Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Правление императора ромеев Михаила Стратиотика
- Христианизация венгров
- Переселение венгров в центр Европы
- Словенцы – первый из славянских народов, принявших веру во Христа
- Хорватия в эпоху ее обращения к вере во Христа
После низложения Михаила Стратиотика константинопольский люд с ликованием встретил торжественно вступившего в сопровождении свиты и войска в столицу Исаака Комнина:
«Одни, как богу, несли Исааку зажженные светильники, другие курили благовониями… все ликовали и прыгали от радости, будто вступление его в столицу было каким-то новым явлением Всевышнего… В торжестве участвовали не только простой народ, не только синклитики, не только живущие земледелием и торговлей, – покинули свои обиталища и те, кто приобщился к высшей философии и кто поднялся на вершины гор, кто поселился в пещерах или проводил жизнь среди воздуха, – все они спустились со скал или покинули свои воздушные жилища, оставили горные высоты ради равнины и сделали царское вступление в город подобным чуду»[1].
Он был ставленником армии, возглавившим государственный переворот, и первым Императором из знатного рода Комнинов
1 сентября 1057 г. Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий венчал Исаака на царство. Он был, как многие его предшественники на троне, ставленником армии, возглавившим государственный переворот, и первым Императором из знатного рода Комнинов.
В ту пору ему было за 50 лет – Исаак родился около 1005 г. Его отец Мануил Эротик Комнин сделал блестящую военную карьеру в правление Императора Василия Болгаробойцы, который приблизил его к себе. Дядя Исаака Никифор Комнин в ту пору управлял расположенной в Армении фемой Васпуракан. Император Василий уделял внимание воспитанию сына своего фаворита, лично обучая его воинскому мастерству. Исаак обладал прекрасными прирожденными физическими способностями и благодаря умелому обучению достиг высокого совершенства в боевом искусстве. Его ловкость была беспримерной – «мчась верхом на коне», он «мог голыми руками поймать бегущего зайца»[2].
Параллельно он изучал тактику, а затем, когда продвинулся на военной службе, – оперативное искусство и стратегию, став со временем лучшим из полководцев империи, одним из тех военачальников, кто в период упадка ее военной мощи, наступивший после Василия II, стремился уберечь вооруженные силы от разложения. В войсках он снискал исключительную популярность, став неформальным лидером партии военачальников, вышедших, как и Исаак, по преимуществу из провинциальной знати, противостоявшей столичной бюрократии. Женившись на Екатерине – дочери Царя Болгарии Ивана Владислава, Исаак получил в приданое колоссальные богатства – обширные земельные владения на Балканах.
Став Императором, он, опасаясь беспорядков и притеснений мирных жителей со стороны заполонивших столицу стратиотов, приведших его к верховной власти, удалил войска из Константинополя, а чтобы не вызвать ропот и возмущение в среде тех, кто служил ему надежной опорой, счел
«первой своей заботой одарить их, как полагается, и отправить по домам, чтобы дать им немного передохнуть, а потом собрать вновь и идти вместе в поход на варваров. Для такого дела, казалось, и месяца было мало, а Исаак в мгновение ока распустил и вывел из города войско. При этом еще, прощаясь, напомнил каждому о его подвигах: одних похвалил за храбрость, других – за полководческое искусство»[3].
Характеризуя Исаака, его манеру говорить, стиль его общения с подчиненными и иностранными послами, когда он давал им аудиенцию, Пселл писал:
«Порой бывал он добрым и доступным, порой же лицо его преображалось, глаза начинали сверкать, и брови, если можно так выразиться, тучами наплывали на светильники его души… Исаак был очень немногословен, не любил пускаться в пространные рассуждения, но и не оставлял мысль неясной… Витийствовать он предоставил нам, людям простым, чей удел – частная жизнь, а для выражения своих желаний считал достаточным взгляда, движения руки или кивка… Принимая послов, он не со всеми держал себя одинаково, но всегда разговаривал свысока и растекался речами обильней, нежели вздымающийся Нил в Египте или клокочущий Евфрат в Ассирии. Он даровал мир тем, кто просил о нем, и грозил войной дерзнувшим нарушить договоры»[4].
Первостепенной задачей Исаак считал наведение порядка в делах государственного правления
Первостепенной задачей Исаак считал наведение порядка в делах государственного правления. До него столичная бюрократия и царедворцы, пользуясь своим положением и старческой немощью последних автократоров – Зои, Феодоры, Михаила, – в государственной казне видели, прежде всего, источник личных доходов, в меру своей близости к особе Василевса.
Но и сами
«прежние Императоры расточали царские сокровища на свои прихоти, а поступления в казну употребляли не на нужды войска, а на благодеяния лицам гражданским и на торжества. Мало того, желая, чтобы им после смерти устраивали роскошные и торжественные похороны, они сооружали из фригийского и италийского камня и приконисских плит гробницы, вокруг которых строили дома, воздвигали для большей торжественности церкви, сажали рощи и окружали всю территорию кольцом садов и лугов… Войско же в это время уменьшалось и приходило в упадок. Но этот Царь… догадывался, почему пришла в упадок Ромейская держава, почему мощь соседних народов растет, а наша уменьшается... Поэтому, когда царская власть оказалась в его руках, он немедленно стал искоренять источники зла»[5].
Исаак решил положить конец расхищению государственных финансов, приняв меры, вызвавшие неприязнь со стороны кругов, на интересы которых он посягнул
Исаак решил положить конец расхищению государственных финансов, приняв меры, вызвавшие острую неприязнь со стороны кругов, на интересы которых он посягнул. Опытный военачальник, он озабочен был недостатком средств, направляемых на содержание войска. Для защиты границ империи от внешних угроз, тем более для возвращения утраченных территорий требовалось значительное увеличение воинского контингента, а чтобы его содержать, наведения относительного порядка в казне было недостаточно. Надо было существенно повысить государственные доходы, но утяжелять бремя податей, взимаемых с обнищавшего крестьянства, он не хотел. Царь нашел другой способ пополнения казны – конфискацию имений, приобретенных в обход законов. От таких мер понесли убытки провинциальные магнаты, из среды которых, по преимуществу, выходили военачальники, в свое время составившие ему главную опору в борьбе за верховную власть. Исаак лишен был осторожности хитроумного прожженного политика, которая требовалась для того, чтобы оставаться на престоле в таком государстве, где монархическое правление не было наследственным по закону, разве только по факту, и далеко не всегда, и где поэтому автократору, чтобы удержать власть, следовало либо располагать волей и ресурсами для насильственного подавления всякого противодействия, либо владеть политическим искусством, изворотливостью, способностью к хитросплетенным интригам. Он недооценил реальный масштаб сопротивления, которое ему будет оказано.
«Реформы, с помощью которых Исаак Комнин надеялся помешать кризису государства, из-за спешки и непоследовательности проведения лихорадили страну. Принципиальность василевса охладила к нему даже родню, обманутую в надеждах поживиться за счет казны. При дворе мероприятия Императора встречали мощное противодействие, сам он оказался оплетен сетью интриг своих ближайших советников»[6].
В целях пополнения казны он прибег к конфискации земли у нескольких богатых монастырей, что вызвало протест со стороны Патриарха Михаила Керулария. В разгаре распри с Василевсом Патриарх, напоминая Царю о своей роли в низложении его предшественника Михаила Стратиотика, не удержался от грубости: «Я тебя слепил, печка, я тебя и разрушу»[7]. Реакция Императора не заставила себя долго ждать. В ноябре 1057 г. Вселенский Патриарх был арестован и доставлен на остров Приконис. Ему передали требование Царя отречься от Патриаршего сана. Человек неколебимой воли и бесстрашия, Михаил Керуларий ответил на это требование решительным отказом. Василевс приказал подготовить судебный процесс против Первосвятителя. Обвинительную речь поручено было составить и произнести искусному ритору Михаилу Пселлу, совесть которого отличалась незаурядной гибкостью, не уступавшей его талантам. Текст ее, проливающий яркий свет на личность не столько обвиняемого Первоиерарха, сколько обвинителя, сохранился. В других текстах Пселла присутствуют иные и почти противоположные оценки личности Патриарха. Произнести заготовленную речь Пселлу не пришлось. Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий скончался в ссылке через месяц после своего ареста. Раскаявшись в содеянном, Император распорядился похоронить Первосвятителя с подобающими ему почестями. И все же расправа над Патриархом создала напряжение во взаимоотношениях между верховной властью и епископатом, подрывала симфонию священства и царства. Преемником Михаила Керулария на патриаршем престоле стал Константин Лихуд.
Несмотря на цепь неудач во внутренней политике, Исаак Комнин успешно защищал империю от внешних угроз
Несмотря на цепь неудач во внутренней политике, Исаак Комнин успешно защищал империю от внешних угроз. Ему удалось укрепить пограничную оборону в Азии, отразив нападения сельджуков. В 1058-м г. он, напав на печенежскую орду, угрожавшую вторжением на северо-востоке Балкан, нанес ей чувствительное поражение, отбив у печенегов на время охоту к новым авантюрам.
В конце 1059 г. Император простудился на охоте. Болезнь его не была смертельно опасной, но, выполняя, вероятно, волю дворцовых заговорщиков, стремившихся поскорее избавиться от неудобного для расхитителей государственных средств правителя, Михаил Пселл, уму и разносторонним знаниям которого Исаак доверял, внушил ему мысль о скорой кончине, тем самым побудив его к постригу ради спасения в вечной жизни – такая традиция сложилась в империи ромеев: Цари нередко постригались перед смертью.
Постриг влек за собой неизбежным образом отречение от престола. Во всяком случае, Царица упрекала Пселла в том, что он подтолкнул ее мужа к постригу и отречению:
«Царица, не зная, что это желание возникло у самого Исаака, гораздо больше винила за такое решение всех нас, а когда увидела меня, молвила: ‟Нечего сказать, помог же ты нам своим советом, философ, неплохо ты нас отблагодарил, задумав обратить самодержца к монашеской жизни”. Я поклялся, что у меня и в мыслях не было ничего подобного, а потом спросил и лежащего, откуда возникло у него такое желание. На это он ответил (передаю его слова): ‟Она, по женскому обычаю, не дает мне выполнить мое благое намерение, а винит в нем кого угодно, только не меня”. – «Верь мне, – сказала Царица, – если только ты выздоровеешь… я взвалю на свои плечи все твои прегрешения, а если нет... я сама буду заступницей за все твои грехи перед Судьей и Господом. Твои деяния останутся без возмездия, а меня пусть пожрут черви, покроет черная тьма и сожжет палящее пламя. И тебе не жаль бросить нас, одиноких?»[8]
После пострига Исаак поправился и помышлял уже о том, чтобы вернуть себе престол, который занял Константин Дука, но, не имея поддержки, оставил это намерение и поселился в Студийском монастыре, где преставился полтора года спустя, 31 мая 1061 г.