В активе Евгения Мусохранова порядка 460 авторских рукописных книг, в 50 из которых тема Православия одна из главных, а более 20 напрямую посвящены православной вере. Все крупные и небольшие книги, а также художественные, открытки, буклеты, книги-арт-объекты изготовлены автором вручную. От корки до корки все они написаны каллиграфическим почерком с помощью перьев, туши и чернил. Иллюстрации также нарисованы пером, карандашом, кистью… Евгений Юрьевич, с 2014 года – создатель и руководитель «Клуба авторской рукописной книги в Вятке», рассказал о своем необычном увлечении последних 15 лет жизни.
Запечатлеть историю в книгах
– Что послужило становлению вашего каллиграфического почерка, ведь чаще всего в наше время люди пишут «как курица лапой»?
– О таланте говорить не будем, конечно, а какие-то способности к рисованию-черчению, видимо, есть. Есть и любовь к этому делу, это же главное. Восстановить нормальный, достойный культурного (хочется быть!) человека почерк не составило большого труда, когда такую задачу я перед собой поставил. А упражнения выполнялись более 60 лет назад.
Изготовление современной авторской рукописной книги имеет замечательные перспективы как новое направление «хэнд мэйда»
Когда наше поколение сегодняшних 68-тилетних пошло в школу (я – в 1962-м году), нас учили писать перьями и чернилами, даже был предмет такой – «Чистописание». Примерно в пятом классе стали появляться шариковые ручки, и учителя уже не требовали применять полученные навыки каллиграфии. Помню, что мне было жаль «зряшных» уроков чистописания. А последние лет 15–20, как всем известно, с появлением бытовых и офисных компьютеров, началась новая эпоха в написании текстов, а красивое ручное письмо становится для жизни практически ненужным и, казалось бы, уходит в историю.
Но я всё больше убеждаюсь, что изготовление современной авторской рукописной книги не только позволяет сохранять эту удивительно богатую и интересную часть нашего культурного наследия, но и имеет замечательные перспективы как новое направление «хэнд мэйда».
Евгений Мусохранов с рукописной книгой – Как пришли к этому увлечению, что заставило работать над созданием рукописных книг?
– Когда в нашей семье родилась внучка Сашенька (а чуть позже – еще два внука, и 5 лет назад – младшенькая внучка Таисия), у меня появилась мощная мотивация оставить что-то памятное для родных потомков. Тогда, в 2009-м году, я и принялся за «Рассказы о радости» – получился первый том трилогии. В нем история нашей семьи. Второй том «Жизнь своим почерком» был готов к маю 2010-го года. Здесь я попытался рассказать о своём жизненном опыте и опыте других, гораздо более мудрых людей. Надеюсь, что «когда-нибудь наверняка подымет детская рука мои года, мое богатство…». Помните замечательную песню в исполнении Вахтанга Кикабидзе? Думаю, что и мои подросшие внуки прочтут дедовы рассказы… И третья книга стала логическим продолжением исторической темы. Уже в масштабе нашей с вами Родины. И написал я, ни много ни мало, «учебник истории России для семейного пользования». Такого «Единого учебника» в стране до недавнего времени не было. Моя же книга «Капитаны четырёх столетий», написана была к 400-летию дома Романовых (май 2013 года) и посвящена как царским особам, так и руководителям России до 2000 года. Вдохновило меня на очень уважительное изложение нашей истории большое желание, чтобы у внуков не было никаких сомнений в величии страны, в которой они родились. И без всяких «разбродов и шатаний» 1980-х и «нулевых», попыток многочисленных «умников» максимально унизить нас, рожденных в СССР, на любимой нашей российской земле. Само собой «родилось» и своеобразное приложение к третьему тому – «Вятские списки нового века».
Почтение к творчеству писателей
– Делать рукописные книги – сейчас это ваш основной род деятельности или это хобби?
– Поначалу было хобби, но теперь, особенно зимой, стараюсь посвящать больше времени созданию книг. Сюда входит, прежде всего, чтение книг, затем макетирование, собственно письмо, иллюстрирование, изготовление обложки…
– Сколько таких книг на вашем счету и о чем они?
– Если быть точным, на сегодня 461 книга. О томах, в каждом из которых более ста страниц, уже рассказал. Любовь к литературе пришла ко мне от мамы, хотя по молодости не очень над этим задумывался. А мама, Вера Алексеевна, много лет работала учителем русского языка и литературы. Как писатель, автор текстов, я «зафиксировался» в десяти своих рукотворных книжках. Но я не являюсь сам автором всех книг. Гораздо чаще нахожу, переписываю, «адаптирую», выбираю какие-то мудрые мысли из произведений классиков, современных писателей, в том числе и зарубежных. По такому принципу некоторые люди ведут свои личные дневники, блокноты, «цитатники». Только я все это макетирую, пишу специальными тушью и чернилами каллиграфическими шрифтами, рисую иллюстрации, сшиваю тетради и оформляю как книгу. Небольшие по размеру книжки форматами А5-А8 представляют собой сборники притч, цитат и стихотворений того или иного писателя, деятеля культуры, например, М. Зощенко, Л. Толстого, Д. Хармса, Б. Шоу, М. Жванецкого, Ф. Раневской, Н. Михалкова…
Однажды появилось большое желание сделать серию авторских рукописных книг по текстам любимых вятских, российских и зарубежных писателей – Р. Роллан, Д. Дефо, Г. Маркес, например. Так, создал 12 книжек в одном футляре из произведений вятских литераторов.
Здесь, по-моему, уместно сравнение с музыкальным творчеством. Если, скажем, я люблю и умею петь и играть на гитаре произведения, например, А. Пахмутовой, Ю. Антонова или Пола Маккартни, когда собираются мои родные и близкие… Таким же, по сути, образом я выражаю свое глубокое почтение к творчеству того или иного писателя, поэта! И когда даришь такие рукописные книжки самим авторам литературных текстов – они всегда очень хорошо это воспринимают. Многократно проверено. Собственно, об этом моем увлечении написано в трехтомнике «Книга художника» ведущего специалиста в этой теме – Михаила Погарского.
Тема Православия – одна из главных
– Есть ли в числе созданных вами рукописных экземпляров книги православной тематики?
– В 50 книгах тема Православия одна из главных, а более 20 напрямую посвящены православной вере.
Рукописание в памятниках иконографии Лет 8 назад вновь придя в храм, я обратил внимание, что практически на каждой третьей-четвертой иконе святые изображены либо с развернутыми, либо свернутыми свитками, либо с книгами, открытыми или закрытыми. И меня посетила мысль, что это же все рукописные вещи. То есть «рукописание», поскольку оно отражено на иконах, является богоугодным святым делом! Это меня вновь вдохновило писать книги от руки. И я сделал по этому поводу специальную книгу «Рукописание в памятниках иконографии».
Мне нравится также создавать книги на основе замечательных произведений наших вятских православных литераторов – писателей Николая Пересторонина, Владимира Крупина, священника Александра Балыбердина. Осуществил идею оформить духовные стихи батюшки на отдельных свитках и поместить их в тубус. Есть отдельные сборники акафистов святым, молитвословы, молитвы для детей. Пользуются вниманием изречения святых, Игнатия (Брянчанинова), например. Такие книжки берут и для души, и на подарок. Тема Православия звучит и в книгах по истории Вятского края.
– Вы делаете книги на конкретные заказы или просто по велению души?
– Из 460 созданных книг примерно треть подарена родным, друзьям и знакомым, что называется, «по случаю». Примерно треть книг представлялась на выставках-ярмарках в столице и, соответственно, была распродана – так у меня частично окупаются поездки в Москву и расход на материалы. И еще около 200 экземпляров сейчас составляют домашнюю коллекцию рукописных книг.
Помнится, что Евгения Гришковца как-то посетила мысль, что мы – последнее поколение, которое имеет почерк! Следующие поколения будут просто «тыкать» в клавиши. Разве это не потеря чего-то очень важного в культуре, в развитии человека?
– Рукописное Евангелие испокон веков на Руси почиталось как особая реликвия. Была ли идея у вас создать вручную, написать чернилами текст Священного Писания?
– Написать вручную Евангелие я, естественно, не решаюсь. И настрой соответствующий нужен, и цель, и благословение. Из серьезной церковной литературы написал «Книгу Экклесиаста» по просьбе двоюродного брата, у которого чаще всего останавливаюсь в Москве, и для себя повторил.
– Каким образом происходит работа над оформлением книги?
– Иллюстрации в основном делаю сам, являюсь членом Международного художественного фонда: в членском билете написано «художник-график». Иногда рисую, иногда использую в виде аппликаций рисунки других вятских художников, в зависимости от темы издания, даже почтовые марки, если к месту. Часто иллюстрации делаю способом монотипии (на стекло наносятся краски, получаем оттиск на бумаге, с помощью игры цвета получается ассоциативный рисунок). Идея в том, что каждый видит свою «картинку», как с узорами мороза на стекле. Тем более что нередко получаются очень узнаваемые «рисунки» пейзажей, зверей и тому подобное. Книги до 48 страниц переплетаю сам, 5 самых «толстых» томов переплетал в типографии: необходим мощный пресс и резак. Делаю еще и открытки, буклеты, художественные конверты, тубусы со свитками.
«Клякс стало меньше»
– Сколько времени занимает работа над одной книгой? Часто ли приходится из-за случайной ошибки, кляксы переписывать страницу? Или выучка уже такова, что все сразу делаете «набело»?
– Смотря какая книга. Над каждым томом работа велась больше года, в то время как карманную книжицу делаю сейчас за один-два вечера. Когда начинал, на маленькие книжки уходило несколько дней. Но это уже непосредственно работа с готовым, составленным и отобранным материалом. Конечно, сейчас клякс гораздо меньше. Перья и чернила хорошие, приобретаю в специальных магазинах Москвы, но все равно без ошибок порой не обходится. Переписывать лист формата А4 достаточно затруднительно по времени, поэтому я нашел выход из положения: делаю аккуратные заплатки, а в конце книги – примечание: «Допустимы бумажные заплатки». Считаю, что сделанной вручную книге это придает особый шарм.
В утешение себе скажу, что и древние переписчики библейских текстов делали подобные «промахи», и строчки иногда клонились вниз из-за того, что писарь «на ходу» засыпал…
– Каждая книга в единственном экземпляре? Не смущает ли вас ограниченный круг читателей?
– Книги создаю, прежде всего, для семьи. В надежде, что внуков потянет к чтению моих рукодельных книжек. Что касается небольших по объёму книжек, если они оказываются востребованными читателями, то делаю еще экземпляры, иногда несколько. Например, москвичи любят Зощенко, Хармса, и можно смело везти на выставку-ярмарку сразу несколько аналогичных книжек.
Даже идентичные по содержанию и похожие по оформлению книги копиями не являются, в этом и уникальность рукописной книги
Однако даже идентичные по содержанию и похожие по оформлению книги копиями не являются, в этом и уникальность рукописной книги. Некоторые книги отражены в выставочных и библиотечных каталогах. Мне сообщали, что та или иная моя книга попала в нью-йоркскую или лондонскую библиотеку.
А то, что тираж мал… Так мы же не считаем, что у картины художника «тираж мал». Вот и авторская рукописная книга – та же картина, только постраничная. Кроме того, приходилось видеть у некоторых авторов типографских книг их стопки, лежащие дома. Ну, издали 500–1000 экземпляров, раздали, подарили, а остальное девать, увы, некуда. Так лучше уж при востребованности сделать ещё, чем издавать «с запасом».
Направление «Hand Made Book»
– Есть ли у вас еще «коллеги» по цеху в Кирове, в России?
– После создания своей первой книги я задался тем же вопросом и через Интернет вышел на московское Творческое объединение «Авторская рукописная книга», поехал и 1 июня 2010 года на его заседании представил свой труд. Создатель и руководитель объединения, доктор филологических наук Светлана Николаевна Никольская, и другие члены похвалили мою работу, и меня приняли. Оказалось, что это есть целое направление «Hand Made Book», что дословно переводится как «сделанная вручную книга». Активных деятелей там человек десять, это москвичи, из провинции был я один, вятский. Есть ещё удивительный художник книги Михаил Погарский, Владимир Марков и Михаил Вяткин – мастера изготовления миниатюрной книги. Их я также считаю своими учителями. Многому я научился и у нашего кировского художника Николая Ярковского.
В Кирове до недавнего времени было два человека, которых считаю «коллегами по цеху» – Катерина Клауцан и Андрей Драченков. Каждый из них создал по две-три таких книги, но в принципе занимаются другой деятельностью. Но захотелось иметь в окружении людей, с которыми можно было бы поговорить о рукописной книге и в Кирове. Нашёл желающих, собрал, поучил азам такого творчества, и сейчас есть несколько человек, которым это занятие тоже стало интересным. Особенно увлеклись и стали моими хорошими друзьями Галина Балабанова, Александра Катона, Людмила Ситникова, Ольга Барышникова. А москвичи даже «благословили» нас на открытие «Клуба авторской рукописной книги в Вятке», что мы и сделали 3 марта 2014 года. Правда, сейчас у нас нет помещения, где мы могли бы собираться. Но созваниваемся, встречаемся, делимся опытом, обсуждаем наши дела.
– Выставляете ли где-либо свои книги?
– Да, с 2010-го выставляюсь на международных, российских, областных и районных выставках и выставках-ярмарках. Их у меня было уже более ста. Чаще, конечно, это заочное участие, с присутствием там моих книг. Дважды в год приглашали от московского Творческого объединения «Авторская рукописная книга» участвовать – в начале июня в книжном фестивале «Книги России» на Красной площади, и в начале сентября на ВДНХ, на Московской международной книжной выставке-ярмарке. А буквально на днях руководитель Международного объединения «Книга художника» Михаил Погарский пригласил поучаствовать в галерею Давыдково в вернисаже выставки «Слово и спорт». Новые свои книги представляю в «Герценке» на ежегодной выставке «Вятская книга».
Участвовать в таких выставках очень интересно, потому что ты вращаешься среди людей, кому интересно писать и читать книги, среди таких известных современных писателей и мастеров культуры, как Владимир Крупин, Александр Проханов, Дарья Донцова, Юнна Мориц, Андрей Максимов, Виктория Токарева, Николай Бурляев и многие другие… Смысл поездок – общение, обмен опытом, радует и то, что поездки стали чаще окупаться.
Радость дарения
– Кто в основном покупает книги? Вероятно, их пытаются приобрести коллекционеры? И можете ли назвать примерную стоимость одной такой книги?
– Действительно, особый интерес к авторским книгам имеют коллекционеры, преподаватели и студенты полиграфических факультетов вузов. Просто любители «книг для гурманов». Понятно, что в столице покупательская способность людей значительно выше, и они готовы заплатить за представляющие для них ценность книги приличные деньги, соответствующие трудоёмкости такого вида творчества. Стали книги и в Кирове покупать. Однако далеко не все из них я сам готов продать. Да и, честно говоря, при дарении такой книги хорошему человеку получаешь удовольствие большее, чем от «вынужденной» продажи.
Мастер-классы в Музее истории Хлынова
– Ваш каллиграфический почерк помогает вам в жизни, может быть, в «паспортный стол» поработать прежде приглашали?
– Не знаю, помощь ли это в жизни, но помню, что со 2-го по 10-й класс был в школе «вечным» редактором классной и даже школьной стенгазеты. Даже в секции настольного тенниса, помню, тренер доверял делать спортивную стенгазету. Названия даже помню – «Дружба» и «Топ-спин»!
Коллеги на прежних работах, кто знал, обращались за помощью в написании поздравительных открыток, грамот или благодарственных писем. Так и получилось, что стал оформителем более десяти различных стенгазет. А вообще говоря, считаю, что лучшим в нашей области, бесподобно красивым каллиграфическим почерком владеет замечательный художник Владимир Михайлович Баженов. И у него я учусь!
Есть желание сделать серию авторских рукописных книг по произведениям писателей, поэтов – юбиляров текущего года
– О чем планируете еще издать книги?
– Есть желание сделать серию авторских рукописных книг по произведениям писателей, поэтов – юбиляров текущего года. Начал его реализовывать в 2023-м году. Сейчас делаю книги помесячно по юбилярам 2024-го года. В январе это были произведения Аркадия Гайдара (120 лет), Сомерсета Моэма (150 лет). В феврале – Ивана Крылова (255 лет). В марте – Михаила Жванецкого (90 лет), Юрия Бондарева (100 лет) и так далее. И всё это литературное богатство так и просится в рукописные книжки.
«Чтобы профессия была по душе»
– Как вы считаете, талант в жизни человека должен проявиться сам, или с детства нужно пробовать применение сил и умений в разных направлениях, чтобы почувствовать расположенность к тому или иному ремеслу?
– Это просто способность к данному ремеслу, я считаю. Талант – это гораздо более высокий уровень. А способности есть у каждого человека. В школе они проявились, а через десятки лет вылились в увлечение. И к детям, а теперь и к нашим маленьким внукам стараемся быть внимательными, чтобы определить и дать должное направление тем или иным способностям.
– Что нужно, по-вашему, делать человеку, чтобы преумножить свой талант?
– Известно, как важно присматриваться к каждому ребенку, к проявлению его способностей. И направлять их в нужное русло. Чтобы он получил соответствующее образование, чтобы выбранная профессия была по душе. Конфуцию, кажется, принадлежит фраза: «Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни».