Судьба святых мощей из раки неизвестна.

После празднования в 1862 году 1000-летия России повсеместно возрос интерес к отечественным памятникам церковной истории. Осенью 1880 года храм преподобной Марии Египетской осмотрела комиссия членов Московского археологического общества. Акт осмотра церкви подписали В. Румянцев, И. Забелин, Н. Никитин, А. Мартынов и А. Попов. Храм сочли древним и, предположительно, относящимся к концу XIV века. После этого заключения Археологического общества проект возобновления древнего вида храма выполнил архитектор Г. Корнеев. Он представил в консисторию планы, чертежи и смету на требуемую сумму для расхода в 20589 рублей 84 копейки. В 1883 году консистория запрашивала у инициатора этой затеи сретенского архимандрита Мелетия, откуда он собирается взять деньги. Мелетий рассчитывал на пожертвования ревнителей отечественной истории в 1884 году, однако в 1883-м архимандрит скончался. В 1887 году по решению Святейшего Правительствующего Синода храм был опоясан в несколько рядов железными обручами, в которых он простоял до 1930 года[13].

    

В 1892 году при архимандрите Димитрие в рухольную была передана древняя икона преподобной Марии Египетской с житийными сценами на полях из обветшавшего иконостаса церкви. В 1912 году архимандрит Афанасий (Самбикин) в числе особо чтимых москвичами святынь назвал аналойную икону святой Марии Египетской письма XIX века[14]. 6 мая 1930 года была начата разборка церкви преподобной Марии Египетской по кирпичику «на хозяйственные нужды», как кратко сообщалось в советских газетах.

После возрождения Сретенского монастыря в 1995 году иеромонах Тихон (Шевкунов) и его духовные чада горячо молились преподобной Марии Египетской, чтобы в обители вновь появились ее святые мощи. И чудо свершилось. В 2004 году уже архимандрит Тихон привез из Никольского греческого монастыря с острова Андрос ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. В 2009 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был освящен придел Владимирского собора во имя святой Марии Египетской.

    

1500 лет преподобная Мария Египетская с небес помогает православным. Более 500 лет, даже с учетом вынужденного перерыва в советское время, звучит молитва святой египтянке из стен Сретенского монастыря. В возрожденной обители каждый год главные великопостные службы проводят у ковчега со святыми мощами преподобной Марии Египетской, лежащего рядом на аналое. Здесь прозвучали убедительнейшие проповеди теперешнего митрополита Псковского и Порховского Тихона о необычайной востребованности обращений к святой Марии Египетской в современной жизни. Пример победы преподобной над человеческими страстями, искоренение греха даже из мыслей через искреннее благодатное покаяние вдохновляет верующих на собственную борьбу с искушениями современного мира, порождающими греховные страсти. За помощью к святой Марии прибегают при избавлении от наркотической, алкогольной и игровой зависимостей. Молитвы к «матери покаяния» ограждают от греха прелюбодеяния, сохраняют семьи, благословляют верность, укрепляют веру и утешают в скорбях.

Но вот пришла новая пандемия. Живет Сретенский монастырь. Стоит Владимирский собор, горят свечи перед списком Владимирской иконы, и лежит на аналое ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Значит, опять пойдут люди молиться о здравии родных и близких, об исцелении от недугов и об ограждении от внезапной смерти. Снова звучит молитва, обращенная к преподобной: «Моли, святая Марие, Пресвятую твою Споручницу, укрепившую тя в подвизе твоем тяжцем, да укрепит она и нас, Всесвятая, всесильною помощью Своею на сем земном тернистом пути»[15].

[1] Морозова Л. Е. Святые угодницы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 246–247.
Игуменья Викторина (Перминова). 15 декабря – день преставления основательницы нашей обители схимонахини Марфы. Путь в вечность. URL: http://mbrsm.ru/2021/12/14/15-dekabrya-den-prestavleniya-osnovatelnicy-nashej-obiteli-sximonaxini-ma...

[2] Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. Рукопись. М., 1917 г. (с дополнениями до 1942 г.), Государственный исторический музей, отдел ИЗО, фонд архитектурной графики. 23. № 3.
Снегирев И. С. Московские урочища, древние и новые. М., 1852.
Кондратьев С. К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 345–348.
Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Московского Сретенского мужского монастыря / Сретенский монастырь. Издание архимандрита Серафима. М., 1885. 24 с.: ил. С. 16.
Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V съезда зодчих в Москве / Под. ред. И. П. Машкова. М., 1913. С. 168.

[3] Епископ Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии. Ч. VI. М., 1815. С. 286–287.

[4] Продолжение летописи по Воскресенскому списку. ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859. С. 67.

[5] Зимин А. А. Повести XVI в. в сб. Рогожского собр. // Зап. ОР ГБЛ. 1958. Вып. 20. С. 189–199.

[6] Дополнение. О церкви Марии Египетской / Опись церковному имуществу 1816 г. Центральный исторический архив Москвы. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 307.

[7] Ковчег для мощей преподобной Марии Египетской. Москва. 1706 г. Серебро, позолота, чернь. 11,4 х 25,6 х 12,7 см. ГИМ. Отдел драгоценных металлов, № 77237. Передан из Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре в 1935 г.
Матченко И. Досифей, патриарх Иерусалимский и его время // Душеполезное чтение. 1878. Кн. 1. С. 81–106. Кн. 3. С. 492–495.
Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891. С. 200.
Текст ходатайства в переводе на русский язык приложен к статейному списку договора. РГАДА Ф. 89. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 1050 об., 1079–1082.

[8] Выписка о родственниках Е. И. Украинцева. РГАДА. Ф. 286. Оп. 1. Ед. хр. 433. Л. 282–318.

[9] Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 17.

[10] Именная ведомость за 1813 г. / Центральный исторический архив Москвы. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1. Л. 77.

[11] Владелец «Охотного ряда» из Гороховца Лухманов Дмитрий Александрович (1765–1841) URL: http://gorokhovets.ru/o-gorokhovtese/gorokhovets-istoricheskoe-poselenie/item/222-vladelets-okhotnog...

[12] Главная опись церковных и ризничных вещей 1908 г. // Центральный исторический архив Москвы. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 11. С. 28.

[13] Смета на постройки, возобновления храмов и иконописи. 1846–1892 / Центральный исторический архив Москвы. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 239.

[14] Донесения настоятеля монастыря архимандрита Афанасия благочинному Московских Епархиальных монастырей Московского Знаменского монастыря архимандриту Модесту за 1912–1913 гг. Докладная о состоянии дел монастыря 1912 г. Центральный исторический архив Москвы. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 15.

[15] Молитва преподобной Марии Египетской. URL: https://pravoslavy.ru/molitvy/marii-egipetskoj/

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×